рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов (ФГОС)
рабочая программа по обществознанию на тему

Синякова Юлия Михайловна

рабочая программа по обществознанию для 5-9 (ФГОС) по УМК Л.Н. Боголюбов

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

глава

Содержание

Сроки изучения

коррекция

план

факт

1

Введение.

2

1

Человек родился.

3-4

Человек и другие люди.

5

Практиком по теме «Человек»

6-7

2

Семья – ячейка общества.

8-9

Семейные заботы.

10-11

Дому нужен хозяин.

12

Делу время, потехе час.

13

Практикум по теме «Семья»

14-15

3

Профессия – ученик.

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

17

Практикум по теме «Школа».

18-19

4

Труд – основа жизни.

20

Труд и творчество.

21

Контрольная работа по теме «Труд».

22-23

5

Что значит быть патриотом.

24

Символика России.

25-26

Гражданин – Отечества достойный сын.

27-28

Мы – многонациональный народ.

29

Практикум по теме «Родина»

30

6

Человек славен добрыми делами.

31

Будь смелым.

32

Добродетели.

33

Практикум по теме «Добродетели»

34

Итоговое повторение по теме «Основы граждановедения»

35

Резерв.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС

глава

Содержание

Сроки изучения

коррекция

план

факт

1

Введение.

2

Человек родился

3

Наследственность – биологическая сущность всех людей.

4

Человек - личность

5

Индивидуальность – плохо или хорошо?

6

Особый возраст - отрочество

7

Самостоятельность – показатель взрослости

8

Познай самого себя

9

Что такое самопознание

10

Человек и его деятельность

11

Жизнь человека многогранна…

12

Что человек чувствует, о чем размышляет

13

Мир чувств

14

Контрольная работа по главам I и II.

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек»

16

Семья – ячейка общества

17

Какие бывают семьи

18

Семейное хозяйство

19

Каким должен быть хозяин дома

20

Делу время, потехе час

21

Свободное время и занятия физкультурой

22

Практикум по главе «Семья»

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья»

24

Профессия - ученик

25

Чему учит школа

26

Одноклассники, сверстники, друзья

27

Слово не воробей

28

Практикум по главе «Школа»

29

Контрольная работа по главам IV и V

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа»

31

Труд – основа жизни

32

Что создается трудом

33

Богатство и бедность

34

Труд и творчество

35

Мастер и ремесленник

36

Творчество в искусстве

37

Подготовка выставки «Труд и красота»

38

На пути к жизненному успеху

39

Привычка к труду помогает успеху

40

Готовимся выбирать профессию

41

Выбор жизненного пути

42

Практикум по главе «Труд»

43

Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд»

44

Что значит быть патриотом

45

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

46

За что мы любим свою страну

47

Символика России

48

Эволюция символики России

49

Гражданин – Отечества достойный сын

50

Права и обязанности граждан России

51

Моя хата с краю?

52

Мы – многонациональный народ

53

Мы - дети разных народов, мы – один народ

54

Многонациональная культура России

55

Что такое национальность

56

Практикум по главе «Родина»

57

Контрольная работа по главам VI и VII

58

Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина»

59

Человек славен добрыми делами

60

Доброе значит хорошее

61

Главное правило доброго человека

62

Будь смелым

63

Смелость города берет

64

Что такое человечность

65

Гуманизм – уважение и любовь к людям

66

Добродетели

67

Практикум по главе «Добродетели»

68

Итоговое повторение по теме «Человек и общество»

69-70

Резерв



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

глава

Содержание

Сроки изучения

коррекция

план

факт

план

факт

1

Введение.

2

Отношения между людьми

3

Виды межличностных отношений

4

Чувства – основа межличностных отношений

5

Ты и твои товарищи

6

Кто может быть лидером

7

Что можно, чего нельзя и что за это бывает

8

С какой группой тебе по пути

9

Зачем люди общаются

10

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

11

Каковы цели общения

12

Почему нужно быть терпимым

13

Семь раз отмерь…

14

Как не проиграть в конфликте

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей»

16

Что значит жить по правилам

17

Многообразие правил

18

Правила этикета и хорошие манеры

19

Права и обязанности граждан

20

Кто и как обеспечивает твои права

21

Где проходит граница твоих прав

22

Нет прав без обязанностей

23

Почему важно соблюдать законы

24

Закон устанавливает границы свободы поведения

25

Защита Отечества

26

Зачем нужна регулярная армия

27

Военная служба

28

Что такое дисциплина

29

Дисциплина, воля и самовоспитание

30

Виновен - отвечай

31

Законопослушный человек

32

Закон наказывает

33

Кто стоит на страже закона

34

Суд, милиция

35

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»

36

Контрольная работа по главе I и II

37

Экономика и ее основные участники

38

Зачем нужна экономика

39

Золотые руки работника

40

Труд и зарплата

41

Количество и качество труда

42

Производство, затраты, выручка, прибыль

43

Все ли выгодно производить

44

Лабораторная работа «Учимся прогнозировать успешность своего дела»

45

Виды и формы бизнеса

46

Что такое бизнес

47

Обмен, торговля, реклама

48

Торговля и ее формы

49

Реклама – двигатель торговли

50

Деньги и их функция

51

Как деньги стали деньгами

52

Как деньги стали деньгами

53

Деньги меняют отличие

54

Экономика семьи

55

Что такое семейный бюджет

56

«Без нужды живет, кто деньги бережет»

57

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»

58

Воздействие человека на природу

59

Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая

60

Загрязнение атмосферы

61

Охранять природу – значит охранять жизнь

62

Тяжелые последствия безответственности

63

Экологическая мораль

64

Закон на страже природы

65

Что может сделать гражданин для защиты природы

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа»

67

Контрольная работа по главам III и IV

68

Итоговое повторение по курсу «Обществознание»

69-70

Резерв



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

глава

Содержание

Сроки изучения

коррекция

план

факт

1

Введение.

2

Быть личностью

3

Становление личности

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

5

Основные сферы жизни общества

6

Развитие общества

7

Глобальные проблемы современности

8

Контрольная работа по теме «Личность и общество»

9

Сфера духовной жизни

10

Культура личности и общества

11

Развитие культуры в современной России

12

Мораль

13

Основные ценности и нормы морали

14

Добро и зло

15

Долг и совесть

16

Долг общественный и долг моральный

17

Моральный выбор – это ответственность

18

Свобода – это ответственность

19

Критический анализ собственных помыслов и поступков

20

Образование

21

Основные элементы системы образования в Российской Федерации

22

Непрерывность образования

23

Наука в современном обществе

24

Нравственные принципы труда ученого

25

Религия как одна из форм культуры

26

Религиозные организации и объединения

27

Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры»

28

Экономика и ее роль в жизни общества

29

Экономические блага и альтернативная стоимость

30

Главные вопросы экономики

31

Типы экономических систем

32

Рыночная экономика

33

Собственность

34

Формы собственности

35

Защита права собственности

36

Рыночная экономика

37

Спрос и предложение на рынке

38

«Невидимая рука» рынка

39

Производство – основа экономики

40

Факторы производства

41

Разделение труда и специализация

42

Предпринимательская деятельность

43

Малое предпринимательство

44

Роль государства в экономике

45

Почему мы платим налоги

46

Государственный бюджет

47

Распределение доходов

48

Неравенство доходов

49

Экономические меры социальной поддержки населения

50

Потребление

51

Экономические основы прав потребителей

52

Инфляция и семейная экономика

53

Формы сбережения граждан

54

Банковские услуги предоставляемые гражданам

55

Безработица, ее причины и последствия

56

Роль государства в обеспечении занятости

57

Международное хозяйство и международная торговля

58

Внешнеторговая политика

59

Контрольная работа по теме «Экономика»

60

Социальная структура общества

61

Социальная мобильность

62

Социальные статусы и роли

63

Отцы и дети

64

Нации и межнациональные отношения

65

Отклоняющееся поведение

66

Алкоголизм и наркомания

67

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

68

Итоговое повторение по курсу «Обществознание»

69-70

Резерв



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

Глава

Содержание

Сроки изучения

Коррекция

план

факт

план

факт

1

Введение

2

I

Политика и власть.

3

Роль политики в жизни человека.

4

Политическая жизнь и средства массовой информации.

5

Государство.

6

Гражданство.

7

Политические режимы.

8

Правовое государство.

9

Власть в правовом государстве.

10

Принципы (признаки) правового государства.

11

Лабораторная работа по теме «Правовое государство»

12

Гражданское общество и государство

13

Местное самоуправление

14

Общественная палата.

15

Участие граждан в политической жизни.

16

Право на равный доступ к государственной службе.

17

Пути влияния на власть.

18

Свобода слова.

19

Политический экстремизм.

20

Политические партии и движения.

21

Контрольная работа по теме «Политика».

22

II

Право и его роль в жизни общества и государства.

23

Меры свободы, справедливости и ответственности.

24

Норма права. Закон.

25

Право и закон.

26

Правоотношения и субъекты права.

27

Субъекты права.

28

Правонарушения и юридическая ответственность.

29

Виды правонарушений.

30

Виды юридической ответственности.

31

Правоохранительные органы.

32

Конституция Российской Федерации.

33

Этапы развития конституции.

34

Закон высшей юридической силы.

35

Лабораторная работа по теме «Конституция Российской Федерации».

36

Конституционный строй.

37

Основы государства.

38

Основы статуса человека и гражданина.

39

Права человека и гражданина.

40

Свободы человека и гражданина.

41

Общечеловеческие правовые документы.

42

Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

43

Права ребенка.

44

Гражданские правоотношения.

45

Особенности гражданских правоотношений.

46

Защита прав потребителя.

47

Право на труд.

78

Трудовые правоотношения.

79

Семейные правоотношения.

50

Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.

51

Правоотношения родителей и детей.

52

Административные правоотношения

53

Административное правонарушение.

54

Уголовно-правовые отношения.

55

Понятие преступления.

56

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

57

Социальные права.

58

Право на жилище.

59

Право на социальное обеспечение.

60

Здоровье под охраной закона.

61

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

62

Международное гуманитарное право.

63

Значение международного гуманитарного права.

64

Лабораторная работа по теме «Международное гуманитарное право».

65

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

66

И право, и обязанность.

67

Контрольная работа по теме «Право»

68

Итоговое повторение по курсу «Обществознание».



Предварительный просмотр:

1.        Пояснительная записка по обществознанию 5 – 9 классы.

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1.        Закон «Об образовании»;

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)

3.        Базисный учебный план  

4.        Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 16».

5.        Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

6.         Информационное письмо о включённых в Федеральный перечень 2013 – 2014 учебниках  для 5-9 классов.

7.         Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013.

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 - 9 классов является компонентом основной образовательной программы основного общего образования школы, составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной образовательной программой по обществознанию для основного общего образования  (Обществознание. 5-9 классы. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,  2011) и позволяет формировать УУД  по предмету.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•        воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

•        освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

•        формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.

Программа курса «Обществознание» ориентирована на линию учебников по обществознанию издательства «Просвещение» учебно-методического комплекса по линии Л. Н. Боголюбова.

2.        Общая характеристика учебного предмета.

Структура курса и последовательность предъявления материала

Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.

Следующая логическая ступень — формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.

Центральной темой в содержании курса по обществознанию  в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными  нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собственного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры — происходит в 8—9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

3.        Описание места учебного предмета в учебном плане.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения по примерной программе составляет 175 часов, а по рабочей программе – 170, т.к. общая нагрузка в каждом году обучения - 34 учебных недели, а недельная нагрузка составляет 1 час.

4.        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

        

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениям.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий

и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

               

5. Содержание учебного предмета.

Социальная сущность личности

I.        Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II.         Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Современное общество

III.        Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

IV.        Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

Социальные нормы

V.         Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

VI.        Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Экономика и социальные отношения

VII.        Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

VIII.        Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

IX.        Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Политика. Культура

X.         Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI.        Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII.        Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.



Предварительный просмотр:

7.        Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Обществознание»

Учебные материалы

1. Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

2. Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

3. Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

4. Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

5. Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012

6. Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Список литературы

Литература для учителя обществознания (основная школа):

Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.

Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.

Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.

Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.

Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.

Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.

Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.

Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.

Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.

Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.

Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.

Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.

Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.

Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.

Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах /

A.   И. Кравченко. - М., 2008.

Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов /

B.  В. Латышева. — М., 2004.

Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.

Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.

Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.

Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.

Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.

Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.

Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.

Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М., 2005.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

8. Планируемые результаты изучения курса «Обществознание».

Человек в социальном измерении

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество — большой «дом» человечества

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

Выпускник научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Мир экономики

Выпускник научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Человек в экономических отношениях

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

Человек в меняющемся обществе

Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

Предполагаемые результаты реализации программы

1.        Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

2.        Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол, семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая, коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

3.        Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия).

           Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские           проекты, компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.



Предварительный просмотр:

6. Тематическое планирование

 с определением основных видов учебной деятельности

 5 класс

п/п

Название раздела

Всего

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

 Человек в социальном измерении

9

Раскрытие на конкретных примерах пели и ценность человеческой жизни. Описание основных черт отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости.

Раскрытие на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Обобщение и закрепление знания о связи социального в человеке с общением, обменом ин­формацией и другими результатами психической деятельности.

Планирование учебной деятельности на уроке и дома. Рефлексия. Самоконтроль.

2

Ближайшее социальное окружение

8

Раскрытие на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи.

Сравнение двухпоколенной и трёхпоколенной семьи. Сравнение домашнего хозяйства городского и сельского жителя.

Исследование несложных практических ситуаций, связанных с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Связанные с проведением подростками свободного времени.

Выражение собственной точки зрения на значение семьи.

Характеристика совместного труда членов семьи. Характеристика значимости здорового образа жизни

Описание своих обязанности в ведении семейного хозяйства. Описание и оценивание собственных увлечений в контексте возможностей личностного развития.

3

Культурно-информационная среда общественной жизни

6

Исследование несложных ситуаций из жизни человека и общества, раскрывающих значимость образования в наше время и в прошлом.

Описание ступеней школьного образования, систему общего школьного образования в нашей стране.

Характеристика учёбы как основного труда школьника. Характеристика значения самообразования для человека с опорой на конкретные примеры.

Выявление позитивных результатов учения, на примерах из художественных произведений. Выявление возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Оценивание собственного умения учиться и возможности его развития. Оценивание собственного умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Использование элементов причинноследственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрирование примерами значимость поддержки сверстников для человека.

4

Общество – большой «дом» человечества

5

Объяснение значения трудовой деятельности для личности и для общества.

Характеристика особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Приведение примеров благотворительности и меценатства.

Определение собственного отношения к различным средствам достижения успеха в труде.

Раскрытие признаков мастерства на примерах творений известных мастеров.

5

Общество, в котором мы живем.  Политическая жизнь общества

6

Объяснение смысла понятия “субъект Российской Федерации”. Знание статуса субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеристика особенности России как многонационального государства.

Раскрытие функции русского языка как государственного.

Описание основных государственных символов Российской Федерации. Знание текста гимна РФ.

Использование дополнительных источников информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России.

Составление собственных информационных материалов о Москве — столице Родины.

Объяснение и конкретизирование примерами смысла понятия «гражданин».

Иллюстрирование примерами основных прав и обязанностей граждан РФ.

Приведение примеров добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Характеристика на примерах этнические и национальные различия.

Раскрытие на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Итоговое повторение

1

6 класс

п/п

Название раздела

Всего

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Человек в социальном измерении

14

Раскрытие на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Характеристика особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивание собственных  практических  умений, поступков, моральных качеств, выявление их динамики.

Сравнение себя и своих качеств с другими людьми и их качествами. Приведение примеров проявления различных способностей людей

Характеристика деятельности человека, её отдельных видов. Описание и иллюстрирование примерами различных мотивов деятельности.

Использование элементов причинно-следствен­ного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Характеристика и иллюстрирование приме­рами основных потребностей человека; показывание их индивидуального характера.

Описание особых потребностей людей с ограниченными возможностями.

Формулирование своей точки зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

2

Ближайшее социальное окружение. Общество – большой «дом» человечества

29

Описание межличностные отношения и их отдельные виды.

Раскрывание на конкретных примерах проявление сотрудничества и соперничества. Описание с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивание собственного отношения к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследование практических ситуаций, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Описание больших и малых, формальных и неформальных групп. Приведение примеров таких групп. Характеристика и иллюстрирование примерами, групповых норм.

Иллюстрирование с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнение и сопоставление различных стилей общения. Выявление на основе конкретных жизненных ситуаций особенностей общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивание собственного умения общаться. Описание сущности и причины возникновения межличностных конфликтов.

3

Общество, в котором мы живем. Регулирование поведения людей в обществе.  

24

Характеристика и иллюстрирование примерами проявления добра. Приведение примеров, иллюстрирующих золотое правило морали. Оценивание  в модельных и реальных ситуациях поступков людей с точки зрения золотого правила морали.

Оценивание предлагаемых ситуаций, требующих личного противодействия проявлениям зла.

Раскрытие на примерах смысла понятия «человечность».

Оценивание с позиции гуманизма конкретных поступков людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

На примерах конкретных ситуаций оценивание проявления внимания к нуждающимся в нём.

Итоговое повторение

3

7 класс

п/п

Название раздела

Всего

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Регулирование поведения людей в обществе. Основы российского законодательства. Политическая жизнь общества.

36

Характеристика   на   примерах   социальных норм и их роль в общественной жизни. Характеристика конституционных прав и обязанностей граждан РФ.

Анализ несложных практических ситуаций, связанных с реализацией гражданами своих прав и свобод. Приведение примеров прав ребёнка и характеристика способов их защиты.

Приведение примеров защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Раскрытие особенностей правового статуса несовершеннолетних. Раскрытие значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснение и конкретизация фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.

Характеристика защиты Отечества как долга и обязанности гражданина РФ. Приведение примеров важности подготовки к исполнению воинского долга. Раскрытие значения дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеристика различных видов дисциплины.

Моделирование несложных практических ситуаций, связанных с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

Характеристика ответственности за нарушение законов.

Определение черт законопослушного поведения.

Описание правоохранительных органов Российского государства.

2

Мир экономики. Человек в экономических отношениях

21

Характеристика  роли потребителя и производителя в экономике. Приведение примеров их деятельности.

Описание различных форм организации хозяйственной жизни. Исследование несложных практических ситуаций, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

Описание составляющих квалификации работника. Характеристика факторов, влияющих на раз­мер заработной платы.

Объяснение взаимосвязи квалификации, количества и качества труда. Раскрытие роли производства в удовлетворении потребностей общества.

Характеристика факторов, влияющих на производительность труда. Объяснение значения разделения труда в раз­витии производства.

Объяснение значения бизнеса в экономическом развитии страны. Сравнение форм организации бизнеса.

Объяснение условий осуществления обмена в экономике.

Раскрытие роли рекламы в развитии торгов­ли.

Выражение собственного отношения к рекламной информации. Оценивание своего поведения с точки зрения рационального покупателя. Раскрытие, на примерах функции денег. Раскрытие понятия «семейный бюджет». Приведение примеров различных источников доходов семьи.

3

Регулирование поведения людей в обществе.

9

Объяснение значения природных ресурсов в жизни общества. Характеристика отношения людей к исчерпаемым ресурсам. Описание состояния неисчерпаемых богатств Земли.

Объяснение опасности загрязнения воды, почвы и атмосферы. Определение собственного отношения к природе. Объяснение необходимости активной деятельности по охране природы.

Характеристика смысла экологической морали. Характеристика деятельности государства по охране природы.

Описание наказаний, установленных законом для тех, кто наносит вред природе.

Раскрытие на примерах возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы

Итоговое повторение

4

8 класс

п/п

Название раздела

Всего

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

Человек в социальном измерении. Ближайшее социальное окружение. Общество – большой «дом» человечества. Общество, в котором мы живем. регулирование поведения людей в обществе.

8

Выявление отличия человека от животных.

Объяснение человеческих качеств. Различие биологических и природных качеств человека.

Характеристика и конкретизация примерами биологического и социального в человеке. Определение своего отношения к различным качествам человека.

Выявление связи между мышлением и речью.

Объяснение понятие «самореализация».

Определение и конкретизация примерами сущностных характеристик деятельности.

Приведение примеров основных видов деятельности. Раскрытие смысла понятия «ноосфера».

Оценивание утверждения о связи природы и общества и аргументация своей оценки.

Характеристика возможности человеческого разума.

Раскрытие значения моральных норм.

Конкретизация на примерах влияния природных условий на людей.

Анализ и оценивание текста с заданных позиций.

Анализ фактов и обоснование сделанных выводов.

Выделение существенных признаков общества.

Выявление изменений социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество,

Анализ фактов социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрытие смысла понятия «общественный прогресс».

Приведение примеров прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

Характеристика и конкретизация фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

Раскрытие на конкретных примерах смысла понятия «индивидуальность».

Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Выявление и сравнение признаков, характеризующих человека как индивида, индивидуальность и личность.

Описание агентов социализации, оказывающих влияние на личность.

2

Политическая жизнь общества. Культурно-информационная среда общественной жизни. Человек в меняющемся обществе.

19

Определение сущностных характеристик понятия «культура». Различие и описание явления духовной культуры.

Нахождение и извлечение социальной информации о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеристика духовных ценностей российского народа.

Выражение своего отношения к тенденциям в культурном развитии. Объяснение роли морали в жизни общества. Характеристика основных принципов морали. Характеристика моральной стороны раз­личных социальных ситуаций.

Использование элементов причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Осуществление рефлексии своих нравственных ценностей. Приведение примеров морального выбора.

Оценивание значения образования в информационном обществе. Извлечение информации о тенденциях в раз­витии образования из различных источников.

Характеристика с опорой на примеры современной образовательной политики РФ.

Обоснование своего отношения к непрерывному образованию. Характеристика науки как особой системы знаний. Объяснение возрастания роли науки в со­временном обществе.

Определение сущностных характеристик религии и её роль в культурной жизни.

Объяснение сущности и значение веротерпимости.

Раскрытие сущности свободы совести. Оценивание своего отношение к религии и атеизму.

Мир экономики. Человек в экономических отношениях.

32

Раскрытие роли экономики в жизни общества.

Объяснение проблемы ограниченности экономических ресурсов.

Приведение примеров принятия решения на основе экономического выбора. Описание и иллюстрирование примерами решения основных вопросов участниками экономики.

Сопоставление основных типов экономических систем.

Характеристика способов координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Объяснение смысла понятия «собственность».

Характеристика и конкретизация примерами формы собственности.

Характеристика рыночного хозяйства как один из способов организации экономической жизни.

Объяснение решающей роли производства как источника экономических благ.

Описание социально-экономической роли и функции предпринимательства. Сравнение различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Объяснение преимущества и недостатков малого бизнеса. Оценивание возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

Характеристика экономических функций государства.

Описывание различных форм вмешательства государства в рыночные отношения,

Раскрытие смысла понятия «государственный бюджет».

Приведение примеров государственной политики регулирования доходов и расходов.

Иллюстрирование примерами государственных мер социальной поддержки населения. Описание закономерности изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеристика видов страховых услуг, предоставляемых гражданам.

Раскрытие на примерах мер защиты прав потребителей.

Объяснение связи семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Характеристика безработицы как закономерное явление рыночной экономики.

Описание причин безработицы.

Объяснение роли государства в обеспечении занятости.

Раскрытие смысла понятия «обменный валютный курс»

3

Мир социальных отношений.

8

Выявление разных социальных общностей и групп.

Раскрытие причины социального неравенства.

Приведение примеров различных видов социальной мобильности.

Характеристика причин социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показание пути их разрешения.

Нахождение и извлечение социальной информации о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников раз­личного типа.

Различие предписанных и достигаемых статусов.

Раскрытие и иллюстрация примерами ролевой репертуара личности.

Объяснение причин ролевых различий по тендерному признаку, приведение примеров их проявление в различных социальных ситуациях.

Описание основных социальных ролей старших подростков.

Характеристика межпоколенческих отношений в современном обществе. Выражение собственного отношения к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

Конкретизация примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеристика противоречивости межнациональных отношений в современном мире.

Объяснение причины возникновения межнациональных конфликтов и характеристика возможных путей их разрешения.

Объяснение причины отклоняющегося поведения.

Оценивание опасных последствий наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Оценивание социального значения здорового образа жизни.

Итоговое повторение

3

9 класс

п/п

Название раздела

Всего

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Общество, в котором мы живем. Мир социальных отношений. Политическая жизнь общества.

21

Характеристика власти и политики как социальных явлений. Раскрытие признаков суверенитета. Сопоставление различных типов политических режимов. Раскрытие основных принципов демократического устройства.

Раскрытие принципов правового государства. Характеристика разделения властей. Раскрытие сущности гражданского общества.

Характеристика местного самоуправления. Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Иллюстрация основных идей темы на примерах из истории, современных событиях, личного социального опыта.

Описание различных форм участия гражданина в политической жизни.

Обоснование ценности и значимости гражданской активности.

Приведение примеров гражданственности.

Выявление признаков политической партии и показ их на примере одной из партий РФ.

Характеристика проявления многопартийности.

Регулирование поведения людей в обществе. Основы российского законодательства. Мир экономики. Культурно-информационная среда общественной жизни. Человек в меняющемся обществе.

45

Объяснение, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставление позитивного и естественного права.

Характеристика основных элементов системы российского законодательства. Раскрытие смысла понятия «правоотношения», раскрытие на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Раскрытие смысла понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснение причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрытие особенностей возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснение причины этих различий.

Характеристика юридической ответственности в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснение смысла презумпции невиновности.

Характеристика различия сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приведение примеров деятельности правоохранительных органов

Характеристика Конституции РФ как закона высшей юридической силы,

Приведение конкретных примеров с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Объяснение, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеристика принципов федерального устройства РФ.

Проведение различия между статусом человека и статусом гражданина.

Объяснение смысла понятия «права человека».

Объяснение, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом,

Классификация права и свободы (приведение примеров различных групп прав).

Характеристика особенностей гражданских правовых отношений. Раскрытие особенности гражданской дее­способности несовершеннолетних.

Раскрытие на примерах меры зашиты прав потребителей.

Объяснение роли трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрытие особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Объяснение условия заключения и расторжения брака. Приведение примеров прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Нахождение и извлечение информации о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа.

Определение сферы общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеристика субъектов административных правоотношений. Указание основных признаков административного правонарушения. Характеристика значения административных наказаний.

Характеристика    особенности         уголовного

права и уголовно-правовых отношений. Перечисление важнейших признаков преступления.

Описание основных социальных прав человека.

Раскрытие понятия «социальное государство».

Объяснение сущности гуманитарного права.

Характеристика основных норм, направленных на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указание методов и средств ведения войны, которые запрещены. Объяснение значения международного гуманитарного права. Раскрытие смысла понятия «военное преступление».

Объяснение смысла понятия «право на образование».  Объяснение взаимосвязи права на образование и обязанности получить образование.

Итоговое повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию с 5-9 классы в рамках ФГОС

Предлагаемая  рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н....

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по обществознанию для 5-6 класса (ФГОС)

Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса обществознания  в 5 - 6 классах.  При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерально...

Рабочая программа по обществознанию 5,6.7 класс ФГОС.

Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. ...

Рабочая программа по обществознанию 10 кл (базовый уровень) ФГОС СОО

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (базовый уровень) согласно ФГОС СОО к учебнику Л.Н. Боголюбова, 2017 год. Архивированы сканы рабочей программы С.Н. Степанько, изд-во "Волгоград...

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов по программе Боголюбова Л.Н.

Рабочая программа составлена согласно требованиям ФГОС основного общего образования содержит календарно- тематическое планирование с ЭКОР...

рабочая программа по обществознанию для 6-9 класса ФГОС 2018-2019 учебный год

программа по обществознанию для 6-9 классов ФГОС  на 2018-2019 учебный год...