Познание мира
презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) на тему
Рассматриваются вопросы: Этапы (виды) познания. истина и её критерии. Наука и особенности научного познания, виды наук. Многообразие форм ненаучного познания. Особенности социального познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_mira.pptx | 973.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы (виды) познания. И стина и её критерии. Наука и особенности научного познания, виды наук. Многообразие форм ненаучного познания. Особенности социального познания.
Результат познания – знания. Это многозначное понятие. Знание – это: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности о каком-либо объекте; познавательно значимая информация; особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности. Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.
Особенности этапов (видов) познания Чувственное (ощущение, восприятие, представление) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение) Непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом; наглядность информации; воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Логические операции; опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов
Познание мира Этапы Формы Чувствен- ное познание Ощущения передают лишь свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание) Целостный образ предмета передают восприятия , представляющие собой совокупность ощущений Представления – образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий
Познание мира Этапы Формы Рацио-нальное познание Общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируется в понятиях. Понятия выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний На основе понятий строятся суждения. В суждениях человек утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новую мысль, то это - умозаключение
Целью познания является истинное знание. Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания . Истина – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Иначе говоря, истина – это правильное отражение действительности.
Истина Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко Относительная Ограниченно верное знание Свойства истины Обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); истина – это процесс постижения объекта; истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания).
Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи. Не существует универсального критерия истины. В качестве критерия принимается: авторитетность источника знания; соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки; договоренность (конвенция) специалистов в данной области; простота, ясность мысли; парадоксальность идеи и др. В качестве основного критерия истины признают общественную практику.
Роль практики в процессе познания Роль Характеристики Практика – источник и цель познания Появление многих наук связано с практическими потребностями общества. Человек познает окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности Практика – основа познани я Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудова ние Практика – критерий истины Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Формы научного познания Формы научного познания Характеристика Научный факт (лат. faktum – сделанное, совершившееся Отражение объективного факта в сознании, т.е. описание посредством определенной системы знаков, символов Эмпирический закон Объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами Проблема Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа
Формы научного познания Формы научного познания Характеристика Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) Наиболее развитая форма научного знания, представляющая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) Научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого имеет вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании
Методы эмпирического сознания Методы целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира; отсутствие преобладающего воздействия субъекта на объект исследования; возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств Основные черты Наблюдение активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении; наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования; создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; измерения с применением соответствующих технических устройств Эксперимент
Методы эмпирического сознания Измерение Определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения Описание Перечисление основных признаков объекта Классификация Группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками Методы Основные черты Систематизация Распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними
Особенности научного познан ия цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); проверяемость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); рациональность ( эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);
Особенности научного познания доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности.
Уровни научного познания Эмпирический Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определенных объектов познания Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др. Теоретический Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук
Виды наук Социально- гуманитар - ные (история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, этика, эстетика и др.) Науки о познании и мышлении (логика и др.) Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и др.) Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и др.)
Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны. Всё чаще происходит соединение научных исследований в форме так называемых стыковых дисциплин (генная инженерия, физическая химия, биофизика и т.п.).
Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний. Результаты прикладных наук находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.
Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире. Формы ненаучного познания Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину) Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное) Игровое познание Паранаука (« околонаука ») (знание, которое не поддается объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д.), но содержит некоторые атрибуты научного знания) Художественно-образное познание (искусство) Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей)
Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познание м Социальное познание должно опираться на следующие принципы анализ социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости; выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.
Особенности социального познания Субъект и объект познания совпадают (общество познает себя) Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов) С ложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном движении) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций) Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы)
Информация: температура плавления льда - 0 º С – результат обобщения жизненного опыта научного познания применения здравого смысла интуитивной догадки Ответ: 2
Какое понятие объединяет все позиции представленного ниже ряда? образ озарение здравый смысл народная мудрость обобщение жизненной практики передача опыта рассказы о богах и героях Ответ: ненаучное познание
Установите соответствие между характерными чертами и видами (этапами) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго. Характерные черты Виды (этапы) познания А) определение пространственного расположения объекта Б) отражение общих существенных свойств предмета В) отображение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент Г) абстрактность и обобщенность Д) выявление закономерностей, формулирование законов чувственное познание рациональное познание Ответ: 12122
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам научного познания. научный факт наблюдение проблема гипотеза систематизация теория Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Ответ: 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование как путеводная звезда в познании мира
Ученический проект на тему "Моделирование как путеводная звезда в познании мира". Цель проекта показать, как с помощью различных моделей человек получает новую информацию....
Физика и познание мира. Вводный урок. 10 класс.
Представленный материал может помочь учителю "украсить"материал вводного урока физики в 10 классе....
Презентация по курсу МХК "Миф - древнейшая форма познания мира"
Презентация по курсу "Мировая художественная культура" по теме "Мифология древних народов. Миф - первая форма познания мира"...
Мифология как способ познания мира
Ресурс содержит материал по теме "Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях" (Боголюбов, Обществознание - 10 класс, профиль). Он предназначен для проведения первого урока по данно...
Элективный курс "Познание мира по картам"
Элективный курс разработан на основе существующих и опубликованных курсов и адаптирован для Оренбургского президентского кадетского училища. Представлен в сокращенном виде....
КТП элективного курса "Познание мира по картам"
Календарно-тематическое планирование элективного курса "Познание мира по картам"(для ОПКУ)...
Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".
Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....