Контрольная работа по обществознанию 10 класс 1 полугодие Вариант 2
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) по теме

Степанова Татьяна Викторовна

Контрольная работа  по обществознанию          10 класс      1 полугодие  Вариант 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариант 240.8 КБ
Файл Вариант 2 ключи56.95 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа  по обществознанию                  10 класс      1 полугодие  Вариант 2

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3182

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Демографические проблемыглобальные проблемыэкологические проблемыэкономические проблемыпродовольственные проблемы.

 

  1. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
  2. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) субъективный характер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная проверка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

6) разработка специального понятийного аппарата

  1. Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

А) У Антона голубые глаза.

Б) Рост Петра — 180 см.

В) Анна трудолюбива.

Г) Катя очень отзывчива.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих.

 

1) биологические

2) социальные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

  1. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

  1. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

  1. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А) насаждение единого стандарта потребления глобализации

Б) сближение народов и государств

В) навязывание определённого образа жизни

Г) стимулирование экономического развития

Д) возникновение социокультурного единства

 

1) позитивные последствия

2) негативные последствия

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

  1. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Объекты деятельностирезультаты деятельностимотивы деятельностисубъекты деятельностиструктура деятельности.

  1. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

 

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства.

4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

6) Постепенно складывается демократия.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) способности

2) задатки

3) одарённость

4) талант

5) гениальность

  1. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

 

  1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

 

1) производственная

2) прогностическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

  1. Выберите верные суждения о глобальных проблемах человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) являются совокупностью социально-природных проблем

2) представляют угрозу существованию человечества

3) возникают только в постиндустриальном обществе

4) могут быть решены только совместными усилиями человечества

5) вызваны исключительно хозяйственной деятельностью человека

  1. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) высокая содержательная сложность

2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей

4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам

6) безграничное самовыражение автора

  1. Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР

 

ТЕНДЕНЦИЯ

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

 

1) гуманизация

2) интернационализация

3) информатизация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

  1. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

 

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) постиндустриальное общество

2) отношение

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Часть2.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации её участники выступают носителями определённых социальных ролей (покупатель – продавец; учитель – ученик; начальник – подчинённый).

В ролевом общении человек лишается определённой спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в ходе него передаётся особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией, а деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность. ˂…>

Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнёром по общению в целях достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определённым действиям или решениям. Партнёр по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная, незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнёра. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования...

Манипулятивное общение это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнёра по общению в целях достижения своих намерений осуществляется скрытно… При манипулятивном общении партнёр воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору

качеств.

(По В.Т. Крысько)

21. Какая особенность межличностного общения отмечена в тексте? Что автор считает существенным признаком всех видов общения? Какие особенности манипулятивного общения называет автор? (Укажите две особенности.)

22. Опираясь на текст и обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная роль». На основе текста сформулируйте различие межперсонального и ролевого видов общения. Как автор характеризует деловое общение?

23. Какое общение автор называет массовым? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три любых примера массового общения.

24. Психологи считают, что императивное общение эффективно в чрезвычайных ситуациях. Объясните почему. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые две сферы межличностных отношений, в которых императивное общение в принципе неприемлемо, и в каждом случае кратко поясните своё мнение

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей, и одно предложение, конкретизирующее информацию о любом из этих видов.

26. Назовите любые три проявления процесса глобализации в различных сферах общественной жизни и проиллюстрируйте примером каждое из них.

27. Французский философ-просветитель Д. Дидро (1713–1784) писал: «Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы». На какую характеристику (черту) истины указывал философ? Объясните, как Вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые характеристики (черты) истины

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Общество как динамичная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве аргумента ции приведите не менее двух примеров из различных источников.

29.1

Философия

«Разобщённость человечества угрожает ему гибелью». (А.Д. Сахаров)

29.1.

Социология, социальная психология

«Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». (М. Малерб)

29.3

Социология, социальная психология

«Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство». (Д.И. Фонвизин)



Предварительный просмотр:

Контрольная работа  по обществознанию                  10 класс      1 полугодие  Вариант 2

  1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3182

Индустриальное

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Демографические проблемыглобальные проблемыэкологические проблемыэкономические проблемыпродовольственные проблемы.

Пояснение.

Обобщающим для продовольственных, экологических и экономических проблем являются глобальные.

 

Ответ: глобальные проблемы.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

 

1) воспроизводство рода

2) самореализация

3) питание

4) дыхание

5) движение

6) общение

7) отдых

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Биологические потребности — потребности без удовлетворения которых невозможно физическое существование человека. Потребности человека в самореализации и общении — потребности другого, высшего порядка, отражающего социальную сущность человека.

 

Ответ: 26.

  1. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) субъективный характер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная проверка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

6) разработка специального понятийного аппарата

Ответ: 356.

  1. Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

А) У Антона голубые глаза.

Б) Рост Петра — 180 см.

В) Анна трудолюбива.

Г) Катя очень отзывчива.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих.

 

1) биологические

2) социальные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

А) У Антона голубые глаза — биологические.

Б) Рост Петра — 180 см — биологические.

В) Анна трудолюбива — социальные.

Г) Катя очень отзывчива — социальные.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих — социальные.

 

Ответ: 11222.

  1. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

Пояснение.

Модернизация —  усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Модернизация —  это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.

1) осуществление промышленного переворота — да, верно.

2) господство государства над обществом и общества над личностью — нет, неверно.

3) невысокий уровень социальной мобильности — нет, неверно.

4) формирование рыночного хозяйства — да, верно.

5) формирование гражданского общества — да, верно.

 

Ответ: 145.

  1. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Пояснение.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах — да, верно.

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом — нет, неверно.

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта — да, верно.

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности — нет, неверно.

5) разработка программ поставок оружия — нет, неверно.

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу — нет, неверно.

 

Ответ: 13.

  1. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А) насаждение единого стандарта потребления глобализации

Б) сближение народов и государств

В) навязывание определённого образа жизни

Г) стимулирование экономического развития

Д) возникновение социокультурного единства

 

1) позитивные последствия

2) негативные последствия

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Среди позитивных последствий глобализации следует назвать следующие:

1. Мир в условиях глобализации развивается как взаимосвязанный, а основным принципом взаимодействия культур становится принцип культурного плюрализма.

2. Глобализация очевидно увеличивает плотность потока информации и дает шанс различным культурам вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности. Об этом, ссылаясь на труды К. Волтза и Д. Хелда, пишет А. И. Шендрик.

3. Дж. Стиглиц, лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике, отмечает, что благодаря глобализации увеличилась продолжительность жизни у многих народов мира, повысился их жизненный уровень.

4. Глобализация уменьшила чувство изоляции, которое остро ощущалось в развивающихся странах, и открыла многим из них доступ к знаниям и информации.

5. Иностранная помощь принесла пользу многим странам третьего мира, которая выразилась в создании рабочих мест, развитии ирригационных систем, продвижении образовательных проектов, проектов борьбы со СПИДом.

В качестве негативных последствий глобализации можно отметить следующее:

1. Экономический разрыв между развитыми и развивающимися странами не сглаживается, а углубляется.

2. Глобальные проблемы современности не исчезают, но пополняются новыми — такими как угроза терроризма, в том числе и ядерного, организованная преступность, новые болезни наподобие СПИДа, резко обострившаяся демографическая ситуация и катастрофическая неравномерность плотности населения, приводящая к массовой миграции, что в свою очередь усиливает напряженность в отдельных, как правило, наиболее благополучных регионах, гиперурбанизация.

3. Исследователи отмечают, что поскольку глобальное пространство — это в первую очередь мобильные финансы и интеллект, постольку глобализация выступает как процесс изъятия его финансов и интеллекта. При этом, как отмечает М. Г. Делягин, прогресс более развитого общества идет за счет деградации «осваиваемого» . Осмысление этого процесса породило понятие «конченых стран» , таких, которые окончательно утратили как интеллектуальные ресурсы, так и способность их производить.

4. Социокультурные последствия глобализации: унификация культурных миров, разрушение базовых ценностей национальных культур, распространение и утверждение североамериканской массовой культуры как культуры-лидера среди всех культур постиндустриального общества.

Именно негативные последствия глобализации вызвали к жизни и такие движения, как антиглобализм и альтернативные движения.

Последние возникли на Западе в 1970-х гг. как разнообразные по структуре и идейным принципам политические, культурные, религиозные движения и организации, которые выдвигают альтернативные господствующим ценности, альтернативное мировоззрение, политический идеал и политическую культуру. Первым глобальным мероприятием антиглобалистов стала «битва за Сиэтл» в декабре 1999 г. С тех пор все международные экономические форумы сопровождаются выступлениями антиглобалистов. Отечественные же антиглобалисты настаивают на таком самоназвании, как альтер-глобализм, подчеркивая, что свою задачу они видят «в развитии позитивной альтернативы господствующей ныне неолиберальной капиталистической модели глобализации» и выступлении «за интеграцию в интересах людей, культуры и природы, интеграцию, проводимую снизу и демократически» .

Их программа: противодействие расширению Всемирной торговой организации и деятельности МВФ и Всемирного банка в развивающихся странах, противодействие глобализации как новой форме колониализма и стремление к созданию более справедливого глобального порядка.

А) насаждение единого стандарта потребления глобализации — негативные последствия.

Б) сближение народов и государств — позитивные последствия.

В) навязывание определённого образа жизни — негативные последствия.

Г) стимулирование экономического развития — позитивные последствия.

Д) возникновение социокультурного единства — позитивные последствия.

 

Ответ: 21211.

  1. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

Пояснение.

Из определения научного познания видно, что оно опирается на точные факты, эксперименты, обоснованность, критичность. Черты присущие только научному познанию: экспериментальное подтверждение результатов, открытость рациональной критике любого положения.

 

Ответ: 34.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Объекты деятельностирезультаты деятельностимотивы деятельностисубъекты деятельностиструктура деятельности.

Пояснение.

Структура деятельности включает в себя субъекты и объекты деятельности мотив, цель, результат, инструменты и способы.

 

Ответ: структура деятельности.

  1. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

 

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства.

4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

6) Постепенно складывается демократия.

Пояснение.

Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии и информационные технологии являются важнейшим условием развития производства — позволяют сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) способности

2) задатки

3) одарённость

4) талант

5) гениальность

Пояснение.

Все представленные понятия — это способности.

 

Ответ: 1.

 

Ответ: 23.

  1. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

 

Ответ: 236.

  1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

 

1) производственная

2) прогностическая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Производственная функция науки связана с сближением науки и производства, с внедрением научных открытий в промышленность. Прогностическая функция связана с осуществлением прогнозирования последствий изменения окружающего мира, на основе данных предвидит возможные результаты развития процессов, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению.

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала — прогностическая.

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство — производственная.

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы — прогностическая.

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей — производственная.

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара — прогностическая.

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата — производственная.

 

Ответ: 212121.

  1. Выберите верные суждения о глобальных проблемах человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) являются совокупностью социально-природных проблем

2) представляют угрозу существованию человечества

3) возникают только в постиндустриальном обществе

4) могут быть решены только совместными усилиями человечества

5) вызваны исключительно хозяйственной деятельностью человека

Пояснение.

Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. Причины проблем: огромные масштабы человеческой деятельности, неспособность человека рационально распорядиться этой деятельностью. Особенности: имеют планетарный характер (затрагивают интересы всех людей), угрожают гибелью всей цивилизации, требуют коллективных усилий, нуждаются в эффективных и неотложных решениях.

 

1) являются совокупностью социально-природных проблем — да, верно.

2) представляют угрозу существованию человечества — да, верно.

3) возникают только в постиндустриальном обществе — нет, неверно.

4) могут быть решены только совместными усилиями человечества — да, верно.

5) вызваны исключительно хозяйственной деятельностью человека — нет, неверно.

 

Ответ: 124.

  1. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.

Пояснение.

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям — нет, неверно.

2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение — да, верно.

3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности — да, верно.

4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного — нет, неверно.

5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта — да, верно.

 

Ответ: 235.

  1. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) высокая содержательная сложность

2) демократизм

3) ориентация на узкий круг ценителей

4) широкая рекламная кампания

5) соответствие изысканным вкусам

6) безграничное самовыражение автора

Пояснение.

Элитарная культура — это «высокая культура», противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется, по мнению российских культурологов, более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.

 

Ответ: 1356.

  1. Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР

 

ТЕНДЕНЦИЯ

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

 

1) гуманизация

2) интернационализация

3) информатизация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Гуманизация — особое внимание уделяется личности, её интересам. Интернационализация — единая система образования Информатизация — внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий.

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам — гуманизация.

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника — информатизация.

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании — интернационализация.

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся — гуманизация.

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам — информатизация.

 

Ответ: 13213.

  1. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

 

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

Пояснение.

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества — нет, неверно.

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств — нет, неверно.

3) нацеленность на приобретение новых знаний — да, верно.

4) нацеленность на развитие физических возможностей — нет, неверно.

5) нацеленность на овладение определенными умениями — да, верно.

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества — да, верно.

 

Ответ: 356.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) постиндустриальное общество

2) отношение

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 798261 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.

 

Ответ: 7, 9, 8, 2, 6, 1.

 Часть2.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации её участники выступают носителями определённых социальных ролей (покупатель – продавец; учитель – ученик; начальник – подчинённый).

В ролевом общении человек лишается определённой спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в ходе него передаётся особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать личные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией, а деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность. ˂…>

Общение может различаться и по его формам.

Императивное общение это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнёром по общению в целях достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определённым действиям или решениям. Партнёр по общению в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная, незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнёра. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования...

Манипулятивное общение это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнёра по общению в целях достижения своих намерений осуществляется скрытно… При манипулятивном общении партнёр воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору

качеств.

(По В.Т. Крысько)

21. Какая особенность межличностного общения отмечена в тексте? Что автор считает существенным признаком всех видов общения? Какие особенности манипулятивного общения называет автор? (Укажите две особенности.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников;

2) ответ на второй вопрос, например: доверительность;

3) ответ на третий вопрос, например:

– влияние на партнёра по общению в целях достижения своих намерений осуществляется скрытно;

– партнёр воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору качеств.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух особенностей.)

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей

соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ на любой один вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

22. Опираясь на текст и обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная роль». На основе текста сформулируйте различие межперсонального и ролевого видов общения. Как автор характеризует деловое общение?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение, например, поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус;

(Может быть приведено другое объяснение.)

2) различие, например:

– участниками межперсонального общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами;

– в случае ролевой коммуникации её участники выступают носителями определённых социальных ролей (покупатель – продавец; учитель – ученик; начальник – подчинённый) / человек лишается определённой спонтанности своего поведения / человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции;

(Если выпускник называет только особенность межперсонального общения или только особенность ролевого общения, то ответ не засчитывается.)

3) ответ на вопрос, например: процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно приведено объяснение, сформулировано различие, дан ответ на вопрос

2

Правильно приведены любые два элемента ответа

1

Правильно приведён любой один элемент ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23. Какое общение автор называет массовым? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три любых примера массового общения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации;

(Ответ на вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) примеры, допустим:

– болельщики определённым образом взаимодействуют во время футбольного матча своей команды;

– пассажиры взаимодействуют друг с другом в вагоне метро: уступают место пожилым, стараются не мешать друг другу;

– демонстранты участвуют в массовом праздничном шествии.

(Могут быть приведены иные уместные примеры.)

Правильно дан ответ на вопрос, приведены три примера

3

Правильно дан ответ на вопрос, приведены два примера.

ИЛИ Правильно приведены только три примера

2

Правильно дан ответ на вопрос, приведён один пример.

ИЛИ Правильно приведены только два примера

1

Правильно дан ответ на вопрос.

ИЛИ Правильно приведён только один пример.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24. Психологи считают, что императивное общение эффективно в чрезвычайных ситуациях. Объясните почему. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые две сферы межличностных отношений, в которых императивное общение в принципе неприемлемо, и в каждом случае кратко поясните своё мнение

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение эффективности, например: в чрезвычайных ситуациях императивное общение эффективно, потому что одна сторона обладает большей компетенцией в сложной ситуации и это позволит более продуктивно использовать ресурсы для достижения цели;

(Может быть приведено иное объяснение эффективности.)

2) две сферы с соответствующими пояснениями, например:

– дружеские отношения, так как они предполагают партнёрское общение и имеют целью создание благоприятного эмоционального климата, взаимопомощь, а не отдачу команд и принуждение одной из сторон взаимодействия к каким-либо нежелательным для неё действиям;

– семейные отношения, так как супруги равноправны и вступили в брак для удовлетворения потребности в личном счастье, которое несовместимо с принуждением, отдачей приказов и предписаний.

(Могут быть даны иные пояснения.)

(Могут быть указаны и пояснены другие сферы межличностных отношений.)

Приведено объяснение, названы две сферы, по каждой из них дано пояснение

3

Приведено объяснение, названы одна-две сферы, по одной из них дано пояснение.

ИЛИ Правильно названы две сферы, по каждой из них дано пояснение

2

Приведено объяснение, названы одна-две сферы.

ИЛИ Правильно названы одна-две сферы, по одной из них дано пояснение

1

Приведено только пояснение.

ИЛИ Правильно названы одна-две сферы.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей, и одно предложение, конкретизирующее информацию о любом из этих видов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. смысл понятия, например: Нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2. одно предложение с информацией о видах потребностей, опирающейся на знание курса, например: Различают потребности биологические, социальные и духовные;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах потребностей.)

3. одно        предложение, конкретизирующее информацию о любом виде потребностей, например: К духовным относят потребности в приобретении новых знаний, художественном творчестве, религиозной вере и др.

(Может быть составлено другое предложение, конкретизирующее информацию о любом виде потребностей.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

26. Назовите любые три проявления процесса глобализации в различных сферах общественной жизни и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие проявления глобализации:

1) активизируется диалог культур (например, во всём мире широко транслируются произведения западной массовой культуры, английский язык становится универсальным языком международного общения, а восточные философские системы приобретают всё большую популярность на Западе);

2) развивается международное право, сближаются национальные системы права (например, основополагающие международные документы о правах человека отражены в национальных системах права демократических государств);

3) формируется единый стандарт потребления (например, посредством рекламы ряд товаров и услуг избирается жителями многих стран мира вне зависимости от местных традиций).

Могут быть приведены иные примеры, названы и проиллюстрированы другие проявления

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три проявления глобализации

3

Правильно названы два-три проявления, два из них проиллюстрированы примерами

2

Правильно названы одно–три проявления, одно из которых проиллюстрировано примером(-ами)

1

Правильно названы только одно–три проявления.

ИЛИ Приведён(-ы) только пример(-ы) одного–трёх проявлений.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

27. Французский философ-просветитель Д. Дидро (1713–1784) писал: «Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы». На какую характеристику (черту) истины указывал философ? Объясните, как Вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутые характеристики (черты) истины

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: объективность;

2) объяснение, например: истина предполагает изучение мира таким, какой он есть вне и независимо от человека; полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и авторитетов, от того, сколько времени потрачено на достижение тех или иных результатов;

3) две характеристики (черты), например:

– истина всегда конкретна (соотнесение знания с реальностью всегда осуществляется при определённых условиях);

– существование относительной истины (истинное знание может соответствовать познаваемому предмету с разной степенью полноты).

Элементы ответа могут быть даны в других формулировках

Правильно даны ответ на вопрос, объяснение, названы две характеристики (черты)

3

Правильно даны ответ на вопрос, объяснение, названа одна характеристика (черта).

ИЛИ Правильно дан ответ и названы две характеристики (черты)

2

Правильно даны ответ на вопрос и объяснение.

ИЛИ Правильно дан ответ и названа одна характеристика (черта).

ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос

1

Ответ на вопрос отсутствует (дан неправильный ответ) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Общество как динамичная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие системы и проявления системности.

2. Общество как система:

а) наличие сфер общественной жизни;

б) социальные институты.

3. Признаки динамизма общества:

а) устойчивость и стабильность;

б) изменение и развитие.

4. Направления развития общества и формы общественной динамики:

а) социальный прогресс и социальный регресс;

б) реформа и революция.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

29.1

Философия

«Разобщённость человечества угрожает ему гибелью». (А.Д. Сахаров)

29.1.

Социология, социальная психология

«Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». (М. Малерб)

29.3

Социология, социальная психология

«Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство». (Д.И. Фонвизин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс1

Коммуникативная методика  изучения иностранного языка на основе британского совета...

Эксперимент. Программа по технологии. ФГОС 5 класс1

Рабочая программа по технологии для 5 классов составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, примерной программы  основного (общег...

Контрольная работапо физике в 8 классе по теме:" Агрегатные состояния вещества"

Контрольная работа по физике в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества" соответствует программе учебника "Физика 8"  А.В.Перышкин...

Рабочая программа по обществознанию10-12 классы

Рабочая программа, пояснительная записка, тематическое планирование, содержание планирования....

итоговая проверочная работапо грамматике

Проверочная работа представляет собой набор заданий по изученному грамматическому материалу 1-8 модулей учебника Spotlight 10....

Контрольная работапо литературе за 1 полугодие. 5 класс.

Работа включает в себя 24 задания: 20 в тестовой форме, три вопроса и небольшая творческая работа. Материалы соответствуют УМК Г.С. Меркина для 5 класса....