Школьная олимпиада
олимпиадные задания по обществознанию (9 класс) на тему
Олимпиада по обществознанию для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_9_klass.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по обществознанию 9 класс
Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
Время написания работы – 60 минут
ФИО________________________________ Класс____________
I группа заданий – по 1 баллу за каждый верный ответ в заданиях 1-10
I-1. Какое общество состояло из небольших – в 40-60 человек – кровнородственных групп, живших друг от друга на больших расстояниях?
- общество охотников и собирателей
- общество скотоводов
- общество земледельцев
- общество огородничества
I-2. Процесс гуманизации образования предполагает:
- соблюдение устава школы
- обязательное среднее образование
- учет потребностей и интересов учащихся
- обучение в две смены
I-3. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания:
- житейского
- интуитивного
- научного
- паранаучного
I-4. Для перечисленных ниже понятий: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык – найдите обобщающее слово
- культурное наследие
- нематериальная культура
- артефакты
- культурный комплекс
I-5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
- приоритет ценностей коллектива
- превращение науки в общественный институт
- низкая социальная мобильность
- широкое использование компьютерных технологий
I-6. Цена спроса – это:
- максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар
- минимальная цена, по которой покупатель желает купить товар
- цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения
- любая цена, по которой покупатель согласен купить товар
I-7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:
- «хорошо»
- «право, порядок, поведение»
- «правило, образец»
- «ответственность»
I-8. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:
- адаптивного поведения
- конформистского поведения
- делинквентного поведения
- девиантного поведения
I-9. К признакам любого государства относится:
- уважение к законам
- наличие парламента
- унитарное устройство
- наличие публичной власти
I-10. Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы:
- оказать поддержку кандидатам на выборные должности
- дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов
- активизировать политическую жизнь в стране
- помочь партиям накопить опыт политической борьбы
I-11. Установите соответствие между понятиями и определениями 4 балла
1) Человек а) Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода
2) Индивид б) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
3) Личность в) Индивид как совокупность биологического и социального планов
4) Индивидуальность г) Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа
I-12. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. (4 балла)
Понятия, категории, идеи | Имена мыслителей, ученых | ||||
1. Невидимая рука рынка 2. Общественно-экономическая формация 3. Золотой закон морали 4. «Мыслю, следовательно, существую» | А. Карл Маркс Б. Иммануил Кант В. Аристотель Г. Адам Смит Д. Рене Декарт | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I-13. В ряду представлены понятия. Все они за исключением одного относятся характеристике государственного аппарата. Найдите и подчеркните понятие, выпадающее из данного ряда. 2 балла
Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, органы охраны общественного порядка.
I-14. Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните лишнее. (3 балла)
- Отрасли права в Российской Федерации:
административное, уголовное, гражданское, трудовое, религиозное, семейное
- Согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право на:
охрану здоровья и медицинскую помощь, личную и семейную тайну, труд и свободный выбор профессии, защиту Отечества, обращения в государственные органы
3)Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, регионы, города федерального значения
I-15. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: (6 баллов)
- штраф а) гражданское право
- взыскание неустойки б) административное право
- компенсация морального вреда
- лишение специального права
- дисквалификация
- конфискация орудия совершения правонарушения
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
II группа заданий
II-1. Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова: (4 балла)
1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ____________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и; _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II-2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (15 баллов)
1) земля, капитал, труд _____________________________
2) верховенство закона, разделение властей, реальные права и свободы личности, взаимная ответственность государства и личности____________________________________________________________________________
3) единобожие, намаз (5 раз в день), ураза, хадж, закят_________________________________
4) гипотеза, диспозиция, санкция_______________________________________________
5) божественная, договорная, классовая (марксистская), теория завоеваний ________________________
II-3. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! (8 баллов)
«С появлением в теории (А) … государства принципа неотъемлемых (Б) … прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим (В)… . Для обеспечения этого принципа необходимо разделение (Г)… , призванное их (Д)… , господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него (Е) … за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на (Ж) … . Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и (З)… ».
|
|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
II-4. Заполните третью колонку таблицы: 7 баллов
Спрос | Предложение | Цена |
Остается на прежнем уровне | Растет | |
Уменьшается | Растет | |
Растет | Остается на прежнем уровне | |
Растет | Уменьшается | |
Уменьшается в 2 раза | Уменьшается в 3 раза | |
Остается на прежнем уровне | Уменьшается | |
Растет в 2 раза | Растет в 2 раза |
II-5. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение. (16 баллов)
По горизонтали. 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью. 3. Тот, кого опрашивает социолог. 4. Одно из правомочий собственника. 5. Ощущение нужды в чем-либо. 6. Всенародное голосование, одна возможных из форм принятия законов. 7. Устойчивая система социально значимых качеств индивида. 8. Соответствие мысли предмету познания. 9. Высшая форма психического отражения, свойственная человеку. 10. Организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей. 11. Преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам. 12. Человек, покинувший один социальный слой и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другого. 13. Один из типов этнической общности.
По вертикали. 2. ………………………….. – ……………………………………….
(16 баллов)
78 баллов – максимальная сумма
ОТВЕТЫ
9 класс
I группа заданий
I-1. а)
I-2. в)
I-3. г)
I-4. б)
I-5. б)
I-6. а)
I-7. в)
I-8. г)
I-9. г)
I-10. б)
I-11. 1в, 2а, 3б, 4г 4 балла, по 1 баллу за каждое верное соответствие
I-12. 1Г, 2А, 3Б, 4Д 4 балла, по 1 баллу за каждое верное соответствие
I-13. представительная демократия 2 балла
I-14. 1) религиозное, 2) защиту Отечества (это обязанность), 3) регионы По 1 баллу за каждый верный ответ
I-15. 1б, 2а, 3а, 4б, 5б, 6б 6 баллов по 1 за каждое верное соответствие.
II группа заданий
II-1. 1. Нация – это устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности культуры, языка, национальных черт характера, территории и экономической жизни. 2. Политика – это основное средство и искусство управления обществом. (по 2 балла за каждое определение)
II-2. 1) факторы производства, 2) признаки правового государства, 3) основные догматы ислама, 4) структура правовой нормы, 5) теории происхождения государства (по 3 балла за каждый верный ответ.)
II-3. 4 – 6 – 1 – 2 – 8 – 5 – 9 – 10 (по 1 баллу за каждый верный ответ – всего 7 баллов)
II-4. 7 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ
Спрос | Предложение | Цена |
Остается на прежнем уровне | Растет | Уменьшается |
Уменьшается | Растет | Уменьшается |
Растет | Остается на прежнем уровне | Растет |
Растет | Уменьшается | Растет |
Уменьшается в 2 раза | Уменьшается в 3 раза | Растет |
Остается на прежнем уровне | Уменьшается | Растет |
Растет в 2 раза | Растет в 2 раза | Остается на прежнем уровне |
II-5.
По горизонтали:
1. семья
3. респондент
4. владение
5. потребность
6. референдум
7. личность
8. истина
9. сознание
10. партия
11. геноцид
12. маргинал
13. нация
По вертикали:
2. модернизация (за каждый правильный ответ – по 1 баллу, за верное определение – 3 балла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка материала для школьной олимпиады.
Материал - задачи по 7 основным темам химии для подготовки к олимпиаде....
Школьная олимпиада по химии. 8 класс.
Задания и решения для 8 класса....
материалы для проведения школьной олимпиады 10-11 классы
Материалы для олимпиады содержат варианты заданий, которые использовались в олимпиаде прошлого года. Задания подобраны разнообразные....
Задания для школьной олимпиады по биологии 10 - 11 кл.
Будучи студенткой Естесственно - географического факультета, отделения биологии я была на практике в школе. Как задание по педагогической практике мне нужно было разработать задания для школьной олимп...
материалы для школьной олимпиады
тестовые задания разног уровня для проведения школьной олимпиады по биологии 5 - 9 классы....
Школьная олимпиада.
Разработка школьной олимпиады для учащихся 6 классов в формате ЕГЭ с ключами и текстом для аудирования....
Справка о проведённых школьных олимпиадах по предметам естественно – математического цикла 2013 – 2014 учебного года. Олимпиады проведены с 10 октября по 23 октября 2013 года среди учащихся 5 – 11 классов.
Справкао проведённых школьных олимпиадах по предметаместественно – математического цикла2013 – 2014 учебного года.Олимпиады проведеныс 10 октября по 23 октября 2013 годасреди учащихся 5 – ...