Экономика к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Материалы по разделу "Экономика" для подготовки ЕГЭ соответствуют кодификатору
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал может быть использован для составления планов | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
2.1 Экономика и экономическая наука( С5( 8) , С6) ,
С8:
- Понятие «Экономика»:
А) «искусство ведения домашнего хозяйства»; Б) хозяйство в) наука
2. Экономика- наука изучающая , каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО надо производить, чтобы полнее удовлетворить потребности людей
- Основные вопросы экономики:
А) ЧТО,б) КАК в) ДЛЯ КОГО
3 .Уровни экономической науки
-микроэкономика
-макроэкономика
4.Структура экономики: а) производство, б) обмен,в) распределение, г) потребление
С8. Ресурсы( факторы) производства и (факторный доход)
- Понятие «факторы производства»( ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.
2.Основные факторы производства
А) земля б) труд в) капитал г) предпринимательские способности
3. Факторные доходы:
А) земля- рента б) труд- заработная плата в) капитал- процент г) предпринимательские способности- прибыль
4. Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. 5.Информация – новый фактор производства в современной экономике.
- земля- все виды природных ресурсов; пахотные и другие земли, леса, запасы недр, воду, живые ресурсы суши и морей и др- рента
-капитал: физический капитал(производственный капитал)- произведенные человеком средства производства;; финансовый капитал- деньги для покупки факторов
производства ссудный капитал- процент
-труд-совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ -заработная плата
- предпринимательство, информация- прибыль
С8 Экономическая система- способ организации хозяйственной жизни общества
- Основные различия между экономическими системами:
а) роль государства в экономике;
б) доминирующие формы собственности;
в) различаются способами решениями главных вопросов
3.Типы:
-традиционная (на основе традиций, коллективные формы собственности)
-рыночная( конкуренция, экономические свободы, свободное ценообразование, частная собственность)
-командно-административная централизованная, плановая) экономика государственная собственность, всё решает гос-во)
- смешанная ( сочетается частная собственность с государственной, рынок и государственное вмешательство)
2.4Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
С8
- Понятие «рынок» это определенная форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена.
2) Основные функции рынка( с6) :
а) посредническая (соединение спроса и предложения);
б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);
в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);
г) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).
3) Виды рынков:
А) По типу конкуренции: рынок совершенной конкуренции(конкурентный);монополистическая конкуренция; олигополия( в том числе дуополия);чистая монополия; монопсония
4) Понятие «рыночный механизм» – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
5) Элементы рыночного механизма:
А) спрос б) предложение в) цена г) конкуренция.
6) Законы рынка
С8 Спрос и предложение
- Понятие «спрос»- желание потребителя приобрести товар, подкреплённое доходом.
- Факторы формирования спроса:
а) ценовые (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);
б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).
- Понятие «предложение»- желание производителя предложить товар для продажи.
- Факторы формирования предложения:
а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);
б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).
5.Законы рынка:
- закон спроса, утверждающий, что снижение цены товара (услуги) ведет к тому, что большее количество покупателей хотят и могут приобрести этот товар (услугу);
- закон предложения, показывающий, что повышение цены товара (услуги) ведет к росту его предложения на рынке.
2.5С8
1. Понятие .
Экономические издержки- издержки производства,включающие все расходы,связанные с приобретением факторов производства,в том числе,предпринимательства.
- Виды: а) внешние б) внутренние
- Виды внешних издержек:
-постоянные-
-переменные-
4. Постоянные издержки: а) плата за аренду помещения б) амортизация в) заработная плата администрации
5. Переменные издержки: а) сдельная заработная плата б расходы на сырьё в) расходы на тару и упаковку
4.Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.
5. Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.
2.6 Финансовые институты. Банковская система
С8 1. Понятие «деньги» — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
- Виды денег:
А) наличные б) безналичные в) электронные деньги
3.. Основные функции денег:
А) мера стоимости – выражают цену – денежную форму стоимости товара;
Б) средство обращения – выступают мимолетным посредником в актах купли-продажи товара по формуле Т — Д — Т’ (товар-деньги-другой товар), которая распадается на два акта: продажу Т — Д и куплю Д – Т’;
В) средство накопления – изъятые из обращения деньги используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т. д.)
Г) средство платежа – используются для погашения различных обязательств (оплата труда, уплата налогов и др.);
Д) мировые деньги – используются для расчетов на мировом рынке (золото, доллар, евро, фунт стерлингов, иена, рубль) как всеобщее платежное и покупательное средство, а также как всеобщая материализация богатства.
5. Закон денежного обращения – количество денег в обращении зависит от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, от взаимополагающихся платежей и от скорости обращения денег.
С5.Финансово-кредитные институты (учреждения) – государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции. К ним относятся:
Пенсионный фонд – фонд, созданный частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.
Инвестиционные компании – финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг.
Страховые компании – организации, оказывающие страховые услуги. Фондовые биржи. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов.
Межгосударственные финансово-кредитные институты: Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития. Они занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле.
Финансовые компании специализируются на предоставлении потребительского кредита и мелких ссуд индивидуальным заёмщикам (оформление через магазин покупки в кредит).
5.С 8 Банки и банковская система.
1. Понятие «банк» - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком, представлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
2. Уровни банковской системы
А) ЦБ
Б) коммерческие банки, кредитные учреждения
3.Функции ЦБ:
А) Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Б) Ему принадлежит монопольное право на эмиссию наличных денег и организацию их обращения.
В) Устанавливает правила проведения банковских операций, бухучёта и отчётности для банковской системы.
Г) Регулирует деятельность и надзор за кредитными организациям
4.Банковские операции: активные):кредиты, инвестиции, покупка недвижимости и сдача её в аренду; пассивные (депозитные), банковские услуги.
2.7
С8 Основные источники финансирования бизнеса
- Источники финансирования: а) внутренние б) внешние
2.Внутренние источники финансирования.
а) Прибыль фирмы.
б) Амортизация (от лат. amortisatio – погашение) – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.
3. Внешние источники финансирования.
а) Банковский кредит б) выпуск ценных бумаг
4. Формы государственного бюджетного финансирования:
А) прямые капитальные вложения
Б) субсидии.
В) государственный заказ
2.8 Рынок ценных бумаг. Акции, облигации. Фондовая биржа
1. Понятие «ценная бумага»- денежный или товарный документ, удостоверяющий право на получение дохода вследствие вложения её владельцам денежных средств в предприятие, заём, или закрепляющий имущественные права их владельца.
2. Признаки ценной бумаги:
А) документарность — ценная бумага есть документ;
Б) воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;
В) оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;
3. Виды ценных бумаг:
А) Денежные бумаги: облигации, векселя, сертификаты, денежные чеки. Б) б) Товарные: товарные накладные, складские свидетельства.
4 Особенности акций:
А) дают владельцу денежные и имущественные права на определённую долю в реальной собственности акционерного общества, б) именные , в) бессрочные,г) прибыль- диведенд.
5. Особенности облигаций: а) на предъявителя, б) срочные, в) прибыль- процент
6.Фондовая биржа- регулярно функционирующее учреждение, оптовый вторичный рынок ценных бумаг, операции на котором совершают только члены биржи.
2.9Рынок труда. Безработица.
С 8
- Понятие «рынок труда» – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.
- Особенности рынка труда
А) товар- трудовые услуги
Б) мобилен
В) на рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.
3. Факторы, влияющие на величину спроса на рынке труда:
А) ставка заработной платы; б) качества труда; в) его производительности; 4. Факторы, влияющие на величину предложения на рынке труда а) уровень заработной платы; б) благосостояние семьи; в) общественный престиж труда; 5. Заработная плата- форма стоимости и цены рабочей силы в денежном выражении является заработная плата.
6.Виды заработной платы: 1) повременная (её размер прямо пропорционален количеству часов, отработанных работником); 2) сдельная (её размер зависит от количества выполненных работ или произведённых работником товаров); 3) смешанная (сочетает элементы и повременной и сдельной оплаты).
С 8 Безработица и её виды.
- Понятие «безработица» –положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще
2.Виды безработицы:
А) Сезонная: ситуация на рынке труда, когда люди не имеют занятости из-за сезонности некоторого вида работ:
Б) Фрикционная: по собственной воле, неосведомлённость людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты, высокого уровня пособия по безработице по сравнению с заработной платой.
В)Структурная структура спроса и предложения на рынках труда не совпадают по набору, носит достаточно длительный характер и является серьёзной проблемой.
Г) Циклическая :возникает при общем экономическом спаде, когда общее число свободных мест меньше числа безработных
4.Причины: по видам
5.Последствия:
А) Снижение уровня жизни населения
Б) Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства
В) Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само
убийствам, росту преступности
г) Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду
2.10 Виды, причины и последствия инфляции.
1. Понятие «инфляция» (от лат. inflation – вздутие) –процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги;
2.Виды инфляции.
а) умеренная (ползучая) = длительный постепенный рост цен (рост цен на товары и услуги не превышает 10 – 15% в год);
б) галопирующая = скачкообразный рост цен (рост цен на 100 – 150% в год); в) гиперинфляция (от греч. Hyper – сверх) = сверхвысокий рост цен до 1000% в год, более 50% в месяц;
3.Причины:
А) равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
Б ) увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги.
4.Последствия инфляции:
А) снижение занятости,
Б ) увеличение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов,
В) обесценивание фиксированных доходов населения, обесценивание доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы;
Г) деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения.
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
1. Понятие «экономический рост» – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.
2.Типы экономического роста: а) интенсивный б) экстенсивный
3. Экономическое развитие сочетает:
А) экономический рост
Б) спад.
С8.Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.
- Виды: а) реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; б) номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.
3.Методы подсчета ВВП:
А) По расходам
Б) По доходам
в) по добавленной стоимости
2.12 Роль государства в экономике
1. Понятие «экономическая политика государства» –это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей;
2.Элементы (направления) экономической политики: 1) институциональная; 2) структурная; 3) инвестиционная; 4) финансово-кредитная; 5) социальная; 6) внешнеэкономическая; 7) научно-техническая; 8) налоговая; 9) бюджетная; 10) аграрная.
3.Цели экономической политики: 1) перспективные (формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики); 2) текущие (решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес и т.д.).
4.Функции государства в смешанной экономике:
1) стабилизация экономики; 2) защита прав собственности; 3) регулирование денежного обращения; 4) перераспределение доходов; 5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; 6) производство общественных благ.
С5 «Общественные блага» – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Свойства: неделимость, бесплатность, доступны для всех.. Примеры:
охрана окружающей среды, оборона, бесплатное образование, бесплатный проезд, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение музеев, библиотек, парков, юридическая помощь
С8 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета;
- Цели: а) стабилизация экономики б) обеспечение занятости населения в) предотвращение, подавление инфляционных процессов
2. Методы: а) регулирование налогообложения б) регулирование бюджетных доходов и расходов
С8 Монетарная (кредитно-денежная) политика означает контроль над денежной массой в экономике.
2.Цели: а) стабилизация экономики б) контроль над денежной массой в) управление кредитами
3. Методы: а) денежная эмиссия; б) установление учётной ставки процента; в) установление нормы обязательных резервов; г) операции Центрального банка на открытом рынке.
С8 Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
1.Виды налогов
а) прямые (подоходный налог, налог на прибыль хозяйственных организаций, налог на наследование или дарение, земельный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций и т. п.);
б) косвенные (НДС = налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).
2. Системы налогообложения:
а) пропорциональная
б) ) прогрессивная
в) регрессивная
4.Функции налогов: а) фискальная( формирует денежные доходы гос-ва); б) регулирующая ( контролирует развитие общественного производства) ; в) социальная ( сглаживает социальное напряжение)
С8 « Государственный бюджет»- сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
2 Источники доходов: а) налоги; б) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.); в) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег; г) займы у международных организаций.
3.Основные статьи расходов:: а) содержание государственного аппарата, армии; б) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; в) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения4. Виды госбюджета:
А) сбалансированный
б) профицитный в) дефицит бюджета.
С8
«Мировое хозяйство (экономика)»-это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
1.Формы международных экономических отношений:
а) международная торговля товарами и услугами; б движение капиталов и зарубежных инвестиций; в) миграция рабочей силы;
г4) межотраслевая кооперация производства;
3. Экономическая интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
4.Интеграционные группировки: а) Европейский союз (ЕС), объединяющий 27 стран; б) НАФТА в) АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 5) Латиноамериканская ассоциация свободной торговли.
С8 Мировой рынок( торговля) – это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
2.Типы внешнеторговой политики государства:
а) протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита) – защита интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
б) свободная торговля, фритредерство (англ. free trade – свободная торговля);
в) умеренная торговая политика сочетает элементы свободной торговли и протекционизма.
3. Методы государственного регулирования внешней торговли:
а) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы);
б) нетарифные (установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго( государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определённого вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты);;
в) активный протекционизм, стимулирование экспорта (льготное государственное кредитование экспорта, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы, демпинг (продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам).
С8 Рациональное экономическое поведение потребителя- это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.
2.Этапы рационального поведения потребителя: а) осознание необходимости покупки; б) поиск информации о товаре или услуге; в) оценка возможных вариантов покупки; г) принятие решения.
3.Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
4.Виды доходов: а) номинальный доход б) реальный
5.Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
а) заработная плата; б) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); в) доход от предпринимательской и иной деятельности;
г) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
6.Виды потребительских расходов:
1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).
7.Закон Энгеля : чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.
8.Способы размещения сбережений: а) сберегательный счёт в сбербанке; б) приобретение ценных бумаг; в) приобретение недвижимости; г) страхование жизни, здоровья, имущества.
С 8 «Потребитель» – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
2.Виды потребления: а) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); б) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).
3.Ограничения на пути достижения цели потребителя: а) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); б) цены на товары и услуги; в) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
4.Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.
С8 Рациональное поведение производителя.
- Основные вопросы, возникающие перед производителем:
А) как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства?
б) Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны?
В) Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?
2.Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;
3.Пути увеличения производительности: а) экстенсивный путь; б) интенсивный путь
4.Факторы (способы) роста производительности труда а) разделение труда, или специализация; б) использование новой техники или технологии;
в) уровень образования и профессиональной подготовки работников;
г) эффективность управленческих решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"
В презентации, в форме сказки, рассмотрены типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс
На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....