Конспект урока обществознания "Конституция РФ"
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) на тему

Зырзов Вадим Валерьевич

Материал урока знакомит учащихся с текстом конституции РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_9_klass_konstitutsiya_rf.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Конституция Российской Федерации.

Цели урока:

1.Показать значение Конституции РФ как документа, определяющего принципы устройства российского  общества.

2.Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

3.Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

Учащиеся должны знать:

  1. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
  2. Конституция обладает высшей юридической силой.
  3. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  4. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона. 

Учащиеся должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
  3. Перед Конституцией стоят три задачи:
    а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    б) упорядочить государственную власть;
    в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

  1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
  2. Характеризовать смысл основных понятий;
  3. Анализировать тексты.

Тип урока: изучение нового материала. 

Оснащение урока: компьютер, электронное приложение, мультимедиа проектор, рабочие листы, Конституция РФ.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.

2. Актуализация темы урока:

1.Скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

(Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)

2.Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

(Ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

3.Скажите,   какой документ будет подтверждать ваше положение  учащегося?  

(Ответ учащегося: дневник)

4.Какую информацию можно извлечь из дневника?

(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)

4.Как вы считаете,  у государства может быть подобный  документ?

(Ответ учащегося: да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом  является Конституция. Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке с помощью текста данного документа, который находиться у вас на столах.

План урока:

1.Что такое конституция?

2.Содержание конституции.

3.Изучение нового материала:

1.Что такое конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution  установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства, определяющий:

- Как устроено  государство,

- Как  образованы органы  власти,

- Каковы права и обязанности граждан.

Вопрос классу: Как вы понимаете слово  «Основной» в определении термина «Конституция»?

(Ответ учащегося: главный закон, на его основе  разрабатываются все  остальные законы страны)

Сообщение учащегося: Исторический путь России к демократической конституции

Конституция РФ была принята в 1993 г. Рассмотрим структуру Конституции РФ.

Конституция состоит из:

  1. Преамбула - вступительная часть
  2. Основная часть конституции (раздел 1 – 9 глав, 137 статей)
  3. Заключительные и переходные положения (раздел 2 – 9 частей)

Что составляет основу российской государственности?

Ответить на этот вопрос нам поможет Конституция РФ.

Задание для учащихся на рабочем листе: Заполните схему «Основы конституционного строя», используя ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ

«Основы конституционного строя»

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ОСНОВЫ

 КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Разбор  признаков:

Что значит демократическое государство?

(Возможный ответ учащегося: государство, в котором власть принадлежит народу)

Правовое?

(Возможный ответ учащегося: государство, в котором законы играют приоритетную роль)

Что значит федеративное государство?

(Возможный ответ учащегося: Россия состоит из равноправных субъектов  федерации).

Конституция нашей страны включает в себя определенный набор ценностей:

  • Нравственные ценности- «добро и справедливость»
  • Ценности демократии- «утверждая права и свободы человека»
  • Ценности патриотизма- «чтя память предков, любя и уважая Отечество»
  • Ценности международного сотрудничества, социального мира

Высшая ценность государства – человек, его права и свободы.

Перед конституцией стоят три главные задачи:

  1. Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.
  2. Упорядочить государственную власть.
  3. Утвердить правосудие. 

2.Содержание конституции РФ.

и гарантундаментальные права человека

Учащиеся рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти.

Групповая работа по изучению Конституции РФ.

I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».

Личные

Экономические

Социальные

Политические

Культурные

II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему:

 «Типы субъектов РФ».

Типы субъектов РФ

1.

РЕСПУБЛИКА

2.

КРАЙ

3.

ОБЛАСТЬ

4.

ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (3)

5.

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

6.

АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».

Полномочия президента РФ

1.

Назначает Председателя правительства РФ

2.

Формирует и возглавляет Совет безопасности РФ

3.

Формирует Администрацию Президента РФ

4.

Назначает референдум

5.

Вносит законопроекты в государственную думу

6.

Осуществляет помилование

Вопрос: Как Конституция определяет статус Президента?

СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА

  1. Глава государства
  1. Верховный главнокомандующий
  1. Гарант конституции РФ
  1. Обладает неприкосновенностью

IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

Возможный ответ учащегося:

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. (Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.)

Состоит из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации).

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

Федеральное собрание (парламент)

Совет Федерации (170). Государственная Дума(450)

V группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

Возможный ответ учащегося:

Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Правительство России состоит из председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются президентом РФ по предложению председателя Правительства.

Функции Правительства РФ:

  1. Разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет.
  2. Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
  3. Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политике в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
  4. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
  5. Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан.

VI группа изучает главу 7 «Судебная система РФ», составляет схему. Статус судьи.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА  РФ

1.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

2.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ

3.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ

4.

ОБЩИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СУДЫ РФ

5.

ВОЕННЫЕ СУДЫ РФ

6.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ

Статус судьи: независимы, несменяемы, неприкосновенны.

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу.

ЗАПОЛНЯЮТ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.

Молодцы. А сейчас давайте обратимся к вашим рабочим листам и выставим  оценку. У кого оценка «5» поднимите руки. У кого оценка «4». МОЛОДЦЫ!!!

Подведение итогов:

1.Какую же информацию о Конституции РФ мы сегодня получили?

(Возможные ответы учащихся: рассмотрели основы конституционного строя, государственное устройство, ознакомились с процессом законотворчества)

2.Понравилась ли вам работа с основным законом страны?

Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая Конституция РФ ставит перед обществом цель утверждения демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы.  Это тема нашего следующего урока.

Домашнее задание: Параграф 12-13. Составить синквейн по теме урока. Рекомендации по составлению находятся на ваших рабочих листах.

Правила написания синквейна

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист 1 (общий для всех групп)

Задание: Заполнить схему «основы конституционного строя»,

используя главу 1 «Основы конституционного строя»

ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый овал вписать одну основу)

Рабочий лист (группа №1)

I группа.

 изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему:

«Классификация основных прав и свобод».

?

?

?

?

?

1.

2.

3.

4.

5.

ПРИМЕР

Рабочий лист (группа №2)

II группа.

 изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему:

 «Типы субъектов РФ».

Типы субъектов РФ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Рабочий лист (группа №3)

III группа.

 изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер

 «Полномочия президента».

Полномочия президента РФ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вопрос: Как Конституция определяет статус Президента?

СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА

1.

2.

3.

4.

Рабочий лист (группа №4)

IV группа.

 изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

Структура:

1.

2.

Назначение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полномочия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист (группа №5)

V группа.

 изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

Состав Правительства РФ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полномочия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист (группа №6)

VI группа.

 изучает главу 7 «Судебная система РФ», составляет схему. Статус судьи.

Статус судьи:

1._________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА  РФ

(виды судов)

Правила написания синквейна

1 строка

Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция»

2 строка

Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна

3 строка

Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету

4 строка

Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки

5 строка

Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту

ОБРАЗЕЦ:

Закон. Ответственность

  1. Закон

Справедливый, обязательный.

Разрешает, осуждает, наказывает.

Сборник правил.

Ответственность.

  1. Ответственность

Собственная, нелегкая.

Направляет, регулирует, наказывает.

Человек отвечает за свои поступки.

Право


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...