Открытый урок по обществознанию "Деятельность и ее виды"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Открытый урок по обществознанию "Деятельность и ее виды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет: обществознание
Класс:6
Учебник (УМК): Л.Н. Боголюбов. «Обществознание», изд-во «Просвещение». -2-е изд.- М.,2013.-с.26-33.
Тема урока: Человек и его деятельность
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбова, карточки с заданиями, презентация, компьютер, видео «Физкультминутка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение работать с текстом, иллюстративным материалом.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Цели урока:
- Обучающая – уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность понятия деятельность; ее сознательный, продуктивный характер; углубить, расширить представления учащихся об основных видах деятельности человека (игра, учеба, труд, общение);
- Развивающая – продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность, логически мыслить;
- Воспитывающая – воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; осознанного совершения действий.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия | |
Мотивационно-целевой этап | Орг.этап 2 мин. | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке. | фронтальная | Приветствует учеников. Устное сообщение: форма деятельности | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. | |
Актуализация знаний | Целеполагание и постановка задач. | Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта. | Фронтальная | Создаёт проблемную ситуацию, используя притчу «О кузнеце». Приложение1. Предлагает ответить на вопросы: Ребята, как вы думаете, в чем смысл этой притчи? Для кого же характерна деятельность? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Подводит учащихся к теме («Человек и его деятельность») Запись темы на доске. Слайд №1. Каковы же наши цели на уроке? Определите их, используя связи между картинками. Взгляните на кроссенс. Слайд №2. (раскрыть на доступном возрасту обучающихся смысл понятия «деятельность», её структуру, виды, отличие от поведения животного). | Анализ притчи, высказывание предположений. Отвечают на вводные вопросы и формулируют тему урока. Запись темы в тетрадь. Формулируют цели урока. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: целеполагание Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. | |
Поисково-исследовательский этап | Подбор синонимов и определение смысла понятия «деятельность».
Подбор из частей целых пословиц и определение их смысла. Умение работать с текстом учебника, делить его на части, выделять главное. | 1.“Птицу узнают по полету, а человека — по работе”. Беседа о содержании понятия «деятельность». Чтение материала учебника на с. 26 (1,2 абзац п.1)
Анализ подбора и обсуждение смысла пословиц. Чтение материала учебника на с.32 и беседа по вопросам рубрики «В классе и дома». | Фронтальная групповая | Предлагает познакомиться с понятием деятельность. Подберите к слову “деятельность” синонимы. Вы будете называть их, а я записывать на доске. Затем мы попробуем дать определение слову “Деятельность”. - Что же такое деятельность? Давайте обратимся к книге мудрости, правильно ли мы понимаем значение этого слова. Слайд №4 О деятельности в русском языке существует много поговорок и пословиц. Многие из них учащимся, конечно, известны. Назовите их. У вас на разных листках части пословиц. Работая в группах, соберите их правильно и раскройте их смысл. Контролирует деятельность, консультирует учащихся в подборе частей пословиц, корректирует действия. На доске вывешивает правильный вариант пословицы. Издревле на Руси прославляли человека труда, прививали любовь к творчеству, трудолюбию, наоборот высмеивали ленивого человека, не желающего ничего делать. Об этом вам в детстве читали в сказках родные и близкие. Сегодня вы уже сами читаете рассказы и стихи о труде. Давайте откроем и прочитаем стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «Песнь о труде». Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности, отношением к нему других людей. Итак, по человеку судят по его делам, его поступкам. Только хорошим, полезным трудом человек может оставить о себе славный след на земле. Так и советский композитор, и исполнитель В. Высоцкий в свое время сочинил песню «Утренняя гимнастика», под которую мы сегодня проведем физминутку. | Ученики называют синонимы (труд, действия, дела, занятие…). Ученики предлагают свои варианты ответов – (деятельность это труд, деятельность это умение что- то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям). Ученики читают в учебнике определение слова «деятельность» после чего записывают его в тетрадь: Деятельность – это целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя. Называют пословицы. Подбирают части пословиц друг к другу, анализируют и объясняют свой выбор. Выразительно читают стихотворение «Песнь о труде». Отвечают на вопросы. Выступление учащихся с сообщением (дается заранее) о знаменитых людях. (Демосфен, Суворов, Маресьев). | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, рефлексия результатов, коррекция деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группах. Познавательные: структурировать информацию, умение подбирать части предложений по смыслу, интерпретация его в самостоятельное оценочное высказывание. | |
Физкультминутка | Развитие внимания, логического мышления. | Игра | Фронтальная | Дает задание, следит за правильным выполнением действий, контролирует и корректирует действия учеников. | Совершают движения в соответствии с условиями игры; осуществляют самоконтроль выполнения операции. | Личностные: умение овладеть правилами организации труда; Регулятивные: умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию. | |
Практический этап | 2. “Пчела мала, да и та работает”. Каждая группа получает свой вариант кроссворда. 3. Работа над вопросом «Жизнь человека многогранна...» Работа над рубрикой «Картинная галерея» на с. 30. | Групповая Индивидуальная | Вы можете сказать, что не только человек может трудиться. Но и животные, насекомые. Приведите примеры. И делают они это так хорошо, что можно позавидовать их мастерству. Но человек занимается деятельностью, чтобы удовлетворить свои потребности. Что же такое потребности? Он создает не только то, что ему нужно в жизни и даже больше. Например, сочиняет музыку, пишет стихи, изобретает новые орудия труда и т.д. Этого никогда не сделает ни одно животное. Почему? Чтобы понять сущность человеческой деятельности предлагает рассмотреть её структуру. Делит класс на 4 группы. Слайды №6,7. Озвучивает ответы учащихся. Предлагает посмотреть сценку на отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» (встреча Алисы и Чеширского кота). - Была ли у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель? Цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. Учитель предлагает рассмотреть вопрос о видах деятельности, работая с документом. Слайд №9. - Какие виды деятельности названы в тексте? Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины В. Г. Перова «Тройка» (Слайд № 10) и ответить на вопросы: - Что можно сказать о занятии этих детей? Можно ли сказать, что они заняты своим делом? Какое чувство вызвала эта картина у вас? Почему? Организует работу с репродукцией картины, контролирует и корректирует действия учеников. Подводит учащихся к размышлениям о том, что труд требует определенных знаний, умений, навыков, помогает им понять, что труд не всегда легок. | Приводят примеры. Отвечают на вопросы. (То в чем человек нуждается). Отвечают, что у животных нет разума, все действия животных основаны на инстинктах. Учащиеся разгадывают кроссворд, ключевое слово в котором – один из структурных элементов деятельности. Приложение 2. Каждая группа находит в кроссворде один из элементов структуры деятельности (цель, средства, действия, результат). Выступление учащихся (дается заранее). Ученики отвечают на вопросы учителя. Записывают определения в тетрадь. Делают вывод: «Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата». Учащиеся читают текст и выделяют уже известные им из ранее изученного материала виды деятельности (труд, игра, учеба, общение). Учащиеся характеризуют деятельность детей как не соответствующую их возрасту. | |||
Вызвать у де-тей состояние сопереживания, помочь про-никнуться чувствами, ко-торые испыты-вают дети - герои картины. | |||||||
Рефлексивно-оценочный этап 10 минут | Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Решение вопросов теста. Проверка работы товарища. | Работа в парах | Учитель предлагает заняться умственной деятельностью, ответив на вопросы теста. Слайд №11. Учитель предлагает обменяться в парах работами и сверить ответы с записью на слайде № 12. Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока: “ Что же такое деятельность?» Учитель оценивает участие учеников на уроке, выставляет оценки, дает домашнее задание. Слайд №13. Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки: Учитель связывает завершение урока с Годом Литературы и читает слова поэта Н. Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь! | Учащиеся решают тест, проверяют тестовую работу товарища по парте. Учащиеся формулируют ответ на вопрос. (Деятельность человека связана с его знаниями, умением мыслить, рассуждать, изменять мир. Его деятельность осознана, а у животных основана на инстинктах). Учащиеся записывают домашнее задание (параграф 3, задание №1-4 на стр. 31-32). Оценивают урок с помощью «Ленты рефлексии». | Личностные: умение провести самооценку (контроль) и оценку работы товарищей. Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательств. Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия. |
Приложение 1.
Притча.
Кузнец отремонтировал две сохи. Одну из них на следующий день забрал крестьянин и отвез в поле, вторая осталась стоять в углу сарая. Жизнь второй сохи была легка и беззаботна!
Прошло время, и однажды обе сохи вновь встретились в сарае. Соха, которую не использовали в работе, заржавела, а та, которой вспахивали поле, стала блестящей и красивой.
— Отчего ты стала такой красивой? — с завистью спросила подругу соха из своего угла. Я стала красивой от труда, тебя же изувечило безделье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"
В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...
Открытый урок "Образ зимы в различных видах искусства"
Задача урока - показать различные способы созданий образов в различных жанрах и видах искусства на примере произведений; выявить выразительные и изобразительные интонации; закрепить средства муз...
Открытый урок чтения по программе VIII вида.
Урок чтения в 4 классе по программе VIII вида С. Погореловский "Маленькое и большое"....
Открытый урок "Юридическая ответственность и её виды"
Методическая разработка открытого урока...
Открытый урок по теме " Путешествие, необычные виды путешествия "
Урок разработан к учебнику Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс «Английский в фокусе» для 8 класса и отнесен к разделу «Путешествие. Культурный обмен». Матери...
Открытый урок с презентацией: "Квадратные уравнения. Виды и способы решения."
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Они находят широкое применение при решении различных тригонометрических, показательных, логарифмических, ...
Конспект открытого урока обществознания в 6 классе "Виды межличностных отношений"
Конспект открытого урока обществознания в 6 классе по теме "Виды межличностных отношений"...