Что зависит от нас?
классный час по обществознанию (9, 10 класс) по теме

Богданова Ирина Васильевна

Данный классный час, рассчитанный для учащихся 9-10 классов, по теме «Что зависит от нас?», ставит перед собой следующие цели:

  1. Формирование правовых  знаний о коррупции, о наступлении неизбежного, неотвратимого наказания за коррупционные действия;  2.Воспитание чувства гражданского долга перед Родиной;

 3.Развитие стойкого  отрицательного  отношения  к коррупции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Обязанность молодежи состоит в том, чтобы бросить вызов коррупции» К . Кобейн

Слайд 2

Статистика В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparencу Internationa l , Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции). Генеральный директор отделения Transparency Internationa l в России Елена Панфилова отметила: «В прошлом году Россия в этом рейтинге занимала 146 место. Вывод — за год у нас ничего не поменялось за исключением соседей по рейтингу — Папуа-Новой Гвинеи, Кении, Лаоса и Таджикистана » [ 1 ] .

Слайд 3

Коррупция Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции » ст.1 а ) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица ;

Слайд 4

Причины коррупции Двусмысленные законы. Незнание или непонимание законов населением. Нестабильная политическая ситуация в стране. Несовершенство политических институтов. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты. Непрофессионализм и аморальность чиновников. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией. Отсутствие единства в системе исполнительной власти Низкий уровень участия граждан в контроле над государством .

Слайд 5

Формы коррупции взяточничество фаворитизм непотизм/кумовство протекционизм незаконный лоббизм незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов; мздоимство и иные формы.

Слайд 6

Последствия коррупции Экономические : Расширяется теневая экономика Нарушаются конкурентные механизмы рынка Замедляется появление эффективных частных собственников Неэффективно используются бюджетные средства Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов» Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях

Слайд 7

Последствия коррупции Социальные : Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Увеличивается социальная напряженность

Слайд 8

Последствия коррупции Политические: Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции Профанируется и снижается политическая конкуренция Граждане разочаровываются в ценностях демократии Возникает угроза разложения демократических институтов Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией

Слайд 9

Шведская стратегия борьбы с коррупцией До середины XIX века в Швеции коррупция процветала . С тех пор государственное регулирование касалось больше домашних хозяйств, чем фирм, и было основано на стимулах (через налоги, льготы и субсидии), нежели на запретах и разрешениях . Был открыт доступ к внутренним государственным документам и создана независимая и эффективная система правосудия . Одновременно шведский парламент и правительство установили высокие этические стандарты для администраторов и стали добиваться их исполнения. Спустя всего несколько лет честность стала социальной нормой среди бюрократии . Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12—15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной [2] . На сегодняшний день Швеция по-прежнему имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.

Слайд 10

Сингапурская стратегия борьбы В момент обретения независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией. Тактика её снижения была построена на ряде вертикальных мер : регламентация действий чиновников у прощение бюрократических процедур с трогий надзор над соблюдением высоких этических стандартов. Создание автономного Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков . Одновременно с этим было ужесточено законодательство, повышена независимость судебной системы (с высокой зарплатой и привилегированным статусом судей), введены экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях, а также предприняты жёсткие акции вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других госслужб. Это сочеталось с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.

Слайд 11

Российская стратегия борьбы Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Слайд 12

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) обеспечение независимости средств массовой информации; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10 ) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 21 ) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Слайд 13

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Что зависит от нас?»

Классный час

Богданова Ирина Васильевна

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение среднеобразовательная школа № 4 п. Победа

 

Пояснительная записка

Данный классный час, рассчитанный для учащихся 9-10 классов, по теме «Что зависит от нас?», ставит перед собой следующие цели:

  1. Формирование правовых  знаний о коррупции, о наступлении неизбежного, неотвратимого наказания за коррупционные действия;  2.Воспитание чувства гражданского долга перед Родиной;

 3.Развитие стойкого  отрицательного  отношения  к коррупции.

 Данное занятие носит ознакомительный  характер, т.к. не представляется возможным в полном объеме осветить все аспекты коррупции (коррупционных правонарушений) за один академический час. Более предпочтительным изучение такого явления — небольшим циклом (курсом). Примерное планирование может быть таким:

1. Коррупция (исторический экскурс);

 2.Что такое коррупция? (дается на этом занятии определение коррупции, и ее признаки);

3. Причины коррупции  (подробно рассматриваются признаки, и их морально-нравственные составляющие);

4.  Формы коррупции (подробный разбор каждой формы);

5. Последствия (отрицательное воздействие коррупции на различные сферы жизни общества);

6.Меры по борьбе с коррупцией (сравнительная  характеристика мер в разных странах и России, ответственность за коррупционные правонарушения, практические результаты действий по борьбе);

7.Итоговое занятие «Что зависит от нас?»

Для работы используется оборудование: проектор, магнитная доска , плакаты с афоризмами

1.  Коррупция—это коррозия совести, когда от совести ни остается ничего, кроме ржавчины, это коррупция в России.

2. «В русской службе всего страшнее бескорыстные люди»  А. Герцен

3.  « Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». Т. Гоббс

Предварительный этап работы.

 В кабинете  расставляются столы для работы в группах (для создания более комфортной и непринужденной обстановки). На каждую группу необходимо приготовить маркеры и бумагу. Класс делится на группы по 3-4 человека.

Магнитная доска, на который будут вывешиваться результаты работы групп и сравниваться с данными на слайдах.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята, сегодня на классном часу мы с вами рассмотрим актуальную тему для нашего российского общества.

Помогите мне определить и сформулировать название нашего занятия.

Слайд № 1. «Обязанность молодежи состоит в том, чтобы бросить вызов коррупции» К. Кобейн

Ведущий:1. О чем пойдет речь? (Ученики предлагают свои варианты)

Слайд № 2 « Статистика»

2. А вы знаете, что такое коррупция? Приходилась ли вам сталкиваться с этим явлением?

Напишите ассоциации, когда вы слышите  слово «коррупция». Сформулируйте  определение данного слова.

Определения, записанные на листах, закрепляются  на доске.

Ведущий: Ребята, ваши определения вполне верны, но существует и правовое определение данного явления. Оно содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 ФЗ «О противодействии коррупции»

 Слайд № 3. «Коррупция – это… »

Ведущий: Итак, ребята   мы теперь мы знаем определение  коррупции.

А теперь подумайте и назовите по одной – две причины коррупции. Для работы в группе дается 3-4 минуты, в зависимости от уровня подготовки учащихся.

На магнитной доске вывешиваются результаты групповой  работы  ребят.

Слайд № 4. «Причины коррупции»

 Ведущий:  Коррупция может принимать различные формы.

Слайд № 5. «Формы коррупции…»

Ведущий: Если есть причины явления, то есть и соответственно и последствия. А какие последствия для рассматриваемого явления в нашей жизни: положительные или отрицательные?

Подумайте и сформулируйте  по одному - два последствия. Для работы дается 4-5 минут.

Слайды № 6,7,8  «Последствия коррупции»

Ведущий: Ребята, мы с вами смогли определить и причины и последствия, то закономерно встает вопрос  как избавиться от этой «опасной болезни»? Разработайте и предложите свои варианты разрешения этой  проблемы. Для разработки проекта вам отводится 10-12 мин.

А пока ознакомтесь  с методами борьбы, которую проводили в других странах.

Слайд №9  «Шведская стратегия борьбы»

Слайд №10  «Сингапурская стратегия борьбы»

Ведущий: Ребята, вы сформулировали свои пункты борьбы с коррупцией. А теперь сравните результаты вашей работы и мерами, принимаемые правительством РФ для искоренения коррупции.

Слайды № 11,12,13, «Меры по борьбе с коррупцией в РФ»

Ведущий: Вот мы и подошли к окончанию нашего занятия. Ребята,  что нового вы узнали из сегодняшнего занятия?

Почему эпиграф к нашему занятию носил такой призыв?

 Какой вывод мы должны сделать из тех знаний, которые вы сегодня получили?

Слайд № 14 «Спасибо за внимание!»

Источники и  литература:

  1. Богданов, И. Я. Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. — М., 2001.
  2. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.
  3. Альбац Е.М. Бюрократия: Борьба за выживание. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. http://rus.ruvr.ru/2010/11/30/35984104.html
  3. http://www.rg.ru/2011/12/09/bastrykin.html
  4. http://www.rg.ru/sujet/3380/index.html
  5. http://www.rg.ru/2012/12/20/bastrikin-site.html
  6. http://www.rg.ru/2012/12/20/korrupciya-anons.html
  7. http://streetlawkg.org/doc/Vmeste_protiv_korrupzii_05.02.10.pdf
  8. http://www.zonazakona.ru/law/comments/239/
  9. http://www.zakonrf.info/uk/290/
  10. http://bibo.kz/aforizmi/231537-korrupcija-korrozija-sovesti.html#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благополучие детей зависит от учителей

Без грамотного решения проблемы формирования культуры здоровья педагогов и учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране здоровья.Учитель, не заботящийся о своём здоровье, не мотивиро...

Отчего зависит успех на ЕГЭ

Отчего зависит успех на ЕГЭСоздание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педа­гогического коллектива нашей школы. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участник...

Урок английского языка в 6 классе по теме"Твое здоровье зависит от тебя?"

Урок английского языка в 6 классе по УМК Кузовлев В.П. Урок формирования лексических и грамматических навыков говорения,закрепление модальных глаголов.Урок с презентацией....

Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...

Урок английского языка в 6 классе по теме «Твое здоровье зависит от тебя?»

Аннотация урока.Цель урока: развивать коммуникативную компетенцию учащихся. Данный урок является промежуточным и имеет своей целью совершенствовать навыки в устной  речи через диалог, практиковат...

Cтатья "От учителей многое зависит!"

Мы хотели напомнить, что от учителей многое зависит. Вы те, кто проводит с учениками порой больше времени, чем некоторые родители. И кто если не вы протянет им руку помощи.Самый важный результат такой...

Классный час на тему "Что в жизни зависит от меня"

Методическая разработка внеклассного мероприятия...