Методическая разработка проекта "Конституция школьной республики"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Проектная деятельность важна как для школьников, так и для учителя. особенно полезны учебно-социальные проекты, которые не только углубляют знания и компетенции учеников, но и дают опыт социальной практики, ведут молодежь к активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolenchenko_e.m._metodrazrabotka_sotsialnogo_proekta_konstitutsiya.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка проекта «Конституция школьной республики»
МАОУ «Гимназия №1»
Руководитель проекта: Коленченко Е.М.
Авторы : Паликутя А.К.
Кравченко К.С.
Рыльских Е.А.
Григорова С.Э.
Временные рамки реализации проекта:
сентябрь – декабрь 2017.
Цели образования ХХI века - научиться познавать;
научиться жить вместе; научиться делать; научиться жить.
Из доклада члена международной комиссии по образованию
для ХХI века Жака Делора
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Китайская пословица.
Наш проект не совсем соответствует какой-либо определенной номинации, он одновременно и учебный и социальный. Я думаю, что существующая классификация проектов не догма, а поле для творчества. А труд учителя – ежедневное проектирование. Ведь в классе нас ждут наши юные Умники!
Начало 21 века – время формирования гражданского общества и правового государства. Продекларированное «Конституцией РФ» (1993г.) создание правового государства предполагает демократизацию всех институциональных компонентов общества, в том числе и школы. В настоящее время становится очевидной необходимость формирования гражданской компетенции подрастающего поколения. Современному российскому обществу необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность. Школа может и должна готовить граждан, которые способны жить в постоянно меняющемся мире, создавать демократию, защищать свои права и свободы, оставаясь в рамках демократии. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана в школе. Однако объем усвоения только теоретических сведений не позволяет учащимся актуализировать на практике собственную гражданскую позицию. Особая роль принадлежит общественно-гуманитарному циклу дисциплин. «История», «Обществознание», «Право» дают общие знания и первичные практичные навыки. Но, чтобы граждане хорошо знали наш Основной Закон, активно пользовались своими правами и выполняли обязанности, необходимо понимание ребятами значения и необходимости знания Конституции. ЕГЭ по обществознанию предлагает ребятам решить ряд обществоведческих задач, опираясь на свою социальную практику. Написание эссе требует от выпускника серьезного осмысления и аргументов своей позиции, точки зрения.
Несколько лет назад мы разработали проект «Молодежный парламентаризм» и в соответствии с ним создали школьную республику «Звезда». Ученическое самоуправление - это необходимое условие для формирования и развития системы школьного демократического правового пространства. Его предназначение - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует переходу от изучения «что такое» настоящий гражданин, к усвоению того, «как поступает», «что делает» настоящий гражданин демократического общества, т. е. к социальной практике. И реализация этого проекта дала положительные результаты.
Роль парламента в жизни школы возрастает. Всё больше и больше учеников стремятся реализовать себя в каком-либо направлении, участвуют в выборах, в мероприятиях школьного парламента. Но активность большинства ребят не достаточна. Как и в любой другой школе у нас есть и такие ребята, которые совершенно не интересуются жизнью школы и страны. Как же повысить качество знаний, активность, инициативность, ответственность, заинтересованность учеников на новый уровень?
Проектная деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности, неотъемлемая часть образовательного процесса, эффективный инструмент развития интеллекта и креативности ребенка в обучении, основа формирования ключевых компетенций учащихся. Идея проекта, как правило, рождается у учителя, который и создает проблемную ситуацию. Поэтому любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика –это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя–это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, невозможно решать главную задачу школы – образование и воспитание детей и подростков – настоящих граждан своей страны, без вовлечения детей и взрослых в созидательную общественную деятельность.
Мы выработали гипотезу: если мы изучим глубже Основной закон РФ, историю конституционного развития страны, разработаем Конституцию нашей школьной республики «Звезда» , то это приведет к росту активности, самостоятельности и ответственности учащихся нашей школы, к демократизации отношений в школе и совместной успешной деятельности всего школьного коллектива. Мы готовы перейти к общественно-активной школе.
И так, цели нашего проекта
- Создание условий становления активной жизненной позиции школьника
- Построение демократической модели мини-государства в школе на основе изучения и осмысления Конституции РФ и разработки Основного Закона школьной республики
- Целенаправленная работа с подростками по изучению Конституции РФ, ее адаптация самими подростками для подростковой аудитории
Задачи:
- Определить методику и формы работы с обучающимися.
- Организовать работу обучающихся, научить их действовать в соответствии с методом проектирования, соблюдая все необходимые этапы: подготовительный, планирование, реализация проекта,
презентация проекта, осмысление и оценка проекта.
3.Составить паспорт проекта, и подготовить обучающихся к презентации выполненных ими собственных проектов, являющимися составными частями одного общего проекта и практически воплотить в жизнь результаты.
Помимо вышеназванных, в процессе реализации проекта решаются также следующие задачи:
- формирование навыков исследовательско-аналитической работы с текстом;
- обогащение словарного запаса обучающихся;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения.
Формирование у обучающихся следующих умений и навыков:
Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Исследовательские умения:
- умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы.
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Коммуникативные умения:
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать сою точку зрения;
- умение находить компромисс.
Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Высока личностная значимость этого проекта, ведь он предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей в разных сферах: написание и редактирование текстов, освоение официального и публицистического жанров (творческая работа, сценарии, интервью, блиц-опрос, анкетирование), организация массовых мероприятий, работа в школьных СМИ и.т.д.
Он имеет и практическое применение: в процессе работы планируется сбор и анализ информации о создании Конституции, ее видах, основных положениях; анкетирование, интервьюирование обучающихся школы относительно знаний по основным положениям Конституции РФ, знаний о своих правах, свободах и обязанностях; подготовка проекта школьной Конституции, презентации и т.д.
В проекте реализуются межпредметные связи: история России, обществознание, информатика, русский язык, литература.
Тип проекта: Социальный, учебный, практико-ориентированный, групповой, межпредметный, долгосрочный.
Правовая база проекта.
1.Конституция РФ.
2.Конвенция о правах ребенка.
3.Закон об образовании.
4.Устав МАОУ «Гимназии №1».
Ведущая педагогическая идея: создание педагогических условий для эффективного развития компетенций школьников, овладение которыми поможет формированию и развитию личности - настоящего гражданина страны.
Основные идеи:
-активное и ответственное участие в общественной жизни школы- ключ к ответственной гражданской позиции в демократическом обществе.
-успешно участвовать в политической жизни можно научиться, зная и используя свои права и обязанности, вырабатывая собственную точку зрения на практике;
-деятельность любого сообщества должна регулироваться Конституцией – основным общепризнанным законом.
-активная гражданская позиция формируется в практической работе в школьном самоуправлении.
Основные ресурсы:
-руководство и консультации по проекту учителя истории и обществознания;
-материалы кабинета истории, школьной библиотеки;
-электронные ресурсы;
-методические материалы и разработки к 20летию российской Конституции 1993г;
- опыт школьного самоуправления, традиции школы;
- компьютер, сеть Интернет, программы Microsoft Office Word, , Paint NET, принтер, бумага для печати, компьютерный класс, актовый зал.
Результаты проекта «Конституция республики «Звезда».
1. Повышение активности и заинтересованности учащихся школы в деятельности школьного самоуправления, проявление лидерских качеств.
2. Подготовка и обсуждение проекта основного закона школьной республики – Конституции, организация референдума.
3.Подготовка и проведение массовых мероприятий
4. Повышение информированности членов школьного сообщества о деятельности школьного самоуправления. Активизация школьных СМИ.
5. Широкое привлечение к работе школьного самоуправления заинтересованных взрослых: учителей, родителей.
6. Повышение коммуникативной, правовой, исследовательской культуры учащихся школы.
7. Углубление знания обучающихся о главном Законе страны – Конституции Российской Федерации, о своих правах и обязанностях, системе государственной власти и управления в Российской Федерации. Формирование уважения и понимания значимости Основного Закона России
В итоге были получены продукты проекта:
- «Конституция школьной республики «Звезда»
- презентации «Знакомьтесь: Конституция Российской Федерации»,
анкета «Что ты знаешь о Конституции?»;
- референдум по принятию Конституции.
Позиция учителя: мотиватор, энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, координатор, эксперт.
Проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестой компонент – реализация, воплощение в жизнь.
Работа над проектом включала следующие этапы: организация творческой группы, выделение проблемы и формулирование противоречия, выдвижение гипотезы, обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы, выделения основных направлений проекта, распределения «ролей», подготовка проекта, непосредственно практическая деятельность по реализации проекта, презентация и публичное обсуждение продукта нашего проекта.
Первый этап работы над проектом – определение темы, мотивации, проблемы, гипотезы, целеполагание, получение базовых данных, формирование проектной группы. Учитель участвует в дискуссии, координирует, помогает сформулировать гипотезу. корректирует целеполагание.
На втором этапе - планирование, распределение « ролей». «Теоретическая подготовка» : учащиеся работают с полученной информацией, анализируют ее и обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Руководитель на этом этапе консультирует, организует выполнение исследовательской части работы.
На третьем этапе «Исследование» ученики работали по заданиям. Руководитель наблюдает, консультирует, советует.
На четвертом этапе «Реализация»: создаются и применяются на практике продукты исследования.
Пятый этап «Оформление проекта».
Шестой этап «Презентация проекта». Ученики выступили со своими работами на заседании парламента, на общешкольной конференции. Организация референдума.
Последний этап «Оценка и рефлексия». Ученики провели коллективную оценку, знакомились с оценкой учителя, подводили итоги. Отвечали на вопросы: Что мы делали? Как мы делали? Каков результат? Каков мой личный вклад?
Основные направления реализации проекта.
1.Проведение социологического опроса «Нужна ли школьной республике Конституция».
Для того чтобы узнать на каком уровне учащиеся школы знают Конституцию, наши «социологи» провели анкетирование в одном классе каждой школьной параллели среди 4-11 классов, разместили анкету на школьном сайте в свободном доступе для всех,
Результаты социологического опроса были выложены на официальный сайт школы, где с ним могли ознакомиться все желающие.
Результаты опроса показали, что учащиеся нашей школы плохо знают Конституцию, особенно учащиеся 4-7классов. Большинство из них проголосовало за введение в школьной республике Конституции. Ответы на вопрос о содержании Конституции школьной республики, показали, что большинство учащихся не представляют, какие положения должны входить в Конституцию.
2.Организация мероприятий по изучению школьниками Конституции РФ.
Проектная группа провела круглый стол «Конституция – путь к реальной демократии». Поликутя А. подготовила статью для школьного журнала. Чтобы ученики лучше узнали нашу российскую Конституцию, наши «эрудиты» вместе с добровольными помощниками из разных классов провели ряд викторин и интересных игр. В 4-8 классах организовали викторины на тему: «Я и право», «Государство и права детей» и интеллектуальную игру «Знай Конституцию». В 10классе провели классный час на тему «Государство и права детей», организовали встречу старшеклассников с почетным Гражданином Нижнего Новгорода нашим земляком Эпштейном Константином Наумовичем, где в формате круглого стола говорили о роли нашей Конституции в развитии демократии России. Ученики 9-классов приняли участие в школьном конкурсе сочинений «История Конституции– путь к демократическому государству». На сайте школе разместили информационные и методические материалы по истории и содержанию Конституции РФ. В результате повторное анкетирование показало, что знания учеников повысились. 80 % учеников проголосовали за введение Конституции в школьной республике.
4.Разработка проекта Конституции республики «Звезда». Разработку проекта школьной Конституции возглавили наши «генераторы идей» и «критики», которые обсудили преамбулу, основные главы и их содержание, разделили работу над главами. Этому предшествовало глубокое изучение истории и текста российской Конституции, использовали накопленный опыт нашего самоуправления. Результатом стал проект «Конституции республика « Звезда». На заседании проектной группы было проведено обсуждение проекта Конституции, затем он был опубликован на школьном сайте. рассмотрен на классных собраниях.
4.Активизация работы школьных СМИ: журнал «Жизнь замечательных детей», школьный сайт, школьное радио. Для того чтобы учащиеся были в курсе событий, происходящих в нашей школе, активизировали информирование в школе. Разместили статью о подготовке проекта школьной Конституции в журнале «ЖЗД» . Сайт школы постоянно пополнялся информацией о работе творческой группы и методическими материалами, с которой мог ознакомиться каждый учащийся, учитель или родитель. Тема Конституции является актуальной и на школьном радио. Проектная группа проводила беседы в прямом эфире.
5.Организация и проведение школьного референдума в декабре 2017г.
Проектная группа выступила перед школьным парламентом с презентацией проекта «Конституции школьной республики», получив одобрение и поддержку, провела публичные чтения на общешкольной конференции, организовала референдум по принятию школьной Конституции 12 декабря 2017 года, когда вся страна отмечала 24-летие российской Конституции 1993 года.
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:
· владение способами познавательной деятельности;
· умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;
· коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
· самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
самостоятельность работы над проектом;
качество выполнения продукта;
активность и роль в реализации проекта.
Значение организации учебных проектов с социальной направленностью велико: рост качества знаний, результаты ЕГЭ, конкурсов, олимпиад, рост числа участников общественных мероприятий, активность школьного самоуправления, рост количества и качества проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого школьного мероприятия: "Россия многонациональная страна"
Даная методическая разработка направлена на повышения уровня толерантности учащихся 9-11 классов, в рамках формирования национальной идеи Российской Федерации, как целостного единого государства, с мн...
Методическая разработка "Открытие школьной спатакиады "Малые олимпийские игры - 2011"
Методическая разработка "Открытие школьной спатакиады "Малые олимпийские игры - 2011"Открытие состоялось в иде торжественного представления каждой страны и вида спорта. В подготовке принимал уча...
Методическая разработка "Создание школьных сайтов"
В данной презентации представлена информация о разработке школьных сайтов: основные понятия описывыаются, критерии при разработке сайта, требования предъявляемые при разработке сайта, психологическая ...
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
Методическая разработка урока "Школьные дни" для 5 класса
разработка предназначена для учителей английского языка работающих в 5 классе. Содержит презентацию и раздаточный материал. Не основывается на определенном учебнике....
Методическая разработка " Численность населения Республики Марий Эл"
Авторская методическая разработка, созданная на основе регионального компонента, посвящена теме "Численность населения Республики Марий Эл" школьной дисциплины "География" в старше...
Методическая разработка социального школьного проекта (внеклассного мероприятия)
В рамках конкурса "Уроки победы" был запущен школьный социальный проект...