Политика
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЛИТИКА, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Политическая сфера общества – это сфера деятельности, связанная с завоеванием общества, утверждением и использованием государственной власти. То есть основная цель и основной предмет политических отношений –максимально полное участие в управлении государством.
1. 1.К политической сфере общества относятся отношения между:
1.инспектором ГИБДД и водителем машины
2.кандидатом в депутаты и его избирателями
3.тренером и его командой
4.продавцом и покупателем в магазине
2.Верны ли следующие суждения о политической системе?
Б.Ведущую роль в политическом развитии современного общества играет церковь.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАТЕЙ. Политические режимы.
Принцип разделения властей означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свои, присущие ему функции и не имеет права подменять деятельность другого органа власти. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений. При этом принцип разделения властей не означает многовластия или двоевластия в стране.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ(ФОРМА ГОСУДАРСТВА) – это система методов осуществления государственной власти.
ДЕМОКРАТИЯ – власть народа. В современном понимании политический режим, основанный на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (ПРЯМАЯ) ДЕМОКРАТИЯ – осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ ст3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО –территория унитарного государства состоит из административных единиц, которым самостоятельность не предоставляется.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – характеристика конституционного статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, …
1.В государстве П существует парламент, занимающийся законодательной деятельностью, Совет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, и Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В этом государстве существует
1.многовластие
2.безвластие
3.двоевластие
4.разделение властей
2.Во многих странах членам парламента запрещено занимать ответственные должности в правительственных организациях. В этом проявляется
1.обеспечение равноправия граждан
2.демократический принцип устройства
3.гарантия законности
4.принцип разделения властей
3.Правительство на своем заседании приняло решение о способах осуществления новой социальной программы. Это пример деятельности правительства
1.законодательной
2.исполнительной
3.судебной
4.контролирующей
4.Верны ли следующие суждения о демократии?
Б.Один из главных принципов демократии
А.Демократия основана на признании народа в качестве источника
Б.Один из главных принципов демократии –равноправие граждан, защищенность их прав и свобод.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
5.Один из признаков правового государства
1.наличие государственной власти
2.наличие территории государства
3.аппарат управления
4.система разделения властей
6.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной относятся к понятию 2правовое государство». Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1.система разделения властей, 2.верховенство закона, 3.гарантия прав и свобод человека, 4.однопартийная система, 5.гражданское общество.
7.В стране Х был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: Как вы считаете, существует ли в вашей стране демократия? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных в % |
Несомненно существует | 4 |
Отчасти существует | 33 |
Пока не утвердилась | 33 |
В последнее время ее все меньше | 20 |
Затрудняюсь ответить | 10 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1.Абсолютное большинство опрошенных граждан считает, что в их стране есть демократия.
2. Абсолютное большинство опрошенных граждан считает, что в их стране еще нет демократии.
3.Каждый третий опрошенный считает, что частично в их стране есть демократия.
4. .Каждый второй опрошенный считает, что демократия в их государстве существует.
5.Более половины опрошенных считает, что в их стране есть только элементы демократии. 2.3.5.
1.(внимательно анализируем и выбираем те выводы, которые не соответствуют результатам опроса. Это №1 и№4 т.к 4% считают, что демократия существует, это мало, каждый второй из 100% составляет 50% опрошенных, такого показателя вообще нет.)
2.(есть граждане, которые не считают несомненным факт существования демократии 33+33+20= 86% это большинство
2 верно
Каждый третий из 100% это 33% -3 верно
Кто видит только отдельные элементы демократии, но не считает, что она полностью утвердилась, это 86% .то более половины
5 верно.
8.Установите соответствие.
ФАКТЫ ВИДЫ
А.референдум о принятии 1.прямая демократия
проекта Конституции
Б.участие в выборах в Госдуму 2.представительная демократия
В.выборы главы политической партии
Г.делегирование(назначать, посылать)
(направление в качестве делегата, наделение полномочиями)
представителя от инициативной группы на
заседании муниципального
собрания. 1212
ГОСУДАРСТВО, ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
ГОСУДАРСТВО – это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти. Распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий –механизм государства, его аппарат. Оно возникло позже, чем сформировалось общество.
В широком смысле государство равнозначно стране и ее населению.
В узком смысле государство означает только аппарат управления, стоящий над обществом.
Признаки государства: наличие территории и населения, власти, законов, сбор налогов.
СТРАНА –часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство –это политическая организация данной страны. Для страны и государства характерно наличие своей очерченной границами территории и суверенитета.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО – происходит политическое -собирание воедино земель с общим для всех законодательством, экономическое –складывание единого рынка, объединение вокруг сильной центральной власти –неограниченной монархии(формирование абсолютизма, самодержавия).
ПОДДАНСТВО –используется в государствах с монархической формой правления для обозначения гражданства. Имеет право на пребывание в пределах государства, на защиту со стороны государственной власти не только на ее территории. Но и за пределами государства, на использование всех политических и гражданских прав, но обязан подчиняться законным велениям государственной власти не только на государственной территории, но и за ее пределами.
НАТУРАЛИЗАЦИЯ – термин, обозначающий индивидуальный прием иностранца по его заявлению в гражданство данного государства. Обычно происходит после более или менее длительного проживания иностранца на территории этого государства. Иногда для натурализации в качестве условия требуется владение официальным языком государства, наличие средства к существованию, безупречная репутация и др.
ПОВИНОВЕНИЕ –обычно называют определенный стиль поведения человека относительно государственной власти, подразумевая подчинение. Послушание, покорность, исполнительность, преданность.
ГРАЖДАНСТВО – устойчивая, правовая связь лица с конкретным государством.
-ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ(ФОРМА ГОСУДАРСТВА) –это организация государственной власти.
1.МОНАРХИЯ –источником власти является одно лицо – король, царь, фараон …
2.АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – законодательная, судебная, исполнительная, а также духовная(религиозная) сосредоточена в руках монарха.
3.ОГРАНИЧЕННАЯ(КОНСТИТУЦИОННАЯ) –власть монарха ограничена конституцией, законодательная принадлежит парламенту, исполнительная –правительству.
4.РЕСПУБЛИКА – источником власти является большинство.
5.ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, при которой правительство формируется партией, имеющей большинство в парламенте. Глава государства избирается не населением, а либо самим парламентом, либо ассамблеей, его влияние на государственное управление не очень значительно.
5.ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА – форма правления, при которой президент избирается путем прямых всеобщих выборов: президент формирует правительство, ответственное только перед ним. Характеризуется обширными полномочиями президента. Президент – главнокомандующий вооруженными силами и реально осуществляет эти полномочия.
ТИРАНИЯ – форма гос власти, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении тирана, правление основанное на деспотизме.
ДИКТАТУРА- неограниченная власть, осуществление власти происходит недемократическими методами; авторитарный или тоталитарный политический режим. Это политическая власть, не ограниченная никакими законами и использующая любые средства для достижения своих целей.
СУВЕРЕНИТЕТ – это независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом. Присущи только государству, а не общественным организациям.
1.Отличительным признаком государства является
1.общая для всех граждан религия
2.единая система ценностей
3.единая система управления
4.обязательность участия граждан в политической жизни
2. Отличительным признаком государства является
1.общая для всех граждан религия
2.единая система ценностей
3.единая система законов
4.право граждан проживать только на его территории
3.Верны ли следующие суждения о признаках государства?
А.Государство имеет единую территорию. Очерченную государственными границами
Б.Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
4. Отличительным признаком государства является
1.наличие единой территории
2. общая для всех граждан религия
3.единая система ценностей
4. обязательность участия граждан в политической жизни
5. Верны ли следующие суждения о государстве?
А.Государство – наиболее важная составляющая политической системы
Б.Государство – возникло одновременно с обществом.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
6.Верны ли следующие суждения о централизованном государстве?
А.Централизованное государство - это основная форма государственности в современном мире
Б. Централизованное государство имеет разветвленный аппарат управления.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о государстве?
А.Формирование государства происходило по экономическим принципам
Б.Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о государстве?
А.В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории.
Б.В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
9.Политико-правовая связь человека и монархического государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях
1.подданство
2.повиновение
3.натурализация
4.гражданство
10. Верны ли следующие суждения о государстве?
А.Национальное государство – это исторически поздняя форма централизованного государства.
Б. Национальное государство создается за счет централизации земель, на которых проживает одна нация.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
11.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия понятий страна и государство. Выберите и запишите черты сходства и отличия.
1.территория с определенными границами
2.имеет определенный тип режима властей
3.наличие государственного суверенитета
4.имеет органы и структуру управления
Черты сходства | Черты отличия |
13 | 24 |
12.Установите соответствие между функциями государства и их видами.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
А.защита существующей экономической 1.внешние
системы 2.ВНУТРЕННИЕ
Б.охрана общественного порядка
В.обеспечение нормальных
отношений с соседними государствами
Г.обеспечение неприкосновенности
границ государства 2211
13.Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А.Одним из признаков правового государства является господство закона во всех сферах
Б.Обязательным признаком правового государства является наличие системы разделения властей.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
14.Источником власти в государстве Х является народ. В государстве гарантируются права и свободы человека, выборность главы государства и представительных органов власти. Это
1.монархия
2.диктатура
3.демократия
4.анархия
15.Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом. Парламент обратился в Конституционный Суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?
1.парламентская республика
2.абсолютная монархия
3.ограниченной монархии
4.президентской республики
16.В государстве Х правительство формирует президент. При этом существует парламент. Который должен утвердить состав правительства. Предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Х?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
17. В государстве Х президент формирует правительство. Правительство ответственно перед президентом. Президент государства Х избирается всем народом. В случае конфликта парламента и президента последний может обратиться напрямую к народу. Какая форма правления представлена в государстве Х?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
18. В государстве Х правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент утверждает государственный бюджет и устанавливает финансовые рамки деятельности правительства. Какая форма правления в государстве Х?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
19.В государстве К главой государства является монарх. Он осуществляет единоличное правление и обладает всей полнотой власти. Его власть верховна и независима. Власть монарха объявлена священной и наделена религиозным ореолом. Какая форма правления в государстве К?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
20.В государстве П существует король. В своей законодательной и исполнительной деятельности он вынужден считаться с мнением парламент. Какая форма правления в государстве П.?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
21.В государстве К президент формирует правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления в государстве К.?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
22.В государстве Н существует президент и парламент. При этом правительство формируется на парламентской основе – из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте. Правительство государства Н ответственно перед парламентом. Какая форма правления в государстве Н.?
1.конституционная монархия
2. парламентская республика
3. абсолютная монархия
4. президентская республика
23.Главой государства Ч является король. Его власть не зависит от решений парламента, но он вынужден считаться с деятельностью парламента в области законодательства и внутренней политики. Какая форма правления в государстве Ч.?
1. абсолютная монархия
2.диктатура
3. парламентская республика
4.ограниченная монархия
24.Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передает по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Какая форма правления в государстве М.?
1.тирания
2.диктатура
3.абсолютная монархия
4.парламентская монархия
25.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия абсолютной и ограниченной монархии.
1.монарх предает свою власть по наследству
2.монарх вынужден считаться с мнением парламента
3.власть монарха священна
4.это форма правления
Черты сходства | Черты отличия |
14 | 23 |
26.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия понятий «форма правления» и «политический режим» Выберите черты сходства и различия.
1.зависит от формального источника власти в стране
2.является одной из характеристик формы государства
3.зависит от методов осуществления государственной власти
4.может видоизменяться с течением времени 2413
27.Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности составляют понятие
1.форма правления
2.государственное устройство
3.политическая система
4.политический режим
28.Что является характерным признаком демократического политического режима?
1.наличие публичной власти
2.единая законодательная система
3.федеративное устройство
4.гарантия прав и свобод граждан
29. Что является характерным признаком демократического политического режима?
1.конфедеративное устройство
2.наличие системы разделения властей
3.сосредоточение власти в руках президента
4. единая законодательная система
30. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима?
1.установление многопартийности
2.культ личности
3.всеобщие выборы
4.соревновательный характер выборов
31.Инициативная группа граждан выступила против строительства нового супермаркета на территории парка. В итоге организованных группой массовых выступлений жителей микрорайона решение о строительстве было отменено. Данная ситуация говорит о наличии
1.многопартийной системы
2.тоталттарного режима
3.гражданского общества
4.авторитарного режима
32.Президент страны наложил вето на законопроект, принятый парламентом. Парламент обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какого политического режима возможна подобная ситуация?
1.демократического
2.деспотического
3.тоталитарного
4.автолитарного
33.Верны ли следующие суждения о политических режимах?
А.К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент –коллективный законодательный орган.
Б.К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны
34.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к демократическому политическому режиму. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
1.наличие правового государства, 2.верховенство закона, 3.наличие одной политической партии, 4.политичесий плюрализм, 5.свободные, равные и всеобщие выборы.
35.Укажите правильную последовательность действий избирателя.
1.знакомсто с программами кандидатов
2.решение об участии в выборах
3.явка на избирательный участок в день выборов
4.заполнение избирательного бюллетеня
5.выбор наиболее привлекательной программы 1523
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Различают две формы государственного устройства: федерация и унитарное государство. (странам с многонациональным составом населения иногда используется термин «форма национально-государственного устройства)
ФЕДЕРАЦИЯ –(договор. Союз) –это государство, составными частями которого являются самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, края, области и др), это форма государственно –территориально устройства. Россия –федеративное государство, состоит из субъектов –их 89, (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономного округа). Субъекты РФ равноправны. Республики имеют свои конституции.
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ –государственное образование в составе федерации. Любое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по разному: штаты, области, республики и др. Каждый субъект Рф имеет свою конституцию или устав, законодательство, а некоторые –судебную власть. РФ состоит: республик -21, краев -6; областей -49, города федерального значения-2, автономная область-1, автономные округа -10. Всего -89 равноправных субъектов федерации.
КОНФЕДЕРАЦИЯ – союз самостоятельных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических) это временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено. Государства-члены конфедерации в полном объеме сохраняют за собой суверенитет.
СОДРУЖЕСТВО – межгосударственное(межнациональное) политическое или экономическое образование ряда добровольно объединившихся на договорной основе независимых государств, проводящих согласованную внешнюю политику. Государства м.б связаны экономическими или военными обязательствами для организации совместной обороны.
1.В государстве С существует единая структура государственного аппарата. Глава государства распространяет свою власть на территорию всей страны. Все территориальные единицы имеют одинаковый статус и равное положение по отношению к центральным органам. Административно политические единицы государства С не обладают политической самостоятельностью, какая форма национально-государственного устройства представлена в государстве С.?
1.унитарная
2.федеративная
3.содружество
4.конфедерация
2.В государстве Т существуют два уровня государственного аппарата: федеративный(союзный) и республиканский. Граждане этого государства имеют двойное гражданство. В государстве представлена двухканальная система налогообложения: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Какая форма национально-государственного устройства представлена в государстве Т?
1.унитарная
2.федеративная
3.содружество
4.конфедерация
3.В государстве А существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Какая форма государственного устройства представлена в государстве А.?
1.конфедерация
2.федерация
3.унитарное государство
4.содружество
4.Для конфедерации характерно
1.объединение государств на добровольной основе
2.существование двух уровней власти
3.сочетание местного и общегосударственного законодательства
4.власть главы государства распространяется на территорию всей страны
5.Государства Ч и М объединились для проведения совместной внешнеэкономической политики. При этом каждое из государств полностью сохраняло свою независимость и суверенитет. Какая форма национально-государственного устройства представлена в данном примере?
1.унитарная
2.федеративная
3.содружество
4.конфедерация
6.В государстве Е существует два уровня государственного аппарата: центральный и региональный и двухканальная система налогов: центральные и региональные. Какая форма государственного устройства представлена в государстве Е.?
1.конфедерация
2.федерация
3.унитарное государство
4.содружество
7.Для унитарного государства характерно
1.объединение государств на добровольной основе
2.существование двух уровней власти
3.сочетание местного и общегосударственного законодательства
4.власть главы государства распространяется на территории всей страны
8.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национально-территориальное устройство государства». Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
1.республика, 2.федерация, 3.унитарное государство, 4.конфедерация, 5.содружество государств.
9.Укажите правильную последовательность формирования государственных органов власти в президентской республике.
1.формирование президентом правительства
2.утверждение парламентом состава правительства
3.осуществление президентом функций главы государства
4.всенародное избрание президента страны
5.внесене Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу. 43512
ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ –(ЧАСТЬ) –добровольная политическая организация. Она объединяет группу единомышленников. Главный отличительный признак политической партии- притязании на власть, участие во власти. Другие признаки: наличие политической программы, профессионализм в партийной деятельности. Выдвигает своих кандидатов на выборах и оказывают им поддержку в предвыборной борьбе с соперниками.
Участвуя в политической жизни государства, его граждане объединяются в политические организации, выражающие интересы групп граждан. Такими группами могут стать общественные объединения и фонды, клубы, союзы, массовые движения, политические партии. Все они ставят перед собой цель тем иным способом повлиять на власть. Но только политические партии стремятся не просто к участию в политической жизни и влиянию на принимаемые властные решения, но и к завоеванию власти и непосредственному участию в ее осуществлении.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ –общественное объединение. Отличается от политической партии тем, что менее формальны, могут обходиться без профессионального аппарата управления.
Политические движения делятся: на антивоенные, экологические, и др. М.б молодежные, женские и др.
1.Инициативная группа граждан создала организацию, главная цель которой – принять участие в законодательном отстаивании интересов этой группы граждан. Какую организацию они создали?
1.политическую партию
2.общественный фонд
3.избирательный округ
4.орган социальной опеки
2.Что из перечисленного является характерным признаком политической партии?
1.имеет свою систему ценностей
2.объединяет людей общими интересами
3.стремится участвовать в осуществлении власти
4.имеет право законодательной инициативы
3.В стране Х были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Сколько политических партий необходимо сейчас в нашей стране?» Результаты опросов представлены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных в % | |
1999 | 2008 | |
Одна сильная правящая | 43 | 32 |
Две или три большие партии | 35 | 45 |
Много относительно небольших партий | 5 | 8 |
Политические партии нам вообще не нужны | 5 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 9 |
Проанализируйте данные таблицы.
1.Более двух третей опрошенных высказались за существование множества небольших политических партий.
2.Произошел рост числа сторонников существования нескольких крупных политических партий.
3.Постепенно сокращается количество сторонников существования только одной крупной правящей партии.
4.В 2008г около половины опрошенных высказались за существование нескольких политических партий в стране.
5.Около трети опрошенных вообще не считают необходимым существование политических партий в государстве.
(СНАЧАЛА ВЫБЕРИТЕ ТЕ ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСОВ, ЭТО УТВЕРЖДЕНИЯ 1 И 5. БОЛЕЕ ДВУХ ТРЕТЕЙ – ЭТО БОЛЕЕ 60% ГОЛОСОВ, ОТВЕТ 1 НЕВЕРЕН, ОДНА ТРЕТЬ –ЭТО 33% , ОТВЕТ 5 НЕВЕРЕН)
2 верно т.к с 35% до 45% выросло число сторонников
3 верно т.к сократилось с 43 до 32
4 верно т.к. 2008г если суммировать 45и 8 =53 больше половины,
4.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к типам политических партий. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.
1.революционные, 2.реформатоские, 3.консервативные, 4.благотворительные, 5.реакционные
5. Укажите правильную последовательность действий политических партий.
1.участие депутатов от политической партии в работе парламента (5)
2.Участие в выборах в представительный орган власти.(4)
3.Привлечение внимания избирателей к своей политической программе (2)
4.Выдвижение собственной политической программы (1)
5.Выдвижение членов партии в кандидаты представительного органа власти. (3)
43521
6.Прочтите текст и выполните задания 26-31
Народ – источник власти.
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих –«народ» и «власть» -представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отожествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть – явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами. Включая и принуждение.
Конституция РФ, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993года закрепляет в ст 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, то есть демократическим государством.
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
1.составляющие понятия «народовластие»
2.народный суверенитет
27.Автор указывает, что власть существует в любом социуме. Опираясь на текст и знания из курсов истории и обществознания, приведите два аргумента в поддержку этого вывода.
(власть –явление социальное, она появляется с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всяк требует управления, которое обеспечивается разумными средствами, включая принуждение.
1.каждый человек имеет свои интересы и стремится их реализовать. Сталкиваясь при этом с интересами другого человека.
2.власть возникает тогда, когда необходимо регулировать возникающие конфликты. Т.е она существует с момента появления и до момента исчезновения любого социума.
28.Что автор называет суверенитетом? Назовите три признака народного суверенитета, которые перечислены в тексте.
(Суверенитет – это признание народа в качестве верховного носителя всей власти)
Перечислены три признака суверенитета
1.народ осуществляет власть самостоятельно
2.независимость от социальных сил и корпораций
3.использует власть в своих интересах
29.В каком юридическом документе отражено наличие Российской Федерации народного суверенитета? Покажите на конкретных примерах проявления народовластия в исторической и современной жизни России. Приведите не менее двух примеров.
(В ответе должна быть названа Конституция РФ, в качестве примеров м.б приведены референдумы)
1.о принятии Конституции 12 декабря 1993г
2.о «сохранении обновленного СССР 17 марта 1991.
30. А.Н.Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что «соборная народная власть есть власть первоначальная, а потом высшая, единая, состав общества основать или разрушить могущая, что народ вверяет осуществление власти одному лицу или многим и что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа.
Можно ли сказать. Что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.
Признаки суверенитета:
власть народа первоначальная
власть народа высшая, единая
закон не может назначить пути и предела соборному деянию народа
31.Возможна ли власть без принуждения? Обоснуйте свое мнение. Опираясь на документ и историко-обществоведческие знания.
Что автор называет «народным суверенитетом»?
Назовите три признака народного суверенитета. Которые перечислены в тексте.
1.выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения
-государство должно создавать и поддерживать одинаковые для всех правила, создавая условия для самостоятельной деятельности граждан.
2.аргументы (объяснения)
-для реализации власти необходимо принуждать граждан в той или иной форме выполнять решения правительства
-власть существовала даже в самых первых человеческих сообществах (власть старейшины рода, глава семьи и др..)
2. в случае несогласия м.б указано
-граждане в состоянии самостоятельно обеспечить свое взаимодействие с другими членами общества и не нуждается во вмешательстве государства в их дела.
ВЫБОРЫ- способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из основных форм участия граждан в управлении государством. В РФ путем выборов избирается глава государства –Президент, Государственная Дума РФ, представительные(законодательные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. Проведение выборов: ВСЕОБЩИЕ – население всей страны или региона. РАНВЫЕ –каждый избиратель имеет равное число голосов. ПРЯМЫЕ –избиратель непосредственно голосуют за кандидата, ТАЙНЫЕ –голосование проходит тайно.
РЕФЕРЕНДУМ – (то, что должно быть сообщено) –всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения. Он проводится на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования. То решение, которое принято на референдуме, например: Конституция, является общеобязательным и дополнительно утверждаться не может.
ФАКТ –сделанное, свершившееся, истина, событие, результат. Конкретное, единоличное, в отличие от общего. Знания в форме утверждения, достоверность конкретных неоспорима. События уже произошедшие.
МНЕНИЯ –должны содержать отношение автора. В тексте как правило оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: на наш взгляд, по вашему мнению, с нашей точки зрения, по-видимому, считалось, представлялось, как утверждал, как говорил, скорее всего, как отмечал, плохо, хорошо, очевидно.
1.Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском
конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной
студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном
2.В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он
руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает
судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика
3.Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников,
выражающих интересы определённых социальных сил.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4.В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт
сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами 1234
5.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено
буквой.
(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает
профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным
в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 112
6.(А) По данным социологических исследований, мужчины стали больше времени уделять семейным обстоятельствам. (Б) Мужчины нередко берут на себя даже уход за младенцами. (В) Такое поведение мужчин способствует укреплению семьи.
1) отражают факты
2) выражают мнения 112
7.(А) Социологические опросы показывают, что люди все реже читают книги. (Б) Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В) В перспективе доля образованных людей может значительно сократиться.
1) отражают факты
2) выражают мнения 122
8.(А) Действующая Конституция нашей страны была принята в ходе общенародного голосования. (Б) Принятие этого документа способствовало развитию демократии в нашей стране. (В) Одна из глав Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина.
1.что отражают факты
2.что отражают мнения 121
9.(А) Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал ожиданий. (Б)Многие известные ученые не приняли в нем участия. (В) Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными
1.что отражают факты
2.что отражают мнения 212
10.(A) В стране Z действует несколько тысяч банков и других финансовых организаций. (Б) Социологические исследования показали, что более половины граждан страны Z хранят свои сбережения дома. (B) Очевидно, граждане не доверяют банкам, сомневаются в их надежности и стабильности.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения. 112
11. (А) В ходе социологического опроса было установлено, что самая распространённая причина опозданий на работу – пробки и перебои в работе транспорта. (Б) Более половины опрошенных граждан сказали, что руководство их предприятий никаких особых мер против опозданий не принимает. (В) Такое либеральное отношение к опаздывающим негативно сказывается на трудовой дисциплине на предприятии.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнение 112
12.(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ и отслеживает изменения в законодательстве. (В)Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения. 112
13.(А) Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей. (Б) Учёные считают целью образования, приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, сохранение её культурного достояния. (В) Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование, образование стало доступным для широких слоёв населения.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 211
12.В стране Х. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы проживаете»? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в%) |
Очень хорошая | 4.8 |
Скорее хорошая | 28.1 |
Скорее плохая | 37.1 |
Очень плохая | 28 |
Затрудняюсь ответить | 2.2 |
Проанализируйте данные таблицы.. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры. Под которыми они указаны.
1.Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяет более четверти опрошенный граждан.
2.Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своем городе очень хорошей.
3.Около1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе.
4.Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую.
5.Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затрудняется ответить на поставленный вопрос.
Ответ: ________13__
2.4.5 – 4,8% и 2.2% от участвовавших в опросе не может считаться большинством, а в 4 опросе более половины т.е более 50% в данной таблице не указано вовсе.
1 и 3 четверть от 100% -это 25%, указанные 28% соответствуют утверждению более четверти, 1
1/3 от 100 это примерно 33% и указано 37% - соответствует
ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ 26-31
Структура личности.
Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность.
В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент физической личности… За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и платья. –нечто большее, нежели простая шутка… Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец, и мать, жена и дети… далее следует наш домашний очаг… Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда.
Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого пола делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представления. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит…
Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую конкретную минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности.
Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
В данном тексте м.б. выделены следующие смысловые части:
1.элементы структуры общества
2.характеристика физической личности
3.свойства социальной личности
4.понятия «духовная личность» и «естественная личность»
27.Перечислите не менее трех элементов, составляющих физическую личность
В правильном ответе д.б.названы следующие элементы:
1.телесная организация
2.одежда
3.ближайшее окружение человека
28.Что автор подразумевает под естественной личностью?. Назовите не менее трех составляющих этого понятия.
В правильном ответе д.б. отмечено «естественная личность» -это совокупность всех элементов личности. Эти элементы д.б перечислены
1.телесная личность
2.социальная
3.духовная
29.Можно ли по мнению автора, дать несколько характеристик человека как социальной личности? Приведите пример, иллюстрирующий наличие нескольких социальных личностей у каждого человека.
В ответе можно дать несколько характеристик человека как социальной личности, поскольку он имеет столько различных социальных личностей, сколько имеется групп людей, мнением которых он дорожит.
Приведен пример: мнение семьи о поведении сына-школьника, мнение сверстников о поведении этого же школьника. Мнение любимой девушки о нем.
30.Кинорежиссеру предложили все необходимое для съемок нового фильма по тому сценарию, который он давно мечтал снять. При это
м поставили только одно условие –его фильм никогда никому не будет показан. Режиссер отказался снимать такой фильм. Объясните с точки зрения теории личности отказ режиссера. Приведите положение текста источника, подтверждающие ваш ответ.
Ответе д.б. указано, что кинорежиссер отказался снимать фильм, т.к ему важно показать результат своей работы людям, услышать их мнение о его работе.
Приведено положение текста: «Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого пола делает из нас общественную личность».
31.Вспомните историю Маугли –мальчика, воспитанного в волчьей стае. Можно ли говорить о нем как о личности? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента(объяснения) своего мнения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1.выражено мнение учащегося
2.приведены два аргумента (объяснения), например:
В случае положительного ответа на вопрос м.б указано, что
-Маугли обладал физической составляющей личности, которая проявлялась в его телесной оболочке, его семье в виде стаи волков;
-кроме того, он имел духовную составляющую личности, определенные способности и свойства;
в случае отрицательного ответа на вопрос м.б указано, что
-Маугли не обладал социальной составляющей личности, т.к не было человеческого коллектива, который мог бы оценить его поступки;
-нельзя считать человека естественной личностью, если отсутствует один или несколько из составляющих это понятие элементов.
12.В стране Х. были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи? Результаты опросов приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в %) | |
1997год | 2007год | |
Очень хорошее и хорошее | 10 | 15 |
Среднее | 44 | 54 |
Очень плохое и плохое | 44 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1.Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2.Более половины опрошенных в 2007г граждан считают свое материальное положение средним.
3.Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.
4.Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.
5.Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.
Ответ: ___235________
1.В задании 1 количество граждан, считающих что они живут хорошо и очень хорошо не сократилось, а выросло.
2.В задании 4 количество граждан, считающих свое положение плохим, сократилось.
3.В опросе 2 – 54% более половины опрошенных считают свое положение средним.
4.В опросе 3 -15% из 100% можно считать абсолютным меньшинством
5.Опрос 5 – не считают свое положение хорошим в сумме 54%+29% = 83% . –это более 2/3
5.В стране Х в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, связанные с высокими ценами на нефть? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных в % | ||
2005г | 2006г | 2008г | |
На борьбу с бедностью | 69 | 74 | 78 |
На решение жилищных проблем | 57 | 60 | 58 |
На развитие инфраструктуры | 30 | 36 | 36 |
На развитие науки и образования | 39 | 42 | 36 |
На развитие и финансирование экономики | 30 | 34 | 29 |
На укрепление армии | 22 | 24 | 22 |
На погашение долгов | 12 | 15 | 8 |
В копилку на случай кризиса | 10 | 8 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 2 |
Проанализируйте данные таблицы
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1.Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.
2.Сократилось количество граждан , считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство
3.Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
4.Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
5.Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов. 12
1.Опрос 3,4 –каждый 5 –это 20%, а каждый второй –это 50%, это неверно.
2.Опрос 5 –количество считающих необходимым направлять дополнительные средства на погашение государственных долгов сократилось, а не увеличилось.
6.В стране Х в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в% | |||
2002г | 2005г | 2007 | 2008 | |
В национальной валюте | 19 | 35 | 49 | 48 |
В евро | 18 | 25 | 30 | 35 |
В долларах | 33 | 23 | 5 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 17 | 16 | 13 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1.растет доверие населения своей национальной валюты.
2.Стабильно и неизменно растет доверие населения к доллару
3.Неуклонно падает доверие населения к евро
4.В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро
5.Произошло резкое падение доверия населения к доллару
По сравнению с 2002г увеличилось число граждан, доверяющих национальной валюте; количество граждан доверяющих евро увеличилось с 18 до 35%.т.е почти в 2 раза; если в 2002г количество граждан, доверяющих доллару составило 33%, то 2008 это число упало до 4%, что свидетельствует о резком падении доверия населения.
3.Прочитайте текст и выполните задания 26-31
Конкуренция и монополия.
Конкуренция –это экономическое соревнование на рынке. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции является редким исключением(рынок с/х продукции и ценных бумаг). Он подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, то есть спроса, предложения и т.д.
Несовершенная конкуренция имеет несколько видов. Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определенную власть над предложением товаров и ценой. Олигополия может быть двух видов: чистая, когда фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция одного функционального назначения(сталелитейная, автомобильная и др промышленности). Все фирмы в олигополии зависят друг от друга. Их поведение на рынке всегда взвешено и учитывает.
Монополия –это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. Власть над ценой абсолютна. Вход на рынок невозможен. Недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно- технический прогресс.
Методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, применяемых в случае нарушения антимонопольного законодательства: организационный механизм(снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, запрещающее слияние крупных фирм. Особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, который ведет реестр компаний с объемом производства 35% и более продукции данного вида. Антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от рынка.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
27.Какие два вида конкуренции выделяет автор?
28.Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?
29.Автор называет три недостатка монополий, назовите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внешняя политика России в первой четверти XIX века
Презентация к уроку истории по истории России в 8 классе...
Зачёт по теме "Политика"
Данную презентацию нужно использовать для зачета по теме " Политика" в 11 классе. На слайде,после нажатия мышкой, возникает вопрос. На обдумывание вопроса и написание ответа отводится 60 сек, после че...
Внутренняя и внешняя политика правителей с 9 века по 21 век.
Изучая историю России на уроках истории в школе, не редко у учителей и учащихся возникает один вопрос: «Почему события внутренней и внешней политики русских правителей разбросаны по разным стран...
Внутренняя и внешняя политика правителей с 9 века по 21 век.
Изучая историю России на уроках истории в школе, не редко у учителей и учащихся возникает один вопрос: «Почему события внутренней и внешней политики русских правителей разбросаны по разным стран...
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества
Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...
«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»
Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...