Экономика
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
1.ЭКОНОМИКА. ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. 2.ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА. 3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. 4.ПОТРЕБИТЕЛЬ. 5.ПРОИЗВОДСТВО. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ.
6.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | 49.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОНОМИКА
1.ЭКОНОМИКА. ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Понятие экономика обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и др.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ –(особый) сосредоточение на поставке определенного товара и услуг. При условии, что другие произведут то, чего сам не произведешь. В образовательном процессе, это углубленное изучение узкого поля деятельности.
1.К экономической сфере общества относятся отношения между
1.несколькими народностями страны(межнациональные отношения)
2.участниками биржевых торгов(покупка и продажа ценных бумаг)
3.учителем и учениками (социальная сфера)
4.бывшими супругами. (социальная сфера)
2.Верны ли следующие суждения об экономике
А.Экономика-это система ведения рационального хозяйства
Б.Экономика –это способ рациональной траты ресурсов
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
3.Верны ли следующие суждения о структуре экономики?
А.В структуру экономики входят производители и потребители материальных благ
Б.В структуру экономики не включаются торговые отношения.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
4.Верны ли следующие суждения об экономике
А.В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с экономическими отношениями.
Б.В экономические отношения вступают только профессиональные экономисты.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
5.Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к экономической жизни общества. Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
1.акционерная компания 2.биржевые торги 3.общее собрание акционеров 4.законодательное собрание 5.ценная бумага.
2.ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Экономические ресурсы –все денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов, необходимые для создания товаров и оказания услуг.
Факторы(ресурсы) производства – земля -природные ресурсы, естественные блага, вода, воздух, леса, полезные ископаемые, необходимые для создания товаров и услуг.
Труд –физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг.
Капитал, или инвестиционные ресурсы –средства производства, нужные при создании экономических благ: промышленное оборудование, инфраструктура.
Предпринимательская деятельность –управленческие и организаторские навыки, используемые в процессе производства.
Информация- знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности. Ею можно обмениваться и торговать, как любым иным ресурсом.
1.Верны ли следующие суждения об экономических ресурсах?
А.В отличие от неограниченных потребностей человека экономические ресурсы ограничены.
Б.Страна, обладающая редкими ресурсами, имеет высокий уровень жизни.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
2.Что из перечисленного относится к основным факторам производства?
1.цена
2.спрос
3.предложение
4.земля
3.Что относится к основным факторам производства?
1.капитал
2.деньги
3.акции
4.спрос
4. Что относится к основным факторам производства?
1.законодательство
2.труд
3.предложение
4.конкуренция
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Рыночная экономика – для нее характерны преобладание частной собственности на ресурсы, существование конкуренции, ценообразование под влиянием спроса и предложения.
Командная(централизованная) экономика –для нее характерно преобладание государственной собственности на все материальные ресурсы. Централизованное принятие основных экономических решений, централизованное планирование.
1.Для рыночной экономики характерно
1.установление твердого курса валюты
2.преобладание государственной собственности
3.формирование цен под влиянием конкуренции товаров
4.государственное регулирование деятельности предприятий
2.Основным признаком командной экономики является
1.государственный план производства товаров и услуг
2.экономическая независимость производителей
3.наличие разных форм собственности на средства производства
4.формирование цены товара под влиянием экономических законов
3.И для рыночной и для командной экономики характерно
1.контроль государства над ценообразованием
2.наличие конкурентной борьбы
3.существование товарного дефицита
4.наличие товарного хозяйства
4.ПОТРЕБИТЕЛЬ
Потребитель –это лицо или организация, которые приобретают и используют продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт.
В отличие от производителя т.е.предприятия или лица, производящего, изготавливающего продукцию, товары, оказываемые услуги, потребитель использует то, что было сделано другими лицами.
Накопление –процесс откладывания части дохода, прибыли на будущие нужды, превращение части прибыли в капитал. Увеличение запасов материалов, имущества, наращивание капитала, основных средств государством, предприятиями, предпринимателями, домашними хозяйствами.
Обмен –экономическая операция, состоящая в том, что одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги либо другую вещь.
Потребительский спрос –объем продаж или доля рынка, которую занимает товар в магазинах, где он распространяется, потребительский спрос измеряет конкуренцию. Иными словами, это то количество товаров, которое готовы приобрести потребители. Если у потребителей сократятся доходы, то они смогут приобрести меньшее количество товаров и услуг.
Товары-заменители –это товары, которые, эффективно удовлетворяют потребности покупателей, имея сходные функциональные характеристики с товаром , производимым другими организациями.
Например: конкуренцию сливочному маслу может составить высококачественный маргарин. Спрос на масло ограничен спросом на маргарин.
ПОТРЕБИТЕЛЬ
1.Как потребитель человек выступает, когда
1.покупает продукты
2.сочиняет музыку
3.занимается спортом
4.пишет книгу
2.Приобретение товара в магазине и использование купленной вещи
иллюстрирует процесс
1.производства
2.накопления
3.потребления
4.обмена
3. Верны ли следующие суждения о потребительских спросах?
А.Потребительский спрос ограничен размерами индивидуального дохода
Б.Потребительский спрос ограничен ценами на товары заменители.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
5.ПРОИЗВОДСТВО. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
Предприятие –это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности. Главная функция предприятия –создавать, производить материальные блага.
Производитель –предприятие, организация. Компания, лицо, производящее. Изготавливающее продукцию. Товары, оказывающие услуги.
ПРОИЗВОДСТВО. ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
1.Верны ли следующие суждения о предприятиях?
А.Предприятия занимаются преимущественно потреблением материальных благ.
Б.На предприятиях создаются основные материальные блага общества.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
2.Ниже перечислен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к производству материальных благ. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
1.строительство жилого дома 2.ипотечный кредит 3.сбор урожая зерновых 4.переработка нефти 5.строительство автодорог
3.В роли производителя человек выступает, когда
1.читает книгу
2.слушает музыку
3.покупает продукты
4.строит дорогу
4.Установите соответствие
ПРОФЕССИИ ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.учитель 1.производительный труд
2.строитель 2.непроизводительный труд
3.менеджер
4.сталевар 2121
6.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предприниматель –человек, который владеет и управляет собственным делом в надежде получить прибыль или основывает новое дело при помощи собственных или полученных в долг(кредит) средств. (Изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Для предпринимателя как руководителя характерны стремление изменить динамику развития деятельности, поиск новых направлений деятельности. Он отвечает за качество своих идей своим капиталом. Основной мотив его деятельности –стремление к получению прибыли.
Виды предпринимательской деятельности:
1.Партнерская –это товарищество, принадлежащее нескольким собственникам. Это объединение закрытого типа с ограниченным числом участников. Которые осуществляют совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.
2.Корпорация –основанное на долевом участии в капитале хозяйственное общество. Объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг.
ТИПЫ КОРПАРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.Акционенрное общество –самое распространенное. Выпускает ценные бумаги, акции, облигации. Держатели акций общества являются совладельцами и имеют право на участие в управлении им, держатели облигаций, получают фиксированный доход, выступают в роли кредиторов и не принимают участия в управлении.
2.Юридическая корпорация – принадлежит акционерам, но они редко заняты в управлении ею, заняты в работе хозяйственной деятельности. Власть в руках управляющих.
Человек, желающий стать акционером какой-либо компании, должен предварительно собрать информацию о деятельности данной компании, чтобы принять решение. Затем он приобретает акции компании. Становится акционером и получает право участия в общем собрании я акционеров, которое проводится для выборов Совета директоров компании, и слушают отчет о хозяйственной деятельности. Собрание собирается раз в год, где принимается решение о выплате или невыплате дивидендов за год
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.Верны ли следующие суждения о качествах предпринимателя?
А.Для предпринимателя характерна при принятии решений ориентация на мнение хозяина предприятия
Б.Предприниматель ориентируется только на достижение коммерческого успеха.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
2.В приведенном ниже списке указаны черты сходства и отличия корпоративного и партнерского предпринимательства. Запишите в таблицу.
1.является участником рыночных отношений
2.является товариществом, принадлежащим нескольким лицам
3.является хозяйственным обществом, объединением лиц и капиталов
4.главная цель деятельности – извлечение прибыли путем оказания услуг и продажи товаров.
Черты сходства | Черты отличия |
14 | 23 |
3.Укажите правильную последовательность действий участника акционерной компании.
1.приобретение акций компании
2.получение информации о деятельности компании
3.участие в выборах Советов директоров
4.получение дивидендов
5.участие в общем собрании акционеров 21534
7.РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Рынок включает в себя три основных элемента:
Рынок товаров и услуг
Рынок труда
Рынок капиталов.
Все эти три рынка взаимосвязаны.
По объектам обмена различают
Рынок товаров
Рынок услуг
Рынок капиталов
Рынок ценных бумаг
Рынок труда
Валютный рынок
Рынок информации и научно-технических разработок.
На рынке капиталов в качестве товара выступают ценные бумаги (акции, облигации), валюта.
Пример: если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то он состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и др) и по отдельным специальностям.
Можно выделить рынок капиталов им обращаются внутри него –рынок ценных бумаг.
На рынке товаров и услуг – на нем обращаются все товары и услуги, можно выделить рынок недвижимости. Где товаром выступают жилые и нежилые помещения, здания.
Спрос- это платежеспособная потребность. Т.е сумма денег, которую покупатели могут заплатить за какие-то нужные им изделия. На спрос действуют факторы: например доходы покупателей, их вкусы, предпочтения.
Если спрос уменьшится, а предложение останется неизменным, то цена уменьшится. Если спрос и предложение неизменны, то цена на товар также не изменится. Если спрос уменьшится, а предложение возрастает, то цена падает. Цена на товар возрастает в том случае, когда его предложение сокращается, а спрос остается неизменным.
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.ТРАДИЦИОННАЯ – производство обмен. Распределение основаны на обычаях и традициях, продукты производятся для собственного потребления.
2.ПЛАНОВАЯ(КОМАНДНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ) –в основе плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Характерны централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда.
РЫНОЧНАЯ - характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рыка и цен в организации коммерческой деятельности, спрос и предложение.
СМЕШАННАЯ –характеризуется сочетанием элементов рыночной и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
1.Спрос и предложение на бытовую технику формируется на рынке
1.капиталов
2.товаров и услуг
3.ценных бумаг
4.недвижимости
2.Цена товара возрастает, если спрос
1.остается неизменным, а предложение сократится
2.уменьшится, а предложение останется неизменным
3.и предложение не меняются
4.уменьшится, а предложение возрастает
3.Спрос показывает
1.потребность покупателя в товаре
2.количество товара. Которое покупатель хочет приобрести его
3.потребность в товаре и возможность приобрести его
4.количество денег на приобретение товара
4.Закон спроса и предложения функционирует только в
1.командной экономике
2.рыночной экономике
3.административной экономике
4.плановой экономике
5.В стране Х цены на товары формируются независимо от ситуации на рынке. Их определяет государство, и никто не имеет право изменять их. Какой тип экономики а государстве Х?
1.рыночная
2.смешанная
3.традиционная
4. командная
6.Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относятся экономика государства М.?
1.рыночной
2.смешанной
3.традиционной
4.командной
7.Для экономики государства С. Свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью сосуществует и частная и прочие формы собственности. К какому типу экономики принадлежит государство С.?
1.рыночной
2.административной
3.традиционной
4.командной
8.В государстве Т. формирование цены товара происходит под влиянием соотношения спроса и предложения. Какая экономическая система в государстве Т?
1.плановая
2.командная
3.рыночная
4.административная
9.Зимой гражданка К. видела в веломагазине велосипед нужной ей модели за 5 тыс рублей. Когда весной она приехала в тот же магазин, чтобы приобрести велосипед, его цена поднялась до 7,5 тыс рублей. Какую рыночную ситуацию иллюстрирует этот пример?
1.рост цены из-за сезонного повышения спроса на товар
2.рост цены в связи с сокращением предложения
3.баланса спроса от предложения
4.отсутствия спроса от предложения
10.Верны ли следующие суждения о конкуренции?
А.Конкуренция производителей ведет к появлению дефицита.
Б.Конкуренция покупателей приводит к улучшению качества товаров и снижению цен на них.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
11.Верны ли следующие суждения о соотношении спроса и предложения.
А.В случае роста спроса на товар его предложение вырастает.
Б.Если спрос на товар падает, предложение этого товара вырастает.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
12.В стране Х. были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи? Результаты опросов приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в %) | |
1997год | 2007год | |
Очень хорошее и хорошее | 10 | 15 |
Среднее | 44 | 54 |
Очень плохое и плохое | 44 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1.Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2.Более половины опрошенных в 2007г граждан считают свое материальное положение средним.
3.Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают свое материальное положение очень хорошим.
4.Увеличилось количество граждан, считающих свое материальное положение плохим.
5.Более 2/3 опрошенных граждан не считают свое материальное положение хорошим.
Ответ: ___235________
13.Укажите правильную последовательность событий, иллюстрирующих рост цен на рынке зерна.
1.Сокращение предложения зерна из-за его недостатка
2.рост спроса на зерно из-за сокращения его предложения
3.рост цен на продукты из муки
4.появление а дефицита зерновых продуктов
5.засушливое лето, в результате которого большая часть урожая погибла
51243
8.ОБМЕН
ТОВАР –продукт труда, произведенный для обмена(продажи), любой продукт, который можно продавать и покупать. Главное свойство товара – это его способность удовлетворять потребности людей в чем-либо и способность быть соотнесенным по ценности с другими товарами. Товаром могут быть не только материальные объекты, но и информация и услуги.
ОБМЕН
1.Верны ли следующие суждения о товаре
А.Товаром может стать только материальный объект
Б.Товаром могут быть как материальные объекты так и идеи и услуги
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
2.Верны ли следующие суждения о цене товара?
А.Цена товара включает затраты на его производство и транспортировку к месту продажи
Б.Цена товара назначается продавцом в соответствии только с его пожеланиями.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
3. Верны ли следующие суждения о свойствах товара?
А.Любой товар удовлетворяет потребности людей
Б.Товар имеет определенную стоимость в соответствии с которой он может быть обменян на другой товар.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
9.ТИПЫ РЫНКОВ
КОНКУРЕНЦИЯ –соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели.
ПРИВАТИЗАЦИЯ – это передача государственной собственности в частные руки и передача управления от государства в частный сектор.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ –это процесс обратный приватизации. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта, или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться безвозмездно, а также за полный или частичный выкуп.
МОНОПОЛИЗАЦИЯ – создание монополий, т.е получение определенным лицом, группой лиц или государством исключительного права на осуществление какого-либо вида деятельности.
ТИПЫ РЫНКОВ
1.В государстве М.все автомобили производятся на нескольких крупных предприятиях. Эти предприятия возникли путем слияния и поглощения мелких автомобильных заводов. Как называется процесс, который иллюстрирует данный пример?
1.конкуренция
2.приватизация
3.монополизация
4.национализация
2.Верны ли следующие суждения о конкуренции?
А.Конкуренция ведет к улучшению качества товара
Б.В результате конкурентной борьбы происходит вытеснение с рынка некачественных товаров.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
10.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
ПОТРЕБЛЕНИЕ – это процесс создания разных видов экономического продукта, использование результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное направление, предназначенные для передачи отдельным фондам, лицам.
ПРОИЗВОДСТВО –процесс создания разных видов экономического продукта.
НАКОПЛЕНИЕ –откладывание части дохода, прибыли на нужды, превращение части прибыли в капитал, увеличение запасов материалов, имущества, наращивание капитала, основных средств государством, предприятиями, домашними хозяйствами.
В централизованной экономике плановое распределение ресурсов, денежных средств, продукции.
В рыночной экономике функции распределения принимает на себя в основном рынок, но частично они сохраняются и за государством.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
1.Правительство выплачивает пособия пенсионерам и безработным,
стипендии студентам. Это деятельность правительства в сфере
1.производства
2.потребления
3.обмена
4.распределения
2.Правительство на своем заседании решало вопрос, как наилучшим образом распорядиться запасами зерна, сделанными в текущем году. К какой функции экономики относится данная деятельность правительства?
1.производства
2.потребления
3.распределения
4.накопления
3. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике
А.В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику
Б.Государство регулирует рынок с помощью правовых норм.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
4.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в рыночной и командной экономике. Запишите номера сходства и отличия.
1.создает правовую базу для развития экономики
2.обеспечивает сбор налогов
3.устанавливает основные цены на потребительские товары
4.определяет необходимое количество всех товаров и услуг в стране.
Черты сходства | Черты отличия |
12 | 34 |
5.В стране Х в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: Как вы считаете, куда должны направляться сверхприбыли, связанные с высокими ценами на нефть? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных в % | ||
2005г | 2006г | 2008г | |
На борьбу с бедностью | 69 | 74 | 78 |
На решение жилищных проблем | 57 | 60 | 58 |
На развитие инфраструктуры | 30 | 36 | 36 |
На развитие науки и образования | 39 | 42 | 36 |
На развитие и финансирование экономики | 30 | 34 | 29 |
На укрепление армии | 22 | 24 | 22 |
На погашение долгов | 12 | 15 | 8 |
В копилку на случай кризиса | 10 | 8 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 2 |
Проанализируйте данные таблицы
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1.Постоянно растет число граждан, считающих необходимым направлять эти средства на борьбу с бедностью.
2.Сократилось количество граждан , считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство
3.Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
4.Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
5.Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных доходов. 12
11.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – это план доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленный с указанием источников поступления государственных доходов. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшим законодательными органами.
Работа над составлением гос бюджета начинается в Правительстве РФ, которое разрабатывает проект и представляет его на рассмотрение в Гос Думу. После рассмотрения проекта бюджета парламентом РФ Госдума принимает федеральный закон о бюджете государства. Выполнение бюджета является функцией Правительства РФ.
Доходы бюджета складываются из налогов и доходов от имущества, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Расходуется государственный бюджет в основном на финансирование гос предприятий и социальные программы.
Акциз – косвенный налог(надбавка к цене товаров и услуг) на продажу определенного вида товаров массового потребления, он включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты(чаще всего акцизным сбором облагаются винноводочные изделия, пиво, табачные изделия, предметы роскоши, автомобили)
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ –сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год.
ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА –превышение расходов над доходами.
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ – соответствие между расходами и доходами.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
1.Государственный бюджет – это планируемые(й) государством на один год
1.объемы строительства жилья
2.прирост населения
3.расходы на социальные программы
4.расходы и доходы
2. Государственный бюджет – это планируемые(й) государством на один год
1.расходы и доходы государства
2.расходы и доходы населения
3.расходы на социальные нужды
4.доходы от внешней торговли
3.В государственный бюджет доходы поступают от
1.акцизных сборов
2.обслуживания государственного долга
3.дотаций предприятия
4.проведение социальных программ
4. Государственный бюджет расходуется на
1.подоходный налог
2.налог на имущество
3.социальные программы
4.акцизы
5.Правительство распланировало на будущий год все доходы и расходы государства. Они будут записаны в
1.смету расходов
2.налоговой кодекс
3.бюджет
4.реестр доходов
6.В текущем году доходы государства превысили его расходы. Бюджет такого государства можно назвать
1.сбалансированным
2.дефицитным
3.профицитным
4.отрицательным
7. В текущем году доходы государства превысили его расходы. Бюджет такого государства можно назвать
1.сбалансированным
2.дефицитным
3.профицитным
4.отрицательным
8.Установите соответствие между частями государственного бюджета и примерами.
ПРИМЕРЫ СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
А.прибыль от внешнеэкономической 1.расходная часть
деятельности 2.доходная часть
Б.стипендии студентов
В.акцизы
4.пособие по безработице
а | б | в | г |
2 | 1 | 2 | 1 |
9.Ниже приведен ряд характеристик, все они за исключением одной, относятся к расходной части бюджета государства. Найдите и напишите номер характеристики выпадающей из этого ряда.
1.акцизы 2.содержание армии 3.финансирование образования 4.социальная программа помощи безработным 5.финансирование госпредприятий.
Ответ: _______1__
10.Укажите правильную последовательность действий при составлении бюджета семьи.
1.определение первостепенных, необходимых благ
2.составление списка предполагаемых источников доходов
3.определение второстепенных и не обходимых трат
4.постановка основных финансовых задач
5.корректировка расходов соответственно планируемым доходам. 41253
11.Укажите правильную последовательность действий при составлении государственного бюджета.
1.составление проекта бюджета Правительством РФ
2.утверждение проекта бюджета парламентом РФ
3.представление главой Правительства проекта бюджета в Государственной Думе.
4.принятие Государственной Думой федерального закона о бюджете
5.выполнение государственного бюджета Правительством РФ 13245
12.НАЛОГИ
ТАРИФ (тарифная ставка, ставка оплаты труда, ..) –это ставка оплаты за различные услуги, предоставляемые предприятиям и населению.
ДИВИДЕНД – часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами(обладателями акций) и выплачивает им ежегодно в соответствии с имеющимися у них акциями и с учетом достоинства акций.
НАЛОГИ – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Это основной источник формирования государственного бюджета.
СТРАХОВАЯ ВЫПЛАТА – страховое возмещение, в личном страховании – обеспечение, страховая выплата – оплаченный страховой ущерб.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – денежное вознаграждение за труд.
НАЛОГИ ДЕЛЯТСЯ:
ПРЯМЫЕ – берутся непосредственно с дохода(подоходный налог, налог на прибыль, на заработную плату и ее прирост)
КОСВЕННЫЕ – в виде надбавок к цене товаров и услуг(акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавочную стоимость)
ТАМОЖЕННЫЙ СБОР – вид косвенного налога, взимается с лиц ввозящих товар на территорию государства.
НАЛОГИ
1.Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц – это
1.тарифы
2.налоги
3.дивиденты
4.страховые выплаты
2.Граждане, а также компании и фирмы обязательно платят государству
1.дивиденты
2.страховые выплаты
3.заработную плату
4.налоги
3.Вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении им некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене товара
1.подоходный налог
2.таможенный налог
3.акциз
4.дивидент
4.К косвенным налогам относятся
1.налог на прибыль предприятия
2.таможенные пошлины
3.подоходный налог
4.налог на имущество
5. К косвенным налогам относятся
1.налог на добавочную стоимость
2. подоходный налог
3. налог на имущество
4. налог на прибыль предприятия
6. К прямым налогам относятся
1.таможенная пошлина
2.акциз
3.налог на прибыль
4.налог на добавочную стоимость
(1,2,4-косвенные налоги, налог на прибыль взимается непосредственно с доходов и относятся к прямым)
7.Граждане государства И. платят подоходный налог. Какой вид налога они оплачивают?.
1.косвенный
2.акцизный
3.прямой
4.федеральный
8.Граждане государства К.уплачивают налоги, размер которых включен в стоимость товаров или услуг. Какой вид налогов они оплачивают?
1.косвенный
2.региональный
3.прямой
4.федеральный
9.В приведенном списке указаны черты сходства и отличия прямых и косвенных налогов.
1.обязательные платежи
2.посткпают в доходную часть бюджета
3.взимаются непосредственно с дохода и имущества
4.включены в стоимость товара или услуги
Черты сходства | Черты отличия |
12 | 34 |
13.ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
ДЕФИЦИТ-недостаточность средств и ресурсов.
ИНФЛЯЦИЯ – обесценение денег, которое проявляется в росте цен на товары и услуги, не обусловленном повышением их качества. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денег и др.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ –снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам. Девальвация м.б признана правительством страны официально, в законодательном порядке. Таким образом укрепив свою валюту, путем изъятия из обращения части денежной массы или обмена обесценившихся денег. При скрытой девальвации происходит обесценение бумажных денег, снижение их реального содержания, но изъятия части денежной массы из обращения или обмен денег не производится.
КОНКУРЕНЦИЯ –открытое соперничество людей, групп или организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере.
РЕГРЕСС – развитие общества, при котором негативные сдвиги перевешивают негативные.
СТАГФЛЯЦИЯ- состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы, сочетание экономического кризиса с инфляцией.
1.Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного выпуска по сравнению с потребностями в действительных деньгах – золоте, это
1.дефицит
2.инфляция
3.девальвация
4.конкуренция
2.Верны ли следующие суждения о деньгах?
А.Деньги выполняют в обществе функцию средства обращения
Б.Деньги выполняют в обществе функцию средства накопления.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
3.Верны ли следующие суждения об инфляции?
А.Инфляция происходит в случае переполнения сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарным запасом.
Б.Инфляция выражается в росте цен и падении покупательной способности денег.
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения не верны
4.В стране М.наблюдается рост цен на все товары и услуги и обесценивание денежных знаков. Как называет этот процесс?
1.регресс
2.стагфляция
3.девальвация
4.инфляция
5.Пенстонерка Крюкова каждый месяц откладывает по 2тыс рублей от пенсии, копя, таким образом, деньги на «черный день». Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1.средства обращения
2.средства платежа
3.мера стоимости
4.средства накопления
6.В стране Х в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления? Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в% | |||
2002г | 2005г | 2007 | 2008 | |
В национальной валюте | 19 | 35 | 49 | 48 |
В евро | 18 | 25 | 30 | 35 |
В долларах | 33 | 23 | 5 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 17 | 16 | 13 |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1.растет доверие населения своей национальной валюты.
2.Стабильно и неизменно растет доверие населения к доллару
3.Неуклонно падает доверие населения к евро
4.В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро
5.Произошло резкое падение доверия населения к доллару
14.БЕЗРАБОТИЦА
Безработица –социально-экономическая ситуация, при которой часть активного населения не может найти работу. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие возможности получить работу в соответствии со своим образованием. Профилем, трудовыми навыками.
Прогул –неявка на работу без уважительной причины, либо отсутствие на работе более 3часов без разрешения администрации.
Иждивение – полное содержание, обеспечивающее средствами к существованию; материальное попечение; обеспечение неработающего(как правило неработоспособного: больного, престарелого, несовершеннолетнего) средствами. Необходимыми для существования.
1.Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
1.прогул 2.безработица 3.иждивение 4.правонарушение
2.Укажите правильную последовательность действий при получении статуса безработного
1.регистрация на бирже труда в качестве безработного
2.получение пособия по безработице
3.рассмотрение предложений по трудоустройству
4увольнение с последнего места работы
5.заявление с просьбой о регистрации в качестве безработного.
3.Прочитайте текст и выполните задания 26-31
Конкуренция и монополия.
Конкуренция –это экономическое соревнование на рынке. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции является редким исключением(рынок с/х продукции и ценных бумаг). Он подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, то есть спроса, предложения и т.д.
Несовершенная конкуренция имеет несколько видов. Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определенную власть над предложением товаров и ценой. Олигополия может быть двух видов: чистая, когда фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция одного функционального назначения(сталелитейная, автомобильная и др промышленности). Все фирмы в олигополии зависят друг от друга. Их поведение на рынке всегда взвешено и учитывает.
Монополия –это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. Власть над ценой абсолютна. Вход на рынок невозможен. Недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно- технический прогресс.
Методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, применяемых в случае нарушения антимонопольного законодательства: организационный механизм(снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, запрещающее слияние крупных фирм. Особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, который ведет реестр компаний с объемом производства 35% и более продукции данного вида. Антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от рынка.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
27.Какие два вида конкуренции выделяет автор?
28.Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?
29.Автор называет три недостатка монополий, назовите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Проверочный тест по теме "Зачем нужна экономика? Устройство экономики" 7 класс
В связи с ограниченным преподаванием экономики в непрофильных школах преподаватели испытывают затруднение в подборе проверочного материала. Предлагаю ряд тестов для основной школы 7-8 класс, которые м...
Презентация для урока экономики сказка "Экономика изумрудного государства"
В презентации, в форме сказки, рассмотрены типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная, смешанная....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9,11 КЛАССЫ...
Практические занятия по дисциплине «Аудит» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» 3 курс
На современном этапе рыночной экономики происходят существенные изменения в экономике, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровне: складывается современная система рыночных отношени...
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....