Модуль "Право. Политика"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Темы: Гражданское общество", "Политическая система" "Политические партии" и другие в помощь сдающим ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdel_politika._tema_gosudarstvo.pptx | 266.54 КБ |
politika.pptx | 72.36 КБ |
politicheskie_partii.pptx | 227.78 КБ |
razdel_politika._politicheskaya_sistema.pptx | 320.23 КБ |
temagrazhdanskoe_obshchestvo.pptx | 394.03 КБ |
razdel_politika_izbiratelnaya_sistema.pptx | 152.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие государства: особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.
Признаки государства 1) наличие публичной власти, (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения); 2) система налогов, податей, займов 3) территориальное деление населения 4) суверенитет 5) правотворчество 6) г осударственные символы
Суверенитет- присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях
Титульный лист сочинения Томаса Гоббса « Левиафан » ( 1651 год ), посвящённого проблемам государства
Теории происхождения государства Теологическая теория — Ф. Аквинский Патриархальная теория — Аристотель, Платон, Конфуций Общественный договор — Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев Теория насилия — К. Каутский, , Е. Дюринг Материалистическая (марксистская) теория — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Психологическая теория — Цицерон, Г. Тард , Л. Петражицкий Расовая теория — Ж. Габино , Ф. Ницше
Функции государства 1. Внутренние функции 2. Внешние функции
Внутренние функции государства: Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики. Социальная функция —реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. И др. функции.
Внешние функции государства: Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях. Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.
Государства мира В настоящее время (декабрь 2012 года) существует 195 государств, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена.
Форма государства : форма правления — определяет кому принадлежит власть; форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей; политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Формы правления : монархия и республика Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству. Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).
Республика - при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);
Формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: существование одноуровневой системы законодательства; подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ); существование только одного гражданства;
Федеративные государства это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; наличие двухуровневой системы государственных органов; двухканальная система налогообложения.
Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. конфедерация не обладает суверенитетом , так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.
Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного государства. Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Политика - 1. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономические отношения
Политика и власть Политика Политика - (греч. politika - государственные или общественные дела - отpolis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями междусоциальными группами, сутью которой является определение форм, задач,содержания деятельности государства.
Политика бывает : Внешняя Внутренняя
Внутренняя политика Охватывает основные направления деятельности государства, партий: -экономическая, -социальная, -культурная, и др.
Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами .
Политика- деятельность органов государственной власти и государственного управления
Власть- это возможность и способность навязать свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению
Политическая власть- способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю , оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов
В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.
Источники власти : Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы) Авторитет (семейные и социальные связи, харизма , экспертные (специальные) знания, вера) Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)
Виды власти : Верховная власть Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Политическая власть Управленческая власть Публичная власть Символическая власть
Функции власти Коммуникативная Координационная Управленческая Контрольная
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти» Л.Троцкий( Бронштейн)
Политическая партия - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Коняева Т.В
Признаки политической партии Носитель определенной идеологии Нацеленность на завоевание власти Наличие политической программы Наличие устава Наличие организации - руководящих органов и членов партии Наличие разветвленной сети местных организаций
Функции партии Внешние: 1) борьба за завоевание политической власти, 2) реализация партийной программы; 3) выражение интересов отдельных социальных групп и слоев; 4) обеспечение связи граждан с государственными структурами; 5) отбор, подготовка политических лидеров разного масштаба; 6) участие с их помощью в политическом управлении; 7) подготовку и участие в избирательной кампании; 8) осуществление политической социализации граждан.
Внутренние Функции: 1) набор новых членов партии, 2) пополнение партийной кассы, 3) оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.
Типология политических партий по организационному строению ( по составу) – кадровые и массовые; по отношению к закону – легальные и нелегальные ; по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские; по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные; по территории – федеральные, региональные и локальные ; по идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические; по шкале политического спектра: левые, центристские, правые ; по способу деятельности – реформистские, революционные .
Отличия политической партии как политического института: специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти)) носитель определенной идеологии; наличие программы действий; характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.); определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации.
Список партий, создавших свои парламентские фракции и представленных в действующей Государственной думе шестого созыва по итогам выборов 2011 года . Для принятия любого федерального закона достаточно более 50 % голосов депутатов (то есть более 225 депутатов), для принятия федерального конституционного закона — ровно 2/3 голосов (то есть достаточно ровно 300 депутатов). Единая Россия - « российский консерватизм », прагматизм , центризм Дмитрий Медведев , Владимир Путин - --------------------238 депутатов КоммунистическаяпартияРоссийскойФедерации КПРФ коммунизм , марксизм-ленинизм , патриотизм Геннадий Зюганов ---------------------------------------------------------------------------------92 депутата Справедливая Россия СР социал-демократия , демократический социализм Николай Левичев , Сергей Миронов —---64 депутата Политическая партия ЛДПР ЛДПР русский национализм , панславизм , неоимпериализм Владимир Жириновский ----------------------------------------------------------------------------56 депутатов
цели и идеи, могут самые разные Объединять членов партии социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.
Цели политических партий Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления . В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются: формирование общественного мнения ; политическое воспитание и образование граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня. прочие цели определяются политической программой партии.
Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть
Направления Политические (социально-политические, общественно-политические) движения: за сохранение и развитие демократии и прав человека; антивоенные, антиядерные; за землю и социальные права крестьян; за новый экономический порядок (антиглобализм); неприсоединения; экологические; против расовой и национальной дискриминации; женские, молодежные, студенческие.
Этапы развития политических движений I этап- зарождение идеи, появление активистов, выработка общих взглядов II этап -пропаганда взглядов, агитация, привлечение сторонников III этап - более четкое формирование идей и требований, развитие общественно-политической активности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Политическая система- Сложная Разветвленная Совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм их взаимодействия, реализуемых через политическую власть.
Структура политической системы общества Институциональная Нормативная Функциональная Коммуникативная Культурно-идеологическая -------------------------------------------------- ПОДСИСТЕМЫ
Структура политической системы организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы ( политическая культура , политические идеи/идеологии). нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы , регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы. коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом. функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
Институциональная подсистема ГОСУДАРСТВО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ИНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Коммуникативная подсистема К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности. Нормы политического взаимодействия включают в себя политические , правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.
нормативно-регулятивная подсистема политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции
К ультурно-идеологическая подсистема политические идеи,идеология включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения политическая культура совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности .. , политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.
Функции политической системы 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач. 3. Укрепление единства общества. 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека. 5. Урегулирование конфликтов.
Политическое сознание - это система идеологических и психологических элементов, оценка человеком существующего политического бытия и выбор варианта поведения в соответствии с индивидуальными и общественными интересами. К идеологических элементов политического сознания относятся: идеи, теории, концепции, доктрины и т.п..
Политический процесс - это совокупность деятельности всех субъектов политических отношений, которая направлена на формирование, изменение или преобразование, а также функционирования политической системы общества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Признаки гражданского общества развитая демократия; правовая защищённость граждан; определённый уровень гражданской культуры. высокий образовательный уровень населения; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; самоуправление; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; сильная социальная политика государства многоукладная экономика большой удельный вес в обществе среднего класса.
Структура гражданского общества 1. Политические партии 2. Общественно-политические движения 3. Благотворительные фонды 4. Потребительские ассоциации 5. Научные, спортивные, культурные общества 6.Церковь 7. Семья
Философские постулаты Гражданское общество — это общество негосударственного типа. Гражданское общество — это общество людей высокого социального, культурного, морального экономического статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности. Гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.
Функции гражданского общества Защита частных сфер жизни людей. Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. Стабилизация общественных отношений и процессов. Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.
правовое государство- верховенство права, реальное осуществление, обеспечение, охрана, защита и восстановление нарушенных прав человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, контроль и надзор за созданием и применением юридических законов. правоохранительных органов и т.д..
Признаки правового государства 1) господство право как общая мера свободы, равенства и справедливости в обществе, что и определяет содержание действующих законов, других нормативных и индивидуальных правовых актов; 2) соблюдение и обеспечение прав и свобод гражданина ; 3 ) разделение властей ; 4 ) ведущая роль суда в решении спорных вопросов и конфликтных ситуаций; 5) высокий уровень правовой культуры граждан- знание и соблюдение закона
Гражданское общество, с одной стороны, может и должно сужать сферу деятельности государственных органов, а с другой — брать на себя часть социальных проблем, тем самым помогая государству снимать или хотя бы ослаблять социальную, финансовую, экономическую напряженность в стране.
2014 год. Обращение граждан в органы государственной власти.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав , проведения выборов в органы государства и местного самоуправления , определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.
Пропорциональная избирательная система- одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер .
Достоинства пропорциональной избирательной системы Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система. Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места. Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый. При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными . Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте. Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы. В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспеч ить себе победу на выборах в регионах.
Недостатки пропорциональной избирательной системы При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»). При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии ) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства и потребуется сформировать коалиционное правительство . Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы. В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему. Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков. Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному. Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган ( парламент ), при которой избранными считаются кандидаты , получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу , где они баллотируются.
Достоинства мажоритарной избирательной системы Это универсальная система, используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города). В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.
Недостатки мажоритарной избирательной системы Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают. В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание. Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров. Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве ( закон Дюверже ). Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг .
Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система , основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешняя политика России в первой четверти XIX века
Презентация к уроку истории по истории России в 8 классе...
Зачёт по теме "Политика"
Данную презентацию нужно использовать для зачета по теме " Политика" в 11 классе. На слайде,после нажатия мышкой, возникает вопрос. На обдумывание вопроса и написание ответа отводится 60 сек, после че...
Внутренняя и внешняя политика правителей с 9 века по 21 век.
Изучая историю России на уроках истории в школе, не редко у учителей и учащихся возникает один вопрос: «Почему события внутренней и внешней политики русских правителей разбросаны по разным стран...
Внутренняя и внешняя политика правителей с 9 века по 21 век.
Изучая историю России на уроках истории в школе, не редко у учителей и учащихся возникает один вопрос: «Почему события внутренней и внешней политики русских правителей разбросаны по разным стран...
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества
Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...
«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»
Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...