Кросскультурный менеджмент (геополитическое положение России в XXI веке).
методическая разработка на тему
Пояснительная записка
Курс предназначен для изучения в системе дополнительного образования детей. Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями. Курс состоит из двух частей: «Геополитические проблемы России» (22 часа) и «Кросс-культурный менеджмент» (13 часов). Курс предназначен для изучения особенностей и методов управления «на стыке культур» в период расширения международного сотрудничества, реализации международных проектов. Данный курс рассматривается как сфера практической деятельности, предполагающей использование новых «резервуаров знаний», в качестве которых выступают национальные культуры. Знание кросс-культурных особенностей и их практическое использование повышает эффективность взаимодействия представителей различных национальных культур и составляет основу современной компетенции выпускника школ в глобальной конкурентной рыночной среде.
В курсе достаточно подробно рассматриваются причины и следствия разных политико-экономических событий и их последствия на развитие России. Рассматриваются такие темы, как «Россия в системе современных международных отношений», «Толерантность современного общества», и др.
Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные исторические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления.
Цель курса: Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к роли своей страны в мировом сообществе.
Задачи элективного курса:
1. Формирование у учащихся способностей к анализу политических событий, умение строить собственное умозаключение.
2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
3. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.
В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:
- анализ и сопоставление фактов;
- оформление письменных сообщений;
- анализ документов;
- поиск решений, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
- умение обобщать, используя свой собственный опыт;
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:
- исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов, выступление с подготовленным сообщением);
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- заседания круглых столов;
- творческие работы.
Все эти формы и методы направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:
- уметь видеть проблему;
- уметь сформулировать проблему;
- уметь систематизировать материал;
- уметь составить план решения проблемы, задачи.
Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний международного права. Элективный курс позволяет сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами международного и отечественного права на фоне современных исторических событий.
Прогнозируемые результаты освоения.
Освоение курса и система формирования УУД предполагают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Родине;
-осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;
- усвоение традиционных ценностей многонационального общества, уважение прав и свобод человека;
-понимание культурного многообразия мира, толерантность как норма осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (установление причинно-следственных связей и т.п.);
- использование современных источников информации;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и т.п.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении;
- владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию, продуктивно разрешать конфликты;
- оценка поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решение в рамках изученного материала познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлечение из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам;
- систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценка действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировка на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- устное выступление, творческая работа по социальной проблематике;
- применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Предметные результаты:
- понимание биосоциальной сущности человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- знание тенденций развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- анализ информации о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, установка соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснение причинно-следственных и функциональных связей изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрытие на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Мир сегодня и завтра | 01.09-10.09 |
|
2 | Постсоветское пространство: уходящая реальность | 12.09-17.09 |
|
3 | Постсоветское пространство: уходящая реальность | 19.09-24.09 |
|
4 | Постсоветское пространство: уходящая реальность | 26.09-01.10 |
|
5 | Американский фактор и его эволюция | 03.10-08.10 |
|
6 | Американский фактор и его эволюция | 10.10-15.10 |
|
7 | Европейский союз: возможные пути развития | 17.10-22.10 |
|
8 | Европейский союз: возможные пути развития | 24.10-29.10 |
|
9 | Европейский союз: возможные пути развития | 31.10-05.11 |
|
10 | Угрозы и возможности Ближнего Востока | 14.11-19.11 |
|
11 | Угрозы и возможности Ближнего Востока | 21.11-26.11 |
|
12 | Угрозы и возможности Ближнего Востока | 28.11-03.12 |
|
13 | Восточная Азия и стратегия развития России | 05.12-10.12 |
|
14 | Восточная Азия и стратегия развития России | 12.12-17.12 |
|
15 | Восточная Азия и стратегия развития России | 19.12-24.12 |
|
16 | Латинская Америка на пороге перемен | 26.12-31.12 |
|
17 | Латинская Америка на пороге перемен | 09.01-14.01 |
|
18 | Мировая экономика | 16.01-21.01 |
|
19 | Военно-политическая обстановка | 23.01-28.01 |
|
20 | Эволюция глобального рынка энергоресурсов | 30.01-4.02 |
|
21 | Экологические вызовы | 06.02-11.02 |
|
22 | Кризис управляемости международной системы | 13.02-18.02 |
|
23 | Введение: обзор курса «кросс-культурный менеджмент». История возникновения, предмет и методы исследования. | 20.02-25.02 |
|
24 | Понятие национальной культуры, способы изучения ее воздействия и подходы к интерпретации культуры. Основные параметры, характеризующие особенности национальных культур. | 27.02-4.03 |
|
25 | Процесс кросс -культурной коммуникации: понятие и особенности. Особенности процесса руководства и взаимодействия в мультикультурной команде. Модели лидерства. | 06.03-11.03 |
|
26 | Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в мультикультурной среде. | 13.03-18.03 |
|
27 | Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей. | 20.03-25.03 |
|
28 | Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей. | 03.04-08.04 |
|
29 | Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей. | 10.04-15.04 |
|
30 | Взаимодействие в новой культурной среде. Современные модели управления культурным разнообразием. | 17.04-22.04 |
|
31 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 24.04-29.04 |
|
32 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 02.05-06.05 |
|
33 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 08.05-13.05 |
|
34 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 15.05-20.05 |
|
35 | Итоговое занятие. | 22.05-27.05 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса “Кросс-культурный менеджмент”
А. Концепция курса
Курс предназначен для изучения особенностей и методов управления «на стыке культур» в период расширения международного сотрудничества, роста транснациональных компаний и реализации международных проектов. Кросс-культурный менеджмент рассматривается как сфера практической деятельности, предполагающей использование новых «резервуаров знаний», в качестве которых выступают национальные культуры.
Знание кросс-культурных особенностей и их практическое использование повышает эффективность взаимодействия представителей различных национальных культур и составляет основу современной компетенции компании в глобальной конкурентной рыночной среде.
Курс состоит из двух основных частей: методология изучения кросс-культурных особенностей и модели кросс-культурного взаимодействия.
Объектом изучения является процесс эффективного взаимодействия представителей различных национальных культур в условиях расширения международного сотрудничества и глобализации экономики.
Предметом изучения являются культурные особенности, обусловленные влиянием национальной культуры и модели кросс-культурного взаимодействия.
В качестве методов обучения используется сочетание системного и ситуационного подходов к изучению управления.
Б. Цели курса
Целью курса является изучение обучающимися принципиально нового подхода к управлению с учетом кросс-культурных особенностей и формирования системы знаний, необходимых для успешного вхождения в 21 век в условиях глобализации экономики.
После изучения данного курса обучающийся должен быть способен:
- понимать современную интерпретацию национальной культуры и способов ее воздействия на процесс управления;
- знать основные параметры, характеризующие особенности национальных культур и методологию их определения;
- понимать особенности национальной культуры и уметь использовать кросс-культурные особенности в управлении компанией;
- овладеть навыками построения эффективного взаимодействия представителей различных культур.
В. Учебники и дополнительная литература
1. Гусева Н.И. Эффективное функционирование персонала мультикультурных организаций: методологический и прикладной аспекты. – Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2004.
2. Холден Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Hampden-Turner CH., Trompenaars F. Building Cross-Cultural Competence : How to create wealth from conflicting values . – McGraw-Hill, New York, 2004.
Г. Оценка результатов обучения
Совокупная оценка за курс (максимум 100 баллов) складывается следующим образом:
Оценка устных ответов, участие в дискуссиях и групповой работе 40 баллов
Тесты и /или контрольные работы 20 баллов
Итоговая письменная работа 40 баллов
При оценке устных ответов предполагается знание обучающимся основного учебного материала, готовность к ответам на вопросы по тексту, разбору конкретных ситуаций, выполнению практических упражнений по данному занятию.
Участие в дискуссиях и групповой работе предполагает умение обучающимся анализировать конкретную ситуацию и делать выводы, увязывая теорию и практику в процессе принятия решений, а так же оригинальность предлагаемого решения.
Тесты и/или контрольные работы представляют собой оценку письменных ответов на вопросы по теме занятия (10-20 мин.).
Д. План и темы занятий
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Вводное занятие. Мир сегодня и завтра | 01.09-10.09 | |
2 | Постсоветское пространство: уходящая реальность | 12.09-17.09 | |
3 | Постсоветское пространство: уходящая реальность | 19.09-24.09 | |
4 | Постсоветское пространство: уходящая реальность | 26.09-01.10 | |
5 | Американский фактор и его эволюция | 03.10-08.10 | |
6 | Американский фактор и его эволюция | 10.10-15.10 | |
7 | Европейский союз: возможные пути развития | 17.10-22.10 | |
8 | Европейский союз: возможные пути развития | 24.10-29.10 | |
9 | Европейский союз: возможные пути развития | 31.10-05.11 | |
10 | Угрозы и возможности Ближнего Востока | 14.11-19.11 | |
11 | Угрозы и возможности Ближнего Востока | 21.11-26.11 | |
12 | Угрозы и возможности Ближнего Востока | 28.11-03.12 | |
13 | Восточная Азия и стратегия развития России | 05.12-10.12 | |
14 | Восточная Азия и стратегия развития России | 12.12-17.12 | |
15 | Восточная Азия и стратегия развития России | 19.12-24.12 | |
16 | Латинская Америка на пороге перемен | 26.12-31.12 | |
17 | Латинская Америка на пороге перемен | 09.01-14.01 | |
18 | Мировая экономика | 16.01-21.01 | |
19 | Военно-политическая обстановка | 23.01-28.01 | |
20 | Эволюция глобального рынка энергоресурсов | 30.01-4.02 | |
21 | Экологические вызовы | 06.02-11.02 | |
22 | Кризис управляемости международной системы | 13.02-18.02 | |
23 | Введение: обзор курса «кросс-культурный менеджмент». История возникновения, предмет и методы исследования. | 20.02-25.02 | |
24 | Понятие национальной культуры, способы изучения ее воздействия и подходы к интерпретации культуры. Основные параметры, характеризующие особенности национальных культур. | 27.02-4.03 | |
25 | Процесс кросс -культурной коммуникации: понятие и особенности. Особенности процесса руководства и взаимодействия в мультикультурной команде. Модели лидерства. | 06.03-11.03 | |
26 | Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в мультикультурной среде. | 13.03-18.03 | |
27 | Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей. | 20.03-25.03 | |
28 | Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей. | 03.04-08.04 | |
29 | Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей. | 10.04-15.04 | |
30 | Взаимодействие в новой культурной среде. Современные модели управления культурным разнообразием. | 17.04-22.04 | |
31 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 24.04-29.04 | |
32 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 02.05-06.05 | |
33 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 08.05-13.05 | |
34 | Современные модели управления культурным разнообразием. | 15.05-20.05 | |
35 | Итоговое занятие. | 22.05-27.05 |
Оборудование, необходимое для проведения занятий: мультимедийный проектор, компьютер, флипчарт и фломастеры (доска и мел).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии "Геополитическое положение Калининградской облоасти
В презентации говорится о геополитическом положении Калининградской области...
Геополитическое положение России
Методическая разработка урока истории 9,11 класс с использованием ИКТ и приема ГРАФ(графическое изображение обектов)...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...
Современное геополитическое положение России в мире. Вклад каждого молодого человека в улучшение международной обстановки.
Работа содержит анализ современного геополитического положения России. Особое внимание уделено тому вкладу, который может внести молодое поколение с активной жизненной позицией, в улучшение международ...
Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"
При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...
Презентация "Геополитическое положение Краснодарского края"
Данный материал предназначен для использования на уроках кубановедения в 11 классе...
Практическая работа "Анализ геополитического положения страны"
Данная практическая работа может быть реализована в курсе географии 9 и 10 класса, а аткже в преподавании элективного курса "Политическая карта мира"...