Семья и брак
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Методическая разработка занятия с применением метода ситуационной задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_brak.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Можгинского района МСБОУ «Пычасская средняя общеобразовательная школа»
Семья и брак
Методическая разработка для учащихся
11 класса
с применением метода ситуационной задачи
Дисциплина Обществознание
Автор: Еременко Елена Александровна, учитель 1 категории МСБОУ «Пычасская средняя общеобразовательная школа»
с. Пычас– 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Системно-деятельностный подход, заложенный в идеологии нового ФГОС, изменяет подход в образовании: он требует перехода от изолированных понятий учебных предметов к включению содержания образования в контекст решения обучающимися жизненных задач. В связи с этим важнейшим методическим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи для обучения ключевым компетенциям, умению решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний.
Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ.
Решение ситуационных задач, базирующихся на привлечении учащихся к активному разрешению учебных проблем, тождественным реальным/жизненным, позволяет обучающемуся овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, отыскивать информацию, необходимую для решения проблемы, и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.
Курс обществознания, как никакой другой, связан с разрешением жизненно важных проблем для подростка. Тема «Семья и брак» позволяет проблему поиска своего места в обществе, актуальную для подросткового возраста, рассмотреть с позиции объективных и субъективных возможностей и устремлений, сделать ее личностно значимой.
Тема: Семья и брак.
Количество часов: 1 академический час
Тип: Изучение нового материала.
Форма реализации: Решение ситуационной задачи
Цели:
Образовательная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Развивающая: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, нуклеарная семья, расширенная семья;
Воспитательная: осмысление ценности семьи, семейных отношений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Задачи:
Личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
Метапредметные – владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Предметные – способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания и приемы анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак, функции семьи.
Ход
- Организационный момент (10 мин.). Постановка и обсуждение личностно-значимого вопроса. Ознакомление с порядком работы и оценки ситуационной задачи.
- Изучение нового материала по материалам ситуационной задачи (20 мин.). Задание: изучить информацию самостоятельно и выполнить задания для работы с данной информацией (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез).
- Подведение итогов занятия, домашнее задание (15 мин.) По желанию учащиеся зачитывают свое эссе. В качестве домашнего задания выполнить этап ситуационной задачи «оценка результатов работы».
Ситуационная задача
Матрица оценивания выполнения ситуационных задач
(пример)
Список учащихся | 1. Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий и вопроса | 2. Понимание: освоение смыслов в найденной информации | 3. Применение: предложение способа выполнения, решения в стандартных ситуациях | 4. Анализ: перенос информации в новую ситуацию: выявление проблем, взаимосвязей | 5. Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана | 6. Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев | Итого | ||||||||||||
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | ||
1. | + | + | + | + | + | + | 6 | ||||||||||||
2. | + | + | + | + | + | + | 8 | ||||||||||||
3. … | + | + | + | + | + | + | 10 |
Баллы: 0 – ответа нет; 1 – ответ на уровне утверждения без аргументации, обоснования; 2 – ответ, основанный на аргументации, обосновании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья и брак
Что такое семья? Функции семьи. Понятие брака. Этапы становления брачно-семейных отношений. Типы семей. Основные черты патриархальной семьи. Современная семья: кризис или поиски счастья?...
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
Статья по теме: Влияние СМИ на общественное мнение в области семьи и брака.
Демографическая ситуация в стране подвергается опасности со стороны информационной сферы. Скрытая и явная пропаганда легкого образа жизни «без проблем» не только лишает людей желания вступать в брак, ...
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.
Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...
Урок "Семья и брак"
Представленный урок показывает тип семьи, права социальные и правые семьи, функции семьи на основании семейного законодательства...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Урок "Семья и брак. Законодательство о семье"
Конспект урока "Семья и брак. Законодательство о семье"...
- Мне нравится (1)