Тема урока : «Общение». Метапредметная тема: « Рисунок и схема».
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Самогаева Елена Николаевна

Тема урока : «Общение».

Метапредметная тема:  « Рисунок и схема».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Общение». 

Метапредметная тема:  « Рисунок и схема».

Тип урока: урок   изучения нового материала.

Цели урока: деятельностная:  формирование  у учащихся  умения  реализовывать  новые способы  действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные);  

                       содержательная : расширение  понятийной базы за счет включения  в нее  новых элементов.

                       Воспитывающая:  формирование  у учащихся  понимания друг друга  и стремлению  через  общение  к духовному развитию.

                       метапредметная:  формирование умения  преобразовывать учебную информацию в  виде схемы, художественного рисунка, формирование  умения  переводить информацию из одной знаковой  системы  в другую( из рисунка в схему)

Оборудование:  интерактивная доска, персональные компьютеры, интернет.

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащегося

  1. Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Цель:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  2. Определить содержательные рамки урока: 1) Создание  условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2) Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий («могу»)

Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что у меня  есть возможность  с вами познакомиться! Мне бы очень хотелось,  прежде всего, немного узнать о вас. А что вы любит, чем увлекаетесь?   А живопись любите?  Позвольте наше знакомство  с репродукции одной интересной картины, которая сегодня хранится в Эрмитаже. Это Анри  Матисс

«Семейный портрет». Матисс  написал   своих детей – дочь, двух сыновей, жену.  Слайд № 1

( репродукция  картины   Матисса)

Посмотрите, какие краски использовал художник.

 Что они олицетворяют, как вы думаете?

Куда обращены лица людей?

Что  выражают жесты ?

Так что же происходит между людьми в этой гостиной?

Итак, сегодня мы с вами поговорим об общении. И тема нашего урока называется « Общение». Запишите ее пожалуйста в свои тетради.

Матисс  использовал картину, чтобы донести до нас  через краски и жесты  общение, как он его видит.

 А что  нарисовали бы вы?

А что такое рисунок?

Давайте найдем определение  « Рисунок» в Большом энциклопедическом словаре ( в интернет)

А как можно, помимо рисунка, выразить « общение»?

А что такое схема?

Вот как это понятие  раскрыто в словарях ( в интернет)

Попробуем составить схему  определения  «общения»

В этом нам поможет учебник ( с. 59)

Какое  слово  нам нужно вставить вместо вопроса?

Общение ---- ?

Художник использовал яркие краски. Они олицетворяют радость, красочность, теплоту.

Лица людей обращены друг к другу. Они общаются. Они используют жесты , которые олицетворяют задумчивость, напряжение, сосредоточенность на работе.

В этой комнате происходит общение.

Дети записывают тему.

Рисунок – это какое – либо  изображение, выполняемой от руки с помощью графических средств.

Мы выражаем посредством рисунка свое видение общения.

Схемой.

Схема – описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.

Общение – это социально-психологический процесс взаимодействия  двух и более людей.

Общение ---- взаимодействие

  1. Актуализация  знаний

 (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Цель:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (понимание термина « общение» );
  2. Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).

А что же говорят об общении мудрецы?

Молчание – золото.

 «Единственно настоящая роскошь в мире -  это роскошь человеческого общения.»  А. де  Сент – Экзюпери.

Как вы понимаете эти изречения? В чем заключается противоречие  двух этих изречений? Какой отсюда возникает вопрос?

Иногда лучше промолчать, чем сказать что-то невпопад.

А иногда общение так необходимо, что хочется немедленно отложить все дела и общаться с друзьями, с родителями.

Противоречие : не понятно, когда лучше промолчать, когда говорить, и вообще зачем нам общение? Какова его значимость?

Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны).

Цель:

  1. Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2)  Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания

  1. Зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.

Если общение – это взаимодействие, попробуем смоделировать ситуацию. Разделимся на группы по 2 человека. На каждой парте – карточки с заданиями.

№1.  Общение  друзей.  Задача: выяснить, что сегодня задавали по  алгебре.

№2. Общение учителя с  учеником. Задача: спросить  у  ученика   определение  «социализация»

№3 Общение незнакомых людей. Задача: познакомиться.

Реализуйте  взаимодействие. Те, которые не успели ответить  -  вы эксперты.  Как  вы  оцените 1 пару,- все ли правильно сделали ребята? В каком случае общение   легче? Почему? Что произошло после общения?  Так для чего нам необходимо общение?

 Схема

Общение---  взаимодействие ---- ?

 Как вы думаете, какой вид общения мы использовали только что? Мы общались с помощью ЧЕГО?

Общение очень многоплановое  явление. Давайте определим  другой вид общения.

Посмотрим клип « Хор еврейских мальчиков» ( 2 мин.)

Определите  другой вид общения, показанный в клипе? Что использовали  дедушка и мальчик, общаясь между собой?

Схема

Виды общения ----- ?

                            ------ ?  

О чем этот фрагмент клипа?

В этом клипе дедушка купил своему внуку  билет в Иерусалим, старый исторический город.  И  они вместе отправились к святыне всех иудеев – стене Плача. Так что же дало общение  внука с дедушкой?

Схема

  общение -  взаимодействие - деятельность --?  

А вам с кем  интересно общаться? С каким человеком?

Учащиеся реализуют  модель  ситуации.

Общение легче со знакомыми людьми, с которыми может быстрее  осуществиться контакт, с которыми найдутся общие темы. Общение нам необходимо жизненно, без него нельзя осуществить деятельность. Нами был использован  речевой вид общения.

Общение---  взаимодействие -деятельность.

Это неречевой вид общения. Мальчик и дедушка использовали жесты, мимику и прикосновения.

Виды общения -----  речевой

                            ------  -неречевой ( жесты, мимика, прикосновения

Учащиеся предполагают диалог дедушки и внука.  Общение дает развитие, духовный рост.

Ответы детей.

общение –взаимодействие -  деятельность -  развитие

Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи)

Цель:

Зафиксировать изученное содержание во внешней речи

5. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация) 

Цель:

Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Однажды пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

       Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого   маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.

Почему прохожий остановился и помог девочке?  

Давайте сформулируем, а как надо правильно общаться, чтобы быть понятым , интересным собеседником, решать свою деятельность, развиваться?

Что для этого необходимо?

Сформулируем 5 правил:

  1. Будь вежливым
  2. Уважай собеседника
  3. Рассказывай интересно!
  4. Говори комплименты.
  5. Будь благодарным.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: выявить и осмыслить основные выводы урока.

 Обратите схемы снова в определения и формулировки:

Общение---  взаимодействие

Общение---  взаимодействие - деятельность

Общение---  взаимодействие – деятельность -  развитие

Звучит мотив « фарандола» из оперы Бизе « Арлезианка». Фарандола – танец, который танцуют , взявшись за руки и образуя круг.   Я протягиваю вам руки  ладонями вверх. На языке жестов это означает доверие и открытость. И теперь, взявшись за руки мы нарисовали с вами живой рисунок того, о чем мы с вами говорили -  доброжелательное общение. Спасибо вам за урок. До новых встреч.

Дети берутся за руки сидя, вместе с учителем.

Отвечают : Дружба, доверие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»

Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока :  «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint,  создавать сложные гра...

Интегрированный урок геометрии и технологии.Творческая тема урока: Геометрия лоскута. Тема блока геометрии: Построение правильных многоугольников. Тема блока технологии: Лоскутное шитье. Изготовление шаблонов для раскроя узора «Соты».

Вашему вниманию представлена разработка урока "Геометрия лоскута" (9 класс). На уроке происходит интеграция темы по геоментрии  "Построение правильных многоугольников" и темы ...

Внеурочная деятельность по изобразительному искусству Тема :Урок -мастер класс «Морозный рисунок –витраж»

laquo;Внеурочная деятельность по изобразительному искусству. Тема :Урок -мастер класс «Морозный рисунок –витраж»Форма проведения внеурочной деятельности: Коллективная.Вид внеур...