Нравственное поведение и физическое здоровье
статья по обществознанию (10 класс) на тему
статья посвящена опыту социального эксперимента с учащимися 10 класса, направленного на нравственное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное поведение и физическое здоровье
Еременко Елена Александровна, учитель обществознания
Две вещи не перестают удивлять меня: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
И. Кант
Если бы мы решили «взрастить» цветок здоровья, то я думаю, что он выглядел бы следующим образом: Каждый из лепестков, из которых составлен цветок, представлял бы собой какой – либо из аспектов здоровья:
1) Соматическое - текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.
2) Физическое - уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма.
3) Психическое - состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
4) Сексуальное - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
5) Социальное - комплекс характеристик потребностной основы жизнедеятельности человека и степени удовлетворенности их социальной средой.
Стебель и стержень цветка – духовный аспект здоровья. Он отражает суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим. Сломался стебель – и погибло растение. И наоборот, чем крепче, чем богаче стебель насыщает, питает соцветие, тем более пышным цветом оно наливается. При всей образности такого восприятия здоровья человека, я убеждена, что нравственность является главным средством защиты здоровья и обеспечения безопасного поведения человека. В обобщенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья - я могу; для психического здоровья - я хочу; для нравственного здоровья - я должен.
Духовно-нравственные ценности ориентируют индивидуальное человеческое существование. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем, организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их значимости задана тем, что они - необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни. Поэтому если различные аспекты индивидуальной культуры здоровья распределить в порядке убывания значимости, то получим следующий ряд: нравственная культура, культура питания, гигиеническая культура, физическая культура.
В то же время, очевидно, что между той или иной духовно-нравственной ценностью, или моральной заповедью и реальной жизнью человека существует весьма большое расхождение. Так, между любой Библейской заповедью, например, “не лги”, и нашей практикой общения - большая дистанция. А что, если попробовать жить по нравственным законам? Со своим 10 классом мы решили провести эксперимент, назвав его «Три дня по законам нравственности». Для начала обозначили свое понимание нравственного поведения и, соответственно представлению, что мы должны делать и чего не должны в условленные дни. Как показал последующий анализ наших работ, большинство на первое место поставили необходимость общения с близкими людьми, так как перед каждым из нас главное – это долг и ответственность перед родными, а также перед собой. Следующий пункт для многих – не допускать лени ни в чем. Далее по актуальности оказалось быть сдержанными по отношению к другим людям, не отвечать на грубость грубостью, а тем более нецензурной бранью. Одна из учениц так выразила свое представление о нравственном поведении: «Быть нравственным по отношению к себе в моем понимании не обманывать себя, найти душевное равновесие. Быть нравственным по отношению к другим – это понимание и уважение чужого мировосприятия, слов и поступков».
Каждый из участвующих в эксперименте каждодневно записывал свои впечатления, ощущения от прожитого дня. Труднее всего давались экспериментируемым самые простые и очевидные вещи: сказать родным «Доброе утро», «спасибо», «мама, я люблю тебя». Наверное, мы отвыкли от выражения чувств словами. Но все отметили, что после этих слов на душе становилось лучше и повышалось настроение не только тех, кому они были адресованы, но и испытуемых. Такая реакция порождала огромное желание повторить «подвиг». Проще было с поступками, которые выражались в приятных мелочах, но также очень положительно влияли на наше поведение и настроение: приготовить завтрак родным, поговорить с близким человеком по душам, дать добрый совет подруге, проявить заботу о младших или пожилых родственниках, уступить место – эти поступки, совершаемые «просто так», воспринимались с удивлением и благодарностью. С собственной ленью и грубостью, к сожалению, справились не все наши респонденты, о чем они честно написали в дневниках. Приступы агрессии выражались зачастую в грубых словах, и стоит призадуматься: почему так легко с наших уст слетают слова брани, и так сложно рождаются добрые и искренние?
Результаты эксперимента прежде всего отразились на семейных отношениях, проявились в том, что стали друг к другу более внимательными.
Опыт даже трех дней убедил нас, что, соблюдая законы нравственности, мы становимся настоящими творцами положительного поля вокруг себя, позитивной энергии, которая передается другим, как цепная реакция. В результате очищения мыслей происходит безусловное улучшение общего состояния и самочувствия. С другой стороны, придерживаться моральных норм нам было достаточно трудно, приходилось постоянно себя одергивать, удерживать от желания невзначай их нарушить. Поэтому для формирования устойчивого нравственного поведения требуется постоянная работа над собой. И эта работа есть основа самовоспитания личности по формированию культуры здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – залог психического и физического здоровья личности.
Внеклассное мероприятие на тему:«Семья моя – надежда и опора» (Концерт для домры с фортепиано)1. Семья моя - тёплая пристань Семья- надежный оплот. В н...
Создание благоприятной образовательной среды на уроках английского языка с целью формирования нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей...
Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ, этапы формирования нравственного вопедения у детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» (5-7 КЛАССЫ)
Мною разработана и адаптирована «Программа формирования социальных установок на здоровый образ жизни и нравственного поведения у подростков «Мое здоровье» на основе Программы образовательного курса «М...
Нравственное и физическое здоровье школьников
Статья о формировании нравственности и сохранении, укреплении здоровья школьников...
Формирование нравственного и физического здоровья школьников на уроках иностранного языка
Основная цель, которую преследует современное воспитание, - воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровь...
- Мне нравится (1)