Авторская программа "МИР ПРАВА"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Подольнова Ольга Анатольевна

Системное формирование  у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности конституционного понятия «права и обязанности» гражданина  РФ через:

  • воспитание основ правовой культуры школьников, их сознательного законопослушного поведения и гражданской ответственности;
  • развитие у учащихся интереса к сфере права в  процессе изучения учебных дисциплин, активного   самопознания,  оптимизации познавательной деятельности и практического применения полученных знаний, профориентационной работы в сфере правоохранительной деятельности;     
  • реализацию принципов уважения личности человека, безопасности общественных отношений и жизнедеятельности в школьном коллективе, пропаганда здорового образа жизни;
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вводная часть

 

    Правовое  образование школьников является составной частью работы по формированию в них личности Гражданина и Патриота своей страны.

    Неоднократно в своих  публичных выступлениях именно на этом акцентировал внимание  Президент России В.В. Путин.

    Знания, становящиеся убеждениями, характеризуют зрелость не только личности каждого человека, но и  в целом гражданского общества.

     Школа – начало такого воспитания, его определяющее звено. Именно в школе учащиеся должны получить основные знания о Конституции РФ, правах и обязанностях гражданина России. В этих целях разработана настоящая программа «Мир права».

ПАСПОРТ     ПРОГРАММЫ

Наименование

программы

 Программа «МИР ПРАВА»

( пропаганда основ  правовых знаний,  воспитания  правовой культуры и формирования законопослушного поведения школьников)

Исполнители программы

  Коллектив педагогов, учащихся и родителей (законных представителей) МОУ  «СОШ № 2 города Пугачева Саратовской области» совместно с коллективами работников Пугачевского районного суда, межрайонной прокуратуры, МО МВД РФ «Пугачевский» Саратовской области, Пугачевского межрайонного СО СУ СК России по Саратовской области (по согласованию, на основе добровольного партнерства)

Основная цель программы

 Системное формирование  у учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности конституционного понятия «права и обязанности» гражданина  РФ через:

  • воспитание основ правовой культуры школьников, их сознательного законопослушного поведения и гражданской ответственности;
  • развитие у учащихся интереса к сфере права в  процессе изучения учебных дисциплин, активного   самопознания,  оптимизации познавательной деятельности и практического применения полученных знаний, профориентационной работы в сфере правоохранительной деятельности;      
  • реализацию принципов уважения личности человека, безопасности общественных отношений и жизнедеятельности в школьном коллективе, пропаганда здорового образа жизни;
  • целенаправленную профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников.

Основные

задачи программы

  • Системное формирование конституционных понятий в сфере прав человека и гражданина  у участников программы.
  • Пропаганда и разъяснение положений Конституции РФ, гарантирующих права граждан России; международных актов, ратифицированных РФ, в сфере защиты прав человека и гражданина, в том числе Конвенции о правах ребенка.
  • Развитие у  педагогов, учащихся, их родителей (законных представителей) интереса к конституционным правам человека и гражданина, соблюдению прав и умения ими пользоваться.
  • Выработка навыков соблюдения правил и культуры поведения, в том числе в сфере общественных отношений.  
  • Организация в рамках программы целевой профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений, асоциального поведения школьников.
  • Пропаганда и формирование основ ЗОЖ, организация спортивной среды, сдачи норм ГТО.
  • Пропаганда вопросов ответственности родителей за несоблюдение требований  законодательства несовершеннолетними, прав ребенка.              
  • Активизация работы среди учащихся и родителей (законных представителей) по правовым вопросам в целях разрешения конфликтных    ситуаций в семье, предупреждению суицида.

Сроки и этапы реализации программы

3 года

I этап с 01.09.2014 года  по  31.05.2015 года

II этап с 2015 года  по 2017 год (на основе принципа ежегодной пролонгации по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Формирование у учащихся, сознательного  уважительного отношения к Конституции РФ,  символам и законам страны, устойчивого понимания единства прав и обязанностей гражданина.

Дальнейшая целенаправленная работа педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) по  реализации права на получение качественного образования в школе, в средних и высших учебных заведениях, в рамках гарантий  Федерального Закона  «Об образовании в Российской Федерации».

Повышение уровня правовой грамотности, качества знаний у учащихся. Развитие различных форм школьного самоуправления, реализация личностных планов школьников по  повышению качества знаний и получению профессионального образования.

Формирование у учащихся активной жизненной позиции,  готовности быть членом   гражданского общества.

Организованная безопасная среда  для развития и обучения  ребенка, повышение его социальной адаптации, формирование  устойчивых принципов ЗОЖ.

Выработка  у участников программы практических навыков использования защиты собственных прав, сознательной реализации обязанностей.

Управление программой и контроль за ее реализацией

Контроль за выполнение настоящей Программы осуществляют администрация  МОУ  «СОШ  № 2 города Пугачева Саратовской области», работники Пугачевского  районного суда, Пугачевской межрайонной прокуратуры (на основе добровольного партнерства).

Разработчики

Коллектив педагогов и учащихся МОУ  «СОШ № 2 г. Пугачева», работники Пугачевского районного суда

Пояснительная записка

    Настоящая комплексная программа «Мир права» разработана в целях разъяснения и закрепления на всех этапах обучения       учащихся важнейшего конституционного понятия «права и обязанности гражданина РФ», социальной подготовленности учащихся к самостоятельной жизни.

    В основу программы положены практика и обобщенный опыт  коллектива школы последних 5 - ти лет по вопросам военно-патриотического, нравственного, физического и эстетического воспитания.  Тщательному анализу были подвергнуты результаты организации учебной и внеклассной работы, в том числе в специализированных классах, результаты взаимодействия в воспитательных целях педагогического коллектива школы и работников правоохранительных органов. Выводы, сделанные в ходе анализа проведенной за эти годы работы, свидетельствуют о необходимости  дальнейшего углубления и разработки системной комплексной целевой программы по организации правового воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся, формирования у них навыков практического применения правовых знаний.

    При разработке настоящей Программы были учтены интерес и итоги самостоятельной работы учащихся старших классов по профилю общественных дисциплин, их самостоятельные исследования, участие в олимпиадах, конкурсах  и иных мероприятиях по этим направлениям.

   

Цели и задачи программы сформированы на основе имеющегося опыта. Углубление и расширение направлений программы было определено в связи с новыми  задачами системного формирования более высокого уровня гражданственности и правовой культуры, которыми должны обладать выпускники школы.

    Программа ставит цели и задачи для педагогического коллектива, учащихся, родителей (законных представителей) и

содержит ежегодно разрабатываемые конкретные мероприятия по ее реализации и углублению на основе системного анализа итогов предыдущего года.

    По сложившейся в деятельности педагогического коллектива традиции все целевые мероприятия программы предполагают активное привлечение к ее реализации педагогов, учащихся, родителей (законных представителей), специалистов правоохранительных органов, которые, решая задачи учебно-воспитательного процесса, используются также в качестве «слепка» гражданского общества и реализуют дополнительные игровые функции в проведении мероприятий.

    Каждый учебный год заканчивается аналитической запиской, подводящей итоги проделанной работы, характеристикой развития коллектива класса и индивидуальной оценкой личности отдельных учащихся. К аналитической записке прилагаются методические разработки, сценарии, конспекты бесед, творческих и иных мероприятий.

    Работники суда готовят аналитическую записку с учетом специфики их участия в реализации программы и профессиональной оценки  правовой дисциплины и культуры в школе, свои предложения в планы воспитательных мероприятий на следующий год.

    Итоги работы над программой обсуждаются на педагогическом совете и управляющем совете школы.

  1.  Основные направления деятельности по реализации программы:

  1. Содержательное направление.
  •     Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего освоению правовых знаний, формированию законопослушного поведения школьников.
  •    Организация работы лектория правовых знаний (по возрастным группам учащихся) и родителей (законных представителей).
  •    Развитие форм ученического самоуправления в школе, формирование активной жизненной позиции, гражданской зрелости у учащихся.
  •   Дальнейшее развитие взаимодействия педагогического коллектива школы,  коллективов районного суда, прокуратуры в воспитательных целях.

.

              2Социально-педагогическое направление.

  •   Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, (законным представителям), педагогам;
  •   Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника; 

  • Профессиональная самореализация педагогов через удовлетворение потребностей общества в правовом образовании школьников;
  •   Профессиональное и общекультурное развитие личности школьника, совершенствование методов обучения и взаимодействия с учащимися;
  •   Повышение эффективности гражданско-правового образования, координация планов работы классных руководителей и преподавателей предметников в работе по правовому воспитанию;
  •   Накопление дидактических материалов обучения, записей бесед с юристами, популярных публикации в сфере «Право»,

создание документальных  и агитационных фильмов, миниспектаклей игровых и кукольных;

  •   Для участников программы – работников правоохранительных органов: · повышение квалификации по проблемам защиты прав человека, особенностей правоприменительной практики в отношении несовершеннолетних, активное участие в профилактике правонарушений среди школьников и воспитательной работе;
  •   Создание и организация деятельности звеньев «правовой культуры»(юных помощников полиции) для участия в рейдах совместно с работниками ГИБДД по соблюдению правил дорожного движения, общественного порядка школьниками;
  •   Расширение возможностей профилактики правонарушений среди школьников.

            3.  Направления деятельности администрации школы по реализации программы.

  •   Создание условий для реализации  направлений программы;

  • Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями (законными представителями)  по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников;
  •   Организация правовых тренингов, соревнований, тестирования, подведения итогов;
  •   Изучение и обобщение  правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы.
  1.       Механизмы достижения поставленных целей и задач:

                 1. Система классных часов и внеклассных мероприятий, которые планируются из расчета 1 классный час, 1 мероприятие в четверть. Проведение «Дней права» 1 раз в год по возрастным группам (Цель- демонстрация полученных знаний и активная их пропаганда).

             2. Формы работы:  

  •     Интерактивные деловые игры, практикумы, устные журналы, конкурсы рисунков и газет, викторины, проведение круглых столов, конкурсы сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников в сфере права, организация состязательных мероприятий в каждой возрастной группе по вопросам правоприменительной практики и т. д.
  •    Традиционные: беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
  •    Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся 10-11 классов выполняют самостоятельные исследования по правовым вопросам, пишут сочинения-рассуждения, размышления, эссе по тематике общественных отношений и работы правоохранительных органов.

             3. Ежегодное тестирование в 7-9 классах с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

             4. Правовой всеобуч для родителей (законных представителей) на основе данной программы разрабатывается цикл лекций по правовой тематике

            III. Содержание программы:                                         

Раздел, дата

1-2

классы

3-4

классы

5-6

классы

7-8

классы

9-11

классы

Ответственные

Сентябрь

Правила  

дорожного  движения

Конкурс рисунков

«Безопасная дорога глазами  детей»

Маршрутный лист

«Дорога домой»

Игровая  программа

«Уважайте правила дорожного движения

Игровая  программа

«Новый знак! – осторожно, ученик!»

Своя  игра

«Автомобиль.

Дорога. Пешеход»

Акция

«Я за безопасное  движение!»

Классные руководители

Выступление агитбригады ЮИД «Светофорик»

Викторина

«Я водитель,

а я пешеход»

Конкурс презентаций

«Азбука дорожного движения»

Руководитель

отряда ЮИД,

классные руководители

Встречи с работниками ГИБДД

Зам. директора по ВВВР

Октябрь

Правила  безопасности

День  защиты  детей:

-  встречи  с работниками спасательной службы,   медицинскими  работниками;

- психологический  тренинг;

- учебная  эвакуация;

Встреча с Председателем Пугачевского районного суда. Беседа «Знаем ли мы закон?»

Экскурсии в Пугачевский районный суд, Саратовский областной суд

Директор, зам. директора

по ВВВР, преподаватель-организатор ОБЖ,

классные руководители

Правовой  десант (все службы правоохранительных  органов)

Директор,

зам. директора

по ВВВР

Ноябрь

Правила  поведения

Интеллектуальная  игра

« Мы разные,

но мы вместе»

«Культура поведения в школе и школьный этикет»

Час общения

«Правила поведения в школе и на улице»

Заседание клуба этикета

«Факультет забытых истин»

Интерактивная игра

«Я – школьник,

я – человек»

Посещение гражданского и уголовного процессов в Пугачевском

районном суде

(по согласованию)

Встреча с Председателем Пугачевского

районного суда.

Лекция «150 лет

Судебной реформе»

Директор,

зам. директора

по УВР,

педагог-психолог, классные руководители

Декабрь

Права  ребенка

Дискуссия

«Я – ребенок,

я – человек!»

( Конвенция о правах ребенка)

Проект

«Конвенция о правах ребенка»

Деловая игра

«Имею право»

Открытый микрофон

«Каждый ребенок имеет право»

Информационный час

«Жить по закону»

( изучаем основной закон нашей страны)

Книжная  выставка

«Человек и закон»

Встреча с работниками прокуратуры

Зам. директора

по УВР,

учитель истории и обществознания,

классные руководители

День открытых дверей в МО МВД РФ «Пугачевский»

Январь

Административная ответственность

Беседа

«Когда шалость

становится правонарушением»

Беседа

«Правонарушение

Ответственность»

Встреча с работниками правоохранительных органов (ОДН)

«Закон и правопорядок»

Беседа на тему

«Административное право. Правонарушения. Взыскания»

Встреча с работниками Пугачевского районного суда

Директор,

зам. директора

по ВВВР,

классные руководители

Февраль

Я – гражданин РФ

Тренинг – игра

«Я гражданин РФ»

Выставка-панорама

«Летописец

государства российского»

Интеллектуа

льная игра

«Мы граждане России»

Окна нашего роста

«Мой паспорт.

Я гражданин России»

Встреча с Председателем Общественного совета при МО МВД РФ «Пугачевский»

Форум

«Я – гражданин РФ»

Игровой судебный процесс (гражданский или уголовный)

Директор,

зам. директора

по ВВВР,

классные руководители,

учитель истории и обществознания

Март

Уголовная ответственность

Проект

«Профессия  полицейского»

Час общения        «На  страже закона»

Заседание круглого стола

«100  вопросов взрослому»

Встреча с работниками Пугачевского районного суда

Час общения «Изучаем уголовный кодекс»

Встреча с работниками  следственно

го комитета

Беседа

«Уголовное право.

Преступление

Ответственность»

Встреча с работниками  следственного комитета

Директор, зам. директора по ВВВР, классные руководители

Апрель

Асоциальное  поведение

Творческий проект «Здоровые дети – здоровое  будущее»

Конкурс презентаций

«Мы за здоровое будущее»

Тренинг «Правила бесконфликт

ного поведения»

Круглый стол «Бездна,

в которую надо заглянуть»

Встреча с начальником МО МВД РФ «Пугачевский»

Турнир знатоков

«По лабиринтам права»

Конкурс видеороликов

«В здоровом теле – здоровый дух!»

Зам. директора

по ВВВР,

классные руководители

Семинар для классных руководителей. Тема «Профилактика правонарушений»

Зам. директора

по ВВВР, УВР

Экскурсия в МО МВД РФ «Пугачевский»

Май

Подведение  итогов  работы  за  год   по реализации  программы «Мир права»

Родительский  лекторий

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

Май

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

Стили  семейного воспитания. Воспитательный потенциал современной семьи

Жестокое обращение

с детьми

Значение труда в воспитании детей.

Труд в семье

Семейные традиции  

и  их роль  в

воспитании

детей

Зам. директора

по ВВВР,

классные руководители

             Содержание  программы  «Мир права»   для  5а класса  юридической направленности

Раздел, дата

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Правила

дорожного  движения

Конкурс рисунков

«Безопасная дорога глазами  детей»

Маршрутный лист

«Дорога домой»

Беседа «Шалости на железной дороге

Игровая  программа

«Новый знак! – осторожно, ученик!»

Правовой  час

«Обязанности пешеходов»

Выпуск  газеты  «Опасности на дорогах»

Правовой  час

«Обязанно

сти  пассажиров»

Конкурс  рисунков

«Осторожно гололед»

Инсценировка сказки  по правилам дорожного движения в детском  саду

«Волк и семеро козлят»

Встреча с работниками ГИБДД

Правовой час

«Обязанности  участников  дорожного  движения»

Акция «Водители будьте  внимательны! Дети  идут  в школу!»

Правовой  час

«Административная  ответственность  пешеходов»

Боевой  листок

«Опасная  дорога»

Инсценировка сказки в детском  саду по ПДД      

«Зайчишка»

Встреча  с работниками ГИБДД

Игровая программа

«Красный, желтый, зеленый»

с учениками

начальной школы

Выпуск  газеты

«Остановись, мгновенье!»

Правовой час

«Административная ответственность  велосипедистов  и  водителей,  

управляющих  

скутером  и мотоциклом  в возрасте  до  14  лет»»

Акция  для  детей  начальной  школы

«Дорога  и  дети!»

Правила  поведения

Час общения

«Правила поведения в школе и на улице»

«Культура поведения в школе и школьный этикет»

Правовой час

«Отличие правовых норм от норм морали»

«Брейн - ринг  «Какие правила поведения надо соблюдать на дороге?»

Беседа

«За что ставят на внутришколь

ный учет?»

Игра     «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Правовой час  

«Человек в мире правил»

Правовой час

«Твоя уличная компания.

Как попадают в

преступную группу?»

Боевой листок

«Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Права  ребенка

Дискуссия

«Я – ребенок,

я – человек!»

Правовой час

«Знакомство  с Конвенцией  о правах ребенка»

Деловая  игра

«Твои права и обязанности»

Правовой час

«Знакомство  с Конвенцией  о правах ребенка»

Деловая игра

«Имею право»

Правовой час

«Равенство прав людей от рождения»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Правовой  час

«Декларация прав человека»

Конкурс проектов  

«Твой вариант декларации

прав человека»

Правовой час

«Права детей – забота государства»

Деловая игра

«Главные вопросы»

Правовой час

«Что делать, если ты попал в полицию»

Административная  и уголовная ответственность

Правовой час

«Преступле

ния и правонаруше

ния»

Выпуск газеты «Закон и дети»»

Проведение разъяснитель

ной работы на правовые темы для учащихся

5-6  классов

Правовой час

«Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Выпуск газеты

«Закон и дети»

Проведение разъяснитель

ной работы на правовые темы для учащихся начальной школы

Конкурс сочинений

«НЕТ

школьному хулиганству»

Правовой час

«Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина

«Уроки Фемиды»

Правовой час

«Административная ответственность подростка перед законом»

Выпуск газеты

«Закон и дети»

Я – гражданин РФ

Интеллектуальная игра

«Мы граждане России»

Экспресс  проект

«Город, в котором я живу»

Исследовательская краеведческая  работа            

«Почетные  граждане  нашего города»

Участие  в конкурсе  краеведения

Тренинг – игра

«Я гражданин РФ»

Акция к Дню  рождения города

«Сделаем наш город чище  и краше»

Участие  в  празднова

нии  Дня полиции

Участие  во  втором туре  краеведения

«  История полиции Пугачевского  района,  почетные  работники полиции»

Конкурс стихов

о Родине и родном крае

Деловая игра  «Что такое закон?

Главный

закон страны»

Правовой час

«Гражданин и обыватель»

Акция   «50 дел родному городу

Участие в  

праздничном

параде  к 9  мая

Асоциальное  поведение

Конкурс презентаций    «Нетрадицион

ные  объединения.  Чем они опасны?»

Правовой  час «Социаль

ные нормы и асоциальное поведение»

Тренинг «Правила бесконфликтного поведения»

Ролевая  игра -  сказка  

«Муха – цокотуха»

Турнир знатоков

«Ты  и улица»

Боевой  листок

«Соблюдай  правопорядок»

Разыгрывание ситуаций

«Опасная  улица, опасное общение»

Правовой час

«Нормы  поведения  в летнее время»

              IV.  Прогнозируемые результаты реализации программы:

         Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения  призвана способствовать формированию у учащихся  школы правовой культуры и сознательного  законопослушания, соблюдения правил поведения в школе.

 

 В результате учащиеся  должны:

  •  обладать системой знаний Конституции РФ, основ прав и законов, уметь  пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать  законы, права граждан, правила общественного поведения;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушным и охранять правопорядок;
  • быть корректным во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: равноправие, достоинство, ответственность, честность, долг, справедливость.

    В результате реализации программы ожидается снижение численности учащихся, совершивших правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних;

    Формирование  правового самосознания учащихся и родителей (законных представителей), должно усилить положительную мотивацию учащихся на исполнение правил, законов, повышение качества  учебной деятельности.

             V. Формы контроля и критерии оценки контроля:

   Формы контроля. Контроль за качеством проводимых мероприятий осуществляет администрация школы. В 8-9 и 10-11 классах создается для этих целей межклассное жюри.

    Критерии  оценок (баллы) разрабатываются учителями-предметниками, классными руководителями по параллелям классов на каждое мероприятие и должны быть сопоставимыми и конкретными. В зависимости от темы они могут носить индивидуальный или общеклассный характер.

     

     Классам-победителям или отдельным учащимся по итогам года присваивается звание «Класс высокой правовой культуры» и соответственно «Победитель» и призеры конкурса «Мир права».

Педагоги и сотрудники правоохранительных органов за успехи в реализации Программы отмечаются решением администрации школы и соответственных органов.

   Список литературы:

    Конституция РФ

             Федеральный Закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»

             Федеральный  Закон  от  24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних  

              Конвенция о правах ребенка

              Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

              Национальная доктрина образования в РФ

              Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";

              Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;

              Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. "Правовое воспитание учащихся (из опыта работы клуба "Юный правовед")

               Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул,                                          2004

              Калинкина М.В.  Программа мероприятий антинаркотической направленности "Антинаркотическая неделя" // Классный руководитель. - 2012. - №6.

               Лаврентьева В.В. Сборник методических материалов по профилактической работе в школе.// Классный руководитель. - 2012. - №6.

              Моногарова С.Н. Изучение семьи и семейного воспитания. // Классный руководитель. - 2009. - №7.

               Нагаева И.Е.  Материалы для подготовки программы правового воспитания "Право. Выбор. Ответственность"// Практика административной работы в школе. - 2011. - №4.

              Черкасова В.Б.   Опыт работы классного руководителя по преодолению вредных привычек.// Классный руководитель . - 2008. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской ответственности в области охраны авторских прав.

Правовые проблемы действующего законодательства в области защиты авторских прав в Интернете...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Авторское право 11 класс технология

Авторское право 11 класс предмет технология...

авторское право курсовая

Огромная база курсовых и дипломов!Купить диплом в ярославлеБолты ГОСТ 7798-70 структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, Тема: «Анализ российского опыта внедрения м...

Авторский Элективный курс "Экономика и право"

Элективный курс «Экономика и право» обеспечивает формирование у учащихся системы знаний об экономической  и правовой деятельности человека, фирмы, государства, культуры экономического мышления и ...

Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны

Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...

Защита интеллектуальной собственности и авторского права

Презентация для учащихся 10-х классов по теме:" Защита интеллектуальной собственности и авторского права"...