Урок по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской федерации"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию в 9 классе
Тема урока: «Конституция Российской Федерации»
Слайд 1. Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Слайд 2. Цели: - показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;
-продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.
Задачи:
- Добиться усвоения учащимися: что Конституция:
- это закон высшей юридической силы.
- Базируется на общечеловеческих ценностях;
2. Рассмотреть роль Конституции в жизни общества;
- основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.
3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Наглядность: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых в нашем Отечестве за всю историю его существования.
* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.
Эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.
Аристотель
Тип урока: изучение нового материала.(2-й час)
- Проверка домашнего задания по теме: «Конституция РФ».
У доски: заполнить пробелы текста:
Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное _______(правовое) государство с ________(республиканской) формой правления. Признание, соблюдение и защита ____(прав) и _____(свобод) — обязанность государства.Российская Федерация состоит из республик, краев, ______, городов федерального назначения ______ и _______.
Слайд 3. Тесты на Компьютере:
Слайд 4. 1)Основная часть Конституции состоит из ___ глав и ____статей:
а) 7 глав и 140 статей; б) 9 гл и 137 ст.; в) 8 гл и 154 ст;
Слайд 5. 2) Когда была принята ныне действующая Конституция:
а) 12 декабря 1993 г; б) 7 октября 1977г; г) 12 января 1995 г.
Слайд 6. 3) Конституция от латинского слова означает:
а) устройство; б) согласие; в) договор.
Слайд 7. 4. Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.
Слайд 8. Взаимопроверка.
Слайд 9. 3.Соотнесите:
1.Глава государства а. Правительство
2. Судебная власть б. Президент
3. Исполнительная власть в. Федеральное Собрание
- Законодательная власть г. Суды РФ
Слайд 10, 11. Физминутка для глаз
План изучения нового материала
- Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
- Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.
Слайд 3. 1. Что такое Конституция?
– Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.
Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:
- ее нормы выше любых других законов;
- сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.
Таким образом: Конституция оформляет юридически общественный договор граждан.
В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.
- Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?
Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.
Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.
Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.
Быть гражданином России – это значит:
- иметь права, установленные юридическими нормами;
- получать от государства гарантии соблюдения прав;
- быть государству в чем-то обязанным.
Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Это право есть у любого человека с 18 лет. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.
- Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ. Глава II.
(Практическая работа)
И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.
Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать.
Слайд 12. Классификация прав и свобод:
Задание: Перед вами перечень ваших прав. Внесите в схему права в соответствующий блок:
- право на жизнь, 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право жить в семье, знать своих родителей; 4) право свободно формулировать и выражать своё мнение; свобода слова, совести, мысли; 5)принимать участие в выборах, референдумах, 6) право на отдых; 7) право на образование; 8) право частной собственности; 9) свобода вероисповедания; 10) право на труд
Слайд 13. Проверяем:
личные | социальные | политические | экономические | культурные |
1,2,3 | 6 | 4,5, | 8,1 | 7,9 |
В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. Давайте их найдем в тексте.
После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/
Слайд 14. Рефлексия. Задание «Восстанови истину»
Слайд 15. Зарядка для глаз, физминутка.
Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ.
/Для самостоятельного изучения/ дома заполнить схему:
Полномочия Президента РФ
- задание № 3 стр. 218. Учебник 8-9 Комментарии.
2. Прокомментировать эпиграфы к уроку:
Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение
Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. Аристотель
Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?
Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?
IV. Домашнее задание: п. 12-13, заполнить схему «Полномочия Президента РФ», мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку /из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-266503-1377627993.jpg)
Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе
Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации. Для проведения всероссийског...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-351802-1515148378.jpg)
открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
1 сентября 2013 года был дан открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Данный урок раскрывает основные понятия Конституции РФ, ее структуру, права граждан Рос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-496893-1413120509.jpg)
Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"
Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам. Методическая разработка ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-496893-1413120509.jpg)
Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"
Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам. Методическая разработка ...
урок обществознания "Пенсионная система Российской Федерации"
Данный материал можно использовать как при проведении урока обществознания, так и при проведении занятия по пенсионной грамотности школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676610-1443553780.jpg)
Конспект урока "Религиозные объединения и организации Российской Федерации"
Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.Задачи:1. Ознакомить учащихся со спецификой...