Методическая разработка "Социальные группы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Разработка урока для 11 класса школы или первого курса НПО и СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка для 1 курса СПО и НПО | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина для одарённых детей
Отделение профильных программ
Методическая разработка урока
«Социальные группы и их классификация»
Тихонова Ирина Анатольевна,
учитель обществознания
Владивосток, 2017
Тема урока: | Социальные группы и их классификация. |
Тип урока: | Комбинированный – обобщение знаний. |
Цель: | Обобщить знания учащихся о социальных группах как объединениях людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. |
Задачи: | Образовательная: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о социальных группах, их видах; закрепить навыки работы с текстом; продолжить формирование навыков выполнения задания в формате ЕГЭ. Развивающая: выявить критерии выделения основных социальных групп. Воспитательная: формирование социально-компетентной личности |
Содержательные элементы в соответствии с Кодификатором ЕГЭ 2013. |
|
Основные умения в соответствии со Спецификацией КИМ 2013. | – Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. объектах, выявляя их общие черты и различия. объектов. определенным проблемам. |
Ход урока
Ответы
Вариант 1
Стремление общности к солидарности, объединению усилий ведет к появлению ее основной разновидности, называемой социальной группой. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействие которых регламентируется общими нормами, ценностями, интересами, и на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющая общественно – необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.
В современном обществе существуют многообразные социальные группы. По размерам выделяют большие, средние и малые группы.
Малой является группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, например, рабочая группа, семья.
Большие социальные группы отличаются не только значительной численностью и территориальным охватом, но и наличием опосредованного солидарного взаимодействия. Ими могут выступать классовые, профессиональные, этнические, территориальные общности.
Социальные группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь).
Группы также делят на первичные и вторичные. Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами, оказывающими большое влияние на человека. Вторичные – это средние и большие группы, в которых отсутствуют тесные взаимоотношения между людьми, а их целостность обеспечивается общностью целей и интересов.
Американский исследователь М. Шериф выделил референтные группы, под которыми он понимал реальные или условные (воображаемые) социальные общности, с которыми человек соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которых он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Вариант 2
В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Группа социальная представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.
Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.
Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.
Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое руководство группой педагогов
Краткое описание опыта работы...
"Образование в Великобритании". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.
Материал подготовлен для студентов 4 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Преподавание в начальных классах"согласно требованиям к аттестации педагогических работников...
"Внешность, одежда, личностные качества повара". Технологическая карта. План-конспект. Самоанализ. Методическая характеристика группы.
Материал подготовлен для студентов 1 курса БОУ СПО УР "Увинский профессиональный колледж" по специальности "Технология продукции общественного питания" согласно требованиям к аттестации педагогических...
Методическая разработка на тему: «Поведение членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки»
Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся о поведении членов группы, действия отдельного члена группы в случае потери ориентировки...
Учебно- методический комплекс группы АД-2
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОГСЭ.03. «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» составлен в соответствии с требованиями результатов освоения дисциплины, изложенными ...
Учебно- методический комплекс группы БУ-2
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОГСЭ.03. «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» составлен в соответствии с требованиями результатов освоения дисциплины, изложенными ...
2.2 Методическое руководство группой педагогов.
Наставничество в ДОУ...