Авторская программа "МИР ПРАВА"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему
Системное формирование у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности конституционного понятия «права и обязанности» гражданина РФ через:
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вводная часть
Правовое образование школьников является составной частью работы по формированию в них личности Гражданина и Патриота своей страны.
Неоднократно в своих публичных выступлениях именно на этом акцентировал внимание Президент России В.В. Путин.
Знания, становящиеся убеждениями, характеризуют зрелость не только личности каждого человека, но и в целом гражданского общества.
Школа – начало такого воспитания, его определяющее звено. Именно в школе учащиеся должны получить основные знания о Конституции РФ, правах и обязанностях гражданина России. В этих целях разработана настоящая программа «Мир права».
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «МИР ПРАВА» ( пропаганда основ правовых знаний, воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения школьников) |
Исполнители программы | Коллектив педагогов, учащихся и родителей (законных представителей) МОУ «СОШ № 2 города Пугачева Саратовской области» совместно с коллективами работников Пугачевского районного суда, межрайонной прокуратуры, МО МВД РФ «Пугачевский» Саратовской области, Пугачевского межрайонного СО СУ СК России по Саратовской области (по согласованию, на основе добровольного партнерства) |
Основная цель программы | Системное формирование у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности конституционного понятия «права и обязанности» гражданина РФ через:
|
Основные задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | 3 года I этап с 01.09.2014 года по 31.05.2015 года II этап с 2015 года по 2017 год (на основе принципа ежегодной пролонгации по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Формирование у учащихся, сознательного уважительного отношения к Конституции РФ, символам и законам страны, устойчивого понимания единства прав и обязанностей гражданина. Дальнейшая целенаправленная работа педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) по реализации права на получение качественного образования в школе, в средних и высших учебных заведениях, в рамках гарантий Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Повышение уровня правовой грамотности, качества знаний у учащихся. Развитие различных форм школьного самоуправления, реализация личностных планов школьников по повышению качества знаний и получению профессионального образования. Формирование у учащихся активной жизненной позиции, готовности быть членом гражданского общества. Организованная безопасная среда для развития и обучения ребенка, повышение его социальной адаптации, формирование устойчивых принципов ЗОЖ. Выработка у участников программы практических навыков использования защиты собственных прав, сознательной реализации обязанностей. |
Управление программой и контроль за ее реализацией | Контроль за выполнение настоящей Программы осуществляют администрация МОУ «СОШ № 2 города Пугачева Саратовской области», работники Пугачевского районного суда, Пугачевской межрайонной прокуратуры (на основе добровольного партнерства). |
Разработчики | Коллектив педагогов и учащихся МОУ «СОШ № 2 г. Пугачева», работники Пугачевского районного суда |
Пояснительная записка
Настоящая комплексная программа «Мир права» разработана в целях разъяснения и закрепления на всех этапах обучения учащихся важнейшего конституционного понятия «права и обязанности гражданина РФ», социальной подготовленности учащихся к самостоятельной жизни.
В основу программы положены практика и обобщенный опыт коллектива школы последних 5 - ти лет по вопросам военно-патриотического, нравственного, физического и эстетического воспитания. Тщательному анализу были подвергнуты результаты организации учебной и внеклассной работы, в том числе в специализированных классах, результаты взаимодействия в воспитательных целях педагогического коллектива школы и работников правоохранительных органов. Выводы, сделанные в ходе анализа проведенной за эти годы работы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего углубления и разработки системной комплексной целевой программы по организации правового воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся, формирования у них навыков практического применения правовых знаний.
При разработке настоящей Программы были учтены интерес и итоги самостоятельной работы учащихся старших классов по профилю общественных дисциплин, их самостоятельные исследования, участие в олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях по этим направлениям.
Цели и задачи программы сформированы на основе имеющегося опыта. Углубление и расширение направлений программы было определено в связи с новыми задачами системного формирования более высокого уровня гражданственности и правовой культуры, которыми должны обладать выпускники школы.
Программа ставит цели и задачи для педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) и
содержит ежегодно разрабатываемые конкретные мероприятия по ее реализации и углублению на основе системного анализа итогов предыдущего года.
По сложившейся в деятельности педагогического коллектива традиции все целевые мероприятия программы предполагают активное привлечение к ее реализации педагогов, учащихся, родителей (законных представителей), специалистов правоохранительных органов, которые, решая задачи учебно-воспитательного процесса, используются также в качестве «слепка» гражданского общества и реализуют дополнительные игровые функции в проведении мероприятий.
Каждый учебный год заканчивается аналитической запиской, подводящей итоги проделанной работы, характеристикой развития коллектива класса и индивидуальной оценкой личности отдельных учащихся. К аналитической записке прилагаются методические разработки, сценарии, конспекты бесед, творческих и иных мероприятий.
Работники суда готовят аналитическую записку с учетом специфики их участия в реализации программы и профессиональной оценки правовой дисциплины и культуры в школе, свои предложения в планы воспитательных мероприятий на следующий год.
Итоги работы над программой обсуждаются на педагогическом совете и управляющем совете школы.
- Основные направления деятельности по реализации программы:
- Содержательное направление.
- Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего освоению правовых знаний, формированию законопослушного поведения школьников.
- Организация работы лектория правовых знаний (по возрастным группам учащихся) и родителей (законных представителей).
- Развитие форм ученического самоуправления в школе, формирование активной жизненной позиции, гражданской зрелости у учащихся.
- Дальнейшее развитие взаимодействия педагогического коллектива школы, коллективов районного суда, прокуратуры в воспитательных целях.
.
2. Социально-педагогическое направление.
- Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, (законным представителям), педагогам;
- Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
- Профессиональная самореализация педагогов через удовлетворение потребностей общества в правовом образовании школьников;
- Профессиональное и общекультурное развитие личности школьника, совершенствование методов обучения и взаимодействия с учащимися;
- Повышение эффективности гражданско-правового образования, координация планов работы классных руководителей и преподавателей предметников в работе по правовому воспитанию;
- Накопление дидактических материалов обучения, записей бесед с юристами, популярных публикации в сфере «Право»,
создание документальных и агитационных фильмов, миниспектаклей игровых и кукольных;
- Для участников программы – работников правоохранительных органов: · повышение квалификации по проблемам защиты прав человека, особенностей правоприменительной практики в отношении несовершеннолетних, активное участие в профилактике правонарушений среди школьников и воспитательной работе;
- Создание и организация деятельности звеньев «правовой культуры»(юных помощников полиции) для участия в рейдах совместно с работниками ГИБДД по соблюдению правил дорожного движения, общественного порядка школьниками;
- Расширение возможностей профилактики правонарушений среди школьников.
3. Направления деятельности администрации школы по реализации программы.
- Создание условий для реализации направлений программы;
- Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями (законными представителями) по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников;
- Организация правовых тренингов, соревнований, тестирования, подведения итогов;
- Изучение и обобщение правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы.
- Механизмы достижения поставленных целей и задач:
1. Система классных часов и внеклассных мероприятий, которые планируются из расчета 1 классный час, 1 мероприятие в четверть. Проведение «Дней права» 1 раз в год по возрастным группам (Цель- демонстрация полученных знаний и активная их пропаганда).
2. Формы работы:
- Интерактивные деловые игры, практикумы, устные журналы, конкурсы рисунков и газет, викторины, проведение круглых столов, конкурсы сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников в сфере права, организация состязательных мероприятий в каждой возрастной группе по вопросам правоприменительной практики и т. д.
- Традиционные: беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
- Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся 10-11 классов выполняют самостоятельные исследования по правовым вопросам, пишут сочинения-рассуждения, размышления, эссе по тематике общественных отношений и работы правоохранительных органов.
3. Ежегодное тестирование в 7-9 классах с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
4. Правовой всеобуч для родителей (законных представителей) на основе данной программы разрабатывается цикл лекций по правовой тематике
III. Содержание программы:
Раздел, дата | 1-2 классы | 3-4 классы | 5-6 классы | 7-8 классы | 9-11 классы | Ответственные | ||
Сентябрь Правила дорожного движения | Конкурс рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Маршрутный лист «Дорога домой» | Игровая программа «Уважайте правила дорожного движения | Игровая программа «Новый знак! – осторожно, ученик!» | Своя игра «Автомобиль. Дорога. Пешеход» | Акция «Я за безопасное движение!» | Классные руководители | ||
Выступление агитбригады ЮИД «Светофорик» | Викторина «Я водитель, а я пешеход» | Конкурс презентаций «Азбука дорожного движения» | Руководитель отряда ЮИД, классные руководители | |||||
Встречи с работниками ГИБДД | Зам. директора по ВВВР | |||||||
Октябрь Правила безопасности | День защиты детей: - встречи с работниками спасательной службы, медицинскими работниками; - психологический тренинг; - учебная эвакуация; | Встреча с Председателем Пугачевского районного суда. Беседа «Знаем ли мы закон?» Экскурсии в Пугачевский районный суд, Саратовский областной суд | Директор, зам. директора по ВВВР, преподаватель-организатор ОБЖ, классные руководители | |||||
Правовой десант (все службы правоохранительных органов) | Директор, зам. директора по ВВВР | |||||||
Ноябрь Правила поведения | Интеллектуальная игра « Мы разные, но мы вместе» | «Культура поведения в школе и школьный этикет» | Час общения «Правила поведения в школе и на улице» | Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин» Интерактивная игра «Я – школьник, я – человек» | Посещение гражданского и уголовного процессов в Пугачевском районном суде (по согласованию) Встреча с Председателем Пугачевского районного суда. Лекция «150 лет Судебной реформе» | Директор, зам. директора по УВР, педагог-психолог, классные руководители | ||
Декабрь Права ребенка | Дискуссия «Я – ребенок, я – человек!» ( Конвенция о правах ребенка) | Проект «Конвенция о правах ребенка» | Деловая игра «Имею право» | Открытый микрофон «Каждый ребенок имеет право» | Информационный час «Жить по закону» ( изучаем основной закон нашей страны) Книжная выставка «Человек и закон» Встреча с работниками прокуратуры | Зам. директора по УВР, учитель истории и обществознания, классные руководители | ||
День открытых дверей в МО МВД РФ «Пугачевский» | ||||||||
Январь Административная ответственность | Беседа «Когда шалость становится правонарушением» | Беседа «Правонарушение Ответственность» | Встреча с работниками правоохранительных органов (ОДН) «Закон и правопорядок» | Беседа на тему «Административное право. Правонарушения. Взыскания» Встреча с работниками Пугачевского районного суда | Директор, зам. директора по ВВВР, классные руководители | |||
Февраль Я – гражданин РФ | Тренинг – игра «Я гражданин РФ» | Выставка-панорама «Летописец государства российского» | Интеллектуа льная игра «Мы граждане России» | Окна нашего роста «Мой паспорт. Я гражданин России» Встреча с Председателем Общественного совета при МО МВД РФ «Пугачевский» | Форум «Я – гражданин РФ» Игровой судебный процесс (гражданский или уголовный) | Директор, зам. директора по ВВВР, классные руководители, учитель истории и обществознания | ||
Март Уголовная ответственность | Проект «Профессия полицейского» | Час общения «На страже закона» | Заседание круглого стола «100 вопросов взрослому» Встреча с работниками Пугачевского районного суда | Час общения «Изучаем уголовный кодекс» Встреча с работниками следственно го комитета | Беседа «Уголовное право. Преступление Ответственность» Встреча с работниками следственного комитета | Директор, зам. директора по ВВВР, классные руководители | ||
Апрель Асоциальное поведение | Творческий проект «Здоровые дети – здоровое будущее» | Конкурс презентаций «Мы за здоровое будущее» | Тренинг «Правила бесконфликт ного поведения» | Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть» Встреча с начальником МО МВД РФ «Пугачевский» | Турнир знатоков «По лабиринтам права» Конкурс видеороликов «В здоровом теле – здоровый дух!» | Зам. директора по ВВВР, классные руководители | ||
Семинар для классных руководителей. Тема «Профилактика правонарушений» | Зам. директора по ВВВР, УВР | |||||||
Экскурсия в МО МВД РФ «Пугачевский» | ||||||||
Май | Подведение итогов работы за год по реализации программы «Мир права» | |||||||
Родительский лекторий | Октябрь | Декабрь | Февраль | Апрель | Май | |||
Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей | Стили семейного воспитания. Воспитательный потенциал современной семьи | Жестокое обращение с детьми | Значение труда в воспитании детей. Труд в семье | Семейные традиции и их роль в воспитании детей | Зам. директора по ВВВР, классные руководители |
Содержание программы «Мир права» для 5а класса юридической направленности
Раздел, дата | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель Май |
Правила дорожного движения | Конкурс рисунков «Безопасная дорога глазами детей» Маршрутный лист «Дорога домой» Беседа «Шалости на железной дороге Игровая программа «Новый знак! – осторожно, ученик!» | Правовой час «Обязанности пешеходов» Выпуск газеты «Опасности на дорогах» | Правовой час «Обязанно сти пассажиров» Конкурс рисунков «Осторожно гололед» Инсценировка сказки по правилам дорожного движения в детском саду «Волк и семеро козлят» Встреча с работниками ГИБДД | Правовой час «Обязанности участников дорожного движения» Акция «Водители будьте внимательны! Дети идут в школу!» | Правовой час «Административная ответственность пешеходов» Боевой листок «Опасная дорога» | Инсценировка сказки в детском саду по ПДД «Зайчишка» Встреча с работниками ГИБДД | Игровая программа «Красный, желтый, зеленый» с учениками начальной школы Выпуск газеты «Остановись, мгновенье!» | Правовой час «Административная ответственность велосипедистов и водителей, управляющих скутером и мотоциклом в возрасте до 14 лет»» Акция для детей начальной школы «Дорога и дети!» |
Правила поведения | Час общения «Правила поведения в школе и на улице» | «Культура поведения в школе и школьный этикет» | Правовой час «Отличие правовых норм от норм морали» | «Брейн - ринг «Какие правила поведения надо соблюдать на дороге?» | Беседа «За что ставят на внутришколь ный учет?» | Игра «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | Правовой час «Человек в мире правил» | Правовой час «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» Боевой листок «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» |
Права ребенка | Дискуссия «Я – ребенок, я – человек!» Правовой час «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка» | Деловая игра «Твои права и обязанности» Правовой час «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка» | Деловая игра «Имею право» Правовой час «Равенство прав людей от рождения» | Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка | Правовой час «Декларация прав человека» | Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека» | Правовой час «Права детей – забота государства» | Деловая игра «Главные вопросы» Правовой час «Что делать, если ты попал в полицию» |
Административная и уголовная ответственность | Правовой час «Преступле ния и правонаруше ния» | Выпуск газеты «Закон и дети»» Проведение разъяснитель ной работы на правовые темы для учащихся 5-6 классов | Правовой час «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним» | Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | Выпуск газеты «Закон и дети» Проведение разъяснитель ной работы на правовые темы для учащихся начальной школы | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» | Правовой час «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге» | Викторина «Уроки Фемиды» Правовой час «Административная ответственность подростка перед законом» Выпуск газеты «Закон и дети» |
Я – гражданин РФ | Интеллектуальная игра «Мы граждане России» Экспресс проект «Город, в котором я живу» | Исследовательская краеведческая работа «Почетные граждане нашего города» Участие в конкурсе краеведения | Тренинг – игра «Я гражданин РФ» Акция к Дню рождения города «Сделаем наш город чище и краше» Участие в празднова нии Дня полиции | Участие во втором туре краеведения « История полиции Пугачевского района, почетные работники полиции» | Конкурс стихов о Родине и родном крае | Деловая игра «Что такое закон? Главный закон страны» | Правовой час «Гражданин и обыватель» | Акция «50 дел родному городу Участие в праздничном параде к 9 мая |
Асоциальное поведение | Конкурс презентаций «Нетрадицион ные объединения. Чем они опасны?» | Правовой час «Социаль ные нормы и асоциальное поведение» | Тренинг «Правила бесконфликтного поведения» | Ролевая игра - сказка «Муха – цокотуха» | Турнир знатоков «Ты и улица» | Боевой листок «Соблюдай правопорядок» | Разыгрывание ситуаций «Опасная улица, опасное общение» | Правовой час «Нормы поведения в летнее время» |
IV. Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения призвана способствовать формированию у учащихся школы правовой культуры и сознательного законопослушания, соблюдения правил поведения в школе.
В результате учащиеся должны:
- обладать системой знаний Конституции РФ, основ прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать законы, права граждан, правила общественного поведения;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным и охранять правопорядок;
- быть корректным во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: равноправие, достоинство, ответственность, честность, долг, справедливость.
В результате реализации программы ожидается снижение численности учащихся, совершивших правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних;
Формирование правового самосознания учащихся и родителей (законных представителей), должно усилить положительную мотивацию учащихся на исполнение правил, законов, повышение качества учебной деятельности.
V. Формы контроля и критерии оценки контроля:
Формы контроля. Контроль за качеством проводимых мероприятий осуществляет администрация школы. В 8-9 и 10-11 классах создается для этих целей межклассное жюри.
Критерии оценок (баллы) разрабатываются учителями-предметниками, классными руководителями по параллелям классов на каждое мероприятие и должны быть сопоставимыми и конкретными. В зависимости от темы они могут носить индивидуальный или общеклассный характер.
Классам-победителям или отдельным учащимся по итогам года присваивается звание «Класс высокой правовой культуры» и соответственно «Победитель» и призеры конкурса «Мир права».
Педагоги и сотрудники правоохранительных органов за успехи в реализации Программы отмечаются решением администрации школы и соответственных органов.
Список литературы:
Конституция РФ
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
Федеральный Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Конвенция о правах ребенка
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
Национальная доктрина образования в РФ
Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";
Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;
Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. "Правовое воспитание учащихся (из опыта работы клуба "Юный правовед")
Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004
Калинкина М.В. Программа мероприятий антинаркотической направленности "Антинаркотическая неделя" // Классный руководитель. - 2012. - №6.
Лаврентьева В.В. Сборник методических материалов по профилактической работе в школе.// Классный руководитель. - 2012. - №6.
Моногарова С.Н. Изучение семьи и семейного воспитания. // Классный руководитель. - 2009. - №7.
Нагаева И.Е. Материалы для подготовки программы правового воспитания "Право. Выбор. Ответственность"// Практика административной работы в школе. - 2011. - №4.
Черкасова В.Б. Опыт работы классного руководителя по преодолению вредных привычек.// Классный руководитель . - 2008. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской ответственности в области охраны авторских прав.
Правовые проблемы действующего законодательства в области защиты авторских прав в Интернете...
Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».
Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...
Авторское право 11 класс технология
Авторское право 11 класс предмет технология...
авторское право курсовая
Огромная база курсовых и дипломов!Купить диплом в ярославлеБолты ГОСТ 7798-70 структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, Тема: «Анализ российского опыта внедрения м...
Авторский Элективный курс "Экономика и право"
Элективный курс «Экономика и право» обеспечивает формирование у учащихся системы знаний об экономической и правовой деятельности человека, фирмы, государства, культуры экономического мышления и ...
Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны
Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...
Защита интеллектуальной собственности и авторского права
Презентация для учащихся 10-х классов по теме:" Защита интеллектуальной собственности и авторского права"...