Экономика к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Кудряшова Светлана Анатольевна

Материалы по разделу "Экономика" для подготовки ЕГЭ соответствуют кодификатору 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                2.1 Экономика и экономическая наука( С5( 8) , С6) ,

С8:

  1. Понятие «Экономика»:

А) «искусство ведения  домашнего хозяйства»; Б) хозяйство в) наука

2. Экономика- наука изучающая , каким образом в обществе, располагающем ограниченными ресурсами, решаются проблемы, ЧТО,КАК и ДЛЯ КОГО надо производить, чтобы полнее удовлетворить потребности людей

  1. Основные вопросы экономики:

А) ЧТО,б) КАК в)  ДЛЯ КОГО

3 .Уровни  экономической науки

-микроэкономика

 -макроэкономика

 4.Структура экономики: а) производство, б) обмен,в)  распределение, г) потребление 

С8. Ресурсы( факторы) производства  и (факторный доход)

  1. Понятие «факторы производства»( ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

2.Основные факторы производства

А) земля  б) труд в) капитал г) предпринимательские способности

3. Факторные доходы:

А) земля- рента  б) труд- заработная плата  в) капитал- процент    г) предпринимательские способности- прибыль

4. Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены. 5.Информация – новый фактор производства в современной экономике.

- земля- все виды природных ресурсов; пахотные и другие земли, леса, запасы недр, воду, живые ресурсы суши и морей и др- рента

-капитал: физический капитал(производственный капитал)- произведенные человеком средства                  производства;; финансовый капитал- деньги для покупки факторов    

   производства ссудный капитал- процент

-труд-совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ -заработная плата

- предпринимательство, информация- прибыль

С8 Экономическая система- способ организации хозяйственной жизни общества

  1. Основные различия между экономическими системами:

а) роль государства в экономике;

б) доминирующие формы собственности;

в) различаются способами решениями главных вопросов

3.Типы:

-традиционная (на основе традиций, коллективные формы собственности)

-рыночная( конкуренция, экономические свободы, свободное ценообразование, частная собственность)

-командно-административная  централизованная, плановая)  экономика государственная собственность, всё решает гос-во)

- смешанная ( сочетается частная собственность с государственной, рынок и государственное вмешательство)

2.4Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.

С8

  1. Понятие  «рынок» это определенная форма хозяйственных связей  между  производителями и потребителями в сфере обмена.

2) Основные функции рынка( с6) :

а) посредническая (соединение спроса и предложения);

б) информационная (предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары);

в) регулирующая (перераспределение капиталов и ресурсов из менее эффективных отраслей в более эффективные);

г) стимулирующая (внедрение новых технологий, освоение новых способов хозяйствования).

3) Виды рынков:

 А) По типу конкуренции: рынок совершенной конкуренции(конкурентный);монополистическая конкуренция; олигополия( в том числе дуополия);чистая монополия; монопсония

4) Понятие «рыночный механизм» – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

5) Элементы рыночного механизма:

А)  спрос б)  предложение в)  цена г) конкуренция.

6) Законы рынка

 С8 Спрос и предложение

  1. Понятие «спрос»- желание потребителя приобрести товар, подкреплённое доходом.
  2. Факторы формирования спроса:

а) ценовые  (уровень цен на товары, уровень цен на замещающие товары, уровень цен на сопутствующие товары);

б) неценовые (тенденции моды, количество покупателей на рынке, народные традиции и обычаи, сезонные, уровень потребительских доходов).

  1. Понятие «предложение»- желание производителя предложить товар для продажи.
  2. Факторы формирования предложения:

а) ценовые (цены на ресурсы, цены на другие товары, ожидаемые изменения цены);

б) неценовые (число продавцов на рынке; технологии производства, налоги и дотации, расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг).

5.Законы рынка:

- закон спроса, утверждающий, что снижение цены товара (услуги) ведет к тому, что большее количество покупателей хотят и могут приобрести этот товар (услугу);

- закон предложения, показывающий, что повышение цены товара (услуги) ведет к росту его предложения на рынке.

2.5С8

1. Понятие .

Экономические издержки- издержки производства,включающие все расходы,связанные с приобретением факторов производства,в том числе,предпринимательства.

  1. Виды: а) внешние б) внутренние
  2. Виды  внешних издержек:

        -постоянные-

 -переменные-

4. Постоянные издержки: а) плата за аренду помещения  б) амортизация  в) заработная плата администрации

5. Переменные издержки: а) сдельная заработная плата  б расходы на сырьё  в) расходы на тару и упаковку

4.Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.

5. Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.

2.6 Финансовые институты. Банковская система

С8 1. Понятие  «деньги» — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

  1. Виды денег:

А) наличные    б) безналичные   в) электронные деньги

3.. Основные функции денег:

А) мера стоимости – выражают цену – денежную форму стоимости товара;

Б)  средство обращения – выступают мимолетным посредником в актах купли-продажи товара по формуле Т — Д — Т’ (товар-деньги-другой товар), которая распадается на два акта: продажу Т — Д и куплю Д – Т’;

В) средство накопления – изъятые из обращения деньги используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т. д.)

Г) средство платежа – используются для погашения различных обязательств (оплата труда, уплата налогов и др.);

Д) мировые деньги – используются для расчетов на мировом рынке (золото, доллар, евро, фунт стерлингов, иена, рубль) как всеобщее платежное и покупательное средство, а также как всеобщая материализация богатства.

5. Закон денежного обращения – количество денег в обращении зависит от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, от взаимополагающихся платежей и от скорости обращения денег.

С5.Финансово-кредитные институты (учреждения) – государственные и частные, коммерческие организации, уполномоченные осуществлять финансовые операции. К ним относятся:

Пенсионный фонд – фонд, созданный частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.

Инвестиционные компании – финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг.

Страховые компании – организации, оказывающие страховые услуги.      Фондовые биржи. Коммерческие банки размещают на них акции и облигации своих клиентов.

    Межгосударственные финансово-кредитные институты: Мировой банк, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития. Они занимаются финансированием и кредитованием разных стран, содействуют мировой торговле.

   Финансовые компании специализируются на предоставлении потребительского кредита и мелких ссуд индивидуальным заёмщикам (оформление через магазин покупки в кредит).

 5.С 8 Банки и банковская система.

1. Понятие «банк» - коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии  с законом и на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком, представлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.        

2. Уровни банковской  системы

А) ЦБ

Б)  коммерческие банки, кредитные учреждения

3.Функции ЦБ:

А) Во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Б) Ему принадлежит монопольное право на эмиссию наличных денег и организацию их обращения.

В) Устанавливает правила проведения банковских операций, бухучёта и отчётности для банковской системы.

Г) Регулирует деятельность и надзор за кредитными организациям

4.Банковские операции: активные):кредиты, инвестиции, покупка недвижимости и сдача её в аренду; пассивные (депозитные),  банковские услуги.

2.7

С8 Основные источники финансирования бизнеса

  1. Источники финансирования: а) внутренние  б) внешние

2.Внутренние источники финансирования.

     а) Прибыль фирмы.

     б) Амортизация (от лат. amortisatio – погашение) – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.

     3. Внешние источники финансирования.

     а) Банковский кредит б)  выпуск ценных бумаг

4. Формы государственного бюджетного финансирования:

А) прямые капитальные вложения

Б) субсидии.

В) государственный заказ

2.8 Рынок ценных бумаг. Акции, облигации. Фондовая биржа

1. Понятие «ценная бумага»- денежный или товарный документ, удостоверяющий право на получение дохода вследствие вложения её владельцам денежных средств в предприятие, заём, или закрепляющий имущественные права их владельца.

2. Признаки ценной бумаги:

А) документарность — ценная бумага есть документ;

Б) воплощает частные права — ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;

В) оборотоспособность — ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

3. Виды  ценных бумаг:

А)  Денежные бумаги: облигации, векселя, сертификаты, денежные чеки. Б) б) Товарные: товарные накладные, складские свидетельства.

4 Особенности акций:

А) дают владельцу денежные и имущественные права на определённую долю в реальной собственности акционерного общества, б) именные , в) бессрочные,г)  прибыль- диведенд.

5. Особенности облигаций: а) на предъявителя, б) срочные, в) прибыль- процент

6.Фондовая биржа- регулярно функционирующее учреждение, оптовый вторичный рынок ценных бумаг, операции на котором совершают только члены биржи.

2.9Рынок труда. Безработица.

С 8

  1. Понятие «рынок труда» – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.
  2. Особенности рынка труда

А) товар- трудовые услуги

Б) мобилен

В) на рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.

 3. Факторы, влияющие на величину спроса на рынке труда:

А)      ставка заработной платы; б) качества труда; в) его производительности; 4.   Факторы, влияющие на величину предложения на рынке труда  а) уровень заработной платы; б) благосостояние семьи; в) общественный престиж труда; 5.  Заработная плата-      форма стоимости и цены рабочей силы в денежном выражении является заработная плата.

   6.Виды заработной платы: 1) повременная (её размер прямо пропорционален количеству часов, отработанных работником); 2) сдельная (её размер зависит от количества выполненных работ или произведённых работником товаров); 3) смешанная (сочетает элементы и повременной и сдельной оплаты).

     

С 8 Безработица и её виды.

  1. Понятие «безработица» –положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще

2.Виды безработицы:

А) Сезонная: ситуация на рынке труда, когда люди не имеют занятости из-за сезонности некоторого вида работ:

Б) Фрикционная: по собственной воле,  неосведомлённость людей о возможности найти работу с устраивающим их уровнем оплаты, высокого уровня пособия по безработице по сравнению с заработной платой.

В)Структурная структура спроса и предложения на рынках труда не совпадают  по набору,  носит достаточно длительный характер и является серьёзной проблемой.

Г) Циклическая :возникает при общем экономическом спаде, когда общее число свободных мест меньше числа безработных

4.Причины: по видам

5.Последствия:

А)  Снижение уровня жизни населения

Б) Потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства

В)  Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, само­

 убийствам, росту преступности

г)  Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

2.10 Виды, причины и последствия инфляции.

1. Понятие «инфляция» (от лат. inflation – вздутие) –процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги;    

2.Виды инфляции.

     а) умеренная (ползучая) = длительный постепенный рост цен (рост цен на товары и услуги не превышает 10 – 15% в год);

б) галопирующая = скачкообразный рост цен (рост цен на 100 – 150% в год); в) гиперинфляция (от греч. Hyper – сверх) = сверхвысокий рост цен до 1000% в год, более 50% в месяц;

  3.Причины:

А) равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.

Б ) увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги.

4.Последствия инфляции:

А)  снижение занятости,

Б ) увеличение доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов,

В) обесценивание фиксированных доходов населения, обесценивание доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы;

  Г) деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения.

     

     2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

1. Понятие «экономический рост» – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

2.Типы экономического роста: а) интенсивный б)  экстенсивный

3. Экономическое развитие сочетает:

А)  экономический рост

Б) спад.

С8.Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.

  1. Виды: а) реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; б) номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.

3.Методы подсчета ВВП:

А) По расходам

Б) По доходам

в) по добавленной стоимости

2.12 Роль государства в экономике

1. Понятие «экономическая политика государства» –это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей;  

2.Элементы (направления) экономической политики: 1) институциональная; 2) структурная; 3) инвестиционная; 4) финансово-кредитная; 5) социальная; 6) внешнеэкономическая; 7) научно-техническая; 8) налоговая; 9) бюджетная; 10) аграрная.

3.Цели экономической политики: 1) перспективные (формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики); 2) текущие (решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес и т.д.).

 4.Функции государства в смешанной экономике:

     1) стабилизация экономики; 2) защита прав собственности; 3) регулирование денежного обращения; 4) перераспределение доходов; 5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; 6) производство общественных благ.

С5 «Общественные блага» – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Свойства: неделимость, бесплатность, доступны для всех.. Примеры:

     охрана окружающей среды, оборона, бесплатное образование, бесплатный проезд, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение музеев, библиотек, парков, юридическая помощь

С8     Фискальная (бюджетно-налоговая) политика-  деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета;

  1. Цели: а) стабилизация экономики   б) обеспечение занятости населения в) предотвращение, подавление инфляционных процессов

2. Методы: а) регулирование налогообложения б) регулирование бюджетных доходов и расходов

     С8     Монетарная (кредитно-денежная) политика означает контроль над денежной массой в экономике.

    2.Цели: а) стабилизация экономики  б) контроль над денежной массой  в) управление кредитами

3. Методы:  а) денежная эмиссия; б)  установление учётной ставки процента; в) установление нормы обязательных резервов; г) операции Центрального банка на открытом рынке.

С8  Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

1.Виды налогов

а) прямые (подоходный налог, налог на прибыль хозяйственных организаций, налог на наследование или дарение, земельный налог, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, налог на имущество организаций и т. п.);

     б) косвенные (НДС = налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налоги с продаж).

2. Системы налогообложения:

 а) пропорциональная

     б) ) прогрессивная

в) регрессивная

4.Функции налогов: а)  фискальная( формирует денежные доходы гос-ва); б) регулирующая ( контролирует развитие общественного производства) ; в) социальная ( сглаживает социальное напряжение)  

С8 « Государственный бюджет»-  сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

     2 Источники доходов:      а) налоги;      б) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);      в) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;      г) займы у международных организаций.

3.Основные статьи расходов:: а) содержание государственного аппарата, армии; б) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; в) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения4. Виды госбюджета:

А)  сбалансированный

     б) профицитный     в) дефицит бюджета.

С8

     «Мировое хозяйство (экономика)»-это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

     1.Формы международных экономических отношений:

     а) международная торговля товарами и услугами;      б движение капиталов и зарубежных инвестиций;      в) миграция рабочей силы;

     г4) межотраслевая кооперация производства;    

3. Экономическая интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.

     4.Интеграционные группировки:  а) Европейский союз (ЕС), объединяющий 27 стран; б) НАФТА в)  АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 5) Латиноамериканская ассоциация свободной торговли.

С8 Мировой рынок( торговля)  – это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.

2.Типы внешнеторговой политики государства:

     а) протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита) – защита интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;

     б) свободная торговля, фритредерство (англ. free trade – свободная торговля);

     в) умеренная торговая политика сочетает элементы свободной торговли и протекционизма.    

      3. Методы государственного регулирования внешней торговли:

     а) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы);

б) нетарифные (установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго( государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определённого вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты);;

     в) активный протекционизм, стимулирование экспорта (льготное государственное кредитование экспорта, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы, демпинг (продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам).

     

С8 Рациональное экономическое поведение потребителя- это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами.

2.Этапы рационального поведения потребителя: а) осознание необходимости покупки; б) поиск информации о товаре или услуге; в) оценка возможных вариантов покупки; г) принятие решения.  

3.Доход потребителя – это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

4.Виды доходов: а) номинальный доход б) реальный

5.Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

а) заработная плата; б) социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); в) доход от предпринимательской и иной деятельности;

г) доход от собственности (плата за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).

6.Виды потребительских расходов:

1) обязательные, минимально необходимые расходы (питание, одежда, транспорт, коммунальные услуги); 2) произвольные (туризм, книги, картины, машины).

7.Закон Энгеля : чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения.    

8.Способы размещения сбережений: а) сберегательный счёт в сбербанке; б) приобретение ценных бумаг; в) приобретение недвижимости; г) страхование жизни, здоровья, имущества.

С 8 «Потребитель» – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

2.Виды потребления: а) производственное (расходование, использование ресурсов в процессе производства); б) непроизводственное (конечное потребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей).

3.Ограничения на пути достижения цели потребителя: а) потребительский, семейный бюджет (баланс денежных доходов и расходов семьи); б) цены на товары и услуги; в) ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

 4.Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжениями этими ресурсами и их использованием.

С8 Рациональное поведение производителя.

  1. Основные вопросы, возникающие перед производителем:

А) как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства?

б) Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны?

В)  Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?

2.Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат;

3.Пути увеличения производительности:  а) экстенсивный путь; б) интенсивный путь

4.Факторы (способы) роста производительности труда а)  разделение труда, или специализация; б) использование новой техники или технологии;

в) уровень образования и профессиональной подготовки работников;

г) эффективность управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс

В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...

Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"

В презентации, в форме сказки, рассмотрены  типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....

Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс

На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....