Образование – социальный фактор гендерного развития
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Плотников Алексей Семенович

Методические материалы для подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernyy_podhod2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Плотников Алексей Семенович

Образование – социальный фактор гендерного развития

Замыслом данной статьи является прикладной аспект статьи предыдущей. Однако в процессе работы замысел несколько изменился в той части, что статья имеет самостоятельное, автономное, а не прикладное только значение. Это вызвано тем, что процесс освоения понятия «гендер» имеет много общего с освоением других понятий. Не меняя в корне задачу, показать усвоение понятия с помощью конкретных заданий, мы считаем необходимым выделить и некий инвариант (алгоритм) подобной работы.

Методические разработки мы даем полностью, что не означает ни одновременного, ни полного их использования. Это покажет педагогическая ситуация: и способами и количеством материала можно варьировать, в т.ч. и во временном промежутке, а также вносить коррективы.

Возникла необходимость внести хотя бы минимум пояснений для расширения и углубления понимания вопроса, которые носят дополнительный обучающий характер.

И, наконец, мы исходим из предположения, что, чем более дефференцирован в гендерном отношении человек, тем он быстрее и легче ориентируется в жизненных ситуациях, принимает решения, а для этого необходимо усвоение и применение знаний.

Все это вместе взятое изменило задачи, смысл и название статьи, переместив вектор в сторону развития, придав, таким образом, статье динамический характер.

Исторически существует два направления в изучении гендерных различий: акцидентальное (от латинского аccidentia – неожиданно появляющееся) и эссенциальное (от латинского essentia - сущность). Акциденталисткое направление признает гендерные различия социально обусловленными, несущественными, объем их колеблется от почти полного отсутствия, до незначительного, они преодолимы с развитием общества и его структур, в первую очередь образования. Эссенциалистсткое направление признает гендерное различие биологически детерминированными, существенными, объем их значительным, неизменяемы, не зависят в основных чертах от влияния социума и воспитания. Гендерные различия, конечно, обусловлены биологическими и социальными факторами и в каждом конкретном случае требуется их всесторонний анализ.

Таким образом, мы получаем целый ряд вопросов, имеющих важное значение для гендерного анализа: источник детерминации, существенность, объем, и роль социума и воспитания в этом вопросе.

Алгоритм предъявления материала следующий:

  1. Методические задания, обеспечивающие усвоение в виде работы с документами.
  2. Развитие умения применять теоретические положения в жизни и умения решать практические проблемы. Развитие оценочной и рефлексивной сферы в виде вопросов и заданий.
  3. Тренировочные задания типа С (в логике ЕГЭ).
  4. Материалы творческого характера повышенной степени сложности.

Этому поможет, на наш взгляд, рассмотрение генезиса понятия «гендер», отражающего основные вехи проникновения в его сущность. Это работа с классическими отечественными и текстами в хронологическом порядке. Следует заметить, что в ранних текстах половые свойства и гендерные свойства выступают как синонимы.

  1. «Конечно, между мужчиною и женщиною должна быть некоторая природная разница в организации ума и характера, как есть разница в организации тела; мы говорим только, что это умственное природное различие между полами ничтожно в сравнении с тем влиянием, которое оказывает на развитие особенностей женского ума и характера влияния воспитания, общественных преданий и требований, и различие в семейном и общественном положении; и определить в точности границы этого влияния теперь трудно» (Н.Г. Чернышевский, 1853г.)

1.  Чем обусловлены гендерные различия?

  1. Назовите соотношение между биологическими и социальными факторами?
  2. Как оценивается социальное влияние на мужское и женское?
  3. Какие уровни гендера можно выделить в тексте?

«Независимо от степени интенсивности половой диморфизм является постоянным принципом дифференциации онтогенетической эволюции. Современное естествознание располагает серьезными аргументами в пользу положения, что эта дифференциация не ограничивается только половыми органами и функциями, но охватывает сплошную иерархию “вторичных”, “третичных” и еще более отдаленных от половых функций признаков, относящихся к общесомотическим системам и функциям. Переходы между специфическими и общими характеристиками полового диморфизма многообразны и многоступенчаты. Эти характеристики, возможно, относятся ко всем уровням организации – от молекулярного, клеточного и тканевого, до организменного. (Б.Г. Ананьев, 1968г.)»

1. Как определяется иерархия половых признаков?

2.Чем они детерминируются?

3. Можно ли говорить о программе изучения нового понятия?

«Современная наука различает биологический, репродуктивный пол, статус индивида как самца и/или самки и социальный пол как совокупность социокультурных и  поведенческих характеристик и ролей, определяющих личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины в определенном обществе. Социальный пол называют гендером (от латинского gender – род) и все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических, называют не половыми, а гендерными (гендерные роли, гендерное разделение труда, гендерные стереотипы и т.д.)» (И.С. Кон, 1998г.)

  1. Какие гендерные характеристики здесь выделены?
  2. Чем они обусловлены?
  3. Какие уровни гендера выделены в этом определении?
  4. Чем отличается это определение от предложенных?
  5. Может ли появление термина «гендер» изменить подход к проблеме?

Таким образом понимание и инструментализация свойств пола, соответствующие современному понятию «гендер» появились уже давно и имеют определенную традицию. Сам термин появился значительно позже. Исторически формировалось представление о детерминации: биологической и социальной гендерных различий, уровнях гендера, их иерархии, связи с социокультурными процессами.

Вопросы.

1. Что такое гендерные различия?

2. Что такое гендерная детерминация?

3. Почему недефференцированность мешает человеку лучше разобраться в жизненных ситуациях?

4. Что такое гендерная идентификация?

5. Покажите, что учебно-воспитательный процесс - источник гендерных идентичностей.

6. В чем проявляется связь гендерной идентичности с профессией и с гендерным разделением труда?

7. Назовите факторы гендерной социализации.

8. Дайте оценку «неправильного» гендерного поведения.

9. Подумайте и скажите, что означает «поиск своего гендера».

10.Что такое мужественность/женственность? Оцените, как это связано с будущей профессией.

Задания.

  1. История знает немало успешных примеров участия женщин на войне(несмотря на чинимые им препятствия). Оцените эти факты с точки зрения гендерного поведения. Приведите не менее трех примеров.
  2. Почему, как правило, гуманитарную специализацию в школе выбирают девочки, а техническую мальчики? Приведите не менее трех аргументов.
  3. В футбол играют 250 млн. человек, из них 20 млн. женщин. Дайте оценку этому факту с точки зрения гендерного поведения.
  4. Современная социально-экономическая эпоха резко изменила условия жизни мужчин и женщин. Назовите не менее трех гендерных последствий.
  5. Раньше было раздельное обучение, сейчас по преимуществу совместное. В последние десятилетия идет процесс восстановления раздельных и смешанных по обучению школ. Какие преимущества и недостатки вы видите в совместном и раздельном обучении (на выбор)? Что вы думаете по этому поводу? Свой ответ обоснуйте.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

«Культура и соответственное воспитание могут смягчить резкие односторонности и  угловатости (мужского и женского психических) типов, но уничтожить и вытравить их не могут, так как характерные типические черты имеют свое основание в особенностях организации мужчин и женщин. Мы ставили своей задачей показать, как из анатомо-физических данных женской организации с логическою необходимостью  вытекают особенности чувствований женщин и особенности их мышления; мы пытались связать и объединить все эти особенности одною логическою нитью. Если – же последняя основа психических особенностей женщины дана в свойствах ее анатомо-физиологической организации, то следует думать, что женщина только тогда может измениться психически в самом корне, когда изменится ее организм. До тех – же пор ее психический тип будет оставаться неизменным в своей сущности.

Но именно в своей сущности, потому что настоящий психический тип женщины в своем полном виде есть не только дело ее природы, но и истории, общественного и семейного положения женщины. А эта последняя величина очень изменчива: сегодня положение женщины таково, а завтра может быть другим. Положение северо – американских женщин во многом иное по сравнению с положением европейских женщин и женский северо – американский психический тип во многом уклоняется от европейского, приближаясь к мужскому. Даже на самый человеческий организм и его свойства нельзя смотреть, как на нечто всецело и вечно неизменное; организм не гранитная скала, он изменяется под влиянием окружающей среды и практики в течении тысячелетий. Нет достаточных оснований считать настоящий мужской или женский тип неизменным вечно.»  Каптерев П. Ф. «Душевные свойства женщин». СПб., 1895.

Вопросы к тексту

С1. Что может «смягчить односторонности и угловатости» мужского и женского психических типов?

С2. Почему культура и воспитание «не может уничтожить и вытравить типы»?

С3. Какие социальные факторы участвуют в детерминации женского психического типа? Используя знания из курса обществознания, укажите и другие социальные факторы.

С4. П.Ф. Каптерев говорит о влиянии американской культуры на женский психический тип. Используя знания из курса обществознания, приведите другие примеры подобного влияния.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гендер»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гендере.

С6. Гендерные стереотипы играют в обществе не только отрицательную роль. Приведите 3 примера положительных воздействий гендерных стереотипов на поведение человека.

С7. Недифференцированное поведение (по гендеру) не такое редкое явление. Некоторые даже считают, что оно наиболее правильное. Сформулируйте собственное суждение. Приведите три аргумента в его поддержку.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

  Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С8.1 (Философия) «Женщина должна уважать в себе не только человека, но и женщину» (Е. Лозинский)

С8.2 (Социальная психология) «Мужчина говорит то, что знает, женщина – что нравится, первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая – во вкусе, первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая – приятные». (Ж. – Ж. Русо)

С8.3. (Экономика) « Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само с собой исчезает вместе с последним». (Ф. Энгельс)

С8.4 (Социология) «Мужчины должны заслуживать общественное уважение, женщины – свое собственное» (Пасси)

С8.5 (Политология) «Женщины и сильные мира (вельможи) не хотят слышать ничего такого, что им не нравится» (Буаст)

С8.6 (Правоведение) «Мужчины создают законы, женщины – нравы» (Ф. Гибер)

Здесь особенно наглядно проявляется и многоаспектность понятия «гендер» и его интегрирующий характер. Он «стягивает» все содержательные линии курса «обществознание» и одновременно отражает различные грани курса.

Пользуясь случаем, хочу предположить следующее: ввести задание С9 в ЕГЭ как творческое задание повышенной степени сложности.

Его можно засчитывать как дополнительное испытание для поступление в вуз, но действительно единое (а не созданное вузами) и по правилам. Базовыми задания будут только С1-С8, а остальные творческим дополнением.

Возвращаемся к нашей теме – это может выглядеть так:

С9* - научная модель (объекта, явления, процесса) (не путать с моделированием ситуации в С7).

С10* - проект.

Это не так сложно, например:

С9* Смоделируйте религиозную картину мира и роль в ней православия (системная схема с пояснениями).

С9* Представьте модель прогресса и объясните действие одного из механизмов его реализации (характеристики: отбор – кооперация, устойчивость – изменчивость).

Варианты.

С9* Постройте модель личности, используя мужские, женские, нейтраль ные качества. Поясните, в каком соотношении они находятся и почему такое соотношение оптимальное. Назовите эти качества.

С10* Продумайте проект школьного мероприятия, где наряду с общими интересами были бы учтены и гендерные (можно и для одного пола). Уточните какие интересы и каким образом они реализуются.

                

* * *

1. Знания проходят стадию уяснения, оценки, рефлексии и учебной деятельности. Представленные материалы, на наш взгляд, отражают эти этапы.

2.  Структура материалов соответствует «спирали усвоения». Все вопросы даны в разном ключе и способствуют усвоению и развитию.

3. Усвоенные знания, дают импульс ценностным отношениям, умение применять их на практике, становятся приобретением и служат развитию ценностной сферы личности.

4. Внесены предложения по совершенствованию ЕГЭ, соответствующие интересам школьника.

5. Поскольку линия развития педагогическими средствами последовательно проведена в статье, постольку мы можем сказать, что педагогика – социальный фактор гендерного развития с момента введения понятия «гендер» в учебный курс обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности

Данная работа  содержит материалы  по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ

Арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребен...

Доклад по теме «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Организационно-правовые основыреализации инклюзивного образования в массовой школе»...

Статья «Профессиональное и дополнительное образование как фактор социальной защиты людей с ОВЗ

Статья посвящена актуальной проблеме доступности профессионального и дополнительного образования для людей с ОВЗ...