Добро как категория этики
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Материал поможет организовать интересную работу на уроке обществознания по теме "Добро как категория этики", изучить "золотое правило морали".
Матириал включает в себя технологическую карту урока, специальную карточку по организации работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_kak_kategoriya_etiki_tehnologicheskaya_karta.docx | 32.58 КБ |
dobro_kak_kategoriya_etiki.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Понятие «добро» как категория этики |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Дата урока | 15.03.2016г. |
Образовательные ресурсы | Презентация «Понятие «добро» как категория этики» Карточка работы на уроке (Приложение 1) Жетоны, получаемые за правильные ответы |
План урока |
|
Педагогическая цель урока | Создать условия для формирования представлений о добре, качествах доброго человека, главном правиле морали |
Формы и методы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Добро, мораль, притча |
Планируемые образовательные результаты
Предметные компетенции | Метапредметные и личностные УУД |
Научатся: понимать значение добрых поступков; называть характеристики доброго человека; формулировать «золотое правило нравственности. Получат возможность научиться: самостоятельно искать информацию во время подготовки к уроку; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Организационная структура урока
Этапы урока | Время, мин. | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Проме-жуточ-ный конт-роль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
I. Мотивация к учебной деятельности | 1-2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала (Приложение 2) | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися с помощью видеоролика | Формулируют и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||
II. Актуализация знаний | 3-4 | Обсуждение вопроса: где мы применяем слово «добро». Работа с презентацией «Понятие добро» | Организует беседу по вопросам: - Подберите словосочетания, где у одного из слов будет корень «добр». - Рассмотрите варианты ответов, представленных на слайдах. О каких сторонах жизни здесь идет речь? | Записывают словосочетания, аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Индивидуальная и фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Работа в карточке, устные ответы | |
III. Изучение нового материала | 25-30 | 1. Просмотр сценической постановки по мотивам сказки О. Уайльда «Счастливый принц» (Приложение 3). | 1. Организует работу по просмотру сценической постановки и обсуждению сказки: - Какие вопросы у вас могут возникнуть после просмотра данной сценки? - почему Принца назвали Счастливым? - почему Принц принял решение помогать людям? - Чем жертвовала Ласточка? - Почему Ласточке стало тепло? Помогает сформулировать предварительные выводы по первому пункту плана. | 1. Просматривают сценическую постановку, обсуждают ее, высказывают свою точку зрения, отвечают | 1. Индивидуальная, фронтальная работа. | Личностные: проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживают им, учатся слушать учителя и одноклассников Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Устные ответы | |
2. Прослушивание сообщения из рубрики «Жил на свете человек» об А.Д. Сахарове, стр. 87 | 2. Организует обсуждение сообщения: - можно ли назвать А.Д. Сахарова добрым человеком? - какие черты свойственные доброму человеку? | 2. Прослушивают сообщения, отвечают на вопросы, подводят выводы по изучению второго пункта плана, записывая их в рабочую карточку | 2. Индивидуальная, фронтальная работа. | Работа в карточке, устные ответы. | ||||
3. Прослушивают стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера» (Приложение 4). | 3. Организует обсуждение стихотворения: - как ты считаешь, нужно ли требовать благодарность за совершенный поступок? Докажи свою точку зрения | 3. Отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения | 3. Фронтальная работа | Устные ответы | ||||
Физминутка (Приложение 5) | ||||||||
4. Работа с рубрикой «Картинная галерея», | 4. Предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию картины, прослушать короткий поучительный рассказ и ответить на вопросы учебника, с. 91 Предлагает вспомнить рассмотренные примеры добрых людей. | 4. Рассматривают иллюстрацию картины, знакомятся с притчей и отвечают на вопросы, называют три рассмотренных примера доброго человека | 4. Фронтальная работа | Устные ответы | ||||
5. Просматривают отрывок из мультфильма «Чертенок №13» | 5. Организует обсуждение мультфильма: - какой девиз учителя? - выскажи свое мнение о девизе учителя; - чем выделился Чертенок №13? - какие правила нарушил Чертенок №13? - что мы знаем о таком понятии, как «мораль»? - какое правило морали мы можем сформулировать, просмотрев данный мультфильм? | 5. Просматривают мультфильм и отвечают на вопросы, ищут определение понятия «мораль» в конце ученика и записывают его, формулируют «золотое правило морали» | 5. Индивидуальная, фронтальная работа. | Работа в карточке, устные ответы. | ||||
6. Прослушивают сообщение «Когда появилось золотое правило морали?» из рубрики «Путешествие в прошлое», стр. 89 | 6. Задает вопросы по сообщению: - как вы думаете, почему «золотое правило морали» живет много тысяч лет? | 6. Высказывают свою точку зрения | 6. Фронтальная работа | Устные ответы | ||||
IV. Первичное осмысление и закрепление | 5 | Работа со слайдами презентации | Помогает подвести выводы по изучению нового материала, для этого предлагает вспомнить пункты плана работы на уроке и ответить на вопрос: с чего начинается доброта | Ориентируясь на слайд, записывают в рабочую карточку выводы по изучению новой темы | Индивидуальная, фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей карточке. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. | Работа в карточке, устные ответы. | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 3 | Обобщение | Организует выполнение упражнения «Продолжи фразу»: - Мне было интересно… - Мы сегодня разобрались… - Я сегодня понял, что… - На следующем уроке я хочу… | Продолжают фразы, заполняют «лист оценки» | Фронтальная работа. | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
VI. Домашнее задание | 1 | § 10. Найти и выписать 5-7 пословиц по домашней тематике | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Карточка работы на уроке
ФИ _________________________________ Дата ___________
Тема урока: __________________________________________
Запишите словосочетания, где может быть использованы однокоренные слова с основой «добр»
______________________________________________________
План изучения нового материала:
1. ____________________________________________
2. ____________________________________________
3. ____________________________________________
В-1 Выводы по первому пункту плана:
1. ____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
В-2 Запишите черты доброго человека
______________________________________________________
__________________________________________________________
В-3 Мораль – это ______________________________________________
______________________________________________________________
Запишите, на выбор, понравившийся Вам вариант «Золотого правила морали» ________________________________________________
________________________________________________________
Итоговые выводы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лист оценки
На какую оценку я оцениваю полученные и усвоенные знания | Активность на уроке (количество жетонов) | Итоговая отметка (выставляет учитель) |
Приложение 2
Способ формирования у учащихся положительного настроя на изучение нового материала
Здравствуйте! Ребята, повернитесь, пожалуйста, друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Приложение 3
Счастливый Принц
На высокой колонне, над городом, стояла статуя Счастливого Принца. Принц был покрыт сверху до низу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял на рукоятке его шпаги.
Все восхищались Принцем.
- Мама, хочу апельсин, мама хочу апельсин! – ребенок начинал плакать оттого, что мама не могла купить ему апельсина.
- Постарайся быть похожим на Счастливого Принца! - убеждала нежная мать своего мальчугана, который все плакал, - Счастливый Принц никогда не капризничает!
- Я рад, что на свете нашелся хоть единый счастливец! - бормотал гонимый судьбой горемыка, взирая на эту прекрасную статую.
Как-то ночью пролетала тем городом Ласточка. Ее подруги, вот уже седьмая неделя, как улетели в Египет, а она задержалась. Тут она увидела статую за высокой колонной.
- Вот и отлично. Я здесь и устроюсь: прекрасное местоположение и много свежего воздуху.
И она приютилась у ног Счастливого Принца:
И она уже расположилась ко сну и спрятала головку под крыло, как вдруг на нее упала какая-то тяжелая капля.
- Как странно! - удивилась она. - На небе ни единого облачка. Звезды такие чистые, ясные, - откуда же взяться дождю?
Тут упала другая капля.
- Какая же польза от статуи, если она даже от дождя неспособна укрыть. Поищу-ка себе пристанища где-нибудь в другом месте. - И Ласточка решила улетать.
Но не расправила она еще крыльев, как упала и третья капля.
Ласточка посмотрела вверх, и что же увидела она!
Глаза Счастливого Принца были наполнены слезами. Слезы катились по его золоченым щекам. И так прекрасно было его лицо в сиянии лунных лучей, что Ласточка преисполнилась жалостью.
- Кто ты такой? - спросила она.
- Я Счастливый Принц.
- Но зачем же ты плачешь? Ты меня промочил насквозь.
- Когда я был жив и у меня было живое человеческое сердце, я не знал, что такое слезы, - ответила статуя. - Я жил во дворце. Днем я в саду забавлялся с товарищами, а вечером я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и я ни разу не догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так роскошно! «Счастливый Принц» - величали меня приближенные, и вправду я был счастливый, если только в наслажденьях счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны все скорби и вся нищета, какая только есть в моей столице. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез.
- Там, далеко, в переулке, я вижу убогий дом, - продолжала статуя тихим мелодическим голосом. - Одно окошко открыто, и мне видна женщина, сидящая возле стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, они сплошь исколоты иголкой, потому что она швея. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит в лихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. У матери же нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет. Ласточка, Ласточка, крошка-Ласточка! Не снесешь ли ты ей рубин из моей шпаги? Ноги мои прикованы к моему пьедесталу, и я не в силах сдвинуться с места,
- Меня ждут, не дождутся в Египте, - ответила Ласточка. - Мои подруги кружатся над Нилом
- Ласточка, Ласточка, крошка-Ласточка! Останься здесь на одну только ночь и будь моею посланницей. Мальчику так хочется пить, а мать его так печальна.
Счастливый Принц был так опечален, что Ласточка пожалела его.
- Здесь очень холодно, - сказала она: - но ничего, эту ночь я останусь с тобою и буду у тебя на посылках.
- Благодарю тебя, крошка-Ласточка, - молвил Счастливый Принц.
И вот Ласточка выклевала крупный рубин из шпаги Счастливого Принца и полетела с этим рубином над городскими крышами.
Наконец, она прилетала к убогому дому и посмотрела туда. Мальчик метался в жару, а мать его крепко заснула, - она так была утомлена. Ласточка пробралась в каморку и положила рубин на стол, рядом с наперстком швеи. Потом она стала беззвучно кружиться над мальчиком, навевая на его лицо прохладу.
- Как мне стало прохладно! - сказал ребенок. - Значит, я скоро поправлюсь. - И он впал в приятную дремоту.
А Ласточка возвратилась к Счастливому Принцу и рассказала ему обо всем.
- И странно, - прибавила она: - хотя на дворе и стужа, мне теперь нисколько не холодно.
- Это потому, что ты сделала доброе дело, - объяснил ей Счастливый Принц.
Приложение 4
Стихотворение А. Барто
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не желал и пирожка,
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.
Приложение 5
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
(движения маятника)
Вот и стали мы сильней,
(показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Добрый день - В добрый путь - Всем известна доброта этого человека - Будьте добры - Доброго вам здоровья - Добрый кусок пирога - Добрая погода - Добрый молодец - Приветствие - Напутствие - Обращение - Черта характера - Размер определенной вещи - Общая характеристика человека - Состояние природы О каких сторонах жизни здесь идет речь?
План 1. Что такое добро? 2. Кого называют добрым? 3. Как нужно относиться к другим?
«Счастливый принц» По мотивам сказки О.Уайльда
Выводы: 1. Добро – это когда желаешь хорошего другим. 2. Добро – это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Высшее проявление добра – это конкретное дело.
Какого человека мы называем «ДОБРЫМ?» Герой Социалистического Труда (04.01.1954; 11.09.1956; 07.03.1962) Сталинская премия (1953) Ленинская премия (1956) Орден Ленина (4.01.1954) Премия Чино дель Дука (1974) Нобелевская премия мира (1975) Награды иностранных государств, среди которых: Большой крест ордена Креста Витиса (8 января 2003 года, посмертно)
Черты доброго человека Совестливость Добрая воля Сострадание Добрые дела Конкретная помощь
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. (движения маятника) Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) Физминутка
Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына. 1669г. Какие чувства испытывает отец? Какие чувства испытывает сын? Заблудший – т.е. сбившийся с пути Стр. 90 учебника
Мультфильм «Чертенок №13» Какой главный девиз учителя? «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех» Выскажи свое мнение о девизе учителя? Чем выделился Чертенок №13?
Мораль – это правила доброго поведения . « Золотое правило морали»: Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Чего сам не желаешь, того не делай другим. Не делай никому того, чего не хочешь, что было бы сделано тебе. И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Почему «золотое правило морали» живёт много тысяч лет?
С чего начинается доброта? 1. Добрые дела. 2. Накопление добрых дел. 3. Доброе слово и улыбка. Выводы Добро- это когда желаешь хорошего другим. Добро – это когда делаешь что-то полезное, доброе. Добро – это приятно, это согревает душу.
Параграф 10 , найти и выписать 5-7 пословиц и поговорок по домашней тематике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
Добро - универсальная категория нравственного сознания
Эпиграф: «Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в это день доставить радость хоть одному человеку.»Л.Н.Толстой ...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Внеурочная деятельность. Факультатив "Этика. Азбука добра" Тема занятия: "Как изобразить доброго и красивого человека"
Данная разработка занятия может быть использована учителем начальных классов не только во внеурочной деятельности, но и при проведении классного часа на темы этического воспитания...
Этика для средней школы. Категории этики.
перзентация...
Добро — универсальная категория нравственного сознания?
Сформировать представление учащихся о том, что добро — универсальная категория нравственного сознания с опорой на имеющиеся знания и свой жизненный опыт. Способствовать развитию самостоятельного...
Презентация к уроку ОДНКНР в 6 классе по теме "Этика и нравственность как категории духовной культуры"
Презентация содержит материалы для организации работы на уроке. Составление определения, работа с притчей практическое задание на определение типа поступка....