Конспект урока "Правоохранительные органы"
план-конспект урока по обществознанию на тему
Конспект урока "Правоохранительные органы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_4_konspekt.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правоохранительные органы.
Цель: изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
Задачи:
- образовательные: создать представления о работе органов защиты и обвинения;
- развивающие: способствовать осознанию ответственности за свои поступки;
- воспитательные: осознать, что нет прав без обязанностей.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска, мел.
Основные понятия: суд, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат.
Ход урока:
I. Организационный момент (3 мин.) Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей.
II. Актуализация знаний (15 мин) Тема сегодняшнего урока правоохранительные органы. Но сначала повторим предыдущий параграф: правонарушения и юридическая ответственность.
Тест по теме "Правонарушение и юридическая ответственность" (для выполнения дается 10 минут).
Вариант 1
А 1. Психическое состояние, при котором лицо во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия:
1) презумпция невиновности
2) правовая невменяемость
3) правонарушение
4) правоспособность
А 2. Какой вид юридической ответственности регулирует Трудовой кодекс РФ?
1) уголовную
2) дисциплинарную
3) административную
4) гражданскую
А 3. Верно ли, что:
а) наличие вины является обязательным признаком правонарушения;
б) умысел является одной из форм вины
1) верно только; а 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
В 1. Что характеризует гражданскую ответственность?
1) компенсационный характер
2) конфискация имущества
3) увольнение с работы
4) имущественные отношения
5) полное возмещение вреда
С1. Каковы признаки правонарушения?
Вариант 2
А 1. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:
1) проступок 2) правонарушение 3) поведение 4) преступление
А 2. Применение мер государственного принуждения характерно:
1) для моральной ответственности
2) для юридической ответственности
А 3. Верно ли, что:
а) признаком правонарушения может быть как действие, так и бездействие;
б) признаком правонарушения является причинение вреда?
1) верно только а 2) верное только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что:
а) административная ответственность является видом юридической ответственности;
б) административная ответственность наступает за противоправные деяния в сфере управления?
1) верно только а 2) верно только б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1. Какие из правонарушений относятся к преступлениям?
1) нарушение правил дорожного движения
2) ложное сообщение об акте терроризма
3) несвоевременная оплата аренды
4) опоздание на работу
5) вымогательство наркотических средств
6) угон автомобиля
С1. Что такое юридическая ответственность? Перечислите виды юридической ответственности.
III. Изучение нового материала (20 мин)
План:
- Какие государственные органы называют правоохранительными?
- Суд.
- Прокуратура.
- Адвокатура.
- Нотариат.
- Какие государственные органы называют правоохранительными?
К правоохранительным органам РФ относят: прокуратуру, Министерство внутренних дел (МВД), Федеральную службу безопасности (ФСБ) - государственные правоохранительные органы. Негосударственные (адвокатура, частный нотариат, частные охранные службы и др).
Разбираем ситуацию на стр. 94. Подумайте, какие условия необходимы, чтобы беда случившая с гражданином К, стала редким явлением в нашем обществе?
- Суд.
Судебная власть - как вы знаете, ветвь государственной власти. Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым он осуществляет функцию защиты прав. Большинство дел рассматривается в районных (городских), областных судах.
Имеено от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность- от решения суда всегда зависит человеческая судьба. Согласно Конституции РФ, судьей может стать только профессиональный юрист, проработавший по специальности не менее пяти лет и с 25 лет.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи несменяемые. Судьи неприкосновенны.
Российское законодательство предусматривает, что по ходатайству обвиняемого его дело может быть рассмотрено судом присяжных. Присяжным заседателем может стать любой человек (за исключением священников, судей, военнослужащих) не моложе 25 лет и не старше 70 лет. Присяжные заседают отдельно от судьи. Кроме того, суды дают санкцию (разрешение) на арест подозреваемого, на проведение обыска в его доме, а также на прослушивание его телефонных разговоров.
Правосудие осуществляется в установленном законом порядке, основанном на принципе равенства граждан перед законом и судом, на уважение достоинства человека в открытом судебном разбирательстве, на национальном языке судопроизводства.
Решение суда, пока оно не вступило в силу, можно обжаловать в вышестоящем суде.
3. Прокуратура- единая федеральная централизованная система органов, которая обеспечивает верховенство закона, поддержание законности, защиту прав и свобод человека и гражданина. Важнейшей функцией Прокуратуры РФ является прокурорский надзор- за исполнением законов. Она следит за тем, как соблюдают закон различные учреждения, должностные лица, граждане.
Прокурор участвует в судебном процессе о имени государства, поддерживая государственное обвинение.
4. Адвокатура-адвокаты оказывают юридическую помощь. Они дают консультацию и справки по правовым вопросам, составляют заявления, жалобы, ходатайства и др.
Особе место в деятельности адвоката занимает представление интересов физического или юридического лица.
Адвокат и доверитель между собой заключают письменный договор, за свою работу адвокат получает вознаграждение. Если такой договор не заключается и адвокат участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению государственных органов, то есть его труд оплачивается за счет средств федерального бюджета.
Учащиеся самостоятельно читают пункт нотариат и отвечают на вопрос: Зачем граждане обращаются к нотариусу:
IV. Закрепление изученного материала (5 мин)
- Какие органы называют правоохранительными?
- В чем смысл словосочетания «охрана права»?
- Кто может быть судьей?
- Каковы принципы правосудия?
- Что вы знаете о суде присяжных?
- Почему прокуратуру называют правоохранительным органом?
- Какую юридическую помощь населению оказывают адвокаты?
- Зачем граждане обращаются к нотариату?
V. Выставление оценок. Домашнее задание § 11 (2 мин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Органы пищеварения"
Конспект урока по биологии 8 класса "Органы пищеварения". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....
план-конспект урока "Органы цветопого растения"
урок-соревнованиеЮ урок обобщение...
Конспект урока "Органы дыхания у животных"
Конспект урока "Органы дыхания у животных"...
Конспект урока "Органы, системы органов, организм" 8 класс
Данный урок разработан с испольванием технологии проблемного обучения....
План-конспект урока: Органы кровообращения: сердце и сосуды. Значение кровообращения.
урок изучения нового материала плюс презентация к уроку и видеофрагмент....
Конспект урока Органы пищеварения (технология модульного обучения)
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важн...
Конспект занятия "Органы чувств"
Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Органы чувств"...