Кросскультурный менеджмент (геополитическое положение России в XXI веке).
методическая разработка на тему

Спиридонова Марина Викторовна

Пояснительная записка

               Курс предназначен для изучения в системе дополнительного образования детей.  Курс рассчитан на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями. Курс состоит из двух частей: «Геополитические проблемы России» (22 часа) и «Кросс-культурный менеджмент» (13 часов). Курс предназначен для изучения особенностей и методов управления «на стыке культур» в период расширения международного сотрудничества,  реализации международных проектов. Данный курс рассматривается как сфера практической деятельности, предполагающей использование новых «резервуаров знаний», в качестве которых выступают национальные культуры. Знание кросс-культурных особенностей и их практическое использование повышает эффективность взаимодействия представителей различных национальных культур и составляет основу современной компетенции выпускника школ в глобальной конкурентной рыночной среде.

В курсе достаточно подробно рассматриваются   причины и следствия разных политико-экономических событий и  их последствия на развитие России. Рассматриваются  такие темы, как «Россия в системе современных международных отношений», «Толерантность современного общества», и др.

         Данный курс актуален сейчас потому, что Россия взяла курс на гуманизацию идей образования. Нужно сформулировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Современная Россия показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Поэтому большое значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии надо учить с детства. Хотя школьники в силу своего возраста не могут активно влиять на реальные исторические процессы, но именно сейчас надо воспитывать в них конкретные жизненные установки и устремления.

          

Цель курса: Создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к роли своей страны в мировом сообществе.

Задачи элективного курса:

 

1. Формирование у учащихся способностей к анализу политических событий,  умение строить собственное умозаключение.

2. Приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.

3. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.

 

В процессе обучения учащимися приобретаются следующие умения:

   - анализ и сопоставление фактов;

   - оформление письменных сообщений;

   - анализ документов;

   - поиск решений, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

   - умение обобщать, используя свой собственный опыт;

            Методика работы со  старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:

      - исследовательская работа (выявление проблемы, накопление фактов,      выступление с подготовленным сообщением);

    - лекции с последующим опросом;

    -  лекции с обсуждением документов;

    - беседы;

    - практические занятия;

    - заседания круглых столов;

    - творческие работы.

       Все эти формы и методы направлены на формирование творческих интересов и навыков, таких, как:

    - уметь видеть проблему;

    - уметь сформулировать проблему;

    - уметь систематизировать материал;

    - уметь составить план решения проблемы, задачи.

               Работа с первоисточниками, дополнительной литературой закрепляет навыки самообразования, развивает логическое мышление, помогает формировать эрудированного и грамотного человека в области знаний международного права.  Элективный курс позволяет сформировать и закрепить все необходимые навыки правовой и демократической культуры у молодого поколения. Настоящий курс знакомит учащихся с основными документами международного и отечественного права на фоне  современных исторических событий.                   

 

 Прогнозируемые результаты освоения.

Освоение курса и система формирования УУД предполагают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Родине;

-осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;

- усвоение традиционных ценностей многонационального общества, уважение прав и свобод человека;

-понимание культурного многообразия мира, толерантность как норма осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания;

- владение  умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (установление причинно-следственных связей и т.п.);

- использование современных источников информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и т.п.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать  своё мнение, корректно отстаивать свою позицию, продуктивно разрешать конфликты;

          - оценка поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

          - решение в рамках изученного материала познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

          - осуществление поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

          - извлечение из неадаптированных, оригинальных текстов знания  по заданным темам;

          -   систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

          - оценка действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

          - формулировка на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

         - устное выступление, творческая работа по социальной проблематике;

         - применение социально-экономических и гуманитарных знаний в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Предметные результаты:

    -  понимание биосоциальной сущности человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    - знание тенденций развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

    - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    - особенности социально-гуманитарного познания;

    -  анализ информации о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, установка соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    - объяснение причинно-следственных и функциональных связей изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    - раскрытие на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

              

Календарно-тематическое планирование

Тема

занятия

Дата

план

Дата

факт

1

Вводное занятие. Мир сегодня и завтра

01.09-10.09

 

2

Постсоветское пространство: уходящая реальность

12.09-17.09

 

3

Постсоветское пространство: уходящая реальность

19.09-24.09

 

4

Постсоветское пространство: уходящая реальность

26.09-01.10

 

5

Американский фактор и его эволюция

03.10-08.10

 

6

Американский фактор и его эволюция

10.10-15.10

 

7

Европейский союз: возможные пути развития

17.10-22.10

 

8

Европейский союз: возможные пути развития

24.10-29.10

 

9

Европейский союз: возможные пути развития

31.10-05.11

 

10

Угрозы и возможности Ближнего Востока

14.11-19.11

 

11

Угрозы и возможности Ближнего Востока

21.11-26.11

 

12

Угрозы и возможности Ближнего Востока

28.11-03.12

 

13

Восточная Азия и стратегия развития России

05.12-10.12

 

14

Восточная Азия и стратегия развития России

12.12-17.12

 

15

Восточная Азия и стратегия развития России

19.12-24.12

 

16

Латинская Америка на пороге перемен

26.12-31.12

 

17

Латинская Америка на пороге перемен

09.01-14.01

 

18

Мировая экономика

16.01-21.01

 

19

Военно-политическая обстановка

23.01-28.01

 

20

Эволюция глобального рынка энергоресурсов

30.01-4.02

 

21

Экологические вызовы

06.02-11.02

 

22

Кризис управляемости международной системы

13.02-18.02

 

23

Введение: обзор курса «кросс-культурный менеджмент». История возникновения, предмет и методы исследования.

20.02-25.02

 

24

Понятие национальной культуры, способы изучения ее воздействия и подходы к интерпретации культуры. Основные параметры, характеризующие особенности национальных культур.

27.02-4.03

 

25

Процесс кросс -культурной коммуникации: понятие и особенности. Особенности процесса руководства и взаимодействия в мультикультурной команде. Модели лидерства.

06.03-11.03

 

26

Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в мультикультурной среде.

13.03-18.03

 

27

Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей.

20.03-25.03

 

28

Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей.

03.04-08.04

 

29

Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей.

10.04-15.04

 

30

Взаимодействие в новой культурной среде. Современные модели управления культурным разнообразием.

17.04-22.04

 

31

Современные модели управления культурным разнообразием.

24.04-29.04

 

32

Современные модели управления культурным разнообразием.

02.05-06.05

 

33

Современные модели управления культурным разнообразием.

08.05-13.05

 

34

Современные модели управления культурным разнообразием.

15.05-20.05

 

35

Итоговое занятие.

22.05-27.05

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  курса “Кросс-культурный менеджмент”

А. Концепция курса

Курс предназначен для изучения особенностей и методов управления «на стыке культур» в период расширения международного сотрудничества, роста транснациональных компаний и реализации международных проектов. Кросс-культурный менеджмент рассматривается как сфера практической деятельности, предполагающей использование новых «резервуаров знаний», в качестве которых выступают национальные культуры.

Знание кросс-культурных особенностей и их практическое использование повышает эффективность взаимодействия представителей различных национальных культур и составляет основу современной компетенции компании в глобальной конкурентной рыночной среде.

Курс состоит из двух основных частей: методология изучения кросс-культурных особенностей и модели кросс-культурного взаимодействия.

Объектом изучения является процесс эффективного взаимодействия представителей различных национальных культур в условиях расширения международного сотрудничества и глобализации экономики.

Предметом изучения являются культурные особенности, обусловленные влиянием национальной культуры и модели кросс-культурного взаимодействия.

В качестве методов обучения используется сочетание системного и ситуационного подходов к изучению управления.

Б. Цели курса

Целью курса является изучение обучающимися принципиально нового подхода к управлению с учетом кросс-культурных особенностей и формирования системы знаний, необходимых для успешного вхождения в 21 век в условиях глобализации экономики.

После изучения данного курса обучающийся должен быть способен:

  • понимать современную интерпретацию национальной культуры и способов ее воздействия на процесс управления;
  • знать основные параметры, характеризующие особенности национальных культур и методологию их определения;
  • понимать особенности национальной культуры и уметь использовать кросс-культурные особенности в управлении компанией;
  • овладеть навыками построения эффективного взаимодействия представителей различных культур.

В. Учебники и дополнительная литература

1. Гусева Н.И. Эффективное функционирование персонала мультикультурных организаций: методологический и прикладной аспекты. – Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2004.

2. Холден Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Hampden-Turner CH., Trompenaars F. Building Cross-Cultural Competence : How to create wealth from conflicting values . – McGraw-Hill, New York, 2004.

Г. Оценка результатов обучения

Совокупная оценка за курс (максимум 100 баллов) складывается следующим образом:

Оценка устных ответов, участие в дискуссиях и групповой работе                         40 баллов
Тесты и /или контрольные работы                                                                          
20 баллов

Итоговая  письменная работа                                                                     40 баллов

При оценке устных ответов предполагается знание обучающимся основного учебного материала, готовность к ответам на вопросы по тексту, разбору конкретных ситуаций, выполнению практических упражнений по данному занятию.

Участие в дискуссиях и групповой работе предполагает умение обучающимся анализировать конкретную ситуацию и делать выводы, увязывая теорию и практику в процессе принятия решений, а так же оригинальность предлагаемого решения.

Тесты и/или контрольные работы представляют собой оценку письменных ответов на вопросы по теме занятия (10-20 мин.).

Д. План и темы занятий

Тема

занятия

Дата

план

Дата

факт

1

Вводное занятие. Мир сегодня и завтра

01.09-10.09

2

Постсоветское пространство: уходящая реальность

12.09-17.09

3

Постсоветское пространство: уходящая реальность

19.09-24.09

4

Постсоветское пространство: уходящая реальность

26.09-01.10

5

Американский фактор и его эволюция

03.10-08.10

6

Американский фактор и его эволюция

10.10-15.10

7

Европейский союз: возможные пути развития

17.10-22.10

8

Европейский союз: возможные пути развития

24.10-29.10

9

Европейский союз: возможные пути развития

31.10-05.11

10

Угрозы и возможности Ближнего Востока

14.11-19.11

11

Угрозы и возможности Ближнего Востока

21.11-26.11

12

Угрозы и возможности Ближнего Востока

28.11-03.12

13

Восточная Азия и стратегия развития России

05.12-10.12

14

Восточная Азия и стратегия развития России

12.12-17.12

15

Восточная Азия и стратегия развития России

19.12-24.12

16

Латинская Америка на пороге перемен

26.12-31.12

17

Латинская Америка на пороге перемен

09.01-14.01

18

Мировая экономика

16.01-21.01

19

Военно-политическая обстановка

23.01-28.01

20

Эволюция глобального рынка энергоресурсов

30.01-4.02

21

Экологические вызовы

06.02-11.02

22

Кризис управляемости международной системы

13.02-18.02

23

Введение: обзор курса «кросс-культурный менеджмент». История возникновения, предмет и методы исследования.

20.02-25.02

24

Понятие национальной культуры, способы изучения ее воздействия и подходы к интерпретации культуры. Основные параметры, характеризующие особенности национальных культур.

27.02-4.03

25

Процесс кросс -культурной коммуникации: понятие и особенности. Особенности процесса руководства и взаимодействия в мультикультурной команде. Модели лидерства.

06.03-11.03

26

Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в мультикультурной среде.

13.03-18.03

27

Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей.

20.03-25.03

28

Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей.

03.04-08.04

29

Модели кросс-культурного управления. Особенности англосаксонской, романской, немецкой, российской и китайской моделей.

10.04-15.04

30

Взаимодействие в новой культурной среде. Современные модели управления культурным разнообразием.

17.04-22.04

31

Современные модели управления культурным разнообразием.

24.04-29.04

32

Современные модели управления культурным разнообразием.

02.05-06.05

33

Современные модели управления культурным разнообразием.

08.05-13.05

34

Современные модели управления культурным разнообразием.

15.05-20.05

35

Итоговое занятие.

22.05-27.05

Оборудование, необходимое для проведения занятий: мультимедийный проектор, компьютер, флипчарт и фломастеры  (доска и мел).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии "Геополитическое положение Калининградской облоасти

В презентации говорится о геополитическом положении Калининградской области...

Геополитическое положение России

Методическая разработка урока истории 9,11 класс с использованием ИКТ и приема ГРАФ(графическое изображение обектов)...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Современное геополитическое положение России в мире. Вклад каждого молодого человека в улучшение международной обстановки.

Работа содержит анализ современного геополитического положения России. Особое внимание уделено тому вкладу, который может внести молодое поколение с активной жизненной позицией, в улучшение международ...

Урок на тему "Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России"

При изучении нового материала необходимо заполнить логически - опорный конспект (по параграфу учебника). Где необходимо отразить особенности различных видов положения России и стран, которые взаимодей...

Презентация "Геополитическое положение Краснодарского края"

Данный материал предназначен для использования на уроках кубановедения в 11 классе...

Практическая работа "Анализ геополитического положения страны"

Данная практическая работа может быть реализована в курсе географии 9 и 10 класса, а аткже в преподавании элективного курса "Политическая карта мира"...