Конспект урока обществознания "Конституция РФ"
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) на тему
Материал урока знакомит учащихся с текстом конституции РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_9_klass_konstitutsiya_rf.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Конституция Российской Федерации.
Цели урока:
1.Показать значение Конституции РФ как документа, определяющего принципы устройства российского общества.
2.Развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
3.Воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
Учащиеся должны знать:
- Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
- Конституция обладает высшей юридической силой.
- Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
- Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
- Конституция – закон высшей юридической силы.
- Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
- Перед Конституцией стоят три задачи:
а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
б) упорядочить государственную власть;
в) утвердить правосудие.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- Характеризовать смысл основных понятий;
- Анализировать тексты.
Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: компьютер, электронное приложение, мультимедиа проектор, рабочие листы, Конституция РФ.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.
2. Актуализация темы урока:
1.Скажите, пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?
(Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)
2.Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?
(Ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).
3.Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?
(Ответ учащегося: дневник)
4.Какую информацию можно извлечь из дневника?
(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)
4.Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?
(Ответ учащегося: да, Конституция)
Совершенно верно, таким документом является Конституция. Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем на сегодняшнем уроке с помощью текста данного документа, который находиться у вас на столах.
План урока:
1.Что такое конституция?
2.Содержание конституции.
3.Изучение нового материала:
1.Что такое конституция?
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).
Конституция – Основной Закон государства, определяющий:
- Как устроено государство,
- Как образованы органы власти,
- Каковы права и обязанности граждан.
Вопрос классу: Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?
(Ответ учащегося: главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)
Сообщение учащегося: Исторический путь России к демократической конституции
Конституция РФ была принята в 1993 г. Рассмотрим структуру Конституции РФ.
Конституция состоит из:
- Преамбула - вступительная часть
- Основная часть конституции (раздел 1 – 9 глав, 137 статей)
- Заключительные и переходные положения (раздел 2 – 9 частей)
Что составляет основу российской государственности?
Ответить на этот вопрос нам поможет Конституция РФ.
Задание для учащихся на рабочем листе: Заполните схему «Основы конституционного строя», используя ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ
«Основы конституционного строя»
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО | ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ | ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО |
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ | РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ |
Разбор признаков:
Что значит демократическое государство?
(Возможный ответ учащегося: государство, в котором власть принадлежит народу)
Правовое?
(Возможный ответ учащегося: государство, в котором законы играют приоритетную роль)
Что значит федеративное государство?
(Возможный ответ учащегося: Россия состоит из равноправных субъектов федерации).
Конституция нашей страны включает в себя определенный набор ценностей:
- Нравственные ценности- «добро и справедливость»
- Ценности демократии- «утверждая права и свободы человека»
- Ценности патриотизма- «чтя память предков, любя и уважая Отечество»
- Ценности международного сотрудничества, социального мира
Высшая ценность государства – человек, его права и свободы.
Перед конституцией стоят три главные задачи:
- Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека.
- Упорядочить государственную власть.
- Утвердить правосудие.
2.Содержание конституции РФ.
и гарантундаментальные права человека
Учащиеся рассматривают разделы Конституции, объясняя значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти.
Групповая работа по изучению Конституции РФ.
I группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».
Личные Экономические Социальные Политические Культурные |
II группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему:
«Типы субъектов РФ».
Типы субъектов РФ | |||||
1. РЕСПУБЛИКА | 2. КРАЙ | 3. ОБЛАСТЬ | 4. ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (3) | 5. АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ | 6. АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ |
III группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента».
Полномочия президента РФ | |||||
1. Назначает Председателя правительства РФ | 2. Формирует и возглавляет Совет безопасности РФ | 3. Формирует Администрацию Президента РФ | 4. Назначает референдум | 5. Вносит законопроекты в государственную думу | 6. Осуществляет помилование |
Вопрос: Как Конституция определяет статус Президента?
СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА |
|
| |
| |
|
IV группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.
Возможный ответ учащегося:
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. (Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.)
Состоит из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата).
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации).
Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.
Федеральное собрание (парламент)
Совет Федерации (170). Государственная Дума(450)
V группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.
Возможный ответ учащегося:
Правительство Российской Федерации - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Правительство России состоит из председателя Правительства России, заместителей председателя Правительства России и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается президентом РФ с согласия Государственной Думы.
Заместители председателя Правительства и федеральные министры назначаются президентом РФ по предложению председателя Правительства.
Функции Правительства РФ:
- Разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет.
- Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
- Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политике в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
- Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
- Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан.
VI группа изучает главу 7 «Судебная система РФ», составляет схему. Статус судьи.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ | |||||
1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ | 2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ | 3. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ | 4. ОБЩИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СУДЫ РФ | 5. ВОЕННЫЕ СУДЫ РФ | 6. АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ |
Статус судьи: независимы, несменяемы, неприкосновенны.
Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу.
ЗАПОЛНЯЮТ ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ.
Молодцы. А сейчас давайте обратимся к вашим рабочим листам и выставим оценку. У кого оценка «5» поднимите руки. У кого оценка «4». МОЛОДЦЫ!!!
Подведение итогов:
1.Какую же информацию о Конституции РФ мы сегодня получили?
(Возможные ответы учащихся: рассмотрели основы конституционного строя, государственное устройство, ознакомились с процессом законотворчества)
2.Понравилась ли вам работа с основным законом страны?
Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая Конституция РФ ставит перед обществом цель утверждения демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы. Это тема нашего следующего урока.
Домашнее задание: Параграф 12-13. Составить синквейн по теме урока. Рекомендации по составлению находятся на ваших рабочих листах.
Правила написания синквейна
1 строка | Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция» |
2 строка | Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна |
3 строка | Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету |
4 строка | Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки |
5 строка | Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист 1 (общий для всех групп)
Задание: Заполнить схему «основы конституционного строя»,
используя главу 1 «Основы конституционного строя»
ст.1 п.1,ст.2 Конституции РФ (в каждый овал вписать одну основу)
Рабочий лист (группа №1)
I группа.
изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему:
«Классификация основных прав и свобод».
? | ? | ? | ? | ? |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
ПРИМЕР | ||||
Рабочий лист (группа №2)
II группа.
изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему:
«Типы субъектов РФ».
Типы субъектов РФ | |||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Рабочий лист (группа №3)
III группа.
изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер
«Полномочия президента».
Полномочия президента РФ | |||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
Вопрос: Как Конституция определяет статус Президента?
СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА | 1. |
2. | |
3. | |
4. |
Рабочий лист (группа №4)
IV группа.
изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.
Структура:
1. | 2. |
Назначение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полномочия:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист (группа №5)
V группа.
изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.
Состав Правительства РФ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Полномочия:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий лист (группа №6)
VI группа.
изучает главу 7 «Судебная система РФ», составляет схему. Статус судьи.
Статус судьи:
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ (виды судов) | |||||
Правила написания синквейна
1 строка | Существительное, обозначающее тему синквейна, - «Конституция» |
2 строка | Два прилагательных, раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна |
3 строка | Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету |
4 строка | Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки |
5 строка | Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту |
ОБРАЗЕЦ:
Закон. Ответственность
- Закон
Справедливый, обязательный.
Разрешает, осуждает, наказывает.
Сборник правил.
Ответственность.
- Ответственность
Собственная, нелегкая.
Направляет, регулирует, наказывает.
Человек отвечает за свои поступки.
Право
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....