Контрольная работа по обществознанию 10 класс 1 полугодие Вариант 1
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) на тему
Контрольная работа по обществознанию 10 класс 1 полугодие Вариант 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вариант 1 | 132.57 КБ |
ключи 1 вариант | 147.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по обществознанию 10 класс 1 полугодие Вариант 1
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
- Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение
2) восприятие
3) гипотеза
4) представление
5) практика
6) суждение
7) понятие
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
- В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2) Большинство населения занято в сфере услуг.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
- Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
| ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) сословная структура общества Б) ведущая роль информации в жизни общества В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха Г) серийное производство товаров массового потребления Д) выдвижение на первый план сферы услуг |
| 1) аграрное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
- Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.
1) духовно-практической
2) социально-преобразовательной
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной
- Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) решение задач Б) консультация учителя В) одиннадцатиклассник Г) получение высокого балла на экзамене Д) учебники |
| 1) субъект 2) цель 3) средство достижения цели |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
.
- Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
- Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) познание
2) игра
3) труд
4) общение
5) деятельность
- Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество является частью природы.
2) Природа полностью определяет развитие общества.
3) Современному обществу свойственно сословное строение.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.
5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.
- Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
| УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений |
| 1) эмпирический 2) теоретический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.
- Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.
2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.
3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.
4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.
5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.
- Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
- Установите соответствие между методами научного познания и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
| ВИД |
А) классификация Б) эксперимент В) наблюдение Г) формализация Д) описание |
| 1) теоретический 2) эмпирический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
- Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Неуклонно возрастает доля людей, которые становятся «работниками умственного труда». ________________________(А) и знание составляют одновременно и исходный материал, и продукт их деятельности. Но дело не только в том, что всё больше людей занимаются ________________________(Б): растёт интеллектуальное содержание всякого труда, будь то в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях или в _____________________(В). Современный врач, вооружённый антибиотиками, магнитными резонансными томографами и _______________________(Г), привносит в свою деятельность гораздо больше знаний, нежели его предшественники до Второй мировой войны, главными лекарствами которых были горячая вода и внимательное отношение к больным. Героический образ __________________________(Д) — голого по пояс, с отблесками адского пламени из доменной печи на торсе — уходит в прошлое, как до него исчез с исторической арены крестьянин. Современный работник трудится скорее в диспетчерской с кондиционером, наблюдая за рядами _____________________(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) информация | 2) интеллектуальный капитал | 3) умственный труд |
4) свободные профессии | 5) информационное общество | 6) разделение труда |
7) экраны и циферблаты | 8) методы микрохирургии | 9) фабричный рабочий |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Часть 2.
Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, - это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники, в силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...
Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа — это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п.
...Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и в первую очередь с морально- этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности...
Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.
(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)
21. Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авторами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?
22. Как, по мнению авторов, бездуховность влияет на чувство ответственности личности? Опираясь на знания курса и факты общественной жизни, приведите два проявления духовности личности
23. Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите одно любое средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество, проиллюстрируйте примерами действие каждого из этих средств.
24. Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир. Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три довода в подтверждение своего мнения
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей, и одно предложение, конкретизирующее информацию о любом из этих видов.
26. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.
27.Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ таким критерием считал ощущения. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве аргумента ции приведите не менее двух примеров из различных источников.
29.1 | Философия | «Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара». (Н.Н. Моисеев) |
29.1. | Философия | «Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса...» (Й. Этвеш) |
29.3 | Социология, социальная психология | «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место». (Г. Спенсер) |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по обществознанию 10 класс 1 полугодие Вариант 1
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
Пояснение.
Деятельность делится на две части: практическую и духовную (теоретическую).
Ответ: духовная.
- Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.
Пояснение.
Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир и на свое место в нем. Основа мировоззрения — знания, накапливаемые человеком в течение жизни. В структуру мировоззрения входят ценности, установки, убеждения.
Ответ: мировоззрение.
- Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.
1) ощущение
2) восприятие
3) гипотеза
4) представление
5) практика
6) суждение
7) понятие
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Гипотеза и практика — это методы и критерии научного познания. Всё остальное — это формы познания.
Ответ: 35.
- В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
2) Большинство населения занято в сфере услуг.
3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.
5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
Пояснение.
Постиндустриальное информационное характеризуется такими признакими:
1) знания, информация, высокие технологии;
2) компьютеризация, широкое применение машинной техники;
3) преобразование окружающей среды;
4) интенсивный путь развития;
5) интеллектуальные продукты (программы, изобретения);
6) индивидуализм;
7) снижение роли религии;
8) главное — образование, наука.
Ответ: 245.
- Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ |
| ТИПЫ ОБЩЕСТВА |
А) сословная структура общества Б) ведущая роль информации в жизни общества В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха Г) серийное производство товаров массового потребления Д) выдвижение на первый план сферы услуг |
| 1) аграрное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Пояснение.
Доиндустриальное общество (традиционное) — состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.
Индустриальное — состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.
Постиндустриальное — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
А) сословная структура общества — аграрное.
Б) ведущая роль информации в жизни общества — постиндустриальное.
В) утверждение ценностей прогресса, личного успеха — индустриальное.
Г) серийное производство товаров массового потребления — индустриальное.
Д) выдвижение на первый план сферы услуг — постиндустриальное.
Ответ: 13223.
- Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Пояснение.
Потребности: физиологические (в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе), экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятности), социальные потребности (проявляются в желании человека общаться, привязанности, заботе о другом человеке, внимании к себе), престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха), духовные (в самоактуализации, самовыражении, творчестве).
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела — да, верно.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями — да, верно.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных — нет, неверно.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки — нет, неверно.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки — нет, неверно.
Ответ: 12.
- Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.
1) духовно-практической
2) социально-преобразовательной
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной
Пояснение.
1) духовно-практической — да, верно.
2) социально-преобразовательной — да, верно.
3) творческой — да, верно.
4) познавательной — нет, неверно, здесь не присутствует.
5) прогностической — нет, неверно, здесь не присутствует.
6) индивидуальной — нет, неверно, здесь не присутствует.
Ответ: 123.
- Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
| ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) решение задач Б) консультация учителя В) одиннадцатиклассник Г) получение высокого балла на экзамене Д) учебники |
| 1) субъект 2) цель 3) средство достижения цели |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Пояснение.
Деятельность — это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Структура деятельности: субъект — тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государственный орган); объект — это то, на что она направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей); мотивы — те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности; цели — наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности (цель деятельности — это идеальное представление ее будущего результата); способы и приемы (действия) — относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
А) решение задач — средство достижения цели.
Б) консультация учителя — средство достижения цели.
В) одиннадцатиклассник — субъект.
Г) получение высокого балла на экзамене — цель.
Д) учебники — средство достижения цели.
Ответ: 33123.
- Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
Пояснение.
Cпособность мыслить и практически действовать имеют социальную природу.
Ответ: 124.
- Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная революция, экономическая реформа, общественный прогресс, социальная динамика, коренные преобразования.
Пояснение.
Социальная динамика — это общественное изменение, движение, развитие.
Социальная революция — качественный, переворот во всей социальной структуре общества.
Экономическая реформа — переустройство, затрагивающее экономическую сферу.
Общественный прогресс — развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.
Ответ: социальная динамика.
- Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
Пояснение.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер — да, верно.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами — нет, неверно, не всецело, она еще и целенаправленна.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени — нет, неверно, поведение животных тоже направлено на происходящее в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями — да, верно.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер — да, верно.
Ответ: 145.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) познание
2) игра
3) труд
4) общение
5) деятельность
Пояснение.
Все представленные понятия — это виды деятельности.
Ответ: 5.
- Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество является частью природы.
2) Природа полностью определяет развитие общества.
3) Современному обществу свойственно сословное строение.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.
5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.
Пояснение.
1) Общество является частью природы — нет, неверно, общество — это отделившаяся часть природного мира.
2) Природа полностью определяет развитие общества — нет, неверно.
3) Современному обществу свойственно сословное строение — нет, неверно.
4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество — да, верно.
5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества —да, верно.
Ответ: 45.
- Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
| УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений |
| 1) эмпирический 2) теоретический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Пояснение.
Методы научного познания делятся на эмпирические — основанные на чувственном познании и теоретические — основанные на рациональному познании, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
A) формулирование научных законов — теоретический.
Б) объяснение сущности изучаемых явлений — теоретический.
B) выдвижение гипотез — теоретический.
Г) наблюдение изучаемых явлений — эмпирический.
Д) проведение количественных измерений — эмпирический.
Ответ: 22211.
- Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.
Пояснение.
Чувственное познание — через органы чувств. Формы: ощущение (отражение отдельных признаков предметов через органы чувств), восприятие (дается целостный образ предмета через все органы чувств), представление (чувственный образ предмета по памяти).
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений — да, верно.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания — да, верно.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств — да, верно.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации — нет, неверно.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного — нет, неверно.
Ответ: 123.
- Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.
2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.
3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.
4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.
5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.
Пояснение.
Формационный подход — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии. Сформулирован Марксом и Энгельсом.
- Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом — да, верно.
2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором — нет, неверно.
3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени — да, верно.
4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития — да, верно.
5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества — нет, неверно.
Ответ: 134.
- Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
Пояснение.
Рассчитана на узкий круг ценителей — не подходит, потому что народ — не узкий круг общества. Носит преимущественно коммерческий характер — при рождении народной культуры понятия «коммерческий» даже не существовало.
Ответ: 134.
- Установите соответствие между методами научного познания и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
| ВИД |
А) классификация Б) эксперимент В) наблюдение Г) формализация Д) описание |
| 1) теоретический 2) эмпирический |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Пояснение.
Уровни научного познания: эмпирический (в основе описание предметов и явлений, наблюдение и эксперимент) и теоретический (в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать).
А) классификация — теоретический.
Б) эксперимент — эмпирический.
В) наблюдение — эмпирический.
Г) формализация — теоретический.
Д) описание — эмпирический.
Ответ: 12212.
- Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Пояснение.
Эмпирические методы опираются на органы чувств.
1) разработал модель экосистемы — нет, неверно.
2) проводил наблюдения в полевых условиях — да, верно.
3) изучил литературу по проблеме исследования — нет, неверно.
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов — да, верно.
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение — нет, неверно.
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе — да, верно.
Ответ: 246.
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Неуклонно возрастает доля людей, которые становятся «работниками умственного труда». ________________________(А) и знание составляют одновременно и исходный материал, и продукт их деятельности. Но дело не только в том, что всё больше людей занимаются ________________________(Б): растёт интеллектуальное содержание всякого труда, будь то в сельском хозяйстве, промышленности, учреждениях или в _____________________(В). Современный врач, вооружённый антибиотиками, магнитными резонансными томографами и _______________________(Г), привносит в свою деятельность гораздо больше знаний, нежели его предшественники до Второй мировой войны, главными лекарствами которых были горячая вода и внимательное отношение к больным. Героический образ __________________________(Д) — голого по пояс, с отблесками адского пламени из доменной печи на торсе — уходит в прошлое, как до него исчез с исторической арены крестьянин. Современный работник трудится скорее в диспетчерской с кондиционером, наблюдая за рядами _____________________(Е).»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) информация | 2) интеллектуальный капитал | 3) умственный труд |
4) свободные профессии | 5) информационное общество | 6) разделение труда |
7) экраны и циферблаты | 8) методы микрохирургии | 9) фабричный рабочий |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 134897 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род и число слов.
Ответ: 1, 3, 4, 8, 9, 7.
Часть 2.
Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, - это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники, в силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...
Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа — это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п.
...Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и в первую очередь с морально- этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности...
Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.
(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)
С1. Какие два типа необходимостей человеческого существования отмечены авторами? С каким главным противоречием, по мнению авторов, столкнулся современный человек?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) два типа необходимостей (ответ на первый вопрос):
2) противоречие (ответ на второй вопрос): резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны два типа необходимостей и противоречие | 2 |
Правильно указаны только один тип необходимостей и противоречие. ИЛИ Правильно указаны только два типа необходимостей | 1 |
Правильно указан только один тип необходимостей. ИЛИ Правильно указано только противоречие. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Как, по мнению авторов, бездуховность влияет на чувство ответственности личности? Опираясь на знания курса и факты общественной жизни, приведите два проявления духовности личности
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос: одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности; (Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) два проявления духовности личности, допустим: - интерес к произведениям искусства, литературы; - понимание смысла жизни как стремления к самосовершенствованию, а не к обладанию исключительно материальными благами. (Могут быть приведены другие проявления.) | |
Дан правильный ответ на вопрос, приведены два проявления | 2 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведено одно проявление. ИЛИ Приведены только два проявления | 1 |
Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Приведено только одно проявление. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С3. Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите одно любое средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество, проиллюстрируйте примерами действие каждого из этих средств.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры:
Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры | |
Правильно названы средства влияния на природу и общество, проиллюстрировано примерами действие каждого из них | 3 |
Правильно названы средства влияния на природу и (или) общество, проиллюстрировано примером(-ами) действие одного средства | 2 |
Правильно названы только средства влияния на природу и общество. ИЛИ Приведены только примеры влияния на природу и общество | 1 |
Правильно названо(-ы) только средство(-а) влияния на природу или общество. ИЛИ Приведён(-ы) только пример(-ы) влияния на природу или общество. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С4. Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир. Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три довода в подтверждение своего мнения
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) вариант ответа на вопрос: более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий; 2) доводы в подтверждение: в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что:
в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, что:
Могут быть приведены другие доводы в подтверждение выбранного ответа на вопрос | |
Указан вариант ответа, и приведены три довода | 3 |
Указан вариант ответа, и приведены два довода | 2 |
Указан вариант ответа, и приведён один довод | 1 |
Указан только вариант ответа. ИЛИ Вариант ответа не указан независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие | 0 |
Максимальный балл | 3 |
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей, и одно предложение, конкретизирующее информацию о любом из этих видов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. смысл понятия, например: Нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2. одно предложение с информацией о видах потребностей, опирающейся на знание курса, например: Различают потребности биологические, социальные и духовные; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более видах потребностей.) 3. одно предложение, конкретизирующее информацию о любом виде потребностей, например: К духовным относят потребности в приобретении новых знаний, художественном творчестве, религиозной вере и др. (Может быть составлено другое предложение, конкретизирующее информацию о любом виде потребностей.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
26. Научное познание отличается от других видов познания мира. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности: 1) нацеленность на получение истинного знания (например, социолог ставит цель исследования социальной жизни людей); 2) использование специального языка (например, для характеристики общества используются термины «социальная культура», «социальная стратификация»); 3) использование специальных методов и средств (например, социолог при проведении социологического опроса использовал методы опроса и наблюдения). Могут быть приведены иные примеры, названы и проиллюстрированы другие особенности | |
Правильно названы и проиллюстрированы три особенности | 3 |
Правильно названы две-три особенности, две из которых проиллюстрированы примером | 2 |
Правильно названа(-ы) одна-три особенности, одна из которых проиллюстрирована примером. ИЛИ Названы только три особенности | 1 |
Правильно названа(-ы) только одна-две особенности. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
27. Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ таким критерием считал ощущения. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены критерии: 1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т.д.); 2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях); 3) непротиворечивость тем знаниям, истинность которых установлена. Могут быть приведены иные критерии истины | |
Приведены три критерия | 3 |
Приведены два критерия | 2 |
Приведён один критерий | 1 |
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
При анализе ответа учитывается:
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Познание как деятельность. 2. Виды познания: а) научное; б) мифологическое; в) художественное и т.д. 3. Особенности научного познания: а) стремление к объективности; б) рациональная обоснованность; в) системность; г) проверяемость и др. 4. Уровни научного познания: а) эмпирическое познание; б) теоретическое познание. 5. Методы научного познания. 6. Истина как результат научного познания. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие пунктов 2, 3 и 4/5 плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу | |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах) | 3 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя не менее трёх пунктов, один из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах | 2 |
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов. ИЛИ В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции. Но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах | 1 |
План по структуре и (или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один- два пункта | 0 |
Максимальный балл | 3 |
29.1 | Философия | «Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара». (Н.Н. Моисеев) |
29.1. | Философия | «Если мы хотим идти вперёд, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса...» (Й. Этвеш) |
29.3 | Социология, социальная психология | «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место». (Г. Спенсер) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс1
Коммуникативная методика изучения иностранного языка на основе британского совета...
Эксперимент. Программа по технологии. ФГОС 5 класс1
Рабочая программа по технологии для 5 классов составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общег...
Стартовая контрольная работапо математике 5 класс в новой форме
Контрольные работы...
Контрольная работапо физике в 8 классе по теме:" Агрегатные состояния вещества"
Контрольная работа по физике в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества" соответствует программе учебника "Физика 8" А.В.Перышкин...
Рабочая программа по обществознанию10-12 классы
Рабочая программа, пояснительная записка, тематическое планирование, содержание планирования....
итоговая проверочная работапо грамматике
Проверочная работа представляет собой набор заданий по изученному грамматическому материалу 1-8 модулей учебника Spotlight 10....
Контрольная работапо литературе за 1 полугодие. 5 класс.
Работа включает в себя 24 задания: 20 в тестовой форме, три вопроса и небольшая творческая работа. Материалы соответствуют УМК Г.С. Меркина для 5 класса....