Урок по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской федерации"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Щурихина Анна Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   урока по обществознанию в 9 классе

Тема урока: «Конституция Российской Федерации»

          

Слайд 1. Тема урока: Конституция Российской Федерации.

Слайд 2.    Цели: - показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;

-продолжать формирование у обучающихся основ правовой культуры.

Задачи:

  1.  Добиться усвоения учащимися: что  Конституция:
  • это закон высшей юридической силы.
  • Базируется на общечеловеческих ценностях;

2. Рассмотреть  роль Конституции в жизни общества;

- основные права и обязанности граждан России, закрепленные в Конституции РФ.

          3. Продолжать воспитание у обучающихся гражданственности,        патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Наглядность:  Конституция РФ от 12 декабря 1993 года; написанные на доске эпиграфы к уроку; запись-справка на доске, о конституциях, принятых  в нашем Отечестве за всю историю его существования.

* Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека.

Эпиграфы к уроку:

 Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

          Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

Тип урока: изучение нового материала.(2-й час)

  1. Проверка домашнего задания по теме: «Конституция РФ».

У доски: заполнить пробелы текста:

Российская Федерация — Россия — есть демократическое, федеративное _______(правовое) государство с ________(республиканской) формой правления. Признание, соблюдение и защита ____(прав) и   _____(свобод) — обязанность государства.Российская Федерация состоит из республик, краев, ______, городов федерального назначения ______ и _______.

 Слайд 3.  Тесты на Компьютере:

Слайд 4. 1)Основная часть Конституции состоит из ___  глав и ____статей:

а) 7 глав и 140 статей;         б) 9 гл и 137 ст.;         в) 8 гл и 154 ст;

  Слайд 5. 2) Когда была принята ныне действующая Конституция:

а) 12 декабря 1993 г;          б) 7 октября 1977г;      г) 12 января 1995 г.

  Слайд 6. 3) Конституция от латинского слова означает:

а) устройство;           б) согласие;             в) договор.

  Слайд 7. 4. Согласно Конституции  высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;      б) государство;   в) человек, его права и свободы.

Слайд 8. Взаимопроверка.

 Слайд 9.  3.Соотнесите:

1.Глава государства                             а. Правительство    

2. Судебная власть                               б. Президент

3. Исполнительная власть                   в. Федеральное Собрание

  1. Законодательная власть                  г. Суды РФ

  Слайд 10, 11. Физминутка для глаз

План изучения нового материала

  1. Правовой статус человека. Что означает быть гражданином России?
  2. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ.

Слайд 3. 1. Что такое Конституция?

 – Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

   Конституция – это как бы договор между государством и его гражданами.

Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

  • ее нормы выше любых других законов;
  • сами законы принимаются только теми органами и в том порядке, который установлен Конституцией.

Таким образом: Конституция оформляет юридически  общественный договор граждан.

В нашей стране Конституция появилась только в ХХ веке.

  1. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России – это значит:

  • иметь права, установленные юридическими нормами;
  • получать от государства гарантии соблюдения прав;
  • быть государству в чем-то обязанным.

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять.  По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Это право есть у любого человека с 18 лет. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

  1. Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ. Глава II.

 (Практическая работа)

И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать.

Слайд 12. Классификация прав и свобод:

 

Задание: Перед вами перечень ваших прав. Внесите в схему права в соответствующий блок:

  1. право на жизнь, 2) право на имя и приобретение гражданства;          3) право жить в семье, знать своих родителей; 4) право свободно формулировать и выражать своё мнение; свобода слова, совести, мысли;  5)принимать участие в выборах, референдумах, 6) право на отдых; 7) право на  образование; 8) право частной собственности; 9) свобода вероисповедания; 10) право на труд

 

Слайд 13.   Проверяем:

личные

социальные

политические

экономические

культурные

1,2,3

6

4,5,

8,1

7,9

В Конституции закреплены также обязанности граждан РФ. Давайте их найдем в тексте.

 После прочтения каждой обязанности проводится обсуждение, дается комментарий/

Слайд 14.  Рефлексия. Задание «Восстанови истину»

Слайд 15.  Зарядка для глаз, физминутка.

Президенту РФ посвящается 4-я глава Конституции РФ.

/Для самостоятельного изучения/ дома заполнить схему:

Полномочия Президента РФ

  1. задание № 3 стр. 218. Учебник 8-9  Комментарии.

2.  Прокомментировать эпиграфы к уроку:

Право существует для пользы человечества.

                                                                        Латинское изречение

          Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.                                                           Аристотель

Согласны ли вы с латинским изречением? Применимо ли данное утверждение к Конституции РФ?

Между какими понятиями проводит параллель Аристотель? Согласны ли вы с ним?

IV.    Домашнее задание: п. 12-13, заполнить схему «Полномочия Президента РФ»,  мини-сочинение на тему одного из эпиграфов к уроку /из второго эпиграфа для заглавия берется только первое предложение/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе

Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.  Для проведения всероссийског...

открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации

1 сентября 2013 года был дан открытый Всероссийский урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации. Данный урок раскрывает основные понятия Конституции РФ, ее структуру, права граждан Рос...

Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам.  Методическая  разработка ...

Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам.  Методическая  разработка ...

урок обществознания "Пенсионная система Российской Федерации"

Данный материал можно  использовать как при проведении урока обществознания, так и при проведении занятия по пенсионной грамотности школьников....

Конспект урока "Религиозные объединения и организации Российской Федерации"

Цель: рассмотреть принципы функционирования религиозных объединений и организаций в России, определить правовой статус религиозных объединений и организаций.Задачи:1. Ознакомить учащихся со спецификой...