Моя педагогическая философия
статья по обществознанию на тему

Шарина Инесса Богдановна

Я иду на урок истории.

А вокруг меня мир, наполненный событиями, фактами, проблемами.

Мир меняется, вместе  с ним меняюсь и я, и мои ученики. Они растут, взрослеют и уходят в большую жизнь… На смену им приходят другие ребята. И, погружаясь уже с новыми учениками в удивительный МИР ИСТОРИИ, я хочу, чтобы они полюбили его также как люблю его я. Чтобы радовались новым открытиям и собственным достижениям, учились творчески мыслить и действовать, а значит, развивали себя как ЛИЧНОСТЬ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya_sharina_i.b.doc679 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс эссе «Моя педагогическая философия»

Номинация: «Я - педагог»

 «Три «У»: учитель-ученик-урок»

Автор: Шарина Инесса Богдановна

Место работы: МКОУ «Шайковская средняя   общеобразовательная школа №2» Кировского района Калужской области                    

 Должность: заместитель директора по воспитательной  работе, учитель истории и обществознания

 Адрес: 249455 п. Шайковка  д.15,кв.26     Кировского района Калужской области  

Телефон: 89190361520,    рабочий 848456-59281

Email: inessa-sharina@rambler.ru

2015г.

Я иду на урок истории.

А вокруг меня мир, наполненный событиями, фактами, проблемами.

Мир меняется, вместе  с ним меняюсь и я, и мои ученики. Они растут, взрослеют и уходят в большую жизнь… На смену им приходят другие ребята. И, погружаясь уже с новыми учениками в удивительный МИР ИСТОРИИ, я хочу, чтобы они полюбили его также как люблю его я. Чтобы радовались новым открытиям и собственным достижениям, учились творчески мыслить и действовать, а значит, развивали себя как ЛИЧНОСТЬ. Я иду на урок истории…

Входя в свой класс,

Уже не в первый раз

Я вижу, как взрослеют наши дети.

Все больше умных и пытливых глаз,

Хотят все знать они на свете.

И именно от меня, своего учителя, они ждут ответов на вопросы, которые их волнуют, которые ставит перед ними жизнь. «Глядя в историю, словно в зеркало,

я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю» Плутарх

Учитель… Я считаю, что роль личности педагога в развитии ребенка огромна. Поэтому к нему предъявляются требования, главными из которых являются: «любовь к детям, к педагогической деятельности, специальные знания, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей» (Немов Р.С. Психология образования. – М., Владос, 2000. С. 528.) Но это еще не все. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». И это действительно так. Результативность деятельности педагога зависит:

  • от стиля педагогической деятельности;
  • от личностных качеств, темперамента, способностей, эрудиции;
  • от коммуникативных умений;
  • от имиджа и культуры общения.

А еще учитель должен быть наделен истинным обаянием, ведь доброжелательный  интерес к людям, к детям, желание войти в контакт с ними поможет педагогу в его работе.

Улыбка учителя… Как много она может сказать детям…

«Только счастливый педагог

может воспитать счастливого ребенка…»

Александр Нейлл

По моему мнению, основные задачи учителя – воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, развивать внимание и стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо создать определенную система «Учитель – ученик», где учитель не только направленно развивает  ученика, но и  сам открыт новому опыту, новому знанию; учитель и ученик активно увлечены процессом познания  жизни, человека, общества, природы; учитель способен зажечь ученика своей страстью.

То есть, я говорю о личностно-развивающем подходе в образовании, где процесс развития и ученик, и учителя должен идти синхронно, только у учителя этот процесс начинается гораздо раньше, и учитель должен знать психологические закономерности и условия развития личности, прежде всего своей собственной. Американские психологи провели интересный эксперимент, пытаясь выявить, от чего зависит познавательный интерес детей. В комнату, где находились книги и игры, пригласили родителей с детьми и предложили им провести некоторое время в этом помещении по своему усмотрению (т.е. определенных задач ни родителям, ни детям психологи не ставили). При этом проходило скрытое наблюдение за поведением родителей и детей, которые спонтанно разделились на три группы. Первую группу составляли родители, которые активно бросились обучать всему своих чад, читая им книги, играя с ними в игры. Родители из второй группы такой педагогической активности не проявляли, но если их дети о чем-то спрашивали, то эти родители отвечали, особо не вникая в суть вопросов. И, наконец, в третью группу психологи выделили родителей, которые бросились с интересом читать книги или изучать инструкции к играм, совершенно не обращая внимания на своих детей. Дети же, видя такой неподдельный интерес своих мам и пап, пытались вникнуть в суть занятий своих родителей. Спустя некоторое время психологи при помощи тестов выявили, дети какой группы получили больше всего информации и лучше всех в ней разобрались. Как ни странно, это оказались дети из третьей группы, которых родители специально ничему не учили.

Значит, научить ребенка может только страстно увлеченный своим предметом человек.

Я иду на урок истории…

Мои ученики…

В.А. Сухомлинский  отметил: «Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, год – вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии  дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

Таким образом, педагог обратил внимание на то, что не может быть взаимодействия и взаимовлияния между учителем и учеником без такого навыка как «погружение» в «мир детства». Это является необходимым условием обучения, воспитания, психологического общения ученика и учителя. И чем глубже это проникновение в «мир ученика», тем шире сфера их – учителя и ученика – общения, взаимовлияния, содружества и сотрудничества.

И своего ученика  я хочу видеть любознательной личностью, развивающей свои творческие задатки; способным к самостоятельному мышлению и позитивному переживанию, сопричастности; патриотом и гражданином; любящим и уважающим историю своей страны. Одним из путей достижения этих целей является мой урок истории.

«История – наставница жизни»

               Цицерон

История, как любой школьный предмет, имеет свои цели обучения:

  • овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древнейших времен до нашего времени;
  • развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе осмысления идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, гражданственности;
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов.

Я иду на урок истории…

«О Урок! – ты – солнце!»

              Ш. Амонашвили.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной  и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот  уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но и учил добывать эти знания, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?  Ведь это -  требование времени. Введение новых ФГОС требуют от учителя и новых подходов к разработке и построению урока. Например, «помочь» учителю на уроке должны сами ученики, формируя цели урока. «Плохой учитель преподносит истину,

хороший – учит ее находить»

                                         А. Дистервег

Как никакой другой предмет история дает возможность постановки проблемных ситуаций и задач. На уроке я подвожу учеников  к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения; излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; ставлю проблемные задачи (например, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

На таких уроках основной формой учебной деятельности становится работа с документально-методическим комплексом (ДМК). Работая с ДМК, ученики начинают воспринимать историческое время, ощущая при этом свою сопричастность прошлому. Анализ источников позволяет поставить проблему исторической истины, демонстрирует сложность и противоречивость как самого исторического процесса, так и его познания.

Постепенно от класса к классу усложняется деятельность учеников: вместо ответа на вопрос – придумывание вопроса; вместо разгадывания кроссворда – его составление; вместо усвоения готового текста – создание собственных проектов. А в старших классах – написание реферативных работ.

Ставлю точку…

Моя педагогическая философия: «Три «У»: учитель – ученик – урок».

Конечно, в современной педагогической науке непросто создать свое слово, нечто абсолютно новое, да и нужно ли? Основные дидактические принципы, общепедагогические технологии, лучшие, проверенные временем методики – это та же база, «сокровищница» которая, помогает творчески работающему учителю реализовать свои поиски, взглянуть на известную проблему иначе. Этот поиск, собственный путь и есть цель моей работы, концепция «трех У» - это путь к сотрудничеству, соучастию учителя и ученика в ходе урока и влияния содержания урока на личности ученика и учителя в плане формирования творческой личности. «Образование – это индустрия

направленная в будущее» С.П. Капица.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...