Что значит жить по правилам
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Масликова Ксения Юрьевна

Урок и презеднтация "Что значит жить по правилам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p._1_chto_znachit_zhit_po_pravilam.doc56 КБ
Файл chto_znachit_zhit_po_pravilam.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе

Урок 2

Тема: Что значит жить по правилам (урок 1)

Цели урока:

  • подвести учащихся кпониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
  • воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения , установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности испособности, стремление к получению заний.

Основные понятия: социальные нормы и правила общественной жизни; общественные нравы, традиции и обычаи; правила этикета и хорошие манеры.

Основные вопросы урока:

  1. Многообразие правил
  2. Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа

Планируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся): 

Уметь:

  • объяснять значение понятий:  социальные нормы, правила общественной жизни, общественные нравы, традиции, обычаи, правила этикета,  хорошие манеры
  • характеризовать на примерах общественные нормы и их роль в общественной жизни.

Информационно-методическое обеспечение: 

  • презентация,  
  • карточки- задания

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по вводной теме (урок 1)
  3. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Введение темы, постановка целей урока.

Как мы уже говорили четырнадцатилетие становится своеобразным рубежом в вашем взрослении. У вас появляются новые права, а вмести с ними обязанности. Вы всё с большей ответственностью должны относится к соблюдению правил жизни общества.

???Обратимся к спору, который состоялся между  Петром и Ларисой (учебник — с.8). Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор?

Тема:Что значит жить по правилам — Слайд 1

Вся жизнь человека состоит из правил. Мы постоянно себя ограничиваем в том или ином смысе. Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в том

Для чего они существуют, какую роль они играют. А ещё мы узнаем какие правила бывают и как они появились — Слайд 1

Итак, мы говорим сегодня об

Общественных или социальных нормах (норма(лат.) - правило) —

        2. Многообразие правил

Социальные нормы

        Легче всего социальные нормы рассмотреть на примере. Ученики в классе здороваются между собой: мальчики пожимают руки, девочки кивают головой при приветствии, но когда в класс заходит учитель, все встают и здороваются. Такого правила не существует, оно нигде не записано, как и многие правила, которые повсеместно можно наблюдать в человеческом обществе. Тем не менее, люди соблюдают эти нормы поведения. Люди придумывают себе все более сложные принципы поведения, хотя они ограничивают свободу человека.

  1.          Виды правил

        Нельзя кричать в общественном месте, нельзя себя вести за столом неприлично: все это правила, придуманные человеком, и он определил для себя, что прилично, а что нет. Принято за столом соблюдать правила этикета, например, не есть из общей салатницы. И люди придерживаются этих правил.

        Правил или социальных норм существует множество. Познакомимся с некоторыми из них.

        ??? Таблица стр 9 — работа с текстом — Слайд 2

        Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад. Правила, которые пришли к нам от наших далеких предков, называются обычаями.

        Ещё раз обратимся к этим группам — Слайды — 3 — 4 — 5  

3.Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

        С правилами , которые обязательны для исполнения (законы , правовые нормы) и их особенностями мы будем знакомится на следующих уроках, а сечавс поговорим о прочих социальных нормах, которые появились гораздо раньше норм права.

Работа с текстом — с. 9 — 11 — пункт «Привычка свыше нам дана»

Слайд 6 — задание — ответы

??? Соедините верно понятия и их определения

Слайд — 7

***??? примеры (привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония)

        4. Подведение итога

??? Что вы узнали сегодня на уроке? Должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?

  1. Мы продолжим знакомство с социальными нормами через неделю.

Домашнее задание

§-1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 - 3), выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 - 4)

1. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.

2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило.

  1. *** Дополнительная информация
  2. Привычки, ритуалы

Обычаи, традиции – память поколений, выработанная на привычках. Привычки свойственны каждому человеку. Они бывают хорошие и плохие, вредные и положительные. К вредным привычкам относятся: курение, неправильная посадка за столом, приводящая к искривлению позвоночника; к положительным – занятия спортом, чтение.

Традиции

Англия трепетно относится к традициям. Иногда они даже кажутся абсурдными, например, расположение дверной ручки. Для большинства народов привычно, что она должна находиться справа сбоку, а в Англии – посередине, что неудобно. Эта традиция происходит от тех давних времен, когда у каждого приличного англичанина был швейцар, который открывал дверь. И хотя швейцаров уже практически нет, но ручка располагается посреди двери, потому что показывает дух Англии. У англичан странные такси, они высокие. Эта традиция происходит с тех времен, когда люди носили цилиндры, в которых можно было сесть в машину, не снимая головного убора. Цилиндры сейчас тоже никто не носит, но такси все равно остаются старомодными. Нация сохраняет себя с помощью своих традиций и истории. Человек, приезжая в Англию, понимает, что в этой стране другая культура.

  1. Обычаи

Законы существовали далеко не всегда. Письменный период человеческой жизни охватывает всего 2,5–4 тыс. лет. Он развивался неоднородно: у одних народов он начался раньше, у некоторых – позже. И даже когда письменность появилась, люди не сразу начали записывать правила поведения и законы. Принципы поведения человека в обществе начали возникать для того, чтобы разрешить спор между людьми. Позже они превратились в обычаи. Постепенно сформировалась система взглядов и принципов отношения человека к обществу и, наоборот, общества к человеку. У некоторых народов обычаи сохранились до сих пор как некая регулятивная система, например у народов Северного Кавказа. Такие правила существуют у всех народов земли, но степень их влияния на общество разная. Понятие обычая переплетается с потребностью народа к самосохранению, самоидентификации.

  1. Привычки народов

Привычки отдельного народа (большой группы людей) охватывают большой спектр повседневной жизни человека. Например, у нас обыденным является использование вилки, ложки и ножа при употреблении пищи, а жители Юго-Восточной Азии используют для этого палочки. Для европейца это кажется, по меньшей мере, неудобным. И это яркий пример того, как обычаи сковывают очень многие сферы человеческой жизни.

Это касается не только употребления пищи, но и определенных правил поведения в транспорте. Для европейцев естественно уступить место женщине как представительнице слабого пола. В Японии же и мужчина, и женщина считаются одинаково сильными, и потому уступать место там не принято, и лишено всякого смысла.

Существует сотни вариаций формирования традиций у разных народов, тем не менее, именно это разнообразие и позволило человеку отделиться от животного.

  1. Мультикультура и традиционные культуры

Современному человеку может показаться, что традиции постепенно исчезают. Человек сейчас создал мультикультуру, которая вытекает из всеобщего соединения, смешивания, переплетения разных народов. Это происходит из-за расширения средств коммуникации: мобильные телефоны, интернет, поездки в другую страну, стали почти обыденным явлением, даже страны сливаются, например, Европейский Союз. Потому кажется, что традиции отдельных народов постепенно исчезают, но это не совсем так.

Совокупность обычаев, которые сопровождаются какими-то специфическими действиями, принято называть ритуалами.

  1. Российская Федерация и ее традиции

Многие государства склонны к сохранению своих традиций и обычаев. То же касается и Российской Федерации. Эта страна – наследник очень большой исторической культуры. Она существует много веков, имела много названий, но задача государства – сохранить обычаи и традиции всех народов проживающих в стране. Это сложно, но современному человеку нельзя, следуя изменениям в социальной и технологической сферах, забывать все то, что было нажито многими поколениями до него.

  1. Компоненты социальных норм

У современного человека есть объединитель – великий русский язык, система праздников. Изучение и сохранение истории является общенациональным приоритетом, потому что люди, которые не помнят своих корней, не имеют будущего. Традиции, обычаи – это все очень важная составляющая русского народа. Начиная от обычного рукопожатия и заканчивая важными государственными церемониями, это все то, что формирует русскую цивилизацию, ее культуру. Потому сохранение и приумножение всего этого наследия – задача любого русского человека.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д/З: § 1, читать, словарь знать, Р/Т № 3-5 Что значит жить по правилам

Слайд 2

- Выяснить, для чего нужны правила поведения; - Выяснить какие правила общения между людьми известны учащимся; - Научиться пользоваться правилами поведения в сети Интернет. 2 ЦЕЛЬ УРОКА

Слайд 3

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ 3 Правило Социальные нормы Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет Манеры

Слайд 4

РАБОТА ПО ВАИАНТАМ 4 1 ВАРИАНТ Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают. 2 ВАРИАНТ Правила необходимы, если бы правил не было, люди не знали бы, как поступать.

Слайд 5

МНОГООБРАЗИЕ ПРАВИЛ 5 Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах. В. И. Даль

Слайд 6

СЛОВАРЬ 6 Правила – нормы, регулирующие поведение людей.

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПО НАПРАВЛЕННОСТИ нормы- правила нормы- ожидания Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. ПО СТЕПЕНИ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ нормы- правила нормы- ожидания Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей. Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно. ПО ФОРМЕ формальные неформальные Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой. 7

Слайд 8

СЛОВАРЬ 8 Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Слайд 9

Работа с таблицей, стр.59 учебник Социальные нормы по направленности предписывающие запрещающие по степени обязательности нормы-правила нормы-ожидания по форме формальные неформальные 9

Слайд 10

СЛОВАРЬ Привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. 10

Слайд 11

Русская пословица «ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР» 11

Слайд 12

СЛОВАРЬ Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. 12

Слайд 13

СЛОВАРЬ Церемонии – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок – церемониал . 13

Слайд 14

СЛОВАРЬ Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 14

Слайд 15

САНКЦИИ 15 меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных норм, правил способ одобрения, поощрения, поддержки

Слайд 16

УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ В ИНТЕРНЕТЕ (СЕТИКЕТ) 16

Слайд 17

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК… 17 «Борис Петрович Шереметьев – самый вежливый в стране человек и самый культурный» Английский посол Витворт

Слайд 18

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Зачем существуют правила? 18

Слайд 19

ВЫВОДЫ Правила ( или социальные нормы) служат эталонами, образцами поведения. Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает. Правила помогают охранять порядок и позволяют предвидеть реакцию других на твои действия . Правила поведения в обществе могут быть как мягкими пожеланиями, так и жесткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам"

Методическая разработка урока обществознания в 7классе с использованием здоровьесберегающих технологиий на тему "Что значит жить по правилам" .ЦЕЛЬ УРОКА:  ...

Что значит жить по правилам

Презентация к уроку обществознания (учебник Боголюбова Л.Н.) в 7 классе...

Что значит жить по правилам

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе...

Урок обществознания в 7 классе "Что значит жить по правилам". Презентация.

Презентация к учебнику  "Обществознания" автора Боголюбова....

7 класс. Что значит жить по правилам

конспект и презентация с дополнительным материалом...

задания по обществознанию 7 класса после параграфа "Что значит жить по правилам"

Задания для интерактивной доски даются ученикам после темы "Что значит жить по правилам" 7 класс обществознание по Боголюбову...

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе Тема: Что значит жить по правилам

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их...