"Наша Родина - Россия"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме
Конспект урока по обществознанию в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_nasha_rodina_-_rossiya_2017_-_zhaksilikova_n.n.docx | 67.07 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_nasha_rodina_-_rossiya_2017.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
Конспект открытого урока по обществознанию
для учащихся 5 класса по теме
«Наша Родина – Россия»
Учитель истории
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский
Жаксиликова Наталья Николаевна
первая квалификационная категория
2016-2017 уч.г.
Цель урока: коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода.
Задачи урока:
- направить деятельность учащихся на работу с понятиями «федерация», «субъект федерации», «патриот»
- используя различные источники: карта РФ, учебник, словарь уметь находить нужную информацию
- способствовать формированию гражданской самоидентичности, включая историко-географический образ страны, образ социально-политического устройства
- способствовать формированию коммуникативных умений
Ожидаемые результаты:
- давать определение понятиям: «федерация», «субъект федерации»
- характеризовать устройство Российской Федерации
- называть виды субъектов федерации, права субъектов федерации
- объяснять, кого называют «патриотом»
Тип урока: комбинированный урок
Формы работы учащихся: работа с учебником, с картой, заполнение схемы (коллективная), записи в тетрадях, разгадывание кроссворда, зарядка для глаз (применение ИКТ)
Необходимое техническое оборудование: ноутбуки, листы со схемами-заданиями, карта РФ.
Ход урока:
I. Организационный этап (1 мин.):
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
II. Мотивационно – целевой этап:
- Ребята, послушайте стихотворения и ответьте на вопросы
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой – надел халат
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна. (В.Степанов)
Летит вперед за датой дата:
То зной, то град, то суховей.
Примите мой поклон, ребята,
Ребята родины моей.
Живете вы в степном Заволжье,
Среди хлебов, среди ветров,
Где жил и я легко и сложно,
Где и поныне отчий кров…
Желаю дружбы вам, ребята!
Удачи в жизни непростой!
Куда ни ринетесь, но свято
Любить и помнить край родной.
И выплеск зорь над шишкой синей,
И помнить хлебные поля,
Где началась для вас Россия,
Отцов и прадедов земля. (Ф.Востриков)
- В чем смысл стихотворений? Какие картины возникли перед вами при их прослушивании? (ответы детей – все это о России, родине)
Общий вывод: общим домом для россиян, является Россия, надо помнить и любить свою родину.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)
- Давайте определим тему сегодняшнего урока, как она будет звучать и
каковы будут цели урока?
Значит, тема нашего сегодняшнего урока? (Россия)
- Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия) (учитель записывает на доске продолжение названия темы)
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
- Откройте свои тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.
План урока:
1. Российская Федерация
2. Русский язык – государственный
3. Что значит быть патриотом
- Ребята, у вас на столах лежат листочки с проблемным вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока. Прочитайте его.
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
III. Основной этап
- Что же такое для человека Родина?
- Что для вас значит Родина?(ответы детей страну, в которой живет; дом, где
родился; место, где жили его предки)
- Правильно, все это и есть родина, то есть родное место.
Этап практического исследования
- Понятие «Родина», от какого слова оно произошло?
- Вспомните из истории Древнего мира, что означает это слово.
(ответы детей - слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством)
- Поиграем в игру «Ассоциации», вам предстоит отобрать слова, которые, как вы считаете, относятся к понятию Родина, а для нас родина – это? Россия, в одну колонку, а слова, относящиеся к чужбине – в другую колонку. (на столе лежат карточки, дети выбирают и приклеивают на доске в две колонки) ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Запись в тетрадях - Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
1) Из уроков окружающего мира в начальных классах, вспомните, как называлась наша страна в прошлом?(ответы детей - Восточные славяне, Русь, Российская империя, Российская республика, РСФСР, СССР)
- Как называется наше государство сейчас - с 1991 года – Российская Федерация
Работа с учебником – с. 92. Что такое федерация– найдите определение в словаре: Федерация - происходит от латинского, и означает союз, объединение, запишите в тетрадь.
А теперь найдите определение в словаре: федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики).
Работа с картой с. 94-95
- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?
- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.
Работа со словарем – найдите определение «субъект»
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации – коррекция – повтор определения, запоминание
- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)
-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права
субъектов РФ и зачитаем их:
1.Право иметь свою территорию.
2.Право иметь свои органы власти и управления.
3.Право иметь свой герб и флаг.
4.Право обучать детей на родном языке.
- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.
- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)
(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:
- Укажите границы Российской Федерации.
- Найдите столицу России.
- Найдите и назовите 3 республик.
- Найдите и назовите 3 краев.
- Найдите и назовите 5 областей.
- Найдите и назовите 3автономных округа.
- Назовите субъект, в котором проживаем мы.
- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию, и прикрепите на доске. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.
- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)
- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.
Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание
- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.
- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4
2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.
- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)
- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.
Работа с учеником: с. 93, прочитать
- Нашу Родину населяет множество народов, но среди них нет великих и малых, есть малочисленные и многочисленные, но все они имеют равные права и все достойны уважения. Любовь к своей Отчизне и уважение к другим народам - черта патриота.
3) Кто же такой патриот? Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.
Работа в тетради: Патриот – человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – любовь к Родине, своему народу - коррекция – повтор определения, запоминание
Перед вами книги, буклеты, документы, посмотрите, и ответьте на вопрос: Что их связывает с понятиями «патриот» и «патриотизм»? (ответы детей)
А теперь давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
IV. Закрепление изученного материала:
- Надеюсь, теперь вы многое сможете рассказать о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому, я думаю, вы справитесь с нашим последним заданием.
Откройте ноутбуки, перед вами кроссворд «Наша Родина», отгадываем, записываем и проверяем – работа в группах
V. Подведение итогов. Этап рефлексии
- О чем шла речь на уроке? (ответы детей - объясняли смысл понятия «субъект РФ», характеризовали особенности России как многонационального государства, объясняли значение русского языка как государственного)
- Что мы делали на уроке? (ответы детей - определили тему и цели урока; работали с документами; играли в игру «Ассоциации»; делали вывод; систематизировали изученный материал; разгадывали кроссворд, проводили взаимопроверку)
- Ребята, у вас на столе карточки, выберите для себя одну и продолжите
фразу:
Мне было скучно, потому что…
Мне не все понравилось на уроке….
Мне было интересно на уроке, потому что….
Домашнее задание: п. 11., с. 98. № 5. (письм.) Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой Родине. Если захочешь, подбери фотографии твоих любимых родных мест.
Список литературы:
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013.
3. Востриков Ф.С. Край степной Алексеевский. МУП «Редакция газеты «Трудовая жизнь», 2013.
4.Митькин А.С.Рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс: М.: «Экзамен», 2016.
5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс: М.: «ВАКО», 2016.
Интернет ресурсы:
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Родина | Чужбина (чужая сторона) |
Лапти | Футбольный мяч |
Матрешка | Эйфелева башня |
Хохлома | Цветок сакуры |
Балалайка | Слон |
Березка | Флаг Англии |
Кремль | Статуя Свободы |
Каравай | Пирамида Хеопса |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.Физкультминутка
Вверх, вниз 2 раза - это, мама, не каприз,
Вправо, влево 2 раза - посмотри, как королева,
Покивать по сторонам нужно нам, нужно нам.
Головою покрутить не забыть нам, не забыть.
И незнайками побыть
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать-
Нужно плечики размять
Вперед, назад 2 раза
И все дела пойдут на лад!
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Зарядка для глаз
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
Район | Область | Республика | Автономный округ |
Автономная область | Субъекты федерации | Край | Город федерального значения |
ПРИОЖЕНИЕ №4 . Выберите из перечня наименования народов, имеющих своё государство:
белорусы | карелы | русские | армяне |
уральцы | казахи | казаки | буряты |
сибиряки | узбеки | новгородцы | самарцы |
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
«Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Тема урока | НАША РОДИНА – РОССИЯ | ||
Тип урока | Ознакомление с новым материалом | ||
Цель урока | Коллективное решение главных вопросов, связанных с устройством Российской Федерации, субъектами РФ, на основе системно-деятельностного подхода | ||
План урока | 1. Российская Федерация. 2. Русский язык – государственный. 3. Что значит быть патриотом | ||
Личностно значимая проблема | «Почему недостаточно только родиться в той или иной стране, чтобы считаться ее патриотом?» | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля, ИКТ. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Федерация, субъекты федерации; Родина, патриот, национальность, нация | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся:определять понятие «федерация», «субъект»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, по карте, высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока, время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Результат |
I. Организационный этап – 1 мин. | Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. | Приветствует учащихся, настраивает на плодотворную работу - Я рада вас видеть, и желаю вам хорошего настроения в течение всего дня | Приветствуют учителя | ||
II. Мотивационно – целевой этап 4 мин. | 1. Прочтение стихотворений 2. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | 1. Читает стихотворения и организует последующую беседу по вопросам: – В чем смысл стихотворений? - Какие картины возникли перед вами при их прослушивании 2. Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | 1.Слушают стихотворения о Родине, отвечают на вопросы 2. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
III. Основной этап – изучение нового материала 25 мин. | 1. Работа по вопросам 2. Игра «Ассоциации» 3. Работа с новыми терминами Работа с учебником Работа в тетрадях (записи) 4. Физкультминутка Зарядка для глаз 5. Работа с картой в учебнике с.92 и настенной картой 6. Работа с терминами Нацеливает учащихся на самостоятельную работу. 7. Работа с учеником – с.93. | 1.Организует работу по вопросам - что человек считает своей родиной? - что для вас значит Родина? 2.Проводит игру 3.Организует работу по изучению новых терминов (Федерация). – Как называлась наша страна в прошлом? – Как называется страна, в которой мы живем сейчас и гражданами которой являемся? А что означают слова «федерация», «субъекты федерации» 4. Включает музыку, проводит физкультминутку 5. Организует работу по картам, задает вопросы: – В каком субъекте РФ живем мы? Найдите его на карте. 6. Организует работу со словарем, по карточкам 7. Организует работу с учебником. Задает вопросы: - кто такой патриот? - что связывает предметы, книги на столе с понятиями «патриот», «патриотизм»? Организует работу по проблемному вопросу | 1. Отвечают на вопросы 2. Участвуют в игре 3. Вспоминают ранее изученную информацию Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Отвечают на вопросы, работают со словарем, делают записи в тетрадях. 4. Участвуют в физкультминутке 5. Слушают рассказ учителя, рассматривают политическую карту страны, показывают территорию России, находят столицу – Москву, а также город (областной центр, где они живут и где расположена их школа. С помощью игры самостоятельно закрепляют знания о субъектах. 6.Делают записи в тетрадях, проводят взаимопроверку 7. Читают текст, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях, анализируют Учащиеся отвечают на проблемный вопрос | 1.Индивидуальная, фронтальная работа. 2.Фронтальная работа, Коррекционная работа 3.Индивидуальная, фронтальная работа. Коррекционная работа 4. Групповая работа 5. Индивидуальная, фронтальная 6.Индивидуальная, фронтальная, в парах. Коррекционная работа 7. Индивидуальная, фронтальная | Личностные:осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность. Регулятивные:учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения;осуществляют пошаговый контроль деятельности. Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются предлагают помощь Личностные:осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность. |
IV. Закрепление изученного материала 5 мин. | Работа на ноутбуках | Организует работу на ноутбуках по решению кроссворда, нацеливает на самостоятельную работу | Самостоятельно отвечают на вопросы, вписывают их в таблицу Excel, смотрят результат | Самостоятельная работа в группах | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
V. Подведение итогов. Этап рефлексии 3 мин. | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - о чем шла речь на уроке? - что мы делали на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Домашнее задание 1 мин. | п. 11., с. 98. № 5. (письм.) | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша Родина - Россия, наш язык - русский.
План-конспект воспитательского занятия....
Урок по природоведению: "Наша родина - Россия."
Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....
презентация "Наша родина - Россия"
Данная презентация знакомит учеников с символами государства. Воспитывает патриотические чувства к родине....
Урок для 5 класса "Наша Родина - Россия"
Урок подготовлен в соответствии со ФГОСами второго поколения....
Открытое занятие, посвящённое Дню Независимости «Наша Родина – Россия!»
Тема: «Наша Родина – Россия!»Цель: Способствовать формированию у воспитанников чувства патриотизма....
История России 6 класс "Наша Родина - Россия"
Технологическая карта урока "Наша Родина – Россия", так же сопроводительная презентация к уроку. Данный материал разработан по учебнику Истории России. 6 класс. Москва "Прос...
Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"
Презентация посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...