Как успешно сдать ЕГЭ по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Как работать с текстом на экзамене. Методика подготовки к ЕГЭ и успешное написание эссе. Советы по психологической подготовке к сдаче Единого государственного экзамена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_uchashchihsya_k_ege_po_obshchestvoznaniyu.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать с текстом на экзамене.
1. С чего начинать работу с текстом?
Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.
Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
2. Нужно ли определять главную идею текста?
Определите основную идею текста.
3. В каком порядке отвечать на вопросы?
Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.
4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. Отвечайте точно на поставленный вопрос. Избегайте неполных ответов.
5. На что обращать внимание при выполнении заданий?
Важно:
- внимательно прочитать задание;
- понять, что именно требуется для успешного ответа;
- уяснить, из каких частей складывается задание;
- стараться выполнить все задание;
- если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
- не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
- старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
- сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».
Задание на составление сложного плана развернутого ответа
. Выполнение данного задания будет успешным, если:
* все формулировки пунктов плана корректны с точки зрения их соответствия предложенной теме обществоведческого курса;
* содержание плана свидетельствует о системном, глубоком знании выпускника по предложенной теме, отражает ее с максимальной полнотой;
* структура ответа соответствует сложному плану.
В задании, предложена тема и дано указание на то, что минимальное количество пунктов плана - три, из которых не менее двух детализированы в подпунктах. возможный
последовательность действий при работе с заданием
1. Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
3. Озаглавьте каждую часть.
4. В каждой части выделите несколько положений, раскрывающих главную мысль.
5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
6. В случае необходимости внесите корректировки.
7. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
8. В заголовках (пунктах и подпунктах) плана нежелательно повторять сходные формулировки.
Хочу предложить еще один - более простой, на мой взгляд, алгоритм, отработав который, можно составить план на любую тему.
|
|
|
ПОД ПУНКТАХ, НАЗВАВ ) |
|
Каждый "слой" этого гамбургера - основа возможной формулировки будущего сложного плана. Давайте посмотрим, как работает этот шаблон на конкретном примере.
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
|
А) ТЕРРИТОРИЯ Б) СУВЕРЕНИТЕТ В) ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ Г) СИСТЕМА ПРАВА Д) МОНОПОЛИЯ НА ЛЕГАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ |
А) ВНУТРЕННИЕ Б) ВНЕШНИЕ |
А) ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ Б) ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В) ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ |
|
То есть, в идеале может получиться план, состоящий из пяти пунктов, три из которых будут конкретизированы в подпунктах - согласитесь, это отличный вариант с точки зрения требований, предъявляемых в задании. Правда, далеко не к каждой теме применимы все пять предложенных пунктов, но любая тема может быть представлена в данном шаблоне в соответствие с требованиями задания с незначительными изменениями. Рассмотрим еще один пример.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
|
|
А) ЭВОЛЮЦИЯ Б) РЕВОЛЮЦИЯ |
|
А) РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА Б) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЛЮДЕЙ В) РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ, ВКЛЮЧАЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА Г) ПРОГРЕСС НАУКИ И ТЕХНИКИ Д) СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ОБЩЕСТВОМ |
Технология написания эссе по бществознанию.
«Хорошо писать – это в то же время хорошо
мыслить, хорошо чувствовать и хорошо
передавать, это иметь ум, душу и вкус».
Жан-Луи Бюффон
.
Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Но эссе по обществознанию имеет массу своих особенностей, отличающих его от эссе по другим предметам.
Данные умения и навыки написания эссе по обществознанию следует начинать формировать в 8-9 классах.
Определение структуры эссе
Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нём должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определённым принципам.
Структура эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения) | 20% |
Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения) | 60% |
Заключение (Выводы, умозаключения) | 20% |
В связи с этим, в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.
Вступление | Как умно и метко высказывается автор. Очень оригинальная мысль… Никогда не думал, что …. Оказывается, что идея о том, что... |
Основная часть | Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих, … Рассмотрим несколько вариантов... Давайте попробуем порассуждать… С одной стороны, ... |
Заключение | Таким образом,… Итак,… К какому же выводу мы пришли... |
.
Алгоритм написания эссе:
1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) она интересна вам;
б) вы понимаете смысл этого высказывания;
в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
3. Определите смысл высказывания (проблему).
4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания.
- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений;
- распределите подобранные аргументы в последовательности;
- придумайте вступление к рассуждению;
- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
5. Сформулируйте общий вывод работы.
- Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
- Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...
Как успешно сдать ЕГЭ
Советы участникам ЕГЭКак настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ- День сдачи ЕГЭ - очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов ...
Как успешно сдать ЕГЭ?
Системе сдачи ЕГЭ скоро исполнится 10 лет.У этой неё есть свои плюсы, есть минусы. О том, насколько объективно и качественно система оценивает знания учащихся, спорят до сих пор. Тем не менее, сдавать...
Как успешно сдать ЕГЭ
Сдаем единый экзамен В этом разделе собраны рекомендации при подготовке и сдаче экзаменов Подготовка к экзаменам: советы психолога. Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для здоровь...
Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ?
Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...
«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
Практическое занятие для родителей направлено на развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к проц...
Родительское собрание на тему "Как успешно сдать ГИА"
Рекомендации родителям об успешной сдачи ГИА...