Духовная сфера
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Андрюхина Зинаида Александровна | ||
МОУ «СОШ п. Дубки Саратовской области Саратовского района» | ||
Должность: учитель истории и обществознания | ||
Предмет: Обществознание | ||
Класс 8 | ||
Тема и номер урока в теме: Сфера духовной жизни. | ||
Базовый учебник: Обществознание/ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2014 г.
|
- личностные: заинтересовать не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-метапредметные: уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
приобрести способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
-предметные:
иметь относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знать ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, , социальной психологии и; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимать специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;понимать значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Тип урока: открытие новых знаний
- Формы работы учащихся
- Необходимое техническое оборудование
- Структура и ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
1.Мотивация | Организационный момент. | Проверяют готовность своего рабочего места | личностные | 1 |
2. Актуализация И фиксирование индивидуальных действий | Вспомните основные сферы общества? В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? (Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы, все отношения между людьми, все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т.е. конкретное общество, имеющее определенный облик). Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной? | Участвуют в актуализации. | Личностные, метапредметные. | 4 |
3. Выявления места и причин затруднения | Что объединяет понятие «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского пути в культуре? | Участвуют в выявлении причин затруднения | личностные | 2 |
4.Построение проекта и выхода из затруднений | Как вы догадались, сегодня мы будем говорить о духовной сфере. Тема урока «Духовная сфера жизни». Мы постараемся ответить на поставленные вопросы. | Формулируют тему, цель и способы достижения. | регулятивные | 1 |
5. Реализация проекта | Понятие «культура». Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия « культура». Словари предлагают более 200 толкований. Слово «культура»-латинского происхождения, и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. В современном значении слово «культура» стало употребляться в 17 веке. В качестве самостоятельного научного термина оно появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа. 1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества; деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. 2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание) в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями): материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно. | Записывают понятие «культура». | Познавательные Коммуникативные, метапредметные. | 25 (7) |
Духовная сфера. Что же отличает духовную сферу от других сфер общества? Работа в 3-х группах
(язык, философия, право, религия, образование, наука, искусство, мораль).
(а) имеют сложную структуру; долговечность, запечатливают особенности личности их создателей, б) созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры занято немало людей различных профессий в) достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при многочисленных специализированных учреждений. | Работают в группах. | |||
Культура личности и общества. Учитель: С древнейших времен люди связывают с понятием «культура» представление не только о рукотворных ценностях. Человек, создавая какие-либо предметы…преобразует себя. Совершенствует умения, развивает творческие способности, воображение, образное мышление. Это уже не внешняя культура, проявляющаяся в созданных неодушевленных вещах, а культура внутренняя. Как человек приобщается к культуре? История о властителе, обратившемуся к Евклиду с желанием обучится геометрии очень быстро. Евклид: «в науке-нет царского пути» Объясните смысл слов Евклида. Вывод: без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры. О поверхностном отношении к культурным ценностям, в целях повышения престижа. По настоящему культурный человек стремится быть широкообразованным. Он не равнодушен когда оскорбляют и унижают других людей, и когда неуважительно относятся к культурным ценностям. | Слушают учителя, участвуют в беседе. | |||
Развите культуры в современной России. Прочитайте текст, поставьте + и – к характеристикам сотояния развития отечественной культуры сегодня. Цензура-это хорошо или плохо? | Работают с тексом учебника. | |||
Роль государства в сохранении культурного достояния. С. 52. Фрагмент из Декларации прав культуры+ вопросы | ||||
6.Первичное закрепление с проговариванием | Повтор по конспекту основных позиций темы. | личностные | 2 | |
7.Самостоятельная работа с самоконтролем | В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Как это характеризует культуру РФ. Назовите одним словом? (многонациональная) | Участвуют в самоконтроле. | Личностные, познавательные | 3 |
8.Включение в систему знаний повтор | Что представляет собой духовная сфера? (по кластеру) | Повторение | личностные | 3 |
9.Рефлексия | Как связаны культура общества и культура отдельного человека? № 1 Задание из рубрики «В классе и дома» | Личностные, познавательные, метапредметные. | 4 | |
10.Домашнее задание | 1. § 6 вопросы. Задания из рубрики «В классе и дома» | 1 |
Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью» Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям: Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация. Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии? Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них. Кто является агентами социализации? Конкретизируйте. | Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью» Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям: Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация. Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии? Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них. Кто является агентами социализации? Конкретизируйте. |
Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью» Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям: Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация. Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии? Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них. Кто является агентами социализации? Конкретизируйте. | Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью» Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям: Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация. Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии? Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них. Кто является агентами социализации? Конкретизируйте. |
Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью» Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям: Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация. Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии? Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них. Кто является агентами социализации? Конкретизируйте. | Задания к изучению темы: § 5 «Как стать личностью» Найдите, где необходимо используя текст, сформулируйте сами и запишите в тетрадь определения к понятиям: Индивидные признаки, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение, социализация. Найдите в тексте и запишите: что нужно для выбора профессии? Укажите три фазы становления личности, с краткой характеристикой каждой из них. Кто является агентами социализации? Конкретизируйте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест Духовная сфера
Тест по теме "Духовная сфера" для 10 класса...
Тест "Духовная сфера общества"
11 класс. Ответы...
Духовная сфера
Презентация урока по обществознанию в 6 классе...
Духовная сфера
Учебный тренажёр по обществознанию для подготовки к ЕГЭ по блоку"Духовная сфера" содержит тестовые задания группы А, В иС...
Раздаточный материал по обществознанию «Духовная сфера жизни общества» (11 класс, профильный уровень)
Материалы составлены по примеру заданий части С (ЕГЭ по обществознанию)....
Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс.
Тест "Духовная сфера жизни общества" 6 класс....
Духовная сфера общества
Духовная сфера общества Презентация к уроку обществознания 6 класс . Учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса/ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова.- 2-е изд.-М.: ОО...