Сценарий урока по обществознанию на тему «По лестнице добра» в 5 классе.
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Иванина Алёна Геннадьевна

Практическая работа по теме "Добро и зло".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_obshchestvoznaniyu_5_klass.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

        Сценарий урока по обществознанию на тему « По лестнице добра» в 5 классе. 

Учитель истории и обществознания Иванина А.Г.

МАОУ СОШ №101

город Краснодар

Тип урока: практическая работа.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Личностные

- Самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и

ценностей и отвечать за этот выбор;

- осознание своих возможностей;

- самоорганизация.

Регулятивные

- Постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности;

- планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов;

 - контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме.

Познавательные

- обобщать полученные знания;

- выявлять допущенные ошибки.

Коммуникативные

- Вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в поиске решения поставленной задачи;

-обеспечивать контроль и коррекцию действий своих и товарищей.

Представление о результатах:

Предметные результаты: умение изучать и систематизировать информацию.

Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладевать умениями работать с учебной информацией (систематизировать и обобщать); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ культуры общения.

Личностные результаты: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность определению своей позиции ответственному поведению в современном обществе.

Этап урока, время этапа

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Орг.момент  2 мин

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух,

визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: 

планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов.

Постановка цели и задач урока.

(2 мин)

фронтальная

Учитель просит детей прочитать тему урока и, исходя из нее, поставить цель урока.

Примерные слова учителя:

-Прочитайте название темы. Исходя из темы, скажите, что мы будем сегодня рассматривать на уроке.

Зачитывают название темы «По лестнице добра».

Определяют цели урока.

Регулятивные УУД:

постановка и формулирование

цели предстоящей учебной

деятельности.

Актуализация знаний

(3 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

(2 мин)

индивидуальная

Лингвистический конструктор.

Примерные слова учителя:

- Из приведенных ниже слов составьте определения понятий. Назовите эти понятия.

 В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам.

Лингвистический конструктор.

Определение

Понятие

1.понятию означает намеренное, добра, , противоположное сознательное причинение кому-либо умышленное вреда

Добро

2.система обществе поведение правил, достойное определяющих в

Мораль

3.это нравственные самые и моральные высокие ценности.

Общечеловеческие ценности

4.правила и принятые в обществе и зло взгляды на поведения людей добро.

Зло

Притча “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?

– Как можно оценить убийство бабочки?

– А сохранение ее жизни?

Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

Примерные слова учителя:

-Как вы думаете, о чем говорит это поверье?

Называют факты, имена, понятия и т.д. на заключительном этапе работы подводится итог, где эти факты уточняются или исправляются.

Читают

Мораль- 4.правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло.

Зло- 1.противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда.

Добро- 3.это самые высокие нравственные и моральные ценности.

  Общечеловеческие ценности-2. система правил, определяющих достойное поведение в обществе

жизнь бабочки

или убить или отпустить

это зло

это добро

Примерные слова учащихся:

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой состоит смысл человеческой жизни

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов;

-На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

 

Каково грань между добром и злом?

Усвоение новых знаний

15 мин.

групповая

Примерные слова учителя:

То, что для одного человека является добром, для другого может быть злом, и наоборот. Это происходит вследствие того, что люди отличаются по уровню умственного, культурного, нравственного и духовного развития. Что является ориентиром для человека, когда он делает выбор между добром и злом?   Назовите их, пожалуйста?

Учитель раздает пакет с заданиями группам.

Примерные слова учителя:

А теперь ориентируясь на моральные ценности, которые вы сказали, определите зло или добро совершали знакомые вам герои сказок.

https://sites.google.com/site/skazki2012/kommentarij-i-otvety-3-etapa

Карточка.

1.Услышав предсказание гнома и слова мамы о том, что на завтрак должны подать самого лучшего друга – гуся Мартина, запеченного с яблоками, Нильс освобождает Мартина, отпуская его на волю. Добрый или злой поступок совершил Нильс, ведь его родители остались без завтрака?

2.Вы, конечно, помните историю А.Волкова " Урфин Джюс и его деревянные солдаты". После того, как армия Урфина Джюса была побеждена, Элли и ее друзья отпускают Урфина Джюса. Добрый или злой поступок совершают они, ведь Урфин потом снова нападет на Изумрудный город, возглавив армию прыгунов?

3.Вспомним путь маленькой Герды, которая искала Кая. Волшебная река привела ее в дом женщины, которая умела колдовать. Она пожалела Герду, наколдовала все так, чтоб Герда забыла свои страдания, забыла Кая и осталась у нее навсегда. Добрый или злой поступок совершила эта старушка?

4.Элиза из сказки Г.Андерсена "Дикие лебеди" ничего не рассказала своему мужу-принцу о том, что она должна спасти своих братьев. Бедный принц мучился и страдал. Добрым или злым был такой поступок Элизы, ведь она приносила страдания близкому человеку?

5.В сказке В.Гауфа "Карлик-нос" Якоб вместе со своей матерью продает на рынке овощи. Увидев, как старуха-колдунья мнет всю зелень и недовольно ворчит, Якоб грубо делает замечание старухе, ведь он беспокоится о том, что она портит товарный вид зелени, а всем приятно купить свежую зелень. Добрый или злой поступок совершает Якоб, ведь он беспокоится об интересах других покупателей?

6.Когда Нильс убегает от грозного каменного Короля, которого оскорбил, он прячется в шапке деревянного боцмана Розенбома. На вопрос Короля, не видел ли тот мальчишку, Розебом отвечает: нет. Добрый или злой поступок совершает боцман, обманывая Короля, ведь он давал Королю присягу верности?

7.В сказке Г.Андерсена "Дюймовочка"  Жук, услышав, как отозвались о Дюймовочке его приятели и знакомые, относит ее в лес и оставляет там одну, давая полную свободу Дюймовочке. Добрый или злой поступок совершает Жук, давая ей такую свободу?

8.В сказке А.Волкова "Волшебник Изумрудного города" девочка Элли убивает Бастинду. Добрый или злой поступок это со стороны девочки – ведь она совершила убийство?

9.Зло или добро скрывается в словах Кая из сказки Г.Андерсена "Снежная королева": "Пусть только посмеет Снежная Королева заглянуть сюда. Я ее посажу на теплую печку, она сразу и растает!"?

10Русалочка из сказки Андерсена отказалась выполнить просьбу сестер - убить принца и спастись самой. Добро или зло совершила Русалочка, ведь она заставила этим страдать своих родных и близких?

11.Маленькие гномы в сказке А.Волкова "Жёлтый туман" ухаживали за спящей злой колдуньей Арахной. Гномы не знали, сколько времени суждено проспать Арахне, и потому устроили так, что все готово было к ее пробуждению в любой момент. У изголовья стояла бочка с водой, которую часто сменяли, чтобы она не портилась. Через каждые три дня на вертелах зажаривалась пара быков: ведь повелительница проснется голодной. Но так как мясо долго храниться не может, гномы съедали его сами и тотчас готовили замену. В печи всегда были свежие булки. Словом, когда бы ни проснулась колдунья, она не могла бы пожаловаться на нерадивость своих слуг. Добро или зло совершали гномы, заботясь о колдунье, ведь, когда она проснулась, она напала на Волшебную страну?

12.Маленький Мук из сказки В.Гауфа, чтобы наказать короля, выдал себя за торговца и продал винные ягоды. Когда король и его придворные съели эти ягоды, у них выросли длинные уши и носы. Никакие лекари и доктора не смогли избавить их от этого. Добро или зло совершил Маленький Мук?

Учащиеся называют:

-Моральные ценности.

-Это 10 заповедей христианства, а именно:

 2. Не делай себе кумира

5. Почитай отца твоего и матерь твою...

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего, что есть у ближнего твоего.

11.Не завидуй.

12Не мсти.

13Не груби старшим.

14.Живи своим трудом и не делай другому плохо.

Заполняют схему

Личностные:

Самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

 

Познавательные:

Умение читать историческую карту и ориентироваться в ней, осуществлять поиск необходимой информации в нескольких источниках, сравнивать факты и делать выводы.

Регулятивные:

- планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

- контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме.

 

Коммуникативные:

-умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться,

Первичное закрепление

(10 мин)

фронтальная

Примерные слова учителя:

Давайте с вами обсудим предложенные ситуации. Объясните, почему вы определили героя сказки в ту или иную колонку.

Правильные ответы:

1.Конечно, Нильс совершил добрый поступок - он СПАС ЖИЗНЬ Мартину, который успел стать его настоящим другом.

 2.Элли и её друзья, несомненно, делают добрый поступок – ДАРЯТ ЖИЗНЬ Урфину. Они дают ему шанс стать лучше, исправиться

 3.Старушка была доброй только для себя, а для Герды, конечно, её "забота" и "доброта" являлась злом, так как было протии в воли девочки.

 4.Элиза, конечно, совершила добрый поступок. Она понимала, что на одной чаше весов стоят жизни её 12 братьев, на другой - её собственное семейное благополучие

5.Якоб нагрубил пожилой женщине, за что и был наказан.

6.Хороший поступок. Конечно, обманывать нехорошо. Но подумайте: что заставило Розенбома обмануть короля? Он угрожал жизни маленького мальчика - Нильса, которого легко мог уничтожить.

7.Жук, конечно, совершает злой поступок: он не только не защитил Дюймовочку перед своими знакомыми, но еще и бросил её одну в лесу, беззащитную и слабую.

8.И все-таки лишение жизни другого - это недобрый поступок.

9.Снежная королева ещё ничего не сделала плохого Каю – а он УЖЕ ВЫСКАЗАЛ УГРОЗУ в её адрес. Это плохой, злой поступок.

10.Русалочка, конечно, делала добро не для себя, для своего принца. Она готова была пожертвовать собой ради счастья любимого. А самопожертвование - это всегда ради добра.

11.Хороший поступок. Гномы заботились о своей хозяйке, добросовестно выполняя своё дело.

12.Конечно, Маленький Мук поступил жестоко: нельзя отвечать злом на зло.

Обобщают материал

Совместное обсуждение предложенных ситуаций.

Познавательные:

сравнивать факты и делать выводы.

Рефлексия

(2 мин)

групповая

«Помощник ответа»

  1. Нам удалось выяснить…
  2. Самым интересным оказалось…
  3. Мы сделали заключение..

.

Учащимся выдается конверт, где находится несколько пронумерованных полосок бумаги, содержащих незавершенные предложения.  Детям предлагается распределить полоски между собой и закончить предложения

Регулятивные:

- контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме.

 Познавательные:

Обобщать полученные знания;

выявлять допущенные ошибки.

Информация о домашнем задании

(1 мин)

Выберите, одно из высказываний. Напишите, своими словами как вы его понимаете, и приведите пример.

1.Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью.(Конфуций)

2.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)

3.Высшая мудрость — различать добро и зло (Сократ)
4.Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

5.Нам зло дано, чтобы добро понять. (Михаил Зудочкин)

Личностные:

-осознание своих возможностей;

Регулятивные:

планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов;

Познавательные:- осуществлять поиск необходимой информации в нескольких источниках;

-сравнивать факты;

- обобщать полученные знания;


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию по теме "Познание и знание" 10 класс

Данный конспект разработан по учебнику Л.Н.Боголюбова, базовый уровень.Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процес...

Презентация к уроку по обществознанию по теме: "Наука и образование", 6 класс

Презентация рассчитана для проведение урока обществозннаия для 6 класса по теме "Наука и образование". Содержит достаточное колличество наглядного материала и заданийи позволяет провести урок в ...

План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс

Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Урок обществознания "По лестнице Добра" , 5 класс

Урок обществознания "По лестнице Добра" , 5 класс....

Сценарий урока по обществознанию в 5 классе на тему "Образование в жизни человека"

Цели урока, планируемые результаты, ход урока в 5 классе по обществознанию "Образование в жизни человека"...

Технологическая карта урока по обществознанию по теме "Человек славен добрыми делами".

Урок "Человек славен добрыми делами" является составной частью курса "Нравственные основы жизни"....