Рабочая программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Рабочая программа курса "Основы конституционного строя РФ"предназначена для учащихся 9 класса.Главной целью курса является подробное ознакомление учащихся с основным законом нашего государства-Конституцией Российской Федерации, развитие политического мышления и культуры,воспитание гражданского и правового сознания,патриотизма.
Программа курса состоит из 7 тем,отражающих основное содержание Конституции РФ. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_konstit_prava_elektiv.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» г. Лиски
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________ /________/ Протокол № от «__» ________20 ___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР Худоярова Н.В./________/ | «Утверждаю» Директор МКОУ «СОШ №10» Ляпина Н.А./________/ «_____» _________20 ____ г. |
Рабочая программа
по элективному курсу
«Основы конституционного строя Российской Федерации»
для учащихся IX «А» и IX «Б» классов
Составитель:
учитель истории и обществознания: Блинова Е. С.
2015/2016
Элективный курс «Основы конституционного строя Российской Федерации»
Пояснительная записка.
Программа элективного курса « Изучаем Конституцию России» предназначена для изучения учащимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки, рассчитана на 34 часа. Изучение курса как самостоятельной дисциплины в рамках предпрофильной подготовки создает условия для формирования у учащихся устойчивого познавательного интереса к обществоведческим дисциплинам, дает возможность более основательно подготовиться к ОГЭ, сориентироваться в дальнейшем на получение юридической специальности. Занятия имеют большую практическую направленность, способствуют формированию аналитических умений учащихся.
В современном российском обществе в настоящее время сильно ощущается недостаток правовой культуры граждан, общая политическая пассивность, низкая активность граждан в политических процессах.
Таким образом, актуальность данного курса состоит в том, что он помогает целенаправленному формированию правового сознания подростков, воспитанию у них гражданской позиции, знанию содержания Конституции - основного правового документа Российской Федерации, умению ориентироваться в современной политической ситуации, умению ведения дискуссии по актуальным вопросам современности, развитие исследовательских навыков.
Цель элективного курса:
Ознакомить учащихся с основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации, основными обществоведческими понятиями, документами отечественного права на фоне современных исторических событий.
Задачи данного курса:
- Получение учащимися полного представления о Конституции Российской Федерации как основном законе нашей страны.
- Воспитание гражданского и правового сознания, патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны.
- Развитие политического мышления и культуры, интереса к истории своего государства.
- Формирование умений и навыков, важных в повседневной жизни.
- Успешная сдача ГИА.
- Профессиональное самоопределение учащихся, формирование личности, адаптированной к сознательному выбору профессии.
Требования к результатам работы учащихся при освоении содержания курса:
- Знание основного содержания и структуры Конституции Российской Федерации;
- Умение анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с политическим процессом;
- Умение работать с информацией ( анализ, синтез, сравнение, обобщения, выводы);
- Умение дискутировать.
- Развитие навыков исследовательской деятельности, ИКТ, написания эссе и рефератов.
Содержание.
Программа курса состоит из 7 тем, отражающих основное содержание Конституции Российской Федерации.
Тема № 1. Конституция: сущность и содержание.
Тема № 2. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Тема № 3. Избирательная система Российской Федерации.
Тема № 4.Государственное устройство Российской Федерации.
Тема №5.Местное самоуправление.
Тема №6. Права и свободы человека в России.
Тема №7. Обязанности российских граждан.
Данные тематические блоки могут быть использованы преподавателем в рамках учебного предмета – технология, для углубления знаний по обществоведческим и гуманитарным дисциплинам. Изучение Конституции сплошным материалом достаточно сложно, поэтому материал разбит на темы в соответствии с содержанием основного документа. При отборе контрольных заданий автор использовал построения учебно-методических материалов ГИА по обществознанию. В программе представлен список использованной литературы.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов теории | Количество часов практики | методы практического занятия |
Тема №1. Конституция: сущность и содержание. | ||||
№1. | Конституция : история и современность. | 1 | ||
№2. | Развитие конституционализма в России. | 1 | Составление таблицы | |
№3. | Основные черты Конституции 1993 года. | 1 | Анализ текста Конституции | |
Тема №2. Основы конституционного строя в Российской федерации. | ||||
№4. | Основы конституционного строя в России. | 1 | Характеристика понятия | |
№5. | Человек: его права и свободы. | 1 | Анализ исторических ситуаций | |
№6. | Россия – демократическое государство. | 1 | Анализ текста Конституции | |
№7. | Россия – федеративное государство. | 1 | Анализ текста Конституции | |
№8. | Принципы социального и правового государства по Конституции Российской Федерации. | 1 | Сообщение | |
Тема №3.Избирательная система в Российской Федерации. | ||||
№9. | Избирательное право: понятие и структура. | 1 | Сообщение | |
№10. | Избирательная система. | 1 | Сравнительная характеристика избирательных систем | |
Тема №4. Государственное устройство российской Федерации. | ||||
№11. | Президент Российской Федерации как глава государства. | 1 | Реферат | |
№12. | Конституционно-правовой статус Федерального Собрания и его структура. | 1 | Характеристика понятия, анализ структуры | |
№13. | Государственная Дума: полномочия, структура, порядок формирования. | 1 | Характеристика политических сил в Думе | |
№14. | Правительство России как орган исполнительной власти. | 1 | Анализ текста | |
№15. | Конституционные основы судебной власти в России | 1 | ||
№16. | Прокурорский надзор | 1 | ||
№17. | Уполномоченный по правам человека. | 1 | Анализ документов по нарушению прав человека в России | |
№18. | Система органов государственной власти субъектов Федерации. | 1 | ||
Тема № 5.Местное самоуправление. | ||||
№19. | Местное самоуправление в России | 1 | Анализ положений ФЗ № -131 | |
Тема №6.Права и свободы человека в России. | ||||
№20. | Гражданство Российской федерации. | 1 | Анализ ситуации | |
№21. | Классификация основных прав и свобод человека. Декларация прав человека. | 1 | Знакомство с текстом ДПЧ. Составление таблицы | |
№22. | Личные ( гражданские) права | 1 | Анализ ситуации | |
№23. | Свобода совести и вероисповедания. | 1 | Анализ исторического источника | |
№24. | Политические права и свободы граждан. | 1 | Анализ исторического источника | |
№25. | Многопартийность в России. | 1 | Анализ ситуации | |
№26. | Социально- экономические и культурные права. | 1 | Анализ текста Конституции | |
№27. | Свобода информации и печати. | 1 | Приведение примеров. | |
№28. | Защита материнства, детства и семьи. | 1 | ||
Тема №7. Обязанности российских граждан. | ||||
№29. | Конституционные обязанности граждан России. | 1 | Реферат | |
№30. | Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина России. | 1 | ||
№31. | Защита Отечества – право или обязанность граждан | 1 | Дискуссия, написание эссе | |
№32 | Экологический кризис -глобальная проблема России. | 1 | Дискуссия, написание эссе | |
№33 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Интеллектуальная игра. | |
Итого часов: 34 часа | 11 | 23 |
Использованная литература:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон № 131 « О местном самоуправлении»
- Декларация прав человека
- «Правоведение» элективные курсы ,составитель М.В. Мустафина, Волгоград, «Учитель»,2007г.
- А.В. Петренко. «Конституционное право России.» г. Владимир, ООО «Издательство «Сова»,2009г
- А.Н. Вырщиков « Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников», М, «Глобус»,2007г.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Тема №1. Конституция: сущность и содержание. | ||||
№1. | Конституция : история и современность. | 1 | ||
№2. | Развитие конституционализма в России. | 1 | ||
№3. | Основные черты Конституции 1993 года. | 1 | ||
Тема №2. Основы конституционного строя в Российской федерации. | ||||
№4. | Основы конституционного строя в России. | 1 | ||
№5. | Человек: его права и свободы. | 1 | ||
№6. | Россия – демократическое государство. | 1 | ||
№7. | Россия – федеративное государство. | 1 | ||
№8. | Принципы социального и правового государства по Конституции Российской Федерации. | 1 | ||
Тема №3.Избирательная система в Российской Федерации. | ||||
№9. | Избирательное право: понятие и структура. | 1 | ||
№10. | Избирательная система. | 1 | ||
Тема №4. Государственное устройство российской Федерации. | 1 | |||
№11. | Президент Российской Федерации как глава государства. | 1 | ||
№12. | Конституционно-правовой статус Федерального Собрания и его структура. | 1 | ||
№13. | Государственная Дума: полномочия, структура, порядок формирования. | 1 | ||
№14. | Правительство России как орган исполнительной власти. | 1 | ||
№15. | Конституционные основы судебной власти в России | 1 | ||
№16. | Прокурорский надзор | 1 | ||
№17. | Уполномоченный по правам человека. | 1 | ||
№18. | Система органов государственной власти субъектов Федерации. | 1 | ||
Тема № 5.Местное самоуправление. | ||||
№19. | Местное самоуправление в России | 1 | ||
Тема №6.Права и свободы человека в России. | ||||
№20. | Гражданство Российской федерации. | 1 | ||
№21. | Классификация основных прав и свобод человека. Декларация прав человека. | 1 | ||
№22. | Личные ( гражданские) права | 1 | ||
№23. | Свобода совести и вероисповедания. | 1 | ||
№24. | Политические права и свободы граждан. | 1 | ||
№25. | Многопартийность в России. | 1 | ||
№26. | Социально- экономические и культурные права. | 1 | ||
№27. | Свобода информации и печати. | 1 | ||
№28. | Защита материнства, детства и семьи. | 1 | ||
Тема №7. Обязанности российских граждан. | ||||
№29. | Конституционные обязанности граждан России. | 1 | ||
№30. | Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина России. | 1 | ||
№31. | Защита Отечества – право или обязанность граждан | 1 | ||
№32 | Экологический кризис -глобальная проблема России. | 1 | ||
№33 | Повторительно-обобщающий урок | 2 | ||
Итого часов: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы конституционного строя России
Тест по теме, с ответами...
Основы конституционного строя
Открытое учебное занятие по обществознанию в группе №23, 2курс, профессия «парикмахер»....
Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим совреме...
Основы конституционного строя РФ
Материал для урока по обществознанию в 9 кл....
Тест по теме «Конституционное право. Основы конституционного строя в России»
Контрольный тест по теме «Конституционное право. Основы конституционного строя в России»...
Рабочий лист к уроку право в 10 классе по теме "Основы конституционного строя"
Данный рабочий лист позволяет системно рассмотреть материал по теме "Основы конституционного строя РФ"...
Рабочий лист по теме "Основы Конституционного строя РФ"
Использовать на уроке обществознания...