Методическая разработка занятия по обществознанию
методическая разработка по обществознанию на тему
Занятие разработано на основе образовательной программы по обществознанию с 5 по 8 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 2014 год. Рекомендуемое методическое пособие – учебник «Обществознание 8 класс»: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М. Просвещение, 2014. – 255с., §9.
Название занятия: Тайна…
Такое загадочное название занятия задумано для мотивации учащихся на протяжении всего занятия, что в конце они самостоятельно и незаметно должны раскрыть суть неё и найти ответы на сложные вопросы, которые были поставлены ими самими в начале занятия.
Класс: 8
Цель занятия: продвинуть учащихся к самосовершенствованию, натолкнуть их на обсуждение важных моральных ценностей и делать правильный самостоятельный выбор.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральные ценности, моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – социальное существо, призванное творить самого себя;
2. Организовать работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях из олонхо;
3. Овладение навыками первичного анализа и использования информации, общей ориентации в актуальных общественных событиях, сознательного неприятия антиобщественного поведения, нравственной оценки конкретных поступков людей;
4. Формирование и развитие умения определять необходимые моральные ценности, чтобы избежать в будущем плохое взаимоотношение с окружающими людьми;
5. Воспитание мотивов самосовершенствования. Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком;
6. Духовно-нравственное воспитание через философию народного эпоса – олонхо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_olonho.docx | 89.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова ГБОУ «Верхневилюйский республиканский лицей-интернат М.А. Алексеева»
Лишь зная философию жизни своего народа можно шагать в будущее
(доклад)
Составила учитель истории и обществознания
Павлова С.П.
Верхневилюйск, 2016 г.
Введение
Проблема работы: сегодня тот исторический период, где люди стремятся как можно больше работать, чтобы заработать себе на жизнь. Поэтому, не новость, что многим современным родителям совершенно не хватает времени воспитать своих собственных детей, и жизнь, к сожалению, доказывает это на практике. Социологи помимо двух социальных стилей современной семьи (авторитарный и демократический) сегодня выделяют третий стиль – это попустительский, где в семье совершенно не хватает времени для воспитания ребенка. Ученые социологи объясняют, что из такого стиля семьи вырастают эгоисты и люди с равнодушным характером.
Тогда возникает вопрос: кому заниматься воспитанием будущего поколения? И ответ общества очевиден – школа, т.е. весь процесс воспитательной деятельности полностью излагается на общеобразовательных учреждениях и это доказано многочисленными образовательными законами.
Актуальность работы заключается в том, что сегодня тот исторический период, где люди стремятся как можно больше работать, чтобы заработать себе на жизнь. Поэтому, не новость, что многим современным родителям совершенно не хватает времени воспитать своих собственных детей, и жизнь, к сожалению, доказывает это на практике. Социологи помимо двух социальных стилей современной семьи (авторитарный и демократический) выделяют третий стиль – это попустительский, где в семье совершенно не хватает времени для воспитания ребенка. Ученые социологи объясняют, что из такого стиля семьи вырастают эгоисты и люди с равнодушным характером.
Тогда возникает вопрос: кому заниматься воспитанием будущего поколения? И ответ общества очевиден – школа, т.е. весь процесс воспитательной деятельности полностью излагается на общеобразовательных учреждениях и это доказано многочисленными образовательными законами.
Сегодня помимо обучения, главным делом в трудовой деятельности педагогических работников является воспитание. Конечно, воспитание – это великое дело и спора нет, об этом испокон веков написали великие ученые как Сухомлинский, Макаренко и т. д.
В историческом и литературном наследии русского критика Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848) значительное место занимали вопросы воспитания. В своем рассуждении «Доброе всего нужнее для молодых людей» он говорит, что младенец – сей новый житель мира – ни в чем не имеет понятия: он выходит из рук природы совершенно ничего не знающим, не имеющим идей и едва чувствующим собственное свое бытие, и то только со стороны физической.Чтобы сделаться существом разумным, он должен вполне удовлетворять этой сильной страсти любопытства, этой неутомимой жажде познаний, которые вложены в него самою природою; он должен изощрять, образовывать свои способности.
Чтобы развить способности и дать этим страстям доброе направление, образовать сердце, просветить ум, нужно хорошее воспитание. Чтобы достичь возможного совершенства, он должен знать свои отношения к ближним, различные обязанности в рассуждении оных. Он должен знать обычаи своего отечества и традиции общества, среди которого находится. [Белинский В.Г. Избр. пед. соч. – М., 1982. – С.17-19]
Мы должны согласиться с этим – чтобы достичь возможного совершенства, т. е. стать нравственной личностью, человек должен знать в первую очередь, историю и традиции своего народа. А история и вся традиция народа Саха отражается в якутском эпосе – олонхо. Ведь, недаром олонхо – называют великим шедевром человечества. Здесь хранится вся мудрость и философия всей жизни нашего народа.
С этой целью при изучении предмета – обществознание можно использовать всю философию олонхо, как с воспитательной целью, так и с обучающей и развивающей целью. Такой подход совершенно совпадает с современными требованиями образования. При ведении занятий по ФГОС исходя из философии олонхо мы получаемметапредметные результаты. Ребенок не только духовно обогащается, но и развивает свои способности рационально мыслить, творить и действовать.
Целью доклада является Применение и внедрение национального компонента на уроках истории и обществознания.
С этой целью при изучении предмета – обществознание можно использовать всю философию олонхо, как с воспитательной целью, так и с обучающей и развивающей целью. Такой подход совершенно совпадает с современными требованиями образования. При ведении занятий по ФГОС исходя из философии олонхо мы получаем метапредметные результаты. Ребенок не только духовно обогащается, но и развивает свои способности рационально мыслить, творить и действовать.
К примеру, можно привести разработку одного занятия.
Методическая разработка занятия по обществознанию
для заочного фестиваля «Уроки по ФГОС» в 2015-2016 учебном году
Занятие разработано на основе образовательной программы по обществознанию с 5 по 8 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 2014 год. Рекомендуемое методическое пособие – учебник «Обществознание 8 класс»: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М. Просвещение, 2014. – 255с., §9.
Название занятия: Тайна…
Такое загадочное название занятия задумано для мотивации учащихся на протяжении всего занятия, что в конце они самостоятельно и незаметно должны раскрыть суть неё и найти ответы на сложные вопросы, которые были поставлены ими самими в начале занятия.
Класс: 8
Цель занятия: продвинуть учащихся к самосовершенствованию, натолкнуть их на обсуждение важных моральных ценностей и делать правильный самостоятельный выбор.
Задачи:
- Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральные ценности, моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – социальное существо, призванное творить самого себя;
- Организовать работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях из олонхо;
- Овладение навыками первичного анализа и использования информации, общей ориентации в актуальных общественных событиях, сознательного неприятия антиобщественного поведения, нравственной оценки конкретных поступков людей;
- Формирование и развитие умения определять необходимые моральные ценности, чтобы избежать в будущем плохое взаимоотношение с окружающими людьми;
- Воспитание мотивов самосовершенствования. Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком;
- Духовно-нравственное воспитание через философию народного эпоса – олонхо.
Содержание учебного материала и этапы занятия с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты и задания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Ожидаемые метапредметные результаты |
Организационный момент | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка | Знакомит себя с учащимися. Проводит беседу для проявления мотивации | Знакомятся с учителем. Участвуют в беседе. | Фронтальная | Регулятивные УУД |
Возникновение проблемной ситуации(образовательная напряженность) | 3 | Представление камней в образе поведения человека | Организует диалог с учащимися: - Ребята, у вас в руках камешки. Держа и видя их что вы представляете? - А человека можно ли представить в виде камня? Как вы бы могли охарактеризовать его? - Как представляете его в жизни? Как, по-вашему, складывается его взаимоотношения с другими людьми? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Личностные УУД, Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Актуализация знаний | 2 | Выдвижение первой формулызанятия: «Грубому человеку трудно строить доброжелательное взаимоотношение с другими людьми» | Организует диалог с учащимися: - Такие люди в наше время существуют? - Как вы думаете, почему люди становятся такими? | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Личностные УУД, Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Постановка проблемы (целеполагание) | 3 | Конкретизация цели занятия | Задает вопросы учащимся: - Можно ли избежать такого тяжелого характера, плохого взаимоотношения с другими людьми? - Какие моральные ценности по вашему не хватают данному человеку? Что для этого надо делать? - Это очень сложные вопросы жизни, поэтому нам будет сложно найти одного конкретного ответа на них. - Ребята, значит, что нам предстоит на сегодняшнем занятии? | - Предлагают различные пути решения поставленной проблемы. - Перечисляют ценности жизни, моральные ценности. - Ставят цель самим себя: думать, узнать и постараться найти ответы на поставленные вопросы? | Фронтальная | Личностные УУД, Регулятивные УУД |
Изучение нового материала | 10 | Работа по группам со схемой сюжета олонхо И.Г. Теплоухова-Тимофеева «СтроптивыйКулунКуллустуур» | Ознакомливая со схемой сюжета олонхос заданиями поясняет формы работы, по группам четко намечая время их выполнения. | Внимательно прослушав и поняв формы работы со схемой олонхо, выполняют в группе предложенные учителем задания. | Групповая работа | Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
Первичное осмысление | 12 | Выступление каждой группы по итогам групповой работы (каждая группа по 3 минуты) | - Выступает в качестве организатора дискуссии, выдвигая главные моральные ценности занятия по предложенным вариантам каждой группы. | Публичная защита: - собственного текста, исходящего из схемы олонхо; - ответов на вопросы; - выдвигаемой ценностью занятия. | Устное выступление | Регулятивные УУД, Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные |
Закрепление | 2 | Выдвижение общих моральных ценностей занятия | - Выступает в качестве организатора дискуссии при выдвижении общих моральных ценностей | Вступают в дискуссию при выдвижении общих моральных ценностей | Фронтальная | Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Итоги занятия, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на занятии сведения | Призывает учащихся к перевоспитанию поведения того грубого человека, героя из олонхов начале занятия в образе камня: - И так, я считаю, что нужные ответы на сложные вопросы нам удалось найти, они отражены в виде наших общих главных моральных ценностей. - Какие моральные ценности необходимы в жизни каждого из нас? Для этого, я вам предлагаю вернуться к нашим камням. Они все ещё в образе грубого поведения, твердого характера человека. И наша с вами задача, поставить на правильный путь нашего героя для того, чтобы он, как и мы понял моральные ценности и строил доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми. - перечислим нужные моральные ценности для него и заполним этот сосуд нашими камнями. -Вы думаете, что сосуд заполнен? -Я думаю, что нет! - Для того, чтобы полностью наполнить сосуд я насыплю песок. Если наши камешки моральные ценности, то песок – это что? | - Удивляются, что они сами нашли ответы на сложные вопросы. -Понимают, что в течение занятия постарались найти ответы на сложные вопросы. - Перечисляют моральные ценности по одному и вкладывают камни в сосуд. - Раз и навсегда понимают моральные ценности и нормы. - Отвечают, объясняя свое представление о песке. | Фронтальная Индивидуальная | Регулятивные УУД, Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Домашнее задание | 1 | Написать эссе на тему «» | Объясняя, дает задание на дом в виде эссе. | Слушают и записывают домашнее задание | Индивидуальная | Личностные УУД |
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на занятии
- Предметные:
- иметь представление о понятиях: «моральные ценности», «мораль», «моральные нормы», «нравственность» и «ответственность»;
- в результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что человеку трудно и сложно строить доброжелательное
взаимоотношение с другими людьми имея грубое поведение, тяжелый характер, и понять, что при этом ему самому становится не легко жить.
- Метапредметные:
- Личностные УУД:
- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками моральных ценностей и стремлений, желаний, побуждений к ним;
- проявление внимания, наблюдательности по отношению к своим сверстникам;
- ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения;
- формирование ориентировки на нравственно-эстетическое содержание поведений и поступков с помощью сюжета олонхо.
- Регулятивные УУД:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с имеющейся ситуацией;
- формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов;
- развитие регуляции учебной деятельности;
- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
- Познавательные УУД:
- формирование умения видеть проблему и её постановки;
- развитие умения структурировать текст, делать выводы и умозаключения;
- развитие умения выделять концепт ( идею) героического эпоса – олонхо с помощью схемы сюжета олонхо;
- формирование рационального воображения на основе овладения приемом сочинения текста;
-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- развитие способностей анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения человека;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять развернутый текст, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
4. . Коммуникативные УУД:
- формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенным фрагментам из олонхо и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности;
- развитие способности действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- формирование чувства уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
-формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Приложение 1
Работа по группам со схемой олонхо И.Г. Теплоухова-Тимофеева «СтроптивыйКулунКуллустуур»
Схема – сюжет олонхо:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие по обществознанию в 11 классе "Смысл жизни и предназначение человека" в 11 классе
Урок в форме работы в группах с заданиями к текстам философского содержания. Проводила в классах разного уровня подготовки, тексты вызывали у ребят большой интерес...
Учебное занятие по обществознанию, 9 класс: "Трудовое право для несовершеннолетних"
Учебное занятия для учащихся 9 классов с применением интерактивных форм и методов обучения. Особенность занятия - самостоятельная деятельность учащихся. Итогом работы детей является созданный пакет пр...
Учебное занятие по обществознанию, 9клас: "Можно ли избежать дорогу к бедности"
Данное занятие поможет детям определиться с профилем в 10 классе, учит работать с документами, кооперации. Архив состоит и пакета заданий группам, сценария и раздаточного материала....
Повторительно-обобщающее занятие по обществознанию для 10 класса
Данная разработка выполнена в соавторстве с учителем истории и обществознания нашего ОУ Решетовой Яной Петровной. Повторительно-обобщающее занятие по обществознанию в игровой форме за 10 класс. Разраб...
Методическая разработка факультативного занятия по обществознанию по теме "Анализ политического события"
Формирование умения разбираться в публичной политике; формирование гражданского отношения к восприятию политиков.Учащиеся развивают умения анализировать выступления политических лидеров и выявлять их ...
Конспект учебного занятия по обществознанию в 7 классе "Подросток в социальной среде"
Конспект учебного заняти, где определены этапы урока и содержание деятельности обучающихся, прилагаются схемы...
Интегрированное занятие по обществознанию и психологии в 8 классе "Ромео и Джульетта: любовь с продолжением…"
Занятие проводится по технологии критического мышления (ТРКМ), используются элементы личностно- ориентированного обучения, используются методы обучения: проблемный, поисковый, диалоговый, творческий, ...