Урок обществознания для 6 класса по теме "Домашнее хозяйство"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)
Урок «Домашнее хозяйство», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 ч и является 4 уроком в разделе «Экономическая сфера общества».
Основная цель урока: познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими; дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету; развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения; способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни; прививать интерес к изучаемой теме, предмету.
В данной методической разработке используются сингапурские обучающие структуры, которые позволяют проектировать в учебном пространстве урока условия для формирования самостоятельности обучающихся, развития критического мышления, развития навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию технологии деятельностного подхода и в конечном итоге формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия.
Автор разработки надеется, что предложенные материалы помогут интересно и педагогически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в школе в условиях внедрения ФГОС ООО.
Методическая разработка предназначается для учителей обществознания и экономики, а также всем тем, кто интересуется устройством и принципами функционирования экономики с целью использования в учебно-воспитательном процессе.
В разработке представлены план-конспект урока; самоанализ урока; приложение, включающее мультимедийную презентацию к уроку; раздаточный материал для работы в группах и методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_s_prilozheniyami_chebareva_o.v.docx | 39.29 КБ |
prilozhenie_1_chebareva_o.v.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Чистопольского муниципального района
Домашнее хозяйство
ФИО автора: Чебарева Ольга Валентиновна
Должность автора: учитель истории и обществознания
Чистополь, 2018
План
1. Аннотация
2.План-конспект урока
3. Самоанализ урока
4. Учебно-методическое обеспечение
5. Приложения:
Мультимедийная презентация (Power Point)
Методические рекомендации
Раздаточный материал
Аннотация
Урок «Домашнее хозяйство», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 ч и является 4 уроком в разделе «Экономическая сфера общества».
Основная цель урока: познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими; дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету; развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения; способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни; прививать интерес к изучаемой теме, предмету.
В данной методической разработке используются сингапурские обучающие структуры, которые позволяют проектировать в учебном пространстве урока условия для формирования самостоятельности обучающихся, развития критического мышления, развития навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию технологии деятельностного подхода и в конечном итоге формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия.
Автор разработки надеется, что предложенные материалы помогут интересно и педагогически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в школе в условиях внедрения ФГОС ООО.
Методическая разработка предназначается для учителей обществознания и экономики, а также всем тем, кто интересуется устройством и принципами функционирования экономики с целью использования в учебно-воспитательном процессе.
В разработке представлены план-конспект урока; самоанализ урока; приложение, включающее мультимедийную презентацию к уроку; раздаточный материал для работы в группах и методические рекомендации.
План-конспект урока
Образовательная область: обществознание
Класс: 6
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: Домашнее хозяйство.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими.
Задачи:
- Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
- Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
- Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.
- Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость.
- Развивать умения работать в группе.
- Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
- Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи.
Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье.
Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией.
Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.
Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета.
Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал для ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, карточки для СОРТ КАРДС
Основные понятия и термины: домашнее хозяйство, семейный бюджет, доходы и расходы семьи, дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Используемые технологии:
- информационные;
- коммуникативные;
- критического мышления;
- рефлексивные;
- сотрудничества.
Методы обучения: словесный (слово учителя); репродуктивный (беседа по иллюстрации); наглядно-иллюстративный (слайды презентации); исследовательский (творческие работы: задания учащихся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений); практический (анализ практической ситуации).
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок
Начинаем наш урок
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Молодцы. У нас всё готово к уроку? Сели все правильно, удобно.
II. Мотивационно-целевой этап
Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.
Показ практической значимости и постановка учебной задачи.
Учитель: Несколько уроков назад мы начали изучение экономической сферы жизни общества.
Задание: Я предлагаю, вам посмотреть внимательно на экран: подумать и ответить на вопросы:
- Что вы видите?
- Что объединяет эти картинки?
- Что вы думаете об этом? (слайд 1).
Учащиеся рассматривают раздражитель (картинки) и описывают свои наблюдения в деталях.
Учащиеся размышляют/приводят толкование того, что они видят, и делятся своими идеями с другими; формулируют тему урока (структура СИ-ФИНК-УАНДЭ).
«Домашнее хозяйство» и есть новая тема сегодняшнего урока. (слайд 2)
Задание: подумайте, и попытайтесь сформулировать цели нашего урока.
Учащиеся высказывают свои мысли и формулируют цели урока.
Учитель обобщает ответы учащихся:
Цель нашего урока – познакомиться с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими, рассмотреть понятие семейный бюджет и источниками его формирования, познакомиться с основными статьями доходов и расходов семьи.
Моя задача – дать вам первоначальные навыки планирования семейного бюджета, а также формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету. (слайд 3)
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
III. Работа по теме урока.
1. Домашнее хозяйство.
Учитель: Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Семья является
- самой малой частью общества;
- каждая семья ведет свое домашнее хозяйство.
Что это слово обозначает?
Домашнее хозяйство - все имеющиеся ресурсы и собственность семьи.
Учащиеся обращаются к его определению на слайде (слайд 4)
Работа с тетрадью: запись определения.
Как и для чего организуется это хозяйство?
На слайде по ходу ответов учащихся появляется схема. (слайд 5) работа по схеме
Учитель: Таким образом, мы видим, что в собственности семьи могут находиться: квартира, дача, приусадебный участок, транспорт, мебель, одежда, бытовая техника, денежные средства, драгоценности и т.д.
Вопрос: что нужно для того, чтобы все это иметь?
Учащиеся отвечают: (деньги)
Задание группам:
Какой деятельностью может заниматься семья, чтобы заработать деньги?
Возьмите листы бумаги, поделенные на четыре части. Подумайте и запишите максимальное количество идей по теме на своей части листа.
Обменяйтесь своими идеями по очереди. Придя к консенсусу запишите эту идею в центральный квадрат. (слайд 6)
Учащиеся выполняют задание учителя в группах, используя структуру ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.
Затем озвучивают результат.
Обобщение учителя: Итак, семья может заниматься разными видами деятельности: бизнесом, быть собственником фирмы, работать на заводе, заниматься фермерством, иметь акции во владении магазином, химчисткой и заводом, предпринимательской деятельностью. (слайд 7)
Экономика означает бережливость, экономность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья.
Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (интерактивная презентация с героем из мультфильма)
2. Семейный бюджет.
Задание: посмотрите внимательно на слайд: что вы видите? Что вы об этом думаете? Кто изображен на картинке? (слайд 8)
Как вы думаете - кто такой эконом?
Работа по иллюстрации на слайде: ответы на поставленный вопрос.
Обобщение учителя: Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.
В словаре В. Даля читаем: «Скопидом – человек, который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин».
Благосостояние любого хозяйства, будь то огромное хозяйство страны или хозяйство семьи, зависит от правильного, рационального исполнения бюджета.
Если говорить о семейном бюджете, то бюджет - это денежный план семьи за определенный период времени (слайд 9). Он состоит из двух статей.
Задание по группам: из каких двух статей состоит бюджет?
Чтобы выполнить данное задание вам необходимо взять конверт с карточками у себя на столе и разделить их на две категории, объяснив причины своего выбора.
Учащиеся выполняют задание используя СОРТ КАРДС: делят карточки на две категории и называют их, обосновывая свой выбор.
Обобщение учителя: Итак, бюджет семьи – это доходы и расходы семьи за определенный период времени (неделю, месяц, год) (слайд 10)
Учащиеся записывают определение в тетрадь.
Расходы-затраты денежных средств в семье, бывают двух видов: обязательные и произвольные (на доске появляется схема). (слайд 11)
Прежде всего, осуществляются обязательные расходы, которые нам необходимы для нормального существования и которые мы обязаны осуществить по закону.
Задание по группам: определите к какой группе расходов относятся предложенные примеры на карточках?
Учитель: Для этого возьмите карточки № 1; зачитывая свои ответы по кругу, все остальные ученики записывают на своих листках.
Учащиеся выполняют задание, используя структуру ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН.
Обобщение учителя: Итак, проверяем выполнение задания (слайд 12)
Учитель: Бюджет может иметь три вариантах:
Расходы < доходов – профицит бюджета; или избыточный, т.е. после покупок у семьи останутся средства
расходы = доходам – бюджет сбалансированный;
Расходы > доходов - дефицит бюджета (слайд 13)
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Учитель: Я предлагаю вам взять карточки №2. Вам предложены ситуации. Определите, пожалуйста, какой вид бюджета будет в данной семье. Если он окажется дефицитным, назовите ресурсы семьи, при помощи которых можно пополнить семейный бюджет.
На выполнение работы вам отводится 2 минуты, отвечать предстоит одному представителю от группы.
Учащиеся работают в группах.
Ответы от каждой группы.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: а сейчас я предлагаю вам закончить предложения (ПОПС-формула): 1. «Я считаю, что домашнее хозяйство …» (позиция)
2. «Потому что…» (объяснение)
3. «Я могу доказать это на примере…» (пример)
4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…(суждение) (слайд14)
Формулировка вывода
Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. (слайд 15)
Понравилась ли вам такая форма урока?
Что нового вы узнали?
Пригодится ли вам это в жизни?
Домашнее задание.
Параграф 10 читать, термины учить.
Мальчикам: Как ваша семья связана с экономической жизнью страны? Приведите примеры.
Девочкам: Перечислите, какие главные правила необходимо соблюдать, чтобы хозяйство семьи было успешным? (слайд 16)
Выставление оценок. (слайд 17)
Планирование семейного бюджета – дело сложное. Хочу пожелать вам, чтобы ваш семейный бюджет был сбалансированным или профицитным! Спасибо вам за работу на уроке!
Учебно-методическое обеспечение.
1. Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2015
2. Интегрированный урок по теме «Семейный бюджет. Основы проектирования». Авторы Кашина И.В., Коржова Е.А. http://festival.1september.ru/articles/532759/ .
3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова. 6 класс. – М.:ВАКО, 2015
Самоанализ урока.
Тема урока: «Домашнее хозяйство»
Дети в классе по уровню развития разные, поэтому при работе я учитывала возможности каждого ученика.
Данный урок 4 в разделе «Экономическая сфера общества». В это раздел вошли темы, раскрывающие роль и значение экономики в современном обществе, дающие первоначальные ознакомительные сведения о мире экономики.
Тема урока: Домашнее хозяйство.
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
2. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
3. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.
4. Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость.
5. Развивать умения работать в группе.
6. Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
7.Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.
Формируемые компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи.
Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье.
Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией.
Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.
Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета.
В ходе урока применялись следующие методы обучения:
1. Словесный (слово учителя)
2. Репродуктивный (беседа по иллюстрации)
3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации)
4. Исследовательский (творческие работы: задания учащихся на
самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений)
5. Практический (анализ практической ситуации)
Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:
- информационные;
- коммуникативные;
- критического мышления;
- рефлексивные;
- сотрудничества.
Рассмотрим реализацию задач на различных этапах урока.
В начале урока, шло формирование способности учащихся полноценно воспринимать и осознанно усваивать новый материал решение предметных задач, поставленных на урок. Рассматривая визуальный раздражитель (картинки) учащиеся думали, размышляли, приводили толкование того, что видят, делились своими идеями с другими (структура си-финк-уандэ). Таким образом, у ребят развивается умение извлекать необходимую информацию из увиденного и делать самостоятельные выводы (познавательные УУД), дети учатся контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по (регулятивные УУД)
Положительная результативность данной работы видна в правильной постановке учащимися темы урока и цели.
Основной этап урока по своей структуре делится на 2 стадии.
- На первой стадии – при изучении вопроса о домашнем хозяйстве, в результате фронтальной беседы по конструктивным вопросам – Что такое домашнее хозяйство? - способствующим углубленному пониманию материала, установлению взаимосвязей между понятиями и толкованиями, а также активизации мышления учеников, ребята проявили активность. Из 16 человек, присутствующих, 14 подняли руку, желая высказать своё предположение, т. к. это работа где не страшно ошибиться и ребята смело высказывают своё мнение. На данном этапе реализовывались личностные, предметные и метапредметные задачи.
Также учащиеся, работая по структуре плейсмэт консенсус, записывая свои идеи и производя обмен ими между собой, пришли к совместному выводу о разных видах деятельности, осуществляемой семьей, т.е. использовался прием технологии критического мышления. Данный прием способствует лучшему пониманию материала, путем генерирования идей и принятия командного решения т.е. решались предметная задача и формировались познавательные и коммуникативные УУД.
- На второй стадии – при рассмотрении вопроса о семейном бюджете и его составляющих, использовалась групповая работа (две структуры сингапурской методики сорт кардс и ол райт раунд робин). Она помогает каждому ребёнку участвовать в работе, слушать и слышать других, учит договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы, слушать и понимать речь других, учит самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, т. е. формирует коммуникативные УУД.
Результативность: на данном этапе дети активно включались в диалог (более 50% детей), ученики не боялись высказывать свои мысли, делиться своими выводами. Я считаю, что на данном этапе все задачи, поставленные мною, полностью реализовались.
На стадии первичного закрепления изученного – были предложены карточки для проведения практической работы для того чтобы обнаружить и устранить пробелы по изучаемому материалу.
Безошибочное выполнение данного задания, позволяет сделать вывод о владении первоначальными навыками планирования семейного бюджета.
На заключительном этапе урока на стадии рефлексии для обобщения работы я задала вопросы, ответив на которые ребята не только продемонстрировали мне понимание изученного материала, но и свои чувства и эмоции, которые в свою очередь показали, что предметная задача поставленная на урок успешно выполнена.
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.
Считаю, что цели и задачи урока реализованы. Урок состоялся.
Приложение 2
Методические рекомендации
В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан 2010-2015гг «Килэчэк» («Будущее») в нашей республике запущен новый проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан». Этот проект разрабатывался совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited, которая предложила в качестве основы свою программу «Преобразование обучения в 21 веке».
Образование в Сингапуре понимается не как у нас, в России – академическим достижением, оценками, успеваемостью в теоретических дисциплинах, аттестатами, дипломами. Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Именно поэтому сингапурская система образования уделяет большое внимание развитию творческого мышления, лидерских качеств, навыков решения учебных и жизненных задач. Такая система делает преподавание более эффективным, поощряет гибкость, инициативу и творчество в школах. Кооперативный метод обучения, который используется в школах Сингапура, основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д..
Отработанные и систематизированные педагогами Сингапура методы и приемы, которые они называют обучающими структурами, дают возможность реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Сами сингапурцы не скрывают, что в основе их образовательной системы лежат лучшие достижения мировой педагогической науки, в том числе и идеи советского ученого Л.С.Выготского, опыт педагогов – новаторов 60-80-х годов двадцатого века.
Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» - это проектирование в учебном пространстве урока условий для формирования самостоятельности обучающихся, развития критического мышления, развития навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию технологии деятельностного подхода и в конечном итоге формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия.
Образовательные структуры, предложенные сингапурскими педагогами, позволяют учитывать возрастные психологические особенности учащихся, т.е. интеллектуальные, эмоциональные, психические возможности и темп умственной деятельности детей на каждой возрастной ступени. Это продуманная система методов, которые можно использовать на каждом уроке по любой учебной дисциплине.
Работа по «сингапурской технологии» начинается с правильной рассадки учащихся: за одним столом (сдвоенными ученическими партами) сидят 4 ученика: те обучающиеся, что сидят рядом, называются «партнерами по плечу», а те, что сидят напротив – «партнерами по лицу». Такая рассадка дает учащимся возможность видеть друг друга, а не спины одноклассников, работать в паре, работать в группе. Пары и группы – не постоянные, у учителя есть возможность рассадить учащихся в зависимости от целей, которых он хочет добиться на данном уроке.
Умение вести диалог, предлагать свои идеи, умение взаимодействовать предусматривается в каждой обучающей структуре. Каждая обучающая структура предполагает ясный, четкий инструктаж по выполнению заданий, а точная постановка учебных вопросов позволяют добиться исчерпывающих ответов. Постоянная работа по обучению детей формулировать вопросы не только репродуктивные, но и конструктивные, фасилитирующие (чего, к сожалению, еще не умеют делать наши учащиеся), помогает развивать регулятивные УУД. Обучающие структуры, позволяющие развивать коммуникативные универсальные действия, - это ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, СОРТ КАРДС и ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin).
ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС – учитель задает тему, ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа, ученики по очереди обмениваются своими идеями, если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат, идеи записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.
СОРТ КАРДС – учитель задает тему(проблему), ученики генерируют идеи на отдельных листочках бумаги, используя методы мозгового штурма, учитель определяет количество категорий, в командах ученики сортируют карточки в зависимости от категорий и объясняют причины своего выбора.
ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся по одному зачитывают свои ответы по кругу, а остальные записывают новые идеи на свои листках.
На первый взгляд, обучающие структуры, предложенные сингапурским педагогами, очень сложны и непонятны, но для тех учителей, кто знаком с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, будет приятно узнать знакомые методы и приемы. Структура СИ–ФИНК-УАНДЭ, в которой учитель представляет визуальный раздражитель (картинка, график), ученики рассматривают и описывают свои наблюдения в деталях, ученики размышляют/ приводят толкование, того, что они видят, и делятся своими идеями с другими, напоминает упражнение, часто используемое на стадии вызова ТРКМЧП.
Обучающие структуры, где ученик взаимодействует с учеником, создают безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду, а там, где происходит взаимодействие ученика и учебного материала, после обработки материала есть возможность установить связи, порефлексировать. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
В данной методической разработке использованы сингапурские обучающие структуры, которые, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию положенного в основу ФГОС деятельностного подхода, результатом которого призваны стать универсальные учебные действия.
Приложение 3
Раздаточный материал
Карточки для СОРТ КАРДС.
Заработная плата членов семьи | Процентные выплаты по денежным вкладам |
Доходы от предпринимательской деятельности | Пособия на детей |
Питание | Одежда |
Квартплата | Транспорт |
Налоги | Покупка дорогостоящих вещей |
Доходы от собственности (сдача в аренду квартиры, земельного участка) | Пенсии, стипендии |
Карточка №1 для ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН.
1 | Питание |
2 | Драгоценности |
3 | Налоги |
4 | Бытовая техника |
5 | Квартплата |
6 | Проезд на транспорте |
7 | Дорогостоящие предметы |
8 | Транспортное средство |
9 | Одежда |
10 | Туристические путевки |
Карточка № 2 для закрепления.
Семья Петровых состоит из 5 человек – бабушка, дедушка, папа, мама и внучка 5 лет.
Бабушка с дедушкой – пенсионеры и их общая сумма пенсии составляет 10 тысяч рублей; папа работает водителем, его заработок – 8 тысяч рублей; мама – швея, ее заработок – 5 тысяч рублей.
Общая сумма дохода этой семьи – 23 тысячи рублей.
В ноябре семья израсходовала на питание – 11 тысяч рублей, коммунальные услуги – 5 тысяч, на оплату детского сада – 1 тысячу, на покупку обуви – 6 тысяч.
Общая сумма расходов составляет – 23 тысячи рублей.
Определите вид бюджета семьи Петровых.
Карточка № 2
Семья Ивановых состоит из трех человек (мама, папа и сын-школьник).
Глава семьи – Иван Петрович работает учителем в школе и получает зарплату 20 тысяч рублей. Мама – Татьяна Ивановна работает библиотекарем в районной библиотеке, ее заработок составляет – 8 тысяч рублей.
Месячные доход семьи составил – 28 тысяч рублей.
Определите вид бюджета семьи Ивановых, если их расходы в ноябре состояли из следующих: выплата кредита – 5 тысяч, оплата коммунальных услуг – 3 тысячи, расходы на продукты питания – 10 тысяч; питание в школе – 1 тысяча, расходы на бензин – 2 тысячи, услуги мобильной связи – 500 рублей, покупка подарка бабушке на юбилей – 3 тысячи, приобретение зимних ботинок сыну – Коле за 2 тысячи рублей.
Общая сумма расходов составила – 26500 рублей.
Карточка № 2
Семья Сидоровых неполная и состоит из мамы - Веры Ивановны и сына Миши, ученика 6 класса.
Доход их семьи составляет: 8200 рублей и состоит из зарплаты мамы – 6 тысяч рублей, алиментов – 2 тысячи рублей и детского пособия – 200 рублей.
В ноябре семья Сидоровых израсходовала 5 тысяч на питание, 2 тысячи на коммунальные услуги, 4 тысячи – на покупку зимней куртке Мише и зимних сапог Вере Ивановне.
Общая сумма расходов составила – 11 тысяч рублей.
Определите вид бюджета этой семьи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Домашнее хозяйство
Цель урока: п ознакомиться с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими
Домашнее хозяйство- все имеющиеся ресурсы и собственность семьи
Цель домашнего хозяйства – удовлетворение потребностей домочадцев Организует быт Осуществляет домашнее питание Распределяет время на труд и отдых Приобретает товары и услуги Мини-экономика семьи Все ресурсы семьи Собственность: квартира; приусадебный участок; дача; транспорт; мебель; одежда и т.д.
Обсудите, какой деятельностью может заниматься семья, чтобы заработать деньги? ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС
Итак, семья может заниматься: 1. Предпринимательской деятельностью. 2. Бизнесом. 3. Быть собственником фирмы. 4. Иметь свою долю акций во владении магазином, химчисткой и заводом. 5. Члены семьи часто составляют ядро фермерского хозяйства. 6. Заниматься частным извозом на личном транспорте. 7. Иметь личное подсобное хозяйство по выращиванию овощей, фруктов, цветов, домашних животных и т.д.
Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения «СКОПИДОМ – человек , который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин» В.ДАль
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЙ ПЛАН СЕМЬИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (НЕДЕЛЮ, МЕСЯЦ,ГОД) Задание по группам: ИЗ КАКИХ ДВУХ СТАТЕЙ СОСТОИТ БЮДЖЕТ? СОРТ КАРДС Распределите карточки на две категории В каждой категории может быть разное количество карточек
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – ЭТО ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (НЕДЕЛЮ, МЕСЯЦ, ГОД) ДОХОДЫ РАСХОДЫ Заработная плата членов семьи Питание Доходы от предпринимательской деятельности Одежда Доходы от собственности (сдача в аренду квартиры, земельного участка Квартплата Процентные выплаты по денежным вкладам Транспорт Пенсии, стипендии, Покупка дорогостоящих вещей (бытовой техники, транспорта, путёвок) Пособия на детей Налоги
Задание по группам: Определите: к какой группе расходов относятся предложенные примеры на карточках ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН
Виды расходов: Обязательные расходы Произвольные расходы На питание На одежду На квартплату На транспорт Налоги На приобретение дорогостоящих предметов; бытовая техника, транспортное средство, туристические путевки драгоценности
Если : Расходы < доходов – профицит бюджета; расходы = доходам – бюджет сбалансированный ; Расходы > доходов - дефицит бюджета
З акончите предложения: 1 . «Я считаю, что домашнее хозяйство …» (позиция) 2. «Потому что…» (объяснение) 3. «Я могу доказать это на примере…» (пример) 4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…(суждение)
Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. Подведение итогов занятия
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 10 читать, термины учить. Мальчикам: Как ваша семья связана с экономической жизнью страны?, приведите примеры. Девочкам : Перечислите, какие главные правила необходимо соблюдать, чтобы хозяйство семьи было успешным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Презентация к уроку в 9 классе "Коллективизация сельского хозяйства".
Презентация к уроку истории в 9 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным....
Презентация к уроку в 9 классе по теме "Хозяйство Центрально-Черноземного района"
Презентация содержит диаграммы, при анализе которых обучающиеся сделают вывод о том, хозяйство какого экономического района будет изучаться на данном уроке. Далее перечислины некоторые особенности эко...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Презентация по обществознанию 8 класс. Тема : "Мировое хозяйство и международная торговля"
Мировое хозяйство и международная торговля.Заполни таблицуВсемирный банкмеждународная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странамЦели ...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...