Открытый урок по обществознанию "Деятельность и ее виды"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Фоминцева Кристина Андреевна

Открытый урок по обществознанию "Деятельность и ее виды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: обществознание  

Класс:6    

Учебник (УМК): Л.Н. Боголюбов. «Обществознание», изд-во «Просвещение». -2-е изд.- М.,2013.-с.26-33.

Тема урока: Человек и его деятельность

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова, карточки с заданиями, презентация, компьютер, видео «Физкультминутка.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение работать с текстом, иллюстративным материалом.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Цели урока:
- Обучающая –
уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность понятия деятельность; ее сознательный, продуктивный характер; углубить, расширить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд, общение);
- Развивающая –
продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность, логически мыслить;
- Воспитывающая –
воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; осознанного совершения действий.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.этап

2 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

фронтальная

Приветствует учеников.

Устное сообщение: форма деятельности

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

Целеполагание и постановка задач.

Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная

Создаёт проблемную ситуацию,  используя  притчу «О кузнеце». Приложение1.

Предлагает ответить на вопросы:

Ребята, как вы думаете, в чем смысл этой притчи?

Для кого же характерна деятельность?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Подводит учащихся к теме («Человек и его деятельность») Запись темы на доске. Слайд №1.

Каковы же наши цели на уроке? Определите их, используя связи между картинками. Взгляните на кроссенс. Слайд №2. (раскрыть на доступном возрасту обучающихся смысл понятия «деятельность», её структуру, виды, отличие от поведения животного).

Анализ притчи, высказывание предположений.

Отвечают на вводные вопросы и формулируют тему урока.

Запись темы в тетрадь.

Формулируют цели урока.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

целеполагание

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Поисково-исследовательский этап

Подбор синонимов и определение смысла понятия «деятельность».

   

Подбор из частей целых пословиц и определение их смысла.

Умение работать с текстом учебника, делить его на части, выделять главное.

1.“Птицу узнают по полету, а человека — по работе”.

Беседа о содержании понятия «деятельность».

Чтение материала учебника на с.  26 (1,2 абзац п.1)

 

Анализ подбора и обсуждение смысла пословиц.

Чтение материала учебника на с.32  и беседа по вопросам рубрики «В классе и дома».

Фронтальная

групповая

Предлагает познакомиться с понятием деятельность.

Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. Затем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”. 

- Что же такое деятельность?

Давайте обратимся к книге мудрости, правильно ли мы понимаем значение этого слова.

Слайд №4

О деятельности в русском языке существует много поговорок и пословиц. Многие из них учащимся, конечно, известны. Назовите их.

У вас на разных листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно и раскройте их смысл.

Контролирует деятельность,  консультирует   учащихся в подборе частей пословиц,  корректирует действия. На доске вывешивает правильный вариант пословицы.

Издревле на Руси прославляли человека труда, прививали любовь к творчеству, трудолюбию, наоборот высмеивали ленивого человека, не желающего ничего делать. Об этом вам в детстве читали в сказках родные и близкие. Сегодня вы уже сами читаете рассказы и стихи о труде. Давайте откроем и прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Песнь о труде».

Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей. 
В истории много примеров, когда своими делами человек изменял характер, добивался того, что практически казалось невозможным. Слайд №5.

Итак, по человеку судят по его делам, его поступкам. Только хорошим, полезным трудом человек может оставить о себе славный след на земле. Так и советский композитор, и исполнитель В. Высоцкий в свое время сочинил песню «Утренняя гимнастика», под которую мы сегодня проведем физминутку.

Ученики называют синонимы (труд, действия, дела, занятие…). 

Ученики предлагают свои варианты ответов – (деятельность это труд, деятельность это умение что- то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям).

Ученики читают в учебнике определение слова «деятельность»  после чего записывают его в тетрадь: Деятельность – это целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.

Называют пословицы.

Подбирают части пословиц друг к другу, анализируют и объясняют свой выбор.

Выразительно читают стихотворение «Песнь о труде».

Отвечают на вопросы.

Выступление учащихся с сообщением (дается заранее) о знаменитых людях. (Демосфен, Суворов, Маресьев).

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, рефлексия результатов, коррекция деятельности. Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в группах.

Познавательные: структурировать информацию, умение подбирать части предложений по смыслу, интерпретация его в самостоятельное оценочное высказывание.

Физкультминутка

Развитие внимания, логического мышления.

Игра

Фронтальная

Дает задание, следит за правильным выполнением действий, контролирует и корректирует действия учеников.

Совершают движения в соответствии с условиями игры; осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Личностные: умение овладеть правилами организации труда;

Регулятивные:

умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую  информацию.

Практический этап

2. “Пчела мала, да и та работает”.

Каждая группа получает свой вариант кроссворда.

3. Работа над вопросом «Жизнь человека многогранна...»

Работа над рубрикой «Картинная галерея» на с. 30.

Групповая

Индивидуальная

Вы можете сказать, что не только человек может трудиться. Но и животные, насекомые. Приведите примеры.

И делают они это так хорошо, что можно позавидовать их мастерству. Но человек занимается деятельностью, чтобы удовлетворить свои потребности.

Что же такое потребности?

Он создает не только то, что ему нужно в жизни и даже больше. Например, сочиняет музыку, пишет стихи, изобретает новые орудия труда и т.д. Этого никогда не сделает ни одно животное. Почему?

Чтобы понять сущность человеческой деятельности предлагает рассмотреть её структуру. Делит класс на 4 группы.

Слайды №6,7.

Озвучивает ответы учащихся.

Предлагает посмотреть сценку на отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (встреча Алисы и Чеширского кота).

- Была ли у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?

Цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.
Результат – это конечный итог. Средства – то, с помощью чего достигают цели. Слайд №8.

Учитель предлагает рассмотреть вопрос о видах деятельности, работая с документом. Слайд №9.

- Какие виды деятельности названы в тексте? 

Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины В. Г. Перова «Тройка» (Слайд № 10) и ответить на вопросы:

- Что можно сказать о занятии этих детей? Можно ли сказать, что они заняты своим делом? Какое чувство вызвала эта картина у вас? Почему? 

Организует работу с репродукцией картины, контролирует и корректирует действия учеников.

Подводит учащихся к размышлениям о том, что труд требует определенных знаний, умений, навыков, помогает им понять, что труд не всегда легок.

Приводят примеры.

Отвечают на вопросы. (То в чем человек нуждается).

Отвечают, что у животных нет разума, все действия животных основаны на инстинктах.

Учащиеся разгадывают кроссворд, ключевое слово в котором – один из структурных элементов деятельности. Приложение 2.

Каждая группа находит в кроссворде один из элементов структуры деятельности (цель, средства, действия, результат).

Выступление учащихся (дается заранее).

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Записывают определения в тетрадь.

Делают вывод: «Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата».

Учащиеся читают текст и выделяют уже известные  им из ранее изученного материала виды деятельности (труд, игра, учеба, общение).

Учащиеся характеризуют деятельность детей как не соответствующую их возрасту.

Вызвать у де-тей состояние сопереживания, помочь про-никнуться чувствами, ко-торые испыты-вают дети - герои картины.

Рефлексивно-оценочный этап

10 минут

Умение

сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Решение вопросов теста. Проверка работы товарища.

Работа в парах

Учитель  предлагает заняться умственной деятельностью, ответив на вопросы теста. Слайд №11.

Учитель предлагает обменяться в парах работами и сверить ответы с записью на слайде № 12.

Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока:  “ Что же такое деятельность?»

Учитель оценивает участие учеников на уроке, выставляет оценки, дает домашнее задание. Слайд №13.

Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки: 
- 0 градусов;
- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
100 градусов.
Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока

Учитель связывает завершение  урока с Годом  Литературы и читает слова поэта Н. Заболоцкого: Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь!

 Учащиеся решают тест, проверяют тестовую работу товарища по парте.

Учащиеся формулируют ответ на вопрос. (Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир. Его деятельность осознана, а у животных основана на инстинктах). 

Учащиеся записывают домашнее задание (параграф 3, задание №1-4 на стр. 31-32).

Оценивают урок с помощью «Ленты рефлексии».

Личностные: умение провести самооценку (контроль) и оценку работы товарищей.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия.

Приложение 1.

Притча.

Кузнец отремонтировал две сохи. Одну из них на следующий день забрал крестьянин и отвез в поле, вторая осталась стоять в углу сарая. Жизнь второй сохи была легка и беззаботна!

Прошло время, и однажды обе сохи вновь встретились в сарае. Соха, которую не использовали в работе, заржавела, а та, которой вспахивали поле, стала блестящей и красивой.

— Отчего ты стала такой красивой? — с завистью спросила подругу соха из своего угла. Я стала красивой от труда, тебя же изувечило безделье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"

Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах  и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства муз...

Открытый урок чтения по программе VIII вида.

Урок чтения в 4 классе по программе VIII вида С. Погореловский "Маленькое и большое"....

Открытый урок "Юридическая ответственность и её виды"

Методическая разработка открытого урока...

Открытый урок по теме " Путешествие, необычные виды путешествия "

Урок разработан к учебнику Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули,  О.Е. Подоляко,  В.Эванс «Английский в фокусе» для 8 класса и отнесен к разделу «Путешествие. Культурный обмен».   Матери...

Открытый урок с презентацией: "Квадратные уравнения. Виды и способы решения."

Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они  находят широкое применение при решении различных тригонометрических, показательных, логарифмических, ...

Конспект открытого урока обществознания в 6 классе "Виды межличностных отношений"

Конспект открытого урока обществознания в 6 классе по теме "Виды межличностных отношений"...