Урок: «Выборы: моя гражданская позиция»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Актуальная тема урока, т.к. проводится накануне дня голосования- 18 сентября 2016 года. Ауд итория слушателей- учащихся 5-7 классов. Урок способствует формированию российской гражданской и ростовской региональной идентичности учащихся;
-формированию понимания важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах;
-пониманию, что только именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участововать в управлении государством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golosovanie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Выборы: моя гражданская позиция»
Предмет: история/обществознание
Класс: 5-7 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование российской гражданской и ростовской региональной идентичности учащихся;
-формирование понимания важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах;
-понимание, что только именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участововать в управлении государством.
Задачи: -познакомить с историей парламентаризма в России и Ростовской области;
-с организацией, опытом и результатами деятельности органов законодательной власти, с примерами деятельности депутатов;
-обсудить права и ответственность избираемых и избирателей, значение выборов для развития гражданского общества, российской государственности;
-формировать активную гражданскую позицию.
Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся:
в ходе урока по теме «Выборы: моя гражданская позиция» учащиеся актуализируют знания об избирательном процессе, познакомятся с историей становления демократического общества в России, формирование понимания участия и ответственности граждан в избирательном процессе.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
личностные- формирование российской гражданской и ростовской региональной идентичности учащихся;
-формирование понимания важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах;
-формирование активной гражданской позиции;
регулятивные: способность обучающихся строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка);
познавательные: систематизация, обощение и использование полученной информации;
коммуникативные: способность обущающихся осуществлять коммуникативную деятельность, используя правила общения в конкретных учебных ситуациях.
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока/мероприятия:
-вовлечение эмоций в процесс деятельности;
-готовность и способность обучаться самостоятельно;
-уверенность в себе;
-внимание к проблемам, связанных с достижением поставленной цели;
-самостоятельность мышления, оригинальность;
-персональная ответственность.
Актуальность: актуальна тема, т.к. проводится урок накануне дня голосования-18 сентября 2016 года
Оборудование: электроный вариант текста «Конституции РФ», ФЗ «О выборах»
Источники:
1. http://www.cikrf.ru/ -сайт Избирательной комиссии Российской Федерации
2. http://zsro.ru/ -Законодательное Собрание Ростовской области
3. http://zsro.ru/press_center/news/101/ -деятельность депутатов Ростовской области
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/_18__2016_
5. http://informatio.ru/news/society/edinyy_den_golosovaniya_2016_goda_chto/
6. Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/politika/2748297
7. http://www.rostov.izbirkom.ru/ -избирательная комиссия Ростовской области
- Ролик: www.youtube.com
Вопросы урока. Некоторые граждане не хотят воспользоваться своими правами избирать и быть избранными.
1. Почему так происходит?
2. Почему надо участвовать в выборах?
3. Что будет, если выборы не состоятся?
4. Почему надо избираться?
5. Изучение процедуры формирования органов государственной власти и местного самоуправления, процедуры участия граждан в политических выборах.
Ход урока.
1. Эпиграф: «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» Иммануил Кант (1724-1804)
2. Проблемный вопрос: что такое выбор?
Выбор-это...(ответы учащихся)
В словаре русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «выбор» толкуется так: «Выбор – то, из чего можно выбирать, возможность выбрать по своему вкусу, усмотрению».
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, поступки и т.д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.
Тема сегодняшнего урока весьма актуальна в свете событий, накануне которых мы находимся –это выборы в Государственную Думу РФ.
В преамбуле Федерального Закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" говорится "Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме".
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы.
В Российской Федерации избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста, с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета, с 21 года – депутатом Государственной Думы, а с 35 – президентом страны.
Ныне действующая Конституция России не содержит специальной главы, но во множестве положений Конституции РФ (ст. ст. 3, 32, 71, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130) и в п. 3, 5, 7 и 8 раздела второго содержатся конституционные основы избирательной системы.
Избирательная система - в широком смысле - порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система - в узком смысле - система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Сегодня мы говорим о выборах в нашей стране, избирательном праве, избирательной системе, о демократических выборах. Участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого гражданина. Молодые люди часто думают, что политика только для взрослых, но скоро вам будет 18, и вы тоже получите право избирать.
Выборы можно сравнить с лабиринтом, из которого трудно найти выход. От человека у власти зависит многое. Выбирая того или иного кандидата, мы передаем ему полномочия выражать наши интересы. Он отвечает не только за себя
В настоящее время Россия переживает период реформ – преобразований в политике, экономике и других сферах общественной жизни. Дети и молодёжь не должны стоять в стороне. Ведь именно вы – будущее нашей страны, и от вашей активности, от вашей жизненной позиции будет зависеть многое!
В.В.Путин в одном из выступлений сказал: «Вам, юным гражданам России, предстоит жить в третьем тысячелетии. И от того, какими вы вырастите, во что будите верить, о чем будете мечтать, что будете знать, зависит судьба нашего Отечества. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее».
Жизненный выбор - дело ответственное и серьезное, но, в то же время, в нем есть нечто удивительно интересное, захватывающее. Независимо от того, сколько лет мы прожили, вся наша жизнь состоит из огромного количества ситуаций выбора.
3. Из истории...
Революционные события 1905 г. привели к осознанию монархии в лице Николая II необходимости проведения реформ государственного строя в России. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, где содержались основные положения по совершенствованию государственного порядка, а также регламентировалось формирование Государственной Думы, которая позиционировалась как основа законодательной ветви власти.
Государственный Совет был организован императором в качестве противопоставления Государственной Думе. Таким образом, любой законопроект обсуждался сначала ГД, затем Гос. Советом, а только потом поступал на подпись самодержцу.
Государственный Совет состоял из назначенных царем лиц, а Государственная Дума так же состояла не только из лиц, назначаемых царем, но и из выборных ее членов. I Государственная Дума стремилась акцентировать свою деятельность на проведение реформ, особенно решение аграрного вопроса. В виду того, что возникало большое количестов противоречий между составом Думы и кабинетом министорв, Николай II принял решени о роспуске Думы,: которая просуществовала 72 дня (27 апреля -).
В конце 1906 г. прошли выборы во II Государственную Думу. Больше половины депутатов были выходцами из крестьян, которые требовали изъятие помещеечьих земель и передачу их крестьянам. Власти это тоже было не выгодно, что повлекло за собой очередной роспуск Государственной Думы.
III Дума начала функционировать с 1 ноября 1907 г. Она просуществовала полный 5-летний цикл, несмотря на политический разнобой в своем составе.
IV Государственная Дума проработала в период с 1912-1917 гг. В Думе начала формироваться оппозиция царизму, т.К. Царская власть злоупотребляла своими полномочиями и саботировала работу Государственного Совета и Государственной Думы.
Таким образом, с событиями, которые проходили в тот период: I мировая война, февральская революция, отречение Николая II от власти, прекратила свое существование законодательная ветвь власти. Приход большевиков к власти прервал развитие парламентаризма в России, хотя Советы, которые были созданы, являлись представительным органом власти в Советской России. Периодическое обновление Советов приводило к укоренению прямого народного представительства в стране. Депутаты обязаны были постоянно отчитываться перед избирателями по исполению своих обязанностей.
В период с 1988-1990 гг. в стране проходила конституционная реформа, в ходе которой избирался Съезд народных депутатов СССР, который формировал двухпалатный Верховный Совет. Выборы проходили также и в республиках СССР.
12 июня 1991 г. состоялись выборы 1 Президента РСФСР, избран был Б.Н. Ельцин.
События, которые произошли в августе 1991г., в октябре 1991 г., а также в декабре 1991 г., привели к тому, что произошел распад СССР. Таким образом, требовалось срочно определить дальнейшее государственное устройство страны.
Следующим шагом в возрождении парламентаризма стало принятие Конституции РФ в 1993 г. Согласно проведенному референдуму 58,7% голосов было отдано проекту. В новой Конституции были приняты положения о базовых правах человека: свобода печати, свобода слова, свобода собраний и т.д. Здесь регламентирован принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. В отдельной главе прописаны полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания, судебной власти, а также местных органов управления.
Федеральное Собрание-это двухпалатный парламент, состоящий из верхней палаты-Совета Федерации (входят главы субъектов Федерации) и нижней палаты- Государственной Думы (члены которой избираются гражданами, имеющими право голоса)-представляет собой законодательную ветвь власти. 18 сентября 2016 года проводятся выборы в нижнюю палату- Государственную Думу в количестве 450 человек.
Современный российский парламент благодаря утверждению законодательной базы
закладывает новый демократический фундамент для правовых, экономических, политических и социальных преобразований в нащей стране.
4.1. В единый день голосования 18 сентября 2016 года в Российской Федерации пройдут выборные кампании различного уровня, включая выборов депутатов Государственной Думы VII созыва, глав субъектов Федерации и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 38 субъектах РФ.
4.2. За что отвечает Государственная дума?
В Конституции РФ есть ст. 103, которая определяет полномочия Государственной думы, то есть нижней палаты парламента. В соответствии с ней, Госдума принимает федеральные и федеральные конституционные законы, дает согласие президенту РФ на назначение председателя правительства, решает вопрос о доверии кабинету министров и заслушивает его ежегодные отчеты. Депутаты Госдумы назначают и освобождают от должности председателя Центрального банка РФ, уполномоченного по правам человека, председателя Счетной палаты. Нижняя палата парламента уполномочена объявлять амнистии и инициировать импичмент главы государства.
4.3. Кто имеет право голосовать 18 сентября?
Право быть избирателями имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет. Участие в выборах гарантировано независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права голосовать лица, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
4.4. Как устроена избирательная кампания?
В избирательной кампании можно выделить пять основных этапов:
- назначение выборов;
- выдвижение и регистрация кандидатов;
- предвыборная борьба, агитация;
- голосование;
-определение результатов выборов.
4.5. Деятельность депутатов Законодательного Собрания Ростовской области:
http://zsro.ru/press_center/news/101/
5.1. Ситуация. «Значение выборов»
18 сентября 2016 года. Семья Петровых решила отправиться на избирательный участок, но позвонили друзья и пригласили отправиться на загородную прогулку. Каковы действия Петровых?
1.Отправиться на загородную прогулку с друзьями | 2. Принять участие в выборах, отказавшись от поездки |
Последствия принятого решения | |
Вопросы к ситуации:
А) Какое решение прняла семья Петровых? Аргументируйте свой ответ.
Б) Почему неучастие в выборах приводит граждан к проблемам?
5.2. Соотнеси выборных представителй и их полномочия.
Полномочия | Выборные представители власти |
1. Утверждение программы развития Ростовской области | А. Президент |
2. Подписание федерального закона об образовании | Б. Депутаты Государственной Думы |
3. Принятие закона об оброне страны | В. Депутаты Законодательного Собрания |
Ответы:
1 | 2 | 3 |
В | А | Б |
Вывод: Президент подписывает и обнародует законы, принятые Государственной Думой; Государственная Дума принимает законы на федеральном уровне; Законодательное Собрание Ростовской области представляет права и интересы жителей области.
5.3. Вопросы:
1. Как называются люди, которые создают законы и их избирают граждане нашей страны?(Депутаты)
2. Гражданин страны, обладающий правом голоса-...избиратель
3. Как называется законодательный орган власти, состоящий из депутатов? (ГД)
4. С какого возраста наступает избирательное право? (18 лет)
5. Что такое «единый день голосования?»
6. Итоги:
6.1. Один из способов активного участия граждан в общественной жизни страны являются выборы. Неучастие граждан в избирательной кампании приводит граждан к проблемам.
6.2. Ролик: www.youtube.com
7. Рефлексия. Продолжите фразы:
7.1. «Когда наступит день выборов, то я скажу своим родителям...».
«Участие в выборах нужно для того, чтобы...».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект « Гражданская позиция» (правовая культура школьников и формирование гражданской позиции в урочной и внеурочной деятельности учителя истории и обществознания)
Правовая культура и формирование гражданской позиции являются составляющей частью гражданского воспитания. Гражданское образование – одно из ключевых понятий при разработке современных стратегий...
Диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твое будущее" для учащихся старшего школьного возраста
В современном мире проблемы гражданственности и патриотизма становятся все более актуальными в воспитательном процессе подрастающего поколения. Патриотизм понимается как одна из наиболее зн...
Уставный урок «Избирать и избираться! Выборы: моя гражданская позиция»
Цели урока: Получение учащимися знаний о принципах и процедуре современных выборов; получение позитивного социального опыта встреч с политическими деятелями, депутатами, представителями избирательной ...
Гражданская позиция как результат гражданского воспитания детей
Цель, задачи гражданского воспитания на современном этапе развития обществаСущность идеи гражданского воспитанияСущность понятия «патриотизм» как результат гражданского воспитанияНаправленияФорм...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Открытый урок: "Выборы- мой гражданский долг."
Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представительная форма участия граждан в политике;Раскрыть структуру, сущность и типы демократической избирательной системы;Показать...
Урок - диспут "Гражданская позиция: твой выбор - твоё будущее"
Данная методическая разработка служит целям гражданского воспитания молодежи. Образовательное событие направлено на формирование гражданских ценностей, патриотизма, активной гражданской позиции подрас...