Урок обществознания в 5 классе
учебно-методический материал по обществознанию (5 класс) на тему
Тема урока: "Семья и семейные отношения".Учащиеся Научатся:Определять виды семьи, характеризовать семейно-правовые отношения.Учащиеся Получат возможность научиться:Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_semya_i_semeynye_otnosheniya.docx | 141.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Семья и семейные отношения
Класс: 5
Учитель: Дидусенко Марина Владимровна
Тип урока: открытие нового знания
Цели по содержанию:
обучающие: дать определение понятию «семья», ознакомить с видами семьи, видами взаимоотношенй в семьях.
развивающие: способствовать формированию умения формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение
воспитывающие: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные | Мета предметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: Определять виды семьи, характеризовать семейно-правовые отношения Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность |
Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ
Используемые информационно-технологические ресурсы:
- Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
- Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
- Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.
I.Мотивация к учебной деятельности
Перед вами пословицы, но в них пропущены некоторые слова. Вставьте пропущенные слова.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока (если затрудняются, показать картинки)
- Что изображено на картинках?(Семья)
- Вы видите, что картинки разные.На одних семьи веселые, на других ссорятся.
- О чем они? ( О взаимоотношенях в семье)
II.Актуализация знания; Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
- Определим цель урока: Что такое семья и как строятся взаимоотношения в семье?
О чем сегодня будем говорить?На какие вопро сы мы на уроке можем ответить?
- Что такое семья
- Зачем люди создают семьи
- Какие бывают семьи.
Это проблемные вопросы, на которые нам предстоит найти ответы.
- Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но всегда ли задумываемся о том, что оно обозначает? Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья?
Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
- У вас есть на столах текст, составьте из слов определение.
(Семья, на, группа, кровном, это,малая, основанная, родстве, или, браке, взаимной, которой, помощью, и, члены, ответственностью,быта, связаны, общностью.)
«Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью».
2. Зачем люди создают семьи?
Для того, чтобы ответить на этот проблемный вопрос,поиграем в игру, которая называется «Перевоплощение».Работаем в парах.
1 пара отвечает на вопрос «Зачем нужна семья?» - от имени детей
2 пара от имени родителей
3 пара от имени бабашек и дедушек.
Ответы формулируем кратко.
Семьи образуются по разному.Внимательно рассмотрите и прокомментруйте предложенную схему
СЕМЬЯ
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак
Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей)
В других семьях происходит объединение на родственной основе ( бабушка и внуки, тетя и племянники и т.д.)
Основа такой семьи: желание помогать друг другу,заботиться о малых детях и стариках)
Виды семей.
Задание: Заполнить таблицу
Вид семьи | Характеристика |
Двупоколенная | |
Трехпоколенная | |
Четырехпоколенная | |
Неполная |
Задание: Реши задачу:Девочка Аня жвет с мамой, папой и собачкой, а мальчик Давид живет с бабушкой, мамой и папой. Опираясь на текст параграфа, укажи, чем различаются эти семьи и как можно назвать семью Ани и семью Давида.
Послушайте одну притчу.
Ответ уч-ся: в разных семьях отношения выстраиваются по-разному.
Задание: В каких поговорках дет речь о семейных отношениях?
1.Любовь да совет, ак и горя нет.
2.Лень мужа не кормит, только портит.
3.Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
4.На что и клад, коли у мужа с женой лад.
5.Муж да жена – одна душа.
6. не красна изба углами, а красна пирогами.
Строительство «Дома счастья»
Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).
Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.
Следующий кирпичик «Сотрудничество».
Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.
Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».
Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.
Выкладываем кирпичик «Здоровье».
Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.
Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».
«Счастье – это когда тебя понимают».
Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.
Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».
Вот мы и построили дом, где будет жить счастлвая семья.Согласитесь, нелегко выстроить такой дом. Послушайте притчу.
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,
подумав, добавил: и МИРА тоже».
Чему научила вас эта притча?
Вот мы и построили дом.
Викторина.
- Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).
- Назовите папу и маму одним словом? (родители).
- Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).
- Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).
- Девочкина дочка? (кукла).
- Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)
Д/З (на выбор)
- Подготовить загадки или стихи о семье
- Написать сочинение на тему « Я и моя семья»
Рефлексия:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам обществознания 7 класс (к учебнику Л.Н.Боголюбова)
Презентации к каждому уроку....
Личность. Урок обществознания. 6 класс.
Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...
Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.
Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть основные сферы и характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»
Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»...
Урок обществознания 6 класс "Урок доброты"
Обществознание 6 класс...