конспект урока на тему "Наше наследие" 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Манаева Жанна Гимрановна

Способствовать пониманию учащихся, что такое культурное наследие и какова его роль в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_obshchesvu_6_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу «Обществознание» для 6 класса

Тема: Наше наследие.

Класс: 6 «А»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культурное наследие и какова его роль в обществе.

Задачи:

  • Дидактическая: обеспечить освоение основных понятий и терминов, обучить анализировать изученное, учить приводить ( находить) примеры; реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (литература, искусство, история, краеведение), научить грамотно анализировать традиции, обычаи различных народов.
  • Развивающая: развить логическое мышление, речевые навыки, память, умение обобщать, анализировать, работать в группе, умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, культуры общения, патриотизма, гражданственности.

Основные понятия: культурное наследие, духовная культура, материальная культура, язык, традиции, обряды, толерантность.

Оборудование урока: презентация-сопровождение, видео,  раздаточный материал, доска, мел, фломастеры, учебник.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения о традициях и об обрядах.

Эпиграф к уроку:

«Культура – это то, что остается,

когда все остальное забыто»

( слайд 4)Э. Эррио

                                                  Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности  к уроку.

Учитель:  какое у вас настроение?

Ученики: поднимают смайлики.  

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

Учитель: Ребята, мы закончили с вами главу  «Жизненный путь человека». И сегодня начинаем изучать последнюю главу нашего курса обществознания 6 класса, которая называется «Человек в мире культуры».

А для того, что бы определить тему нашего урока, нам необходимо вспомнить пройденный материал. Для этого мы с вами будем решать кроссворд. Кроссворд состоит из 6 понятий по предыдущей главе, расположенных горизонтально.

Ученики: решите кроссворд (слайд 1,2) (приложение №1)

Учитель: Теперь попробуйте отгадать ключевое слово – Наследие.

Тема нашего урока: Наше наследие (слайд 3)

Вопрос: а что такое наследие?

Ученики: Устные ответы учащихся.

Учитель: А теперь давайте посмотрим более точное определение по словарю терминов русского языка  Ожегова

Насле́дие — явления культуры и быта людей, унаследованное от прежних времен (слайд 5)

ключевым словом является культура и поэтому я предлагаю слова французского писателя Эдуарда Эррио эпиграф.

Вопрос: Как мы будем рассматривать наследие? (посмотрите внимательно определение)

Как явление культуры и быта людей.

Ученики: записывают  определение в тетрадь.

                                           3. Изучение новой темы.

Постановка проблемы

Учитель: Я предлагаю вам высказывание писателя -Федор Абрамов:

«Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа» (слайд 6)

Как вы понимаете это выражение?

В современном мире есть мнение, что не нужно сохранять памятники культуры? Как вы к этому относитесь?

Ученики: Устные ответы учащихся.

Постановка проблемы вместе с учителем.

Учитель: Проблемный вопрос: Нужно ли сохранять памятники культуры? (слайд 7)

 Ребята, давайте определим цель нашего урока: ответить на проблемный вопрос.

А чтобы нам достичь цели, необходимо составить план урока

Ученики:  план урока (слайд 8)

  1. Что относится к понятию культурное наследие
  2.  Как передается культурное наследие.
  3. Знакомство с понятием «толерантность».

                         1. Первый пункт плана

Учитель: вопрос: Что мы наследуем и у кого? А есть ли у вас дома вещи, которые хранят  ваши родители как память о своих предках.

Ученики: Устные ответы учащихся.

         Учитель: а теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Опережающие задание ученикам (найти пословицы и поговорки).

          Ученики: каждая группа зачитывает пословицы и поговорки.  

          Учитель: А как их можно назвать - Народная мудрость.
Вопрос: кто составил для нас эти пословицы  и поговорки?

        Ученики: Народ

Учитель: чем отличаются памятники  культуры, которые хранятся у вас дома от памятников культуры, которые виде пословиц и поговорок?

Ученики: устный ответ  учащихся.

Задание: У вас на столах лежат карточки  под № 1 с картинками. На них изображены предметы культуры (приложение №2). Вам в течение 2 минут необходимо разделить на 2 группы эти рисунки. Критерии вы определяете самостоятельно.

Вопрос: какие группы у вас получились? По каким критериям вы их группировали.

Ученики: 2 группы: материальная и духовная культура (слайд 9)

Учитель: показать на экране ( зарисовать на доске)

Задание: самостоятельно под схемой распределите памятников материальной и духовной культуры, которые изображены на раздаточном материале №1.

Ученики: выполняют задание( устно)

 Учитель: Опрос

 В чем состояла трудность выполнения задания?

Ученики:  Устные ответы учащихся. Изучите пункт «Материальная и духовная культура» с. 152–154 учебника, и выделить главное в их содержании. ( слайд 10)

 Многие памятники материальной культуры являются одновременно памятниками духовной культуры. Они могут удовлетворять бытовые нужды человека и одновременно нести важную духовную функцию - воспитывать в людях чувство красоты, гармонии, уважения к наследию и т.д. Духовная ценность памятников материальной культуры со временем возрастает.

Учитель: Ребята, мы ответили с вами на вопрос 1 пункта плана?

                  2. Второй пункт плана.

Учитель: Ответим на вопрос: Как передается культурное наследие?

Отдавая должное материальной культуре, поговорим всё-таки о ценностях духовной культуры.

Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего- либо.

Задание: составить кластер каждой группе

  (слайд 12,13,14) раздаточный материал карточка № 2

( приложение № 3)

Ученики: защищают кластер (   любовь, дружба, мораль, любовь к родине и т.д.  

Учитель: А как же передаются из поколения в поколение ценности духовной культуры? Важную роль в этом играют Язык, традиции и обряды – хранители духовных ценностей ( слайд 15,16,17)

Послушаем сообщения о традициях и обрядах.

Сообщения учащихся

Вопрос: чем отличаются традиции от обрядов? 

Физкультминутка.

     3.Третий пункт плана.

Учитель: А знаете ли вы, что на территории нашего села проживают 19 национальностей. Это русские,  татары, калмыки, казахи,  чеченцы, даргинцы, лезгины  и другие. У каждого из них свои исконные традиции, обряды.

Подумайте, как мы должны относится к тем, кто живет рядом с нами, несмотря на расхождения в культуре? Традиции и обряды каждого народа имеют неповторимую окраску. У неподготовленного человека традиции и обряды могут вызвать непонимание, а может и осуждение. Это недопустимо. Добрососедскому отношению между представителями разных народов способствует толерантность ( слайд 18)

Читать определение на стр. 160.

Ученики: Читают определение.

Учитель: Я предлагаю, вам поработать в группах.

Групповая работа

У каждой группы есть цветок толерантности. Задание: из карточки под № 3 выбрать слова качества толерантного человека  и написать на лепестках, а также есть у вас чистый лепесток, на который вы можете дописать ещё одно качество толерантного человека (Приложение №4).

Ученики: Выполняют задание, а также слово крепят к цветку толерантности.

Проверка. Молодцы!!! А знаете ли, вы, что 16 ноября во всем мире отмечают международный день толерантности.

Вывод: каждый народ на протяжении веков создавал собственную культуру. Она сохранялась, обогащалась и передавалась из поколения в поколение. Так, в ходе  исторического процесса возникло множество культур, которые составили единую мировую культуру - итог деятельности человечества за всю его историю.

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу? Какая была проблема?

Нужно ли сохранять и беречь наше культурное наследие?

Нужно, так как наше культурное наследие является частью мировой культуры. Кроме того, ценности духовной культуры передаются их поколения в поколения благодаря культурному наследию.

                        4. Закрепление.

Сегодня мы познакомились с терминами.

А сейчас попробуйте соотнести данные термины с определениями.

Учащимся выдаются карточки № 4(Приложение 5)

Поменяйтесь теперь с соседом по парте карточками, и проверьте правильность выполненного задания, поставьте количество правильно выполненных вопросов ( Слайд 19,20 )

                             5.Оценивание. Рефлексия.

Прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из Рефлексивного экрана который сначала я располагала на доске, а потом оформила каждому обучающемуся на карточке в рабочую тетрадь:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Учитель:  какое у вас настроение?

Ученики: поднимают смайлики.  

6. Домашнее задание.

Параграф 22, с.152-160. (базовый уровень)

Предлагаем учащимся право выбора домашнего задания.

  1. Заполнить таблицу, используя дополнительный материал.

Виды традиций

примеры

семейные

национальные

межнациональные

2.Какие обряды вы наблюдали и в каких участвовали сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...