План-конспект урока обществознания для 7 класса по теме "Нация - заключительный этап в формировании этноса"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
План-конспект составлен по учебнику Е.С. Корольковой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обществознание, 7класс
Тема урока: «Нация - заключительный этап в формировании этноса»
Цель урока: создать условия для формирования знаний у учащихся о нации как большой устойчивой социальной группе.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить учащихся с заключительным этапом развития этноса – становлением нации; помочь учащимся выявить условия и особенности формирования нации, сформулировать характерные черты нации на основе сравнения её с племенем и народностью;
Развивающая:
Развивать критическое мышление; развивать умение представлять учебную информацию в виде схем, интеллект карт, самостоятельно формулировать выводы и оценочные суждения.
Воспитательная:
Воспитывать уважительное отношение культуре своей нации, а также к людям разных национальностей и их культуре, традициям; нравственные качества личности
Тип урока: метопредметный
Формы урока: фронтальная, групповая
Технологии: технология развития критического мышления
Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, DVD проигрыватель, электронная презентация.
Ход урока
- Организационный этап, сообщение цели урока (1 мин).
Ребята, запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь - «Нация - заключительный этап в формировании этноса».
Учитель обращается к классу с вопросом:
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое нация? Что объединяет людей одной нации? Когда возникли нации? Каковы необходимы условия для формирования нации? Чем нация схожа с народностью? Каковы отличия нации от народности?)
- Актуализация ранее изученных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. «Вызов» (3-4 мин)
Задание №1 : Ребята, определите, что изображено на слайдах?
Подумайте, что объединяет данный ряд изображений? (верно, и семья, и класс учеников, и группа приятелей, и группа чукчей – оленеводов, русские, сибиряки - это социальные группы)
А что такое социальная группа?
Социальная группа – это объединение людей, имеющих, значимый для общества признак.
Что может выступать в качестве такого единого значимпого для общества признака, объединяющего людей в социальные группы?
(Верно, в качестве такого единого, значимого для общества признака объединяющего людей в социальные группы может выступать возраст,, профессия, место жительства, национальность, образование, религия).
-Какие виды социальных групп вы знаете?
(Верно, малые, средние и большие, в зависимости от количества членов и формальные и неформальные в зависимости от способа возникновения)
-Семью, отнесём к какому виду соц. групп? Почему?
(семья – это малая социальная группа, т.к. количество членов определено, все члены находятся в непосредственном взаимодействии, хорошо знают друг друга, связаны взаимными обязанностями)
И ёщё семью можно отнести к формальной соц. группе почему?
(т.к. семья официально созданная группа, строится на основе регистрации брака, члены связаны взаимными правами и обязанностями)
- Что такое формальная социальная группа?
(Формальная соц. группа – это группа официально созданная, т.е. юридически оформленная)
- Что такое неформальная соц. группа?
(Верно, это неофициально созданная соц. группа, т.е. без юридической регистрации)
Приведите пример неформальной соц. группы
(друзья, подруги, группа по интересам в Интернете, футбольные болельщики)
-Когда мы говорим о формальных и неформальных группах, то имеем в виду какие по численности соц. группы?
(Верно, имеем в виду средние и малые соц. группы)
- Каким может быть максимальное количество членов малой группы?
(до 25-30 человек)
-Приведите пример средней соц. группы по цепочке.
(Верно, к средней можно отнести школу, трудовой коллектив, рабочих завода, жителей небольшого населённого пункта, воинскую часть)
- Каким может быть максимальное число средней социальной группы? (до 5-ти тысяч человек)
-Могут ли члены средней группы находиться в непосредственном взаимодействии?
(Верно, они не находятся в непосредственном взаимодействии, но эпизодически могут контактировать, при этом многие если и не знакомы лично, но знают друг друга в лицо)
Задание№1
-Какой вид социальных групп перечислен на слайде: горожане, русские, сибиряки, молодёжь, мордва, якуты, татары, православные христиане, католики?
Какова особенность больших соц. групп? ( члены их численно не определены, все их члены не только не знают друг друга, но и не находятся в непосредственном взаимодействии.
Задание №2
Выпишите из данного ряда социальные группы, образованные по этническому признаку: горожане, русские, сибиряки, молодёжь, мордва, якуты, французы, татары, православные христиане, католики.
Проверим, что вы выписали (русские, мордва, якуты, татары, французы)
Что объединяет людей входящих в этнические группы?
( язык, культура, национальная одежда, кухня, история, может объединять территория проживания)
Что, может объединять людей разных этнических групп, например, таких как мордва, русские, татары?
(это жители нашей республики Мордовии, они живут в одной стране, у них общая история, все они любят нашу Родину, их предки в годы войны защищали ёё вместе, сообща не смотря на разный язык…)
А что такое этнос?
(Этнос – это исторически сложившаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языком, культурой и этническим самосознанием)
Что перечислено на слайде: племя, народность, нация?
(это этапы формирования этноса)
- Что такое племя?
(первый этап в формировании этноса; совокупность, объединение родов, связанных кровнородственным единством, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов)
Когда люди стали объединяться в племена? возникают племена?
(Верно, при переходе от кочевого к оседлому образу жизни, когда возникло понимание земли как родной и возникла необходимость её защищать родовые общины стали объединяться, так возникли племена)
Что объединяло людей одного племени?
(общий язык, обычаи и традиции, единый религиозный культ)
А что такое народность?
(общность людей, возникшая в период разложения родоплеменных отношений и появления государства, основанная не на кровном родстве, а на территориальном единстве)
-Что объединяло людей одной народности?
( общий язык, психический склад, религия и культура, этническое самосознание)
-Когда начала складываться русская народность?
( в период возникновения и развития государства Киевская Русь)
-Какие племена объединяла русская народность?
( на слайде показать Древнерусское государство и племена : полян, древлян, дреговичей, кривичей, радимичей, вятичей, полочан и др..)
Задание №3: установить соответствие между терминами и соответствующими им определениями
Термины: Определения:
А) Род Б) Племя В) Народность | 1) Общность людей, возникшая в период разложения родоплеменных отношений и появления государства, основанная не на кровном родстве, а на территориальном единстве 2) Группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской) 3) совокупность, объединение родов, связанных кровнородственным единством, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов |
Проверим выполненную работу: А-2; Б -3; В – 1
Молодцы!
А теперь, опять вернёмся к слайду
- Этап усвоения новых знаний. «Осмысление» (10-15 мин)
1)Прием «Кластер».
А что же такое нация?
В середине доски учитель прикрепляет термин «Нация». Давайте составим кластер по данной теме.
- Подумайте, что у вас ассоциируется с понятием «НАЦИЯ» и запишите в тетради понятия, слова - ассоциации, имеющие отношение к теме урока.
(Возможные ответы: этническая общность; этап в формировании этноса; язык; культура; кухня, одежда, общая история, этническое самосознание)
2) Работа с учебником (приём – чтение с осмыслением)
Хорошо, а теперь давайте обратимся к учебнику, откройте стр.101 , найдите в пункте «Нация и этнос» третий абзац и внимательно прочитайте, а затем дополните кластер.
Итак, с какими ёщё важными понятиями кроме указанных связано понятие «НАЦИЯ»?
Дети дополняют кластер понятиями: «особенность трудовой деятельности» «общее экономическое пространство» или по другому «общенациональный рынок».
-Общенациональный рынок возник у нас в России когда?
(верно, в XVII веке)
- Какое определение понятию « нация » дается автором учебника?
(Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которой присущи такие четры, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определённой национальной общности и отличать себя от других.)
Такое определение понятию «НАЦИЯ» дали учёны – этнографы, социологи и психологи
- С каким понятием очень близко понятие «Нация»?
(верно, с понятием этнос)
-А как вы думаете почему понятия «этнос» и «нация» близки?
Почему они близки найдите в учебнике и зачитайте.
Ребята, у понятия «НАЦИЯ» есть разные определения. Давайте с ними познакомимся.
Политико-правовой подход к определению понятия:
«НАЦИЯ» - объединение граждан одного государства, не зависимо от этнического происхождения человека;
Но, при этом мы должны знать, что по Конституции РФ, граждани России имеют право определять и указывать свою национальную принадлежность.
2) Работа с документом – Конституцией РФ
Зачитаем ст. 26 Конституции РФ
«Каждый в праве определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности »
Социокультурный подход к определению
– «НАЦИЯ» - это общество людей, сложившееся на основе общности языка, культуры, религии, традиций и обычаев;
Биологический подход к определению «НАЦИЯ», т.е. человек принадлежит к той или иной нации, если к ней принадлежат его родителивается исключительно по кровному родству.
Итак, ребята, по каким признакам определяется нация?
( по духовным, культурным: язык, традиции, культура, т.е. по приобретаемым и по принципу кровного родства, т.е. по вродженному признаку )
Всмортитесь в лица этих людей:
императрица Екатерина Великая,
А.С. Пушкин
В.И. Даль
Булат Окуджава – они не были по крови русскими, но они были русскими по духу.
Чем они прославились? Как вы думаете можно ли их назвать русскими? Почему?
Ребята, что является особенностью нашего государства – Российской Федерации?
(Особенностью нашего государства РФ является многонациональный состав. Нации – этносы образующие русский народ, идревле живут на территории России в мире и согласии, вместе они защищали нашу Родину в годы ВОВ)
Ребята, перечислите, какие нации являются самыми многочисленными на территории нашей малой родины – Республики Мордовии.
IV этап Рефлексия
Составьте синквей- пятистрофную строфу по теме данного урока
- Самое важное слово урока.
- 2 прилагательных, его характеризующие.
- 3 глагола.
- выразить свое отношение к проблеме урока.
- резюме 1 слово
Синквейн
- Нация
- Историческая, культурная общность
- Объединяет, сплачивает, отличает
- Нация – этап развития этноса
- Самсознание
Ребята, давайте продолжим фразу:
« Итак, нация -это …» (большая социальная группа; этап развития этноса; высшая степень осознания этнической принадлежности; исторически сложившаяся общность людей, которой присуще культурное и экономическое единство; непростое понятие, которое имеет несколько смыслов)
Д/з стр.101-106 читать, подготовить сообщение о своей национальности, используя материал учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока 9 классе "А,Алка саввисем"
В этом плане конспект урока А.Алки "Июнен 22-меше"...
План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"
Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...
План-конспект. География 8 класс.
Урок географии в 8 классе по теме "Факторы, определяющие климат России" посвящен ознакомлению учащихся с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиации ...
План-конспект баскетбол (3 класс)
План-конспект баскетбол (3 класс)Цели: Формировать знания и представления учащихся о правилах игры в баскетбол,привлечение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом.Задачи:...
План-конспект для 2 класса
1.План конспект для 2 класса.Тема урока "Осень"Цели урока 1. тренировка пройденных звуков и букв...
План- конспект урока 6 класс по учебнику Афанасьевой О.В. "I go to school"
План - конспект урока для 6 класс по убнику Английский язык 6 класс: учебн.для общеобразовательных учреждений/ Афанасьева О.В., Михеева И.В. - М: Дрофа 2003, глава 5Урок введение новой темы, введение ...
План-конспект урока 8 класса. Тема: "Британский календарь. Формирование навыков аудирования".
План-конспект урока для учащихся с ЗПР 8 класса на тему: «Британский календарь. Формирование навыков аудирования»....