"Наша Родина - Россия"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Жаксиликова Наталья Николаевна

Конспект урока по обществознанию в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    ГБОУ ООШ пос. Ильичевский

                 Конспект открытого урока по обществознанию

                               для учащихся 5 класса по теме

                                     «Наша Родина – Россия»

Учитель истории

ГБОУ ООШ пос. Ильичевский

Жаксиликова Наталья Николаевна

                                   первая квалификационная категория

        2016-2017 уч.г.

Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи урока:

  • направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»
  • используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию
  • способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства
  • способствовать формированию коммуникативных умений

Ожидаемые результаты:

  • давать определение понятиям: «федерация», «субъект федерации»
  • характеризовать устройство Российской Федерации
  • называть виды субъектов федерации, права  субъектов федерации
  • объяснять, кого называют «патриотом»

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)

Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.

Ход урока:

I. Организационный этап (1 мин.):

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Мотивационно – целевой этап:

- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой – надел халат

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим  - милей весна.

А Родина – Россия –

У нас  у всех одна.        (В.Степанов)

Летит вперед за датой дата:

То зной, то град, то суховей.

Примите мой поклон, ребята,

Ребята родины моей.

Живете вы в степном Заволжье,

Среди хлебов, среди ветров,

Где жил и я легко и сложно,

Где и поныне отчий кров…

Желаю дружбы вам, ребята!

Удачи в жизни непростой!

Куда ни ринетесь, но свято

Любить и помнить край родной.

И выплеск зорь над шишкой синей,

И помнить хлебные поля,

Где началась для вас Россия,

Отцов и прадедов земля.     (Ф.Востриков)

- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании?   (ответы детей – все это о России, родине)

Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и

каковы будут цели урока?

Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)

- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это  наша Родина.  Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

- Откройте свои тетради, запишите число и  тему сегодняшнего урока.

План урока:

1. Российская Федерация

2. Русский язык – государственный

3. Что значит быть патриотом

- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

III. Основной этап

-  Что же такое для человека Родина?

             - Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет;  дом, где

родился;  место, где жили его предки)

- Правильно,  все это и есть родина, то есть родное место.

Этап практического исследования

- Понятие «Родина», от какого слова  оно произошло?

- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.

(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)

- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете,  относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Запись в тетрадях -  Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)

- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация

Работа с учебником – с. 92.  Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает  союз, объединение, запишите в тетрадь.

А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики).

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетради: субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание

- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

  1. Укажите границы Российской Федерации.
  2. Найдите столицу России.
  3. Найдите и назовите 3 республик.
  4. Найдите и назовите 3 краев.
  5. Найдите и назовите 5 областей.
  6. Найдите и назовите 3автономных округа.
  7. Назовите субъект, в котором проживаем мы.

- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.

- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке.  

- Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

Работа с учеником: с. 93, прочитать

-  Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения.  Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам  - черта патриота.

3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание

Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей)

А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

IV. Закрепление изученного материала:

- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы  справитесь с нашим  последним заданием.

Откройте ноутбуки, перед вами кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах

V. Подведение итогов. Этап рефлексии

- О чем шла речь на уроке? (ответы детей - объясняли смысл понятия «субъект РФ», характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли  значение русского языка как государственного)

- Что мы делали на уроке? (ответы детей - определили тему и цели урока; работали с документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный материал; разгадывали кроссворд, проводили  взаимопроверку)

- Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите

фразу:

Мне было скучно, потому что…

Мне не все понравилось на уроке….

Мне было интересно на уроке, потому что….

Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.

Список литературы:

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013.

      3. Востриков Ф.С. Край степной Алексеевский. МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2013.

4.Митькин А.С.Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М.: «Экзамен», 2016.

5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс: М.: «ВАКО»,  2016.

Интернет ресурсы:

  1. Видео www.youtube.com/watch?v=EGIIqkpg3hk

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Родина      

Чужбина (чужая сторона)

Лапти  

Футбольный мяч

Матрешка                

 Эйфелева башня    

Хохлома                  

 Цветок сакуры

Балалайка  

Слон

Березка

 Флаг Англии

Кремль                  

 Статуя Свободы

Каравай

Пирамида Хеопса

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.Физкультминутка

Вверх, вниз  2 раза - это, мама, не каприз,

Вправо, влево  2 раза  - посмотри, как королева,

Покивать по сторонам нужно нам, нужно нам.

Головою покрутить не забыть нам, не забыть.

И незнайками побыть

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать-

Нужно плечики размять

Вперед, назад  2 раза

И все дела пойдут на лад!
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

Зарядка для глаз

D:\Documents\Desktop\images.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Район

Область

Республика

Автономный округ

Автономная область

Субъекты федерации

Край

Город федерального значения

ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:

белорусы

карелы

русские

армяне

уральцы

казахи

казаки

буряты

сибиряки

узбеки

новгородцы

самарцы

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»



Предварительный просмотр:

                                                                               Технологическая карта

Тема урока

НАША РОДИНА – РОССИЯ

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода

План урока

1. Российская Федерация.

2. Русский язык – государственный.

3. Что значит быть патриотом

Личностно

значимая проблема

«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля, ИКТ.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Федерация, субъекты федерации; Родина, патриот, национальность, нация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся:определять понятие «федерация», «субъект»; объяснять, что значит быть патриотом.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, по карте, высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока, время

Содержание

Деятельность

 учителя

Деятельность

учащихся

 Формы организации

взаимодействия

Результат

I. Организационный этап –

1 мин.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу

- Я рада вас видеть, и желаю вам хорошего настроения в течение всего дня

Приветствуют учителя

II.

Мотивационно – целевой этап

4 мин.

1. Прочтение стихотворений
о Родине (Приложение 1)

2. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1. Читает стихотворения и организует последующую беседу по вопросам:

В чем смысл стихотворений? - Какие картины возникли перед вами при их прослушивании

2. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

1.Слушают стихотворения о Родине, отвечают на вопросы

2. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III.

Основной этап – изучение нового материала

25 мин.

1. Работа по вопросам

2. Игра «Ассоциации»

3. Работа с новыми терминами

Работа с учебником

Работа в тетрадях (записи)

4. Физкультминутка

Зарядка для глаз

5. Работа с картой в учебнике с.92 и настенной картой

6. Работа с терминами

Нацеливает учащихся на самостоятельную работу.

7. Работа с учеником – с.93.

1.Организует  работу по вопросам

- что человек считает своей родиной?

- что для вас значит Родина?

2.Проводит игру

3.Организует  работу по изучению новых терминов (Федерация).

– Как называлась наша страна в прошлом?  

– Как называется страна, в которой мы живем сейчас и гражданами которой являемся?  А что означают слова «федерация», «субъекты федерации»

4. Включает музыку, проводит физкультминутку

5. Организует работу по картам, задает вопросы:

– В каком субъекте РФ живем мы? Найдите его на карте.

6. Организует работу со словарем, по карточкам

7. Организует работу с учебником.

Задает вопросы:

- кто такой патриот?

- что связывает предметы, книги на столе с понятиями «патриот», «патриотизм»?

Организует работу по проблемному вопросу

1. Отвечают на вопросы

2. Участвуют в игре

3. Вспоминают ранее изученную информацию

Знакомятся  с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

Отвечают на вопросы, работают со словарем, делают записи в тетрадях.

4. Участвуют в физкультминутке

5. Слушают рассказ учителя, рассматривают политическую карту страны, показывают территорию России, находят столицу – Москву, а также город (областной центр, где они живут и где расположена их школа.

С помощью игры самостоятельно закрепляют знания о субъектах.

6.Делают записи в тетрадях, проводят взаимопроверку

7. Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях, анализируют

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос

1.Индивидуальная, фронтальная работа.

2.Фронтальная работа,

Коррекционная работа

3.Индивидуальная, фронтальная работа.

Коррекционная работа

4. Групповая работа

5. Индивидуальная, фронтальная

6.Индивидуальная, фронтальная, в парах.

Коррекционная работа

7. Индивидуальная, фронтальная

Личностные:осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность.

Регулятивные:учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;осуществляют  пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

Личностные:осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность.

IV. Закрепление изученного материала

5 мин.

Работа на ноутбуках

Организует работу на ноутбуках по решению кроссворда, нацеливает на самостоятельную работу

Самостоятельно отвечают на вопросы, вписывают их в таблицу Excel, смотрят результат

Самостоятельная работа в группах

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

V. Подведение итогов. Этап рефлексии

3 мин.

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- о чем шла речь на уроке?

- что мы делали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое

эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

1 мин.

п. 11., с. 98. № 5. (письм.)

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша Родина - Россия, наш язык - русский.

План-конспект воспитательского занятия....

Урок по природоведению: "Наша родина - Россия."

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....

презентация "Наша родина - Россия"

Данная презентация знакомит учеников с символами государства. Воспитывает патриотические чувства к родине....

Урок для 5 класса "Наша Родина - Россия"

Урок подготовлен в соответствии со ФГОСами второго поколения....

Открытое занятие, посвящённое Дню Независимости «Наша Родина – Россия!»

Тема: «Наша Родина – Россия!»Цель:  Способствовать формированию у воспитанников чувства патриотизма....

История России 6 класс "Наша Родина - Россия"

Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку.  Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...