Отрочество – особая пора
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

Отрочество – особая пора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrochestvo_-_osobaya_pora.docx65.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания

 5 класс

Тема урока: Отрочество – особая пора.  

Педагогические цели: создать условия для формирования представления об особенностях подросткового возраста, объяснить основные понятия: подросток, отрочество, взросление

Планируемый результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные: усваивают дидактические единицы: детство, переходный период, отрочество, юность, зрелость, старость. Рассматривают  характерные черты подросткового возраста.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность существования у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения: 

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесный;

Основное содержание темы, понятия и термины: Возрастные этапы жизни человека, Черты подросткового возраста; подросток, отрочество, взросление

Образовательные ресурсы: презентация «Отрочество – особая пора»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

План урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Характеристика подросткового возраста
  3. Особенности подросткового возраста
  4. Закрепление изученного материала

   5.   Д.З. Прочитать &2

  • По выбору: презентация  « Я от рождения до 11 лет»
  • Проект «Я и мои старшие родственники»

1этап  Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

Дорогие ребята, добрый день. На предыдущих уроках мы обсуждали с вами философскую проблему: «Что такое человек и чем он отличается от других обитателей планеты Земля?»Мнения были разные, но все мы пришли к выводу, что человечество – это сумма всех предыдущих поколений, с их достижениями, которые служат нам сейчас.  Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили данную тему.

2 этап Проверка домашнего задания 

Задание Установи соответствие (1  учащийся у доски )

Какие черты, характеризующие человека, доказывает , что он

 1.биологическое существо

2.социальное существо

ЧЕРТЫ: потребность в пище, способность к творчеству, владение речью, потребность в отдыхе, умение фантазировать, способность утолять голод, потребность в безопасности

Сделайте вывод: Человек-……………существо (уст)

Индивидуальное задание по карточкам  

1.Заполните пропуски в предложении:

Человек в отличие от животных обладает ________________________

Способен к __________________________________, может действовать _____________________________________________________________, имеет хорошо развитый ________________________________________.

2.В приведенном ниже списке указанны черты и сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.

А) способность к творчеству              Б) потребность в отдыхе        

В) наличие органов чувств                  Г) сознательное выдвижение целей.

            Черты сходства

          Черты различия

*Групповое дом. зад.  Метод исследования « В классе и дома» (1 выступающий от группы) Ответить на вопрос « как на поведение живого существа влияет инстинкт» (дать определение «инстинкт»)

1 группа Текст 1 « Пчёлы»

2 группа Текст 2 «Птенец кукушки»

3 группа Текст 3 «Маугли»

3 этап Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по обнаружению истины – «Что такое человек?» Какую же составляющую понятия «Человек» будем изучать сегодня? Давайте, определим это вместе.

Вопрос: Можете ли вы назвать, как называются периоды жизни, которые проживает человек? (например, детство, юность: продолжите) 

Итак, это «Возрастные этапы в жизни человека» Презентация

 Давайте расставим в правильном порядке  этапы возраста человека. Ответ уч-ся (наглядность) Детство…….

детство, отрочество, юность, зрелость, старость.

 Физкультминутка

Рассмотрите на слайде философскую картину итальянского художника Джорджоне, которая называется «Три возраста» и определите возраст каждого из персонажей. По каким признакам вы это сделали? Скажите, а что свойственно каждому представленному возрасту?

Актуализация знаний

Цель: «Открытие новых знаний» на основе ранее изученного материала

Формулирование темы урока

Скажите, а какой возраст сейчас переживаете вы – пятиклассники? (подростковый)

Характеристика подросткового возраста

 Подростковый возраст.

Это период жизни от 10 до 18 лет.

Подростковый период делится на два: младший подросток и старший подросток.

Подведение  ребят к тому, что это слово ассоциируется с возрастными изменениями человека:

Задание: Назовите слова-ассоциации к слову "подросток". (на доске «ПОДРОСТОК», пятиклассники подбирают однокор.слова, объясняют значение понятия)

  • В старину подростков называли отроками, а период жизни – отрочеством.

Проблемный вопрос

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? А чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Тема урока:    (запись в тетради)

Открытие  и первичное усвоение учащимися новых знаний

Цель: Рассмотреть особенности, черты младшего подросткового периода

Вопрос: Вспомните, какими вы были в 1 классе, и какими стали сейчас?

Об особенностях этого возраста прочитаем в учебнике стр.16

Назовите

Ученики называют изменения:

- изменился рост

- быстрая смена настроения 

КЛАСТЕР В тетради запись ПОДРОСТОК (записывают черты, присущие подростку)

-Итак, мы выяснили, что подростком быть непросто. «А значит, все вокруг должны очень хорошо помнить, что подростка нужно беречь, холить и лелеять, потакать всем его желаниям и прихотям, ведь он переживает такой трудный переходный период. И, наверное, подростку можно всё: ругаться с родителями, обижать младших, не уважать стариков?» Вы согласны с таким утверждением? (Услышать высказываемые мнения подростков и обсудить).

(Ученики объясняют свои ответы)

 Первичная проверка понимания

Цель. Проверить умения в определении главной мысли. Самоконтроль усвоения знаний.

Ребята, как вы думаете, а самостоятельность можно назвать отличительной чертой подростков? В чём это может проявляться?

Самостоятельность – показатель взрослости. Что же такое САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Вопрос: Можете ли назвать себя самостоятельными. Ответ обоснуйте.

Ребята, всегда ли стремление казаться  самостоятельным, приносит пользу?

В каких ситуациях подросток, стремясь казаться самостоятельным, наносит вред себе и окружающим?

Вывод: Самостоятельность – это уверенность в своих силах и желание попробовать незнакомое дело.

Это воспитание таких качеств, как воля, целеустремлённость

Отрочество – пора мечтаний

Работа с материалами учебника

В 1822 г. в немецком Мекленбурге в семье священника Эрнста Шлимана родился сын Генрих. Сегодня о его мечте и о том как он её достиг знает весь мир.

Речь идёт о раскопках древнегреческого города Трои.

Генрих вырос, стал археологом и в 1871 г. наконец-то осуществил свою мечту. В 1847 году он принял российское гражданство, а позже и американское,  успешно занимался торговлей.

Скопив денег он поехал в Малую Азию и нашёл город Трою.

  • А вот герой романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок» Остап Бендер мечтал о том как с украденными миллионами и драгоценностями он сбежит из России в Бразилию, в Рио-де-Жанейро. Мечтал о костюме и белых ботинках.
  • Есть ли у тебя мечта?
  • А о чём мечтают люди в твоём возрасте? (ответы)

                                                    мечты

возвышенные светлые                           мелочные   никудышные

Вывод: МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ – ещё одна черта подростка

Первичное закрепление материала урока

Цель: Включение нового знания в систему изученного материала.

1.Вопросы и задания:

  • назовите периоды жизни, которые проживает человек?
  • как называется ваш возраст?
  • какие черты характера формируются в подростковом возрасте?

2.

Великий мудрец древности Пифагор сравнил периоды жизни человека с временами года. Объясните, что вы увидели на этой схеме

Отрочество-весна, Юность – лето, Зрелость-осень, Cтарость-  зима

Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка

1) Подростки – народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему

2) Подросток – человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения

Рефлексия, подведение итогов

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Закончите предложения:

• На уроке я работал...

• Своей работой на уроке я ...

• Урок для меня показался...

• За урок я...

• Мое настроение...

• Материал урока мне был...

Возможные варианты  ответов:

активно / пассивно доволен / не доволен коротким /длинным не устал /устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / 

Домашнее задание:

      Прочитать &2

По выбору:

презентация « Я от рождения до 11 лет»

проект «Я и мои старшие родственники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отрочество - особая пора в жизни

Самостоятельная работа по обществознанию....

Конспект урока обществознания 5 класс "Отрочество - особая пора" по учебнику Боголюбова Л.Н.

Второй урок по теме «Отрочество – особая пора» в форме игры-соревнования....

Отрочество – особая пора в жизни.

В презентации отражены вопросы: 1. Легко ли быть подростком? 2. Отрочество – пора мечтаний.Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать н...

Отрочество – особая пора в жизни. - 2

В презентации отражены вопросы: 1. Самостоятельность – показатель взрослости. 2. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. 3. Нужны ли сегодня рыцари?Презентация поможет учителю организовать заняти...

Конспект урока "Отрочество - особая пора жизни"

Урок предназначен учащимся 5 класса по курсу обществознания. Выстроен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по обществознанию: 5 класс «Отрочество – особая пора жизни»

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».   Конспект урока по обществознанию:    5 класс   «Отрочество – особая пора жизн...