Контрольная работа по блоку "Познание и сознание"
тест по обществознанию (10 класс) на тему
Контрольная работа в 2 вариантах по разделу "Философия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_1.docx | 23.34 КБ |
variant_2.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Сознание и познание»
Вариант- 1
Часть А. 1. Что включают ученые в понятие человеческого знания?
а) результат познавательной деятельности человека;
б) деятельность, в результате которой создается новое;
в) социальные потребности человека;
г) результат любой творческой деятельности человека.
2. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) мифы и легенды о сотворении мира;
б) теория относительности;
в) закон всемирного тяготения;
г) закон
3. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) библейская легенда о сотворении мира;
б) предание о Великом потопе;
в) находки археологов клинописного архива цивилизации шумеров;
г) сообщение Геродота о племенах людей с собачьими головами.
4. К чувственному познанию относится:
а) суждение; б)восприятие в) ощущение; г) наблюдение.
5. Что из названного является этапом рационального познания?
а) наблюдение; б) эксперимент; в) понятие; г) практика.
6. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно:
а) разделяется большинством людей;
б) соответствует познаваемому объекту;
в) не противоречит предшествующим представлениям;
г) использует только формы рационального познания.
7. Что понимают ученые под абсолютной истиной?
а) исчерпывающее, точное знание об объекте исследования;
б) объективные знания об объекте, достигнутые на определенном этапе познания;
в) знание, осуществляемое только при помощи художественных образов;
г) знание, полученное в результате применения только форм
рационального познания.
8. Утверждение «Физическое тело, погруженное в воду, равно
массе вытесненной воды» является примером:
а) научного знания;
б) обыденного знания;
в) мифологического знания;
г) народной мудрости.
9. Наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности человека, - это:
а) история; б) политология; в) экономика; г) психология.
10. Особенностью социального познания является:
а) совладение субъекта и объекта познания;
б) получение объективного знания;
в) соответствие результатов познания поставленным целям;
г) выдвижение гипотез и формулировка выводов.
11. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности?
А. Познавательная деятельность людей сопровождается
ошибками, заблуждениями, иллюзиями.
Б. Познавательная деятельность людей неразрывно связана с работой сознания, волей, памятью, убеждениями.
а) верно только А; б) верны А и Б;в) верно только Б; г)оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинное знание всегда объективно.
Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.
а) верно только А; б) верны А и Б;
в) верно только Б; г) оба суждения неверны.
13. Верны ли следующие суждения?
А. Практика является универсальным (всеобщим) критерием
истины.
Б. Существуют области познания, где основным критерием выступает теория.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
Часть В.1. 1. Заполните пропуски:
Относительная …..зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.
2. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие
их примеры:
Виды знаний
А. Народная мудрость. Б. Научные знания.
Примеры
- пословицы;
- поговорки;
- притчи;
- теории;
- законы развития общества;
- законы развития природы.
3. Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны представлять методы теоретического научного познания, три последующие – методы экспериментального познания:
1) моделирование
2)систематизация
3)эксперимент
4)наблюдение
5)измерение
6)абстрагирование
Часть С.Прочитайте текст и выполните задания C I—С 4 .
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект ( в естественно-научном смысле э т о г о слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект - объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественнонаучными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. < . . . > Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). < . . . > Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 8 0 - 8 1 . ) .
CI. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? СЗ. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
2. Назовите любые три вида познания.
3. Укажите четыре отличия знания от веры
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Сознание и познание»
Вариант - 2
Часть А.1. Что из перечисленного относится к донаучным знаниям?
а) открытие Архимедом выталкивающей силы;
б) миф о сотворении человека из глины;
в) гипотеза Птолемея о шарообразности Земли;
г) закон сохранения и превращения энергии.
2. Что из перечисленного относится к научным знаниям?
а) представление о мире, стоящем на трех китах;
б) расшифровка египетских иероглифов;
в) предание о Ноевом ковчеге;
г) библейская легенда о сотворении человека из глины.
3. Что из названного является этапом чувственного познания? 1
а) наблюдение; б) эксперимент; в) представление; г) гипотеза.
4. К рациональному познанию относится:
а) суждение; б)восприятие; в)ощущение; г) наблюдение.
5. Под истиной понимается:
а) обязательный результат познавательной деятельности человека;
б) объективное отражение действительности в сознании человека;
в) знание, разделяемое большинством людей;
г) знания, не противоречащие предыдущим знаниям.
6. Высказывание «Ученье - свет, а неученье - тьма» является
примером:
а) мифологического знания;
б) народной мудрости;
в) паранаучного знания;
г) научного знания.
7. Наука о закономерностях становления, развития и функциснирования общества в целом, - это:
а) история; б) политология; в) этика; г)социология.
8. Отличительная особенность эстетического (художественного) познания:
а) получение знаний при помощи художественных образов;
б) приводит к относительным истинам;
в) использует только формы чувственного;
г) направлено на получение достоверного знания.
9. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Целью научного познания является осознание закономерностей процессов и явлений.
Б. Целью научного познания является отражение действительности в художественных образах.
а) верно только А; б) верны А и Б; в) верно только Б; г) оба суждения неверны.
10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру рационального познания входят понятие, суждение, умозаключение. Б. Рациональное познание предваряет собор"! чувственное.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
11. Научные знания, так же как и мифологические:
а) дают общую картину мира;
б) включают ритуальные действия;
в) основываются на мнениях авторитетных людей;
г) доступны узкому кругу людей.
12. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинное знание всегда объективно.
Б. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.
а) верно только А;
б) верны А и Б;
в) верно только Б;
г) оба суждения неверны.
13. Научное знание отличает:
а) доказательность выводов;
б) использование понятийного аппарата;
в) использование художественных образов;
г) обращенность к эмоциям, переживаниям;
д) опора на житейский опыт;
е) теоретический уровень.
Часть В. 1. Заполните пропуски:
- Абсолютная и относительная истины являются формами ………….. истины.
2.соотнесите виды познавательной деятельности и их характерные признаки:
Виды познавательной деятельности | Признаки |
А. научное знание | 1)образно- символический ряд |
Б.художественное познание | 2)понятийный аппарат |
3)теория | |
4)субъективность восприятия |
3. Какому понятию соответствует следующее определение: «Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в нашем сознании без их непосредственного воздействия»
Часть С. Прочитайте текст и выполните задания C I—С 4 .
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект ( в естественно-научном смысле э т о г о слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект - объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественнонаучными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. < . . . > Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). < . . . > Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 8 0 - 8 1 . ) .
CI. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? СЗ. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
С4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
С5. 1. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
2. Назовите любые три вида познания.
3. Укажите четыре отличия знания от веры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"
Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс" авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне.
Роль внеклассной работы в формировании исторического сознания молодого поколения о Великой Отечественной войне....
Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2
Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...
Методическая разработка межпредметной контрольной работы "Отражение общественного сознания в языке и стиле "Жития протопопа Аввакума"
В контрольной работе предложен ряд заданий, направленных на проверку знаний учащихся по эпохе церковного раскола XVII в. Работа также позволит учащимся усовершенствовать свои навыки и обеспечит более ...
Из опыта работы по формированию толерантного сознания в общеобразовательных учреждениях Гулькевичского района на примере МБОУСОШ №16 пос. Красносельского
Важнейшим аспектом воспитательного процесса в современной школе является формирование культуры межнационального общения.Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной дейст...
Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность
Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...
Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся
История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....