беседа
опыты и эксперименты по обществознанию на тему
Беседа с подростками Час рассуждений: «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_horosho_chto_takoe_ploho.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Час рассуждений: «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Цели:
1) Помочь воспитанникам задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;
2) Развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес;
3) Воспитывать ответственное отношение ребят к своему духовному и физическому здоровью;
4) Ознакомить детей с распоряжением правительства об искоренении сквернословия.
Подготовительная работа
1.Составление плана проведения часа.
2.Подбор информации для участников.
3. Подготовка рабочих групп (эксперты, историки, биофизики)
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) На доске эпиграф: « Лучше сказать мало, но хорошо»
2) Анкеты «Сквернословие в моей жизни»
3) Листы бумаги формат А3, маркеры
Ход классного часа
Дети занимают места в классе, рассаживаясь полукругом.
Вступительное слово воспитателя.
Как же богат и могуч русский язык, в том числе и на матерные слова, которые ежедневно употребляют многие из нас. Почему же люди ругаются матом? Где и в какой ситуации вы услышали первые матерные слова?
Группа экспертов.
Группа экспертов проведет анкетирование и представит результаты в конце занятия.
( Приложение 1)
Воспитатель.
Первые матерные слова мы, как правило, слышим в раннем детстве, потом детский сад, потом школа, потом выражение своих эмоций в ситуациях, когда больно или произошло что-то нехорошее, а может просто слов не хватает. Следует отметить, что современное общество целиком и полностью против употребления мата.
Мат (матерщина, матерный язык) — разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно общепринятой морали, публичное употребление мата может расцениваться как хулиганство.
Откуда же взялся мат? Группа историков провела исследование и готова представить свой отчет.
Отчет историков.
Историк 1
Откуда же взялся мат?
Большинство людей, с уверенностью ответит, что его занесли на нашу землю татаро-монгольские орды. Это мнение широко распространено в народе, хотя и ошибочно. Ученые убедительно доказывали, что мат русским людям никто не навязывал, но их усилия всегда разбивались о стереотип: все пакостное нам принесли извне.
Но мат тут совершенно не причем. У кочевников не было обычая сквернословить. Это особо отмечал итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший Центральную Азию в XIII веке. Он писал, что у них бранные слова вообще отсутствуют в словаре. И, наоборот, русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, свидетельствуют о том, что мат был распространен на Руси задолго до ордынского ига.
Лингвисты считают, что корни матерных слов есть во многих индоевропейских языках, но пышные всходы они дали только на нашей земле.
Постепенно появился обычай выражаться матом безотносительно к объекту, просто так от полноты чувств или для связи слов в предложении. При этом основные слова обрастали массой производных. Говорят, есть виртуозы, которые могут ругаться часами и при этом не повторять выражения.
Историк 2
Причем, при использовании обидных слов, мало кто задумывается об их истинном значении.
Я предлагаю вашему вниманию информацию о происхождении и значении некоторых слов.
Зараза
Девушки бывают разные. Возможно, и на слово "зараза" не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. И тем не менее, изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно "обзывали" прекрасных дам "заразами", а поэты даже фиксировали это в стихах.
А всё потому, что слово "заразить" изначально имело не только медицински -инфекционный смысл, но и было синонимом "сразить".
Кретин
Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто бы вас в пропасть за это не скинул. А чего обижаться — на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как… "христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".
Идиот
Греческое слово "идиот" первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало "частное лицо", "отдельный, обособленный человек". Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя "политэс". Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли "идиотэс" (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами). Естественно, "идиотов" сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками — "ограниченный, неразвитый, невежественный человек". И уже у римлян латинское idiota значит только "неуч, невежда", откуда два шага до значения "тупица".
Дурак…
Очень долгое время слово дурак обидным не было. В документах XV–XVII вв. это слово встречается в качестве… имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные — "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "московский дьяк Дурак Мишурин". С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… А дело в том, что слово "дурак" часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было популярно давать ребенку второе имя с целью обмануть злых духов — мол, что с дурака взять?
Воспитатель
То, что слова оказывают влияние на состояние человека отрицать бессмысленно, особенно, матерные слова. Откуда бы не появились они в нашем языке, их энергетика разрушительна и для произносящего и для окружающих. И это подтверждают наши учёные.
Воспитатель
Предупредить развитие болезненного процесса можно развивая в себе высокие нравственные духовные качества: доброту, отзывчивость, терпимость, сострадание, сочувствие, жертвенность, любовь к ближнему.
Какие вы можете предложить меры по профилактике сквернословия в нашей школе?
( Предложения воспитанников)
Подведение итогов анкетирования. Слово группе экспертов.
Предложения по профилактике сквернословия.
- Проведение семейных собраний, посвященных культуре речи в семье.
- Организация мероприятий для воспитанников, направленных на развитие толерантности и приобретение навыков культурного общения
Заключительное слово воспитателя
«Есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка нельзя сделать порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете…Что же на свете хуже языка? Язык несёт нам раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну; разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык.» Так говорил философ и баснописец, легендарный Эзоп, об органе человека – языке. Но ведь решать, какое слово произнесёт его язык, должен человек сам !
Литература.
- Г.Л. Билич. Биология. Цитология, гистология,анатомия человека: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов,- СПб.: Изд-во «СОЮЗ»,2001
- Е.П. Бомбардирова. Все о здоровье ребенка. Руководство для родителей - Издательство Института психотерапии, М.,2002
- Гаряев П.П., Татур В.Ю., Юнин А.М. Новый подход к эволюции живого и ноосфера., клаузура ноосферы,ч.1, М., "Ноосфера",1988
- Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2003
Приложение 1
Анкета `Сквернословие в моей жизни`
Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа-призыв о правилах поведения школьников.
Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы ЮИД хотим обратить ваше внимание на...
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»...
Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"
Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...
Беседы с родителями
Рекомендации родителям,беседы на родительских собраниях....
Беседы с родителями
Рекомендации родителям , беседы с родителями...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."
Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении истории родного города ...