Урок на теме «Общение – это искусство»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Цели и задачи формирование у подростков навыков общения, представления о значении общения, о правилах общения. , формирование у учащихся культуры речевого общения друг с другом, с окружающими людьми;
Оборудование: презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alpatevoy_urok_po_obshchestvu.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на теме «Общение – это искусство»
Цели и задачи формирование у подростков навыков общения, представления о значении общения, о правилах общения. , формирование у учащихся культуры речевого общения друг с другом, с окружающими людьми;
Оборудование: презентация.
Ход занятия
Форма проведения : урок.
Категория участников: учащиеся 7 класса.
Количество участников: 18человек.
Ребята! В настоящее время очень значима стоит проблема безнадзорности и беспризорности. В Российской Федерации огромное количество безнадзорных мальчишек и девчонок.. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.
Ребята как вы понимаете это слово? Безнадзорность)
Как оно связано со словом беспризорность, бродяжничество?
какие же характеристики вы можите дать физическому и психическому здоровью безнадзорных и беспризорных детей и подростков:
ответы детей:
У таких детей наблюдается хорошая физическая закалка ,хотя многие страдают туберкулёзом, а также болезнями ,сопутствующими голоду и нищете. Для беспризорника ,начинающего общаться с себе подобными ,все неудобства жизни(голод, холод ,гигиеническая запущенность, страх и т.п.)начинают приобретать притягательную силу. ослабления чувства стыда ,равнодушное отношения к людям, агрессивность ,грубость ,лживость, воровство, пьянство, бродяжничество.
К чему может привести безнадзорность , беспризорность?
Ответы детей: к наркомании, пьянству, дети могут попасть под машину, к болезням, в конце концов их могут продать в рабство.
Да ребята все то что вы сказали правильно.
А теперь ребята давайте обратимся к словарям. У каждой группы на столе лежит словарь. Дети читают формулировки.
Скажите похожи эти формулировки?
Да.
1. сла Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети,
Родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении в тех или
иных учреждениях.
- .Безнадзорные дети- это дети проживающие в своей семье, но контроль за их поведением,
обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсуствуют,
по сути они представлены сами себе.
Действительно безнадзорность, беспризорность, бродяжничество похожи по смыслу.
Сама по себе беспризорность не возникает. Почему же ребенок может стать безнадзорным?
Мы с вами сейчас будем составлять колесо проблем безнадзорности.
- слайд. «колесо»
Ребята назовите причины безнадзорности.
Ответы: пьют в семье
Не следят за детьми за воспитанием -семья
Школа не контролирует посещение детей - школа
Поддался влиянию со стороны плохой компании - улица
Не смог найти общего языка со сверстниками – общение.
Общение играет очень важную роль в формировании личности. Именно в нем личность и проявляется и формируется. Следует заметить, что неумение общаться, находить общий язык друг с другом, уединение, замкнутость является одной из причин безнадзорности.
Была проведена анкета , которая показала, что в классе есть проблемы с общением.
- слайд На доске высвечены результаты анкеты.
Ребята , а что же такое общение?
Ответы учащихся:
Разговор людей,
- слайд Общение – это форма взаимосвязи, прием и передача информации.
“ Общение – это взаимодействие двух или более людей , состоящее в обмене между ними информацией различного характера “.
На сегодяшнем часе общения мы с вами составим ряд правил хорошего общения.
Ребята нужно ли учиться хорошем манерам общения?
Да.
Дети разыгрывают 2 сценки.
- Здорово Ленка!
Здорово Машка!
Как дела? где тусуешься?
Да так, дела стремные. А где тусуюсь на дискачах. Слышь у тебя шнурки в стакане?
А меня как-то не колышет.
Ну ладно, а то меня предки ждут.
- Здравствуй Лена!
Здравствуй Маша!
Как твои дела?
Спасибо хорошо.
А твои?
оТоже неплохо.
Как поживают твои родители?
Все нормально.
До свиданья, Лена.
До свиданья, Маша.
Обсуждение
Чем отличаются эти ситуации?
За кем вам было приятнее наблюдать?
1. В общении главный человек -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - не отъемлемое качество общения. Давайте же поигаем в « Речевой этикет «.
( Ребятам раздаются карточки с заданиями , работают в парах ).
- Назовите слова приветствия.
( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! )
- Выскажите просьбу.
( Вы можете мне сказать..? Не могли бы вы мне сказать..? Скажите , пожалуйста..? Разрешите попросить вас… Будьте добры ! )
* Какими словами лучше всего начать знакомство ?
( Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас.. Познакомьтесь… Вы знакомы..? Как тебя зовут? Позвольте познакомиться. )
- Как принято извиняться в культурном обществе?
( Приношу вам свои глубокие извинения… Позвольте мне извиниться… Простите за… )
- Есть ли несколько слов утешения и ободрения у вас в запасе ?
( Благодарю вас… Спасибо. Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен. Признателен вам. Примите мою благодарность. )
* Как попращаться , чтобы людям было приятно вновь встретить тебя ?
( До свидания! Надеюсь видеть вас ещё! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)
Вот наш первый закон общения :
слайд. Не забывайте вежливо здороваться , прощаться , извиняться .
Посмотрим сценку из нашей школьной жизни попытаемся высказать свое мнение
А то ведь вот как часто бывает: ( мини – сценка )
-Бык ! Постой Бык ! Ну погоди ты .
-Ну чего тебе , Ходуля , надо?
-Пошли скорее в раздевалку , Косой там шапку потерял . Ща расхныкается.
-Ха , так его шапку Кабан забрал и за батарею спрятал . Пусть поищет.
Вот так , войдёшь в школу , а кажется , что в страшную сказку попал , где живут некрасивые звери , и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами .
Вам понравилось общение 2 мальчиков
Нет
Умение высказывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком , повторите его имя несколько раз , и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени . а как к старшим , взрослым пожилым надо обращаться?
Ответы детей:
На вы и с уважением
Вот наш второй закон общения :
. слайд Обращайтесь к собеседнику , называя его по – имени . К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на “ Вы “.
. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим .
В) Сейчас Оля прочитает вам строки из стихотворения Расула Гамзатова . Послушайте внимательно и скажите : какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .
“Вот человек , что скажешь ты о нём ?”
Ответил друг, плечами пожимая :
“Я с этим человеком не знаком ,
Что про него хорошего я знаю ?”
“Вот человек , что скажешь ты о нём?”
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком ,
Что я могу о нём сказать плохого?”
Вот наш третий закон общения :
слайд Старайтесь не говорить о людях дурно.
Общение - это взаимодействие людей, а люди как вы уже сказали, очень разные: с одними общаться всегда приятно, с другими не очень; одни легко вступают в разговор, а другие - нет.
Как утверждают психологи, это зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком у которого несдержанный и взрывной характер, злой, не честный. А теперь давайте попробуем описать человека с теми качествами , которые помогают общению, а не усложняют его.
Упражнение «портрет хорошего друга»
Любой человек мечтает о том, чтобы иметь хорошего друга. Кому –то из вас наверняка уже повезло и такой друг есть. у кого то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было назвать настоящим другом. А кто в силу застенчивости и замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг ни кому не помешает.
В течении 3 минут вы подумаете какими качествами должен обладать человек в общении.
А теперь давайте составим портрет хорошего друга.
Лера на доске будет записывать те качества которыми вы наделили друга
Например : умение выслушать собеседника до конца
Не грубить
Честность
Доброта
Отзывчивость
Ребята мы составили портрет друга с хорошими качествами в общении.
Следующее правило хорошего общения
Слайд Хорошие качества в людях – главное при общении.
В общении люди могут и отдыхать. Встаньте круг давайте поиграем . дети по очереди бросают друг другу мяч при этом желают что хорошее.
Например будь вежливым
Здоровым
Добрым
Хорошо окончить 6 класс
Умным
Красивым, честным.
Поиграли отдохнули и при этом услышали много полезного и приятного.
Посмотрите , как много важных и очень полезных « законов» общения открыли мы сегодня , рассматривая обычные жизненные ситуации . Но учиться можно не только в жизни , много полезных советов вы найдёте , читая книги . Послушайте стихотворение : « Пожалуйста , потише !» И скажите : где нельзя говорить громко и почему?
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела ,
Учтите , никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя ,
Что кошка утащила пять котлет ,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста , потише !
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат –
Попробуйте всё тихо расскать
О том , что вы вчера ходили в гости ,
Что папа подарил велосипед ,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим дождика всё нет.
Пожалуйста ,потише !
слайд. Не разговаривай громко , не кричи на улице и общественных местах.
Ребята к нам в гости заглянули герои из мультфильмов, давайте посмотрим фрагменты мультфильмов.
Обсуждение
Знакомы вам эти герои
Все ли они обладают правилами хорошего общения
А мы с вами умеем общаться??
Хотите узнать
Да
Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить: умеете вы общаться или
ТЕСТ
- В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция :
1) Не принимаю участия
2) Лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной
3) Активно вмешиваюсь и « вызываю огонь на себя».
- Часто ли вы спорите с друзьями ?
1) Только в шутку и то, если это люди не обидчивые
2) Лишь по некоторым вопросам
3) Споры – это моя стихия
- Вы стоите в очереди. Как вы реагируете если кто – то лезет вперёд?
1) Возмущаюсь в душе, но молчу
2) Делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону
3) Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком
- Дома на обед подали недосоленный суп.
1) Не буду поднимать бучу из-за пустяка
2) Молча возьму солонку
3) Не удержусь от едких замечаний, может быть, даже откажусь то еды
- Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится. Ваша реакция.
1) Промолчу
2) Ограничусь коротким , но тактичным замечанием
3) Выскажу всё , что я об этом думаю.
Оценки: 1—4балла
2—2балла
3—0баллов
Давайте подведём итог:
12-20б. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споро и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют высказывайтесь принципиально.
8-11б. Вы слывёте человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет друго выхода. Вы способны отстаивать своё мнение. Вы не выходите за рамки, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к Вам уважение .
Меньше 8б. Споры и конфликты - ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, а если услышите замечание в свой адрес – можете съесть человека. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.
Вот мы провели с вами тест и теперь вы знаете умеете вы общаться или нет и знаете правила хорошего общения. и пожалуйста давайте будем соблюдать эти правила в жизни
Подарки гостям чтобы у них было хорошее настроение в общении с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Общение"
Урок по теме "Общение" предназначен для обучающихся 8 классов. Учебник: А.И.Кравченко...
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"
Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...
Открытый урок по теме "Общение"
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.Задачи:• Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся...
Презентация к уроку на тему: «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа» (5 класс, Урок № 29. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)
Тема: Животные - братья наши меньшие....
Иигра к уроку на тему: "Общение"
Игра к уроку на тему: "Общение" для 7-х классов...
План- конспект урока по теме: "Общение"
План- конспект урока по теме "Общение"...
Классный час для школьников средних классов на тему: «Общение - это искусство»
Классный час для школьников средних классов на тему: «Общение - это искусство»...