Образ Спасителя
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Анисимов Алексей Викторович

Урок по обществознанию 10 класс тема "Религия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анисимов Алексей Викторович

ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ

Цели урока:

Предметный результат - актуализировать, расширить и углубить знания учащихся о христианстве, Библии и Иисусе Христе.

Метапредметный результат – формировать навыки искусствоведческого анализа художественного произведения у учащихся;

развивать критическое мышление учащихся.

-Личностный  результат - воспитывать эстетический вкус учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся.

Задачи урока:

     - На основе работы с репродукцией картины и на основе ее художественного  анализа познакомить учащихся с сюжетом из Библии, который лег в основу создания картины

- На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

- На примере образа Христа и его поступков помочь осознать важность духовной составляющей жизни человека.

Технология: развитие критического мышления  (РКМ).

            Оборудование урока:

- картина И.Н. Крамского  «Христос в пустыне»;

- Библия, евангелие от Матфея.


Конспект урока

1. Вводная беседа.

- Есть ли в классе крещеные?

- А как по-другому называют принявших обряд крещения?

- С чем связано такое название?

Сегодня можно по-разному относиться к личности Иисуса Христа. Но уже никто не сомневается в его историчности, в том, что он не выдуман, а существовал реально.

- Откуда нам известно об Иисусе Христе?

Основным источником, сообщающем нам о Христе, являются четыре Евангелия, которые входят в Новый Завет – вторую часть Библии. Согласно Библии Иисус Христос является Сыном Божиим, пришедшим в наш Мир, чтобы спасти людей.

Личность Спасителя всегда волновала творческих людей: писателей, поэтов, скульпторов, художников.  Им всегда хотелось проникнуть в его Тайну. Тема Христа составляет огромный пласт в мировой и русской художественной культуре.

Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением выдающегося русского художника Ивана Николаевича Крамского «Христос в пустыне».

2. Работа с картиной.

- Попробуйте описать, то что вы видите.

Сам Крамской так объяснял свое произведение: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, моло-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево… охватывая человечество вообще, я по собственному опыту, по моему маленькому оригиналу, и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая разыгралась во время исторических кризисов. И вот у меня является странная потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать… По свойству натуры язык иероглифа для меня доступнее всего. И вот я однажды, когда особенно был этим занят, гуляя, работая, лежа… вдруг увидал фигуру, сидящую в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.

Он сел так, когда солнце еще было пред ним, сел усталый, измученный, сначала он проводил глазами солнце, затем не заметил ночи, и на заре уже, когда солнце должно было подняться сзади него, он все продолжал сидеть неподвижно. И нельзя сказать, чтобы он вовсе был нечувствителен к ощущениям, нет, он под влиянием наступившего утреннего холода инстинктивно прижал локти ближе к телу, и только, впрочем, губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели, да брови изредка ходили – то подымется одна, то другая. Мне стало ясно, что он занят важным для него вопросом, настолько важным, что к страшной физической усталости он нечувствителен. Он точно постарел на десять лет, но все же я догадывался, что это – такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. И я был уверен… он может упасть. Кто это был? Я не знаю. По всей вероятности, это была галлюцинация, я в действительности, надо думать, не видал его. Мне показалось, что это всего лучше подходит к тому, что мне хотелось рассказать. Тут мне даже ничего не нужно было придумывать, я только старался скопировать. А когда кончил, дал ему дерзкое название».

Почти на пересечении диагоналей композиции сидит фигура, замкнутая по силуэту, со сцепленными руками. Диагональ из левого нижнего угла в верхний правый разделяет бесцветную, безжизненную серую почву под его ногами и розовый сумеречный пейзаж утра ли, вечера. В цветном  настрое картины, не имеющей ярких контрастов ни тона, ни цвета, все передает ожидание.

3. Работа с CD-R.

- А что могло заставить Христа так сильно задуматься?

4. Работа с Библией.

Вот что говорит об этом Евангелие от Матфея.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих».

Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Агелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».

Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего».

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если,  пав, поклонишься мне.

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи».

Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили ему.

5. Заключение.

- Сравните евангелие от Матфея и сюжет картины Крамского. Что не изобразил художник?

Вы можете справедливо возразить: «Ведь на картине нет никакого движения, ни какой борьбы?!» Но полем битвы Добра со Злом, Бога и Дьявола является прежде всего душа человека. Душа каждого из нас.

6. Домашнее задание.

- Как вы понимаете слова Христа: «Не хлебом единым жив человек». Запишите их в тетрадь, а дома изложите свои мысли-рассуждения в форме небольшого сочинения-эссе.


Методические рекомендации

Учителю целесообразно использовать на уроке мультимедийный проэктор или интерактивную доску для показа видеоролика «Экскурсия по картине Крамского «Христос в пустыне»» (- CD-R «Шедевры русской живописи» / «Кирилл и Мефодий», 1997, 2001).

Литература и источники:

- Библия (любое издание);

- CD-R «Шедевры русской живописи» / «Кирилл и Мефодий», 1997, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существу...

Классный час "История Храма Христа Спасителя"

Классный час о официальных и неофициальных символах России. Рассказ об истории Храма Христа Спасителя с презентацией...

Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"

Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....

Презентация "История Храма Христа Спасителя"

В данной презентации представлен материал по истории Храма Христа Спасителя...

П.А. Столыпин - спаситель русской деревни?!

Данная презентация возможно поможет учителю при проведении урока в 9 или 11 классе по истории России,я данную презентацию использовала во внеурочном мероприятии - диспуте..Уважаемые коллеги!!! Я столк...

"Храм Христа Спасителя. Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов"Презентация

проект "Осталось свято сердцу внука что было свято для отцов. Храм Христа Спасителя". Презентация рассказывает о строительстве Храма Христа Спасителя в честь победы русских войск над Наполеоном....