конспект урока на тему "Наше наследие" 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Способствовать пониманию учащихся, что такое культурное наследие и какова его роль в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_obshchesvu_6_klass.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Обществознание» для 6 класса
Тема: Наше наследие.
Класс: 6 «А»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культурное наследие и какова его роль в обществе.
Задачи:
- Дидактическая: обеспечить освоение основных понятий и терминов, обучить анализировать изученное, учить приводить ( находить) примеры; реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (литература, искусство, история, краеведение), научить грамотно анализировать традиции, обычаи различных народов.
- Развивающая: развить логическое мышление, речевые навыки, память, умение обобщать, анализировать, работать в группе, умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
- Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, культуры общения, патриотизма, гражданственности.
Основные понятия: культурное наследие, духовная культура, материальная культура, язык, традиции, обряды, толерантность.
Оборудование урока: презентация-сопровождение, видео, раздаточный материал, доска, мел, фломастеры, учебник.
Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения о традициях и об обрядах.
Эпиграф к уроку:
«Культура – это то, что остается,
когда все остальное забыто»
( слайд 4)Э. Эррио
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
Учитель: какое у вас настроение?
Ученики: поднимают смайлики.
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.
Учитель: Ребята, мы закончили с вами главу «Жизненный путь человека». И сегодня начинаем изучать последнюю главу нашего курса обществознания 6 класса, которая называется «Человек в мире культуры».
А для того, что бы определить тему нашего урока, нам необходимо вспомнить пройденный материал. Для этого мы с вами будем решать кроссворд. Кроссворд состоит из 6 понятий по предыдущей главе, расположенных горизонтально.
Ученики: решите кроссворд (слайд 1,2) (приложение №1)
Учитель: Теперь попробуйте отгадать ключевое слово – Наследие.
Тема нашего урока: Наше наследие (слайд 3)
Вопрос: а что такое наследие?
Ученики: Устные ответы учащихся.
Учитель: А теперь давайте посмотрим более точное определение по словарю терминов русского языка Ожегова
Насле́дие — явления культуры и быта людей, унаследованное от прежних времен (слайд 5)
ключевым словом является культура и поэтому я предлагаю слова французского писателя Эдуарда Эррио эпиграф.
Вопрос: Как мы будем рассматривать наследие? (посмотрите внимательно определение)
Как явление культуры и быта людей.
Ученики: записывают определение в тетрадь.
3. Изучение новой темы.
Постановка проблемы
Учитель: Я предлагаю вам высказывание писателя -Федор Абрамов:
«Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа» (слайд 6)
Как вы понимаете это выражение?
В современном мире есть мнение, что не нужно сохранять памятники культуры? Как вы к этому относитесь?
Ученики: Устные ответы учащихся.
Постановка проблемы вместе с учителем.
Учитель: Проблемный вопрос: Нужно ли сохранять памятники культуры? (слайд 7)
Ребята, давайте определим цель нашего урока: ответить на проблемный вопрос.
А чтобы нам достичь цели, необходимо составить план урока
Ученики: план урока (слайд 8)
- Что относится к понятию культурное наследие
- Как передается культурное наследие.
- Знакомство с понятием «толерантность».
1. Первый пункт плана
Учитель: вопрос: Что мы наследуем и у кого? А есть ли у вас дома вещи, которые хранят ваши родители как память о своих предках.
Ученики: Устные ответы учащихся.
Учитель: а теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Опережающие задание ученикам (найти пословицы и поговорки).
Ученики: каждая группа зачитывает пословицы и поговорки.
Учитель: А как их можно назвать - Народная мудрость.
Вопрос: кто составил для нас эти пословицы и поговорки?
Ученики: Народ
Учитель: чем отличаются памятники культуры, которые хранятся у вас дома от памятников культуры, которые виде пословиц и поговорок?
Ученики: устный ответ учащихся.
Задание: У вас на столах лежат карточки под № 1 с картинками. На них изображены предметы культуры (приложение №2). Вам в течение 2 минут необходимо разделить на 2 группы эти рисунки. Критерии вы определяете самостоятельно.
Вопрос: какие группы у вас получились? По каким критериям вы их группировали.
Ученики: 2 группы: материальная и духовная культура (слайд 9)
Учитель: показать на экране ( зарисовать на доске)
Задание: самостоятельно под схемой распределите памятников материальной и духовной культуры, которые изображены на раздаточном материале №1.
Ученики: выполняют задание( устно)
Учитель: Опрос
В чем состояла трудность выполнения задания?
Ученики: Устные ответы учащихся. Изучите пункт «Материальная и духовная культура» с. 152–154 учебника, и выделить главное в их содержании. ( слайд 10)
Многие памятники материальной культуры являются одновременно памятниками духовной культуры. Они могут удовлетворять бытовые нужды человека и одновременно нести важную духовную функцию - воспитывать в людях чувство красоты, гармонии, уважения к наследию и т.д. Духовная ценность памятников материальной культуры со временем возрастает.
Учитель: Ребята, мы ответили с вами на вопрос 1 пункта плана?
2. Второй пункт плана.
Учитель: Ответим на вопрос: Как передается культурное наследие?
Отдавая должное материальной культуре, поговорим всё-таки о ценностях духовной культуры.
Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего- либо.
Задание: составить кластер каждой группе
(слайд 12,13,14) раздаточный материал карточка № 2
( приложение № 3)
Ученики: защищают кластер ( любовь, дружба, мораль, любовь к родине и т.д.
Учитель: А как же передаются из поколения в поколение ценности духовной культуры? Важную роль в этом играют Язык, традиции и обряды – хранители духовных ценностей ( слайд 15,16,17)
Послушаем сообщения о традициях и обрядах.
Сообщения учащихся
Вопрос: чем отличаются традиции от обрядов?
Физкультминутка.
3.Третий пункт плана.
Учитель: А знаете ли вы, что на территории нашего села проживают 19 национальностей. Это русские, татары, калмыки, казахи, чеченцы, даргинцы, лезгины и другие. У каждого из них свои исконные традиции, обряды.
Подумайте, как мы должны относится к тем, кто живет рядом с нами, несмотря на расхождения в культуре? Традиции и обряды каждого народа имеют неповторимую окраску. У неподготовленного человека традиции и обряды могут вызвать непонимание, а может и осуждение. Это недопустимо. Добрососедскому отношению между представителями разных народов способствует толерантность ( слайд 18)
Читать определение на стр. 160.
Ученики: Читают определение.
Учитель: Я предлагаю, вам поработать в группах.
Групповая работа
У каждой группы есть цветок толерантности. Задание: из карточки под № 3 выбрать слова качества толерантного человека и написать на лепестках, а также есть у вас чистый лепесток, на который вы можете дописать ещё одно качество толерантного человека (Приложение №4).
Ученики: Выполняют задание, а также слово крепят к цветку толерантности.
Проверка. Молодцы!!! А знаете ли, вы, что 16 ноября во всем мире отмечают международный день толерантности.
Вывод: каждый народ на протяжении веков создавал собственную культуру. Она сохранялась, обогащалась и передавалась из поколения в поколение. Так, в ходе исторического процесса возникло множество культур, которые составили единую мировую культуру - итог деятельности человечества за всю его историю.
Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу? Какая была проблема?
Нужно ли сохранять и беречь наше культурное наследие?
Нужно, так как наше культурное наследие является частью мировой культуры. Кроме того, ценности духовной культуры передаются их поколения в поколения благодаря культурному наследию.
4. Закрепление.
Сегодня мы познакомились с терминами.
А сейчас попробуйте соотнести данные термины с определениями.
Учащимся выдаются карточки № 4(Приложение 5)
Поменяйтесь теперь с соседом по парте карточками, и проверьте правильность выполненного задания, поставьте количество правильно выполненных вопросов ( Слайд 19,20 )
5.Оценивание. Рефлексия.
Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из Рефлексивного экрана который сначала я располагала на доске, а потом оформила каждому обучающемуся на карточке в рабочую тетрадь:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Учитель: какое у вас настроение?
Ученики: поднимают смайлики.
6. Домашнее задание.
Параграф 22, с.152-160. (базовый уровень)
Предлагаем учащимся право выбора домашнего задания.
- Заполнить таблицу, используя дополнительный материал.
Виды традиций | примеры | |
семейные | ||
национальные | ||
межнациональные |
2.Какие обряды вы наблюдали и в каких участвовали сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе
Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight
Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...