ЭССЕ (ПАМЯТКИ)
учебно-методический материал по обществознанию на тему
Как выбрать тему эссе? Как научиться писать эссе по обществознанию? Структура эссе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_pamyatki.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выбрать тему эссе?
1.Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор?
2.С какими основными проблемами обществознания связана данная тема?
3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему
4.Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения?
5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?
Как научиться писать эссе по обществознанию?
- Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
- Запиши тему эссе.
- Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.
- Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.
Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
I. Схема эссе:
I. В
II. П
III.Т
А1
А2
IV. В
Но! Запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.
- Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
- Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.
- Уместно использование клише. Например:
- Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
- Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
- Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза…; -это короткое высказывание...
- Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
- Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
- Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…
- В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным.
- Я полностью согласна с позицией автора.
- …оказывает благотворное действие…
- Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для ...
- С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…
- Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
- Мне очень импонирует фраза…
- Проиллюстрируем это положение примерами…; следующим примером…
- Рассмотрим несколько подходов…Например,…
- Во- первых,…Во- вторых,..
- Подведем общий итог рассуждениям…
- Таким образом…
ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1-й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе – литературным жанром и требованиями к написанию эссе (в рамках конкретного испытания, например: ЕГЭ, олимпиады или конкурса);
2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету);
3-й этап: «проба пера» или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации);
4-й этап: подготовка презентации групповых эссе;
5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах;
6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления);
7-й этап: написание индивидуальных эссе.
Готовя задания по написанию эссе, подбирая темы для работ, можно ориентироваться на общие подходы к их подбору:
- краткость;
- связь с историческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочитанную литературу, источники;
- проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.
В заключении обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: «Как научиться хорошо писать и представлять эссе?» Ответ парадоксален – надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как писать эссе"
Памятка содержит основные правила и советы для написания эссе по английскому , а так же набор фрази выражений , которые помогут его написать....
Памятки по написанию эссе.
В памятке описано что такое эссе, какие требования предъявляются к написанию эссе, структура, как выбрать тему....
Памятка для учащихся по написанию эссе.
Данный материал представляет собой памятку для учащихся по написанию эссе. Материал послужит хорошим подспорьем в написании эссе не только учащимся 10-11 классов, но и учащимся 7-9 к...
Памятка. Как написать эссе.
Памятка. Как написать эссе....
памятка по эссе ( обществознание)
Памятка по написанию эссе, предназначена для учащихся, которые готовятся к ЕГЭ по обществознанию. В памятке прописаны составные и структурные части эссе по обществознанию, а также даны клише....
Эссе-памятка
алгоритм написания эссе 2014-15...
Памятка по написанию эссе по истории
Предлагаю вам, уважаемые родители, ознакомиться с памяткой по написанию эссе. Алгоритм, которым мы пользуемся на творческих уроках, представлен вашему вниманию для помощи вашим детям. Первая работа в ...