Символика государства
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обществознания, 5 кл.
Адресная направленность: в помощь учителям обществознания, работающим по ФГОС 2 поколения, студентам педагогических ВУЗов и колледжей при подготовке к урокам, работникам ДК при организации мероприятий по данной тематике.
Тема: Государственные символы России (глава «Родина»)
Класс: 5
Автор: Вешникова Е. В., учитель обществознания МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5».
Учебник: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др., 2015.
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о государственных символах РФ, о государственной символике как общечеловеческой, государственной ценности.
Ресурсы: основные: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Microsoft PowerPoint, дополнительные - краткий терминологический словарь.
Задачи:
- Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о государственных символах РФ, о государственной символике как общечеловеческой, государственной ценности;
- Развивающая: развивать умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации при работе с различными источниками информации, сознательно строить речевое высказывание в устной форме.
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение учащихся к символам своего государства, чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся смогут объяснить значение понятий символ, герб, флаг, герб, рассказать, каково их назначение и роль в жизни страны.
- Личностные: учащиеся смогут проводить самооценку собственной деятельности, самоанализ.
- Метапредметные:
познавательные: учащиеся будут уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, составлять ответы на вопросы.
регулятивные: учащиеся смогут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной целью; вносить необходимые коррективы в действия после их завершения.
коммуникативные: учащиеся будут уметь слушать и понимать речь других; вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владеть навыками общения, совместной деятельности.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Опережающее задание: 2-3 учащимся приготовить сообщение о гербе РФ.
На доске цитаты:
- Знаки и символы управляют миром.
(Конфуций).
- Россия – страна фасадов.
(Адольф де Кюстин).
- Знамя верное у нас –
Мы не дрогнем в страшный час!
(Е. Кучбарская)
Эпиграф урока на доске: Герб и флаг страны отражают историю народа,
мечту создателя и достоинство своих граждан
(М. Монтень)
Тип урока: открытия новых знаний
Основные понятия: символ, герб, флаг, гимн.
Ресурсы: основные: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Microsoft PowerPoint, дополнительные - краткий терминологический словарь, карточки.
Этапы урока:
- Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности (2-3 мин.).
- Формулировка темы урока и постановка учебной цели (3-5 мин.).
- Открытие нового знания (до 30 мин).
- Рефлексия (2-3 мин.).
- Д/з (2-3 мин).
Ход урока
- Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. Приветствие учащихся.
Пожелание успеха (2-3 мин.).
- Формулировка темы и урока и постановка учебной задачи (3-5 мин.).
Учитель:
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (слайд 1). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф урока – это тоже своего рода подсказка.
1 группа разгадывает ребусы, слова – «страна», «герб». 2 группа – слова «история», «символ». Учащиеся разгадывают ребусы и выявляют, что тема урока связана со словами «Родина», «герб», «символ». Затем записывают тему урока в тетрадь - «Государственные символы России».
Учитель:
- Ребята, мы сказали «символы России», а знаете ли вы, что такое символы? Выясняется, что не все знают определение данного термина, школьники хотят узнать, что означает данное понятие.
Учитель:
-Ребята, а что именно вы бы хотели сегодня узнать о символах России?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что необходимо узнать о:
- что такое символы;
- каковы символы нашей Родины;
- каково назначение и роль символов в жизни граждан страны.
- Открытие нового знания (до 30 мин).
Учитель:
-Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое символы?
Группам предлагается обсудить и самостоятельно дать определение данного понятия, при этом 2 учащимся предлагается поработать со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения, 2 учащихся читают определения из словарей. Далее формулируется одно, более точное, определение (в соответствии со словарем) и записываются в тетрадь (слайд 3).
Учитель:
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны различные символы. Попробуйте самостоятельно их сгруппировать.
Учащиеся группируют карточки, и выявляется, что в одной группе - государственные символы РФ (герб, флаг гимн), а в другой - нет (береза, матрешка, балалайка).
ФИЗМИНУТКА (1 мин.).
Учитель:
- В статье 70 Конституции РФ (1993 г.) закреплены символы государственной власти: Государственные герб, флаг и гимн. Что такое Государственный герб, каково его предназначение, мы узнаем из сообщения учащихся. А члены групп, пожалуйста, придумайте по 1 вопросу отвечающим. Далее – сообщение 2 учащихся о гимне РФ (слайд 4).
Учитель: А теперь – работа в группах Вам предстоит прочесть карточки и выполнить в группах задания и рассказать о нем своим одноклассникам.
Инструктивная карточка. Группа № 1 Задание Рассмотрите иллюстрацию (флаг РФ). Используя материалы для справок, текст учебника (стр.102), знания, полученные на уроках истории, приготовьте небольшое сообщение о флаге нашей страны (история, назначение, роль и др.). При ответе можно использовать цитаты, записанные на доске. Для справок: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет флага означает мир и чистоту, совершенство, непорочность, синий - небо, верность и честность, красный - отвагу и мужество, смелость. |
Инструктивная карточка. Группа № 2 Задание Рассмотрите иллюстрацию (герб РФ). Используя материалы для справок, текст учебника (стр. 99), знания, полученные на уроках истории, приготовьте небольшое сообщение о гербе нашей страны (история, назначение, роль и др.). При ответе можно использовать текст герба (на столах), цитаты, записанные на доске. Для справок: Герб – это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного щита. На груди орла - святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змия. Герб РФ изображают на гербовых печатях, бланках государственных организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на денежных знаках и др. Герб впервые был утвержден в 1497 г. |
Учащиеся выполняют задания и рассказывают о символах РФ, учитель обобщает материал (слайд 5-6).
Учитель:
-Ребята, можно ли утверждать, что государственные символы – это общечеловеческая, государственная ценность? Свой ответ аргументируйте.
Учитель:
-Жители нашей страны по праву гордятся государственными символами. А как вы, ребята, относитесь к тому, чтобы создать символ своего класса (флаг, эмблему)? У вас, ребята, есть на столах всё необходимое для создания эскиза. В течение 5 минут группы могут думать, предлагать свои идеи и воспроизводить их на бумаге. А затем - мини-проект и презентация работ от групп.
Группы выполняют задание и презентуют свою работу.
Учитель:
-Молодцы! У вас получились замечательные проекты, вы можете разместить их в классном уголке. А теперь – викторина (слайд 7-30).
1. Оно веками опиралось, на силу, власть, закон, богатство.
Атаковало, защищалось недремлющее… (государство)
2. Что представляет собой Государственный флаг России? (Прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного).
3. У него названий много – триколор, трёхцветный стяг.
С ветром гонит прочь тревоги бело-сине-красный… (флаг).
- Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё, стоя слушает ее (гимн).
- Кто изображен на Российском гербе? (двуглавый орел).
- В нём человечеству привет,
В нём русской славы жаркий цвет.
В нём нашей силы грозный свет,
В нём правда наших лет (флаг). - Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй (герб).
- Какое старинное русское название флага? (стяг)
- Каково происхождение слова "гимн"? (слово "гимн" происходит от греческого и означает «торжественная песнь»).
- Он звучит торжественно,
Все встают приветственно.
Песню главную страны
Уважать мы все должны (гимн).
- Символ мудрости и власти,
Отгоняющий напасти,
Что крыла свои развел…
Он – двуглавый птах - … (орел).
- На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного (гимн).
- Рефлексия.
Учитель:
-А теперь давайте обратимся к плану урока и ответим на вопрос: достигнута ли цель урока? Что нам мешало, а что помогало в работе? Что можно было сделать по-другому?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
- Д/з: §12, найти загадки и пословицы о символах страны.
Информационные ресурсы
- http://www.zanimatika.narod.ru/RF3.htm
- http://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/zagadki/zagadki_o_simvolah_rossii.html
Литература
- Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, Н. В. Мартишина, Т. В. Ганина, Е. М. Аджиева, О. В. Еремкина. Сценарии классных часов (часть 2-я) / М.: Центр «педагогический поиск», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Европейские государства раннего средневековья. Государство франков.
Презентация, сопровождающая урок по всеобщей истории в 10 классе...
Викторина "Символика Российского государства"
Можно использовать на 12 декабря - День Конституции...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-364151-1386681917.jpg)
Классный час "Символика Российского государства"
Классный час "Символика РоссийскогоГосударства" для 5-6 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/18/picture-917530-1492495390.jpg)
классный час на тему "Символика Российского государства"
разработка внеклассного мероприятия по теме "Символика Российского государства"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/14/picture-65774-1408026374.jpg)
«Символика Российского государства. История герба РФ»
Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый российский герб появился в XV веке, первый флаг - в ХVII веке, первый гимн - в XIX веке. Каждый из современных символов России имеет свою ист...