Духовная сфера
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему

Андрюхина Зинаида Александровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sfera_duhovnoy.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Андрюхина Зинаида Александровна

МОУ «СОШ п. Дубки Саратовской области Саратовского района»

Должность: учитель истории и обществознания

Предмет: Обществознание

Класс 8

Тема и номер урока в теме: Сфера духовной жизни.

Базовый учебник: Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Цель  урока: систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении в 6-7 классах.
  2. Задачи:

- личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей         страны;

-метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
уметь  выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

-предметные:

иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знать  ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;понимать значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

  1. Тип урока: открытие новых знаний
  2. Формы работы учащихся
  3. Необходимое техническое оборудование
  4. Структура и ход  урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Время

1.Мотивация

Организационный момент.

Проверяют готовность своего рабочего места

личностные

1

2. Актуализация

И фиксирование индивидуальных действий

Вспомните основные сферы общества? В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? (Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы, все отношения между людьми, все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т.е. конкретное общество, имеющее определенный облик).

Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?

Участвуют в актуализации.

Личностные, метапредметные.

4

3. Выявления места и причин затруднения

Что объединяет понятие «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского пути в культуре?

Участвуют в выявлении причин затруднения

личностные

2

4.Построение проекта и выхода из затруднений

Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о духовной сфере. Тема урока «Духовная сфера жизни». Мы постараемся ответить на поставленные вопросы.

Формулируют  тему, цель и способы достижения.

регулятивные

1

5. Реализация проекта

Понятие «культура».

Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия « культура». Словари предлагают более 200 толкований. Слово «культура»-латинского происхождения, и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы  говорим о культурных растениях в отличие от диких.

В современном значении слово «культура» стало употребляться в 17 веке. В качестве самостоятельного научного термина оно появилось в трудах немецкого юриста и историка  С. Пуфендорфа.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)

в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

Записывают понятие «культура».

Познавательные

Коммуникативные, метапредметные.

25

(7)

Духовная  сфера.

Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Работа в 3-х группах

  1. Используя текст учебника, создайте кластер «Духовная жизнь общества» с. 46-47 ( Р.т. с 21 №1)

(язык, философия, право, религия, образование, наука, искусство, мораль).

  1. Обратите внимание н Документ с. 47 « Фрагмент из Декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым».+ Задания.

  1. Сформулируйте основные отличии духовных ценностей от материальных на основе текста учебника с.46-48.

(а) имеют сложную структуру; долговечность, запечатливают особенности личности их создателей,

б) созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры занято немало людей различных профессий в) достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при многочисленных специализированных учреждений.

Работают в группах.

Культура личности и общества.

Учитель:  С древнейших времен люди связывают с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Человек, создавая какие-либо предметы…преобразует себя. Совершенствует умения, развивает творческие способности, воображение, образное мышление.

Это уже не внешняя культура, проявляющаяся в созданных неодушевленных вещах, а культура внутренняя.

Как человек приобщается к культуре?

История о властителе, обратившемуся к Евклиду с желанием обучится геометрии очень быстро. Евклид: «в науке-нет царского пути»

Объясните смысл слов Евклида.

Вывод: без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры.

О поверхностном отношении к культурным ценностям, в целях повышения престижа.

По настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Он не равнодушен когда оскорбляют и унижают других людей, и когда неуважительно относятся к культурным ценностям.

Слушают учителя, участвуют в беседе.

Развите культуры в современной России.

Прочитайте текст, поставьте + и – к характеристикам сотояния развития отечественной культуры сегодня.

Цензура-это хорошо или плохо?

Работают с тексом учебника.

Роль государства в сохранении культурного достояния.

С. 52. Фрагмент из Декларации прав культуры+ вопросы

6.Первичное закрепление с проговариванием

Повтор по конспекту основных позиций темы.

личностные

2

7.Самостоятельная работа с самоконтролем

В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Как это характеризует культуру РФ. Назовите одним словом? (многонациональная)

Участвуют в самоконтроле.

Личностные,

познавательные

3

8.Включение в систему знаний повтор

Что представляет собой духовная сфера? (по кластеру)

Повторение

личностные

3

9.Рефлексия

Как связаны культура общества и культура отдельного человека? № 1

Задание из рубрики «В классе и дома»

Личностные,

познавательные, метапредметные.

4

10.Домашнее задание

1.  § 6 вопросы. Задания из рубрики «В классе и дома»

1

 

Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.

Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью»

Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям:

Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация.

Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии?

Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них.

Кто является агентами социализации? Конкретизируйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест Духовная сфера

Тест по теме "Духовная сфера" для 10 класса...

Духовная сфера

Презентация урока по обществознанию в 6 классе...

Духовная сфера

Учебный тренажёр по обществознанию для подготовки к ЕГЭ по блоку"Духовная сфера" содержит тестовые задания группы А, В иС...

Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)

Материалы составлены по примеру заданий части С  (ЕГЭ по обществознанию)....

Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс.

Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс....

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества Презентация к уроку обществознания 6 класс . Учебник  Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса/ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.- 2-е изд.-М.: ОО...