урок обществознания "Пенсионная система Российской Федерации"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Данный материал можно  использовать как при проведении урока обществознания, так и при проведении занятия по пенсионной грамотности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема :  Пенсионная система Российской Федерации.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность пенсионной системы Российской Федерации.
  2. Способствовать формированию гражданско-правовой грамотности, овладению основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следованию этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
  3. Воспитывать уверенность в завтрашнем дне, уважение к старости.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Форма работы –  тематический семинар.[1]

Оборудование: учебное пособие «Все о будущей пенсии».

Ход урока.

  1. Вводная часть.  Актуальность, целенаправленность урока.

   - Ребята, осталось всего полгода и вы вступите во взрослую жизнь. У вас начнется интересная, насыщенная пора активной фазы жизни. Однако, время летит быстро и подойдет время пенсионного возраста. Хотели бы вы жить на пенсии достойно?

   - А знаете ли вы как обеспечить себе достойную жизнь в старости?

  • О чём бы вы хотели поговрить сегодня на уроке?  ( Учащиеся определяют тему урока.)
  • Сегодня мы с вами поговорим  о том, как можно обеспечить себе достойную старость, о  пенсионной системе Российской Федерации.

                       

- Ребята, что именно вы хотели бы узнать о пенсиях в нашей стране? Какие цели мы поставим для себя на урок? (ставят цели)

(слайд)

  1. Основная часть.

Итак, вы получали задание подготовиться к семинару.

 ( карточки с вопросами семинара на столе у каждого)

Вопросы семинара:

1.История пенсий в России.

2.О пенсионном фонде РФ.

3.Как устроена пенсионная система России.

4.Для чего нужен СНИЛС?

5.Виды пенсий в России.

6.Как сформировать достойную пенсию.

Учащиеся освещают каждый из вопросов семинара.

Дополнительные вопросы:

  1. О чем свидетельствует то, что первые упоминания о пенсиях относятся еще к древним славянским временам?  ( о том, что русские всегда с уважением относились к людям старым или получившим увечье).
  2. Существовали ли когда-либо в России дополнительные выплаты к гос.пенсии за счет специально созданных фондов? (эмеритальные кассы) Эмеритальные кассы в дореволюционной России - кассы, создаваемые для обеспечения ее участников особыми пенсиями и пособиями (эмеритурой).  В 19 веке  (слайд)
  1. Что вы знаете о  софинансировании пенсий? Используют ли ваши бабушки эту программу для увеличения своего дохода?  ( из газеты Балейская новь)
  1. Для работающих в бюджетной сфере кто будет являться страхователем? – организация
  2. А для работающих в ИП – индивидуальный предприниматель.
  3. А если человек сам ИП? -  сам делает за себя ОПС
  4. Будут ли люди получать пенсию из ОПС если они работают нелегально, т.е. предприниматель не платит взносы?
  5. Чем гарантируется право на получение пенсии? - конституцией

4.1.  У всех ли у вас есть СНИЛС?

4.2.  Пользовались ли вы когда-нибудь сервисом госуслуги.ру? – рассказать о нем.        слайд

5.1. Индексируется ли накопительная часть пенсии государством? – нет

5.2. Как вы думаете какой вариант формирования пенсии лучше выбрать?

  А как же поговорка : Риск – благородное дело? ( небольшая дискуссия)

6.1. Как можно увеличить размер своей страховой пенсии? – позже обратиться за её выплатой. Т.е это означает, что претворяется в жизнь правило : либо зарплата, либо пенсия. Как вы думаете какой вариант выгоднее?

А поговорка : лучше иметь синцу в руках, чем журавля в небе?

  1. Рефлексия.

Пенсионный калькулятор - слайд

 Итак, как же нам сформировать достойную пенсию?

- А что еще можно предпринять, чтобы обеспечить себе достойную старость?

Сочинение Котельникова С. «Будущее начинается сегодня».  ( школьная газета «Бригантина»№2  за 2014 г.)

Д/З

Написать эссе на тему « Моя будущая пенсия в моих руках»


[1]

         Тематические. Этот вид урока-семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания учащихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

Рассмотрение основных направлений и теоретических основ деятельности государственных внебюджетных фондов на интегрированных уроках права и обществознания (на примере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации)

Пенсионный фонд - наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов....

Методическая разработка урока на тему "Бюджетная система Российской Федерации"

Представленная методическая разработка предназначена для проведения уроков по теме "Бюджет и бюджетная система РФ" для СПО учреждений по финансовым дисциплинам.  Методическая  разработка ...

План-конспект урока «О пенсионном законодательстве Российской Федерации»

Цель урока: повысить пенсионную и социальную грамотность учащейся молодежи, ее заинтересованность в формировании будущей пенсии; повысить уверенность молодежи в надежности государственного социального...

План – конспект урока обществознания в 7 г классе по теме «Судебная система Российской Федерации»

План – конспект урокаобществознания в 7 г классе по теме«Судебная система Российской Федерации»...