Тема Общество к ЕГЭ
консультация по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Басенко Анна Ивановна

За основу взят материал Свечникова. Немного переработан, добавлены тесты по разделам темы. Использую при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕСТВО Подготовка к ЕГЭ 10 класс Параграфы 1-2

Слайд 2

Что такое общество? Узкое понимание Группа людей, объединенных неким общим признаком (дворянское общество) Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.) Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество) Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (китайское общество, российское общество) Человечество в целом Широкое понимание Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Слайд 3

? В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях? а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития

Слайд 4

? В отличие от природы общество: обладает свойствами системы находится в развитии выступает в качестве творца культуры развивается закономерно Ответ: 3

Слайд 5

Сферы (подсистемы) общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!

Слайд 6

Основные сферы общества Общество – сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера Связана с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями) Связана со специализированным духовным производством (искусство, наука, философия, мораль ) Связана с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ Связана с организацией общества и управления им, система институтов управления

Слайд 7

? Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер Отношения собственности Партия Избирательная система Научная деятельность Формирование нации Взаимосвязь спроса и предложения товаров Массовая культура Факторы производства Сословная структура общества Федеративное государственное устройство Банковская система Художественное творчество А) Экономическая сфера Б) Политическая сфера В) Социальная сфера Г) Духовная сфера

Слайд 8

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца . ФАКТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА А) открытие супермаркета 1) политическая Б) выборы депутатов парламента 2) экономическая В) проведение художественной выставки 3) духовная Г) аренда дачного домика на лето Д) издание указа главы государства А Б В Г Д 2 1 3 2 1

Слайд 9

Признаки общества как системы Целостность Устойчивость Способность к саморазвитию Открытость взаимосвязанные элементы постоянные изменения стремление к самосохранению новые элементы появляются, старые исчезают Целое, составленное из частей

Слайд 10

Общество как динамичная система Изменяется и развивается общество в целом Изменяются и развиваются его элементы Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются

Слайд 11

? Динамизм общества как системы подразумевает: устойчивость и стабильность изменение и развитие постоянный прогресс Ответ: 2

Слайд 12

Какой из признаков характеризует общество как систему Постоянное развитие Часть материального мира Обособление от природы Способы взаимодействия людей Ответ: 4

Слайд 13

Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей «установление»  семья  производство  государство  образование  религия в воспроизводстве рода в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?

Слайд 14

- Ниже приведены примеры социальных образований. Все они, за исключением одного, являются социальными институтами. Семья, наука, бизнес, школа, государство, религия. Найдите и укажите пример, «выпадающий» из этого ряда. - Назовите основные социальные институты.

Слайд 15

Семья – исторически сложившаяся форма объединения людей, выполняющая функцию биологического воспроизводства. Эти признаки характеризуют семью как 1) социальный институт 2) социальную общность 3) малую социальную группу 4) ячейку общества 1 Установите соответствие между потребностями общества и социальными институтами Потребности А) в получении знаний Б) в подготовке кадров В) в решении духовных проблем смысла жизни Г) в воспроизводстве населения Социальные институты Институт семьи и брака Институты науки, образования и культуры 3) Институт религии 2 2 3 1

Слайд 16

Как возникло челове ческое общество? Религиозная версия : «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон» Космическая версия : «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими» Естественная версия : «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»

Слайд 17

Под влиянием чего общество изменяется и развивается? Натуралистический подход : «Развитие общества определяется природными факторами» Идеалистический подход: «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности» Материалистический подход : «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности» Плюралистический подход : «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов» Ш. Монтескье, Л. Мечников И. Кант, Г.Гегель, О. Конт К. Маркс, В. Ленин Большинство современных ученых

Слайд 18

Типы обществ в формационном подходе Наличие пись-мен-ности Число уровней управлений и степень социального расслоения Способ хозяйственной деятельности Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности Допись-менные Пись-менные Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) Сложные Охотников и собирателей Огородничества Скотоводов Земледельцев Индустриальное Постиндустриальное Первобытное Рабовла- дельческое Феодальное Капиталис-тическое

Слайд 19

? Чем отличается простое общество от сложного? Перечислить все 4 формации. Нарисуем схему последовательности этих формаций

Слайд 20

Общественные формации Феодальное Капиталистическое Коммунистическое ??? Рабовладель ческое Первобытно- общинное Древний мир Средние века Новое время Новейшее время Традиционное общество Индустриальное общество ??? Постиндустриальное общество

Слайд 21

Общественно-экономическая формация Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ и выступающий как ступень прогрессивного развития Как люди производят материальные блага БАЗИС НАДСТРОЙКА совокупность производственных отношений, экономический строй совокупность идей и взглядов общества, соответствующих им отношений и организаций

Слайд 22

Способ производства Производственные отношения Собственность на средства производст ва Производительные силы Средства производства Орудия труда и предмет труда Люди с их умениями, навыками, знаниями

Слайд 23

Недостатки формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность + цивилизационный подход!

Слайд 24

? Что такое общественно-экономическая формация? Что такое способ производства? Что такое средства производства? Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка

Слайд 25

Цивилизация Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс) Жизнь цивилизации подчинена жёсткому биологическому ритму: рождение, детство. Молодость (восходящий этап); зрелость, старость, закат (нисходящий этап) (О. Шпенглер) Возникает по закону «вызова-и-ответа»; имеет 5 фаз развития: возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель (А. Тойнби) Цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня (современные авторы) В широком смысле – определённый (обычно высокий) уровень развития материальной и духовной культуры. «Гражданский»

Слайд 26

В исторической науке - Цивилизации – крупные социокультурные системы, обладающими своими закономерностями. Каждая цивилизация самобытна, «живёт» своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности.

Слайд 27

Недостатки цивилизационного подхода История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе Современный мир состоит из множества локальных цивилизаций, относящихся к 2 общим типам обществ: индустриальному (западному) и традиционному (восточному)

Слайд 28

Основные черты восточной и западной цивилизации Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Интересы личности подчинены общественным, коллективным Правовое государство, демократические формы правления Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Развитый рынок, частная собственность, предпринимательство и конкуренция в экономике Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной Западная цивилизация Восточная цивилизация

Слайд 29

? Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера? Цивилизационный подход направлен на: А. Выявление общего в развитии разных народов. Б. Выявление особенного в развитии разных народов. верно только А верно только Б верно А и Б оба положения неверны

Слайд 30

Надо совместить оба подхода! Трехэтапная периодизация цивилизаций (Д. Белл, О. Тоффлер, Р. Арон, З. Бзежинский и др.) Традиционное (доиндустриальное) общество Индустриальное общество Информационное (постиндустриальное) общество

Слайд 31

Традиционное общество Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения Духовная сфера Сословное деление, отсутствие социальной мобильности Социальная сфера Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость Политика Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство Экономика

Слайд 32

Индустриальное общество Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки Духовная сфера Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация Социальная сфера Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей Политика Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии Экономика

Слайд 33

Постиндустриальное общество Приоритет отдается науке и образованию Духовная сфера Профессиональное деление, развитие гражданского общества Социальная сфера Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии Политика Сфера производства уступает сфере услуг Экономика

Слайд 34

? Какое социальное деление характерно для: традиционного общества индустриального общества постиндустриального общества

Слайд 35

? Какие из данных черт относятся к традиционному обществу? развитие ресурсосберегающих технологий появление массовой культуры низкая социальная мобильность преобладание коллективистских взглядов сильное гражданское общество

Слайд 36

Какой признак характеризует аграрное общество? 1) массовое промышленное производство 2) интенсивное развитие науки и техники 3) низкий уровень товарно-денежных отношений 4) демократические права и свободы граждан

Слайд 37

Какой признак характеризует индустриальное общество? 1) демократический политически режим 2) занятость большинства населения в сфере информационных технологий 3) преобладание семьи патриархального типа 4) определяющая роль армии и церкви в общественной жизни

Слайд 38

Какой признак характеризует постиндустриальное общество? 1) натуральное хозяйство 2) высокий уровень развития информационных технологий 3) преобладание семьи традиционного типа 4) невысокий уровень товарно-денежных отношений

Слайд 39

Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций Отсутствие стран с одинаковой историей Различие путей решения актуальных вопросов Многовариативность форм общественного развития Своеобразие духовной культуры Уникальность каждого исторического события Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий 1) Общинная собственность; 2) примитивное ремесло; 3) натуральное хозяйство; 4) экстенсивная технология; 5) традиционное общество.

Слайд 40

? К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?

Слайд 41

Общественный процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей Субъект : участники исторического процесса Объект : вся историческая действительность Главный субъект: все человечество? (Л.П. Карсавин) трудящиеся? (К. Маркс) народ? (В. Ключевский) выдающиеся личности?

Слайд 42

Направления общественного процесса Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

Слайд 43

Критерии общественного прогресса развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты kriterio – мерило для оценки

Слайд 44

? Объект исторического процесса – это: историческая действительность классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности Что такое прогресс?

Слайд 45

Запишите слово, пропущенное в схеме

Слайд 46

Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

Слайд 47

Закон общественного развития Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

Слайд 48

Запишите слово, пропущенное в схеме

Слайд 49

Какой пример иллюстрирует противоречивость общественного прогресса? 1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины 2) увеличение числа психологических проблем человека с развитием компьютерных технологий 3) рост численности городского населения с развитием транспорта 4) облегчение общения людей с развитием мобильной связи и компьютерных сетей 2

Слайд 50

С помощью такого критерия, как гуманизация общества, можно показать прогрессивный характер 1) развития компьютерных технологий 2) смягчения юридической ответственности 3) открытий в области нанотехнологий 4) изменения процедуры парламентских выборов 2

Слайд 51

Глобализация Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами способствует развитию экономики обеспечивает большую толерантность предостерегают государства от крайних действий не всегда ориентирована на развитие отечественного производства нивелируются запросы людей диктуются правила, выгодные развитым странам навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур появление глобальных проблем

Слайд 52

? Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это… В чем суть закона ускорения истории? Что такое глобализация?

Слайд 53

? Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает: расширение деятельности транснациональных корпораций рост объемов промышленного производства возрастание доли среднего класса в составе населения развитие национальной культуры

Слайд 54

Глобальные проблемы носят планетарный характер угрожают всему человечеству могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

Слайд 55

Влияние природы на развитие общества общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет социально-психологический облик народа

Слайд 56

Экологические кризисы загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения природные антропогенные

Слайд 57

Пути преодоления экологического кризиса Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) Развитие техники и улучшение экологического воспитания

Слайд 58

? В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными? в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).

архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та...

Тест по теме "Общество", 10-11 кл

Тест по теме "Общество" с ответами (вариант 1,  2 ) рассчитан на учащихся 10- 11 кл. Он состаит из части А  (25 вопросов ) и части В (7 заданий). Тест соотвествует структуре ЕГЭ. Его можно и...

Практикум по теме "Общество"

Данный урок является практикумом по теме.Цели урока·         Закрепление знаний по теме «Общество», углубление понятия «исторические типы общества», «моде...

тема :"Общество", "Сферы жизни общества".

Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....

Дидактические материалы по теме: "Общество и природа. Основные сферы общества"

Разработка тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме: " Общество и природа. Основные сферы общества"...

Тест по обществознанию 10 класс к темам "Общество. Что такое общество"

Тесты можно использовать для проверки изученного материала по первым изучаемым темам "Общество" к учебнику Л.Н.Боголюбова, 10 класс...

Тесты по обществознанию 10 класс по теме "Общество.Сферы жизни общества.Деятельность".

Данные тесты по обществознанию в 10 классе предназначены для подготовки обучающихся к ЕГЭ по темам об обществе, сферах жизни общества, о деятельности и ее структуре....