Урок на теме «Общение – это искусство»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Старожилова Светлана Владимировна

Цели и задачи формирование у подростков навыков общения, представления о значении общения,  о правилах общения. ,    формирование  у  учащихся  культуры  речевого  общения  друг  с  другом,  с  окружающими  людьми;

 

  Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alpatevoy_urok_po_obshchestvu.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на теме «Общение – это искусство»

Цели и задачи формирование у подростков навыков общения, представления о значении общения,  о правилах общения. ,    формирование  у  учащихся  культуры  речевого  общения  друг  с  другом,  с  окружающими  людьми;

  Оборудование: презентация.

                                                                        Ход занятия

Форма проведения : урок.

Категория участников: учащиеся 7 класса.

Количество участников: 18человек.

        

Ребята! В настоящее время очень значима стоит проблема безнадзорности и  беспризорности. В  Российской Федерации огромное количество безнадзорных мальчишек и девчонок.. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.

Ребята как вы понимаете  это слово? Безнадзорность)

Как оно связано со словом беспризорность, бродяжничество?

какие же характеристики вы можите дать физическому и  психическому здоровью безнадзорных и беспризорных детей и подростков:

ответы детей:

У таких детей наблюдается хорошая физическая закалка ,хотя многие страдают туберкулёзом, а также болезнями ,сопутствующими голоду и нищете. Для беспризорника ,начинающего общаться с себе подобными ,все неудобства жизни(голод, холод ,гигиеническая запущенность, страх и т.п.)начинают приобретать притягательную силу.  ослабления чувства стыда ,равнодушное отношения к людям, агрессивность ,грубость ,лживость, воровство, пьянство, бродяжничество.

К чему может привести безнадзорность , беспризорность?

Ответы детей: к наркомании, пьянству, дети могут попасть под машину, к болезням, в конце концов их могут продать в рабство.

Да ребята все то что вы сказали правильно.

А теперь ребята давайте обратимся к словарям. У каждой группы на столе лежит словарь. Дети читают формулировки.

Скажите похожи эти формулировки?

Да.

1. сла Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети,

Родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении в тех или

 иных учреждениях.

  1. .Безнадзорные дети- это дети проживающие в своей семье, но контроль за их поведением,

обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсуствуют,

по сути они представлены сами себе.

Действительно безнадзорность, беспризорность, бродяжничество похожи по смыслу.

Сама по себе беспризорность не возникает. Почему же ребенок может стать безнадзорным?

Мы с вами сейчас будем составлять колесо проблем безнадзорности.

  1. слайд. «колесо»

Ребята назовите причины безнадзорности.

Ответы: пьют в семье

Не следят за детьми за воспитанием -семья

Школа не контролирует посещение детей - школа

Поддался влиянию со стороны плохой компании - улица

Не смог найти общего языка со сверстниками – общение.

Общение играет очень важную роль в формировании личности. Именно в нем личность и проявляется и формируется. Следует заметить, что неумение общаться, находить общий язык друг с другом, уединение, замкнутость является одной из причин безнадзорности.

  Была проведена анкета , которая показала, что в классе есть проблемы с общением.

  1. слайд На доске высвечены результаты анкеты.

Ребята , а что же такое общение?

Ответы учащихся:

Разговор людей,

  1. слайд Общение – это форма взаимосвязи, прием и передача информации.

    “ Общение – это  взаимодействие  двух  или  более  людей , состоящее  в  обмене  между  ними  информацией  различного  характера  “.

На сегодяшнем часе общения мы с вами составим ряд правил хорошего общения.

Ребята нужно ли учиться хорошем манерам общения?

Да.

Дети разыгрывают 2 сценки.

  1. Здорово Ленка!

Здорово Машка!

Как дела? где тусуешься?

Да так, дела стремные. А где тусуюсь на дискачах. Слышь у тебя шнурки в стакане?

А         меня как-то не колышет.

Ну ладно, а то меня предки ждут.

  1. Здравствуй Лена!

Здравствуй Маша!

Как твои дела?

Спасибо хорошо.

А твои?

оТоже неплохо.

Как поживают твои родители?

Все нормально.

До свиданья, Лена.

До свиданья, Маша.

Обсуждение

Чем отличаются эти ситуации?

За кем вам было приятнее наблюдать?

1.      В общении   главный   человек   --  это   тот ,  кто   перед   тобой.   Относитесь   к   нему   с вниманием   и   уважением.  В  речи  культурного  человека,  умеющего  общаться,  обязательно  должны  быть  слова  вежливости.  Вежливость  -  не отъемлемое  качество  общения.  Давайте  же  поигаем  в  «  Речевой  этикет  «.

( Ребятам  раздаются  карточки  с  заданиями , работают  в  парах ).

  • Назовите  слова  приветствия.

( Здравствуйте! Доброе  утро! Добрый  день!  Добрый  вечер!  Приветствую  вас! )

  • Выскажите  просьбу.

(  Вы  можете  мне  сказать..?  Не  могли бы  вы мне сказать..?  Скажите , пожалуйста..?  Разрешите  попросить  вас…  Будьте  добры ! )

                      *    Какими  словами  лучше  всего  начать  знакомство ?

( Разрешите  представить  вам… Разрешите  познакомить  вас..  Познакомьтесь…  Вы  знакомы..?   Как  тебя  зовут?   Позвольте  познакомиться. )

  • Как  принято  извиняться  в  культурном  обществе?

( Приношу  вам  свои  глубокие  извинения…   Позвольте  мне  извиниться…  Простите  за… )

  • Есть  ли  несколько  слов  утешения  и  ободрения  у  вас  в  запасе ?

(  Благодарю  вас… Спасибо.  Разрешите  поблагодарить  вас…  Заранее  благодарен.  Признателен  вам.  Примите  мою  благодарность. )

                      *   Как  попращаться , чтобы  людям   было  приятно  вновь  встретить  тебя ?

(  До  свидания!  Надеюсь  видеть  вас  ещё!  Доброго  пути!  До  завтра!  Всего  хорошего!  Всегда  рады  вас  видеть!  Приятно  было  познакомиться!)

                                    Вот  наш  первый закон  общения :

слайд. Не   забывайте   вежливо   здороваться ,  прощаться ,  извиняться .  

Посмотрим сценку из нашей школьной жизни попытаемся высказать свое мнение

   А  то  ведь  вот  как  часто  бывает: ( мини – сценка )

-Бык !  Постой  Бык !  Ну  погоди  ты .

-Ну  чего  тебе ,  Ходуля , надо?

-Пошли  скорее  в  раздевалку ,  Косой  там  шапку  потерял .  Ща  расхныкается.

-Ха ,  так  его  шапку  Кабан  забрал  и  за  батарею  спрятал .  Пусть  поищет.

Вот  так ,  войдёшь  в  школу , а  кажется ,  что  в  страшную  сказку  попал , где  живут  некрасивые  звери , и  разговаривают  они  мальчишечьими  и  девчоночьими  голосами .

               Вам понравилось общение 2 мальчиков

Нет

  Умение  высказывать  своё  расположение  к  собеседнику – вот  ещё  одно  важное  правило  общения.  Самый  простой  способ  -  запомнить  имя  собеседника.  При  знакомстве  с  новым  человеком , повторите  его  имя  несколько  раз , и  постарайтесь  в  беседе  обращаться  к  нему  по  имени . а как к старшим , взрослым  пожилым надо обращаться?

Ответы детей:  

  На вы и с уважением      

Вот  наш  второй  закон  общения :

. слайд  Обращайтесь  к  собеседнику ,  называя  его  по – имени .  К  пожилым  и  незнакомым  людям  всегда  обращайтесь  на “ Вы “.

.  Говорите  друг  другу  как  можно  больше  хороших  слов , и никогда  не  говорите  того , что  было  бы  неприятно  выслушать  вам  самим .  

В)  Сейчас  Оля прочитает  вам  строки  из  стихотворения  Расула  Гамзатова .  Послушайте  внимательно  и  скажите :  какой  ещё  один  очень  важный  закон  общения  можно  определить  этими  строками .

                       “Вот  человек , что  скажешь  ты  о  нём ?”

                        Ответил  друг, плечами пожимая  :

                      “Я с этим человеком  не  знаком ,

                       Что про него  хорошего я знаю ?”

                      “Вот человек , что скажешь ты о нём?”

                       Спросил я у товарища другого.

                      “Я с этим человеком не знаком ,

                      Что я могу о нём сказать плохого?”

                             Вот  наш  третий закон  общения :

слайд          Старайтесь  не  говорить  о  людях  дурно.

Общение -  это взаимодействие  людей,  а  люди  как  вы  уже  сказали,  очень  разные:  с одними  общаться  всегда  приятно,  с  другими  не  очень;  одни  легко  вступают  в  разговор,  а  другие - нет.

  Как  утверждают  психологи,  это  зависит  от  характера  человека.  Труднее  всего  общаться  с  человеком  у  которого  несдержанный  и  взрывной  характер, злой, не честный. А теперь давайте попробуем описать человека с теми качествами , которые помогают общению, а не усложняют его.

Упражнение «портрет хорошего друга»

Любой человек мечтает о том, чтобы иметь хорошего друга. Кому –то из вас наверняка уже повезло и такой друг есть. у кого то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было назвать  настоящим другом. А кто в силу застенчивости и замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг ни кому не помешает.

В течении 3 минут вы подумаете какими качествами должен обладать человек в общении.

А теперь давайте составим портрет хорошего друга.

Лера на доске будет записывать те качества которыми вы наделили друга

Например : умение выслушать собеседника до конца

Не грубить

Честность

Доброта

Отзывчивость

Ребята мы составили портрет друга с хорошими качествами в общении.

Следующее правило хорошего общения

Слайд Хорошие качества в людях – главное при общении.

В общении люди могут и отдыхать. Встаньте круг давайте поиграем . дети по очереди бросают друг другу мяч при этом желают что хорошее.

Например будь вежливым

Здоровым

Добрым

Хорошо окончить 6 класс

Умным

Красивым, честным.

Поиграли отдохнули и при этом услышали много полезного и приятного.

 Посмотрите , как  много  важных и очень  полезных « законов»  общения  открыли  мы  сегодня , рассматривая  обычные  жизненные  ситуации . Но  учиться  можно  не  только  в  жизни ,  много  полезных  советов  вы  найдёте , читая  книги .  Послушайте  стихотворение : « Пожалуйста , потише !» И  скажите : где  нельзя  говорить  громко и почему?

                               В какое бы общественное  место

                        Судьба сегодня вас ни привела ,

                              Учтите , никому  не  интересно

                              Всё знать про ваши личные дела.

                              Про то, что к вам приехал дядя ,

                              Что кошка утащила пять котлет ,

                              Что вы немножко пошалили в школе,

                               А маму вызывает педсовет.

                               Пожалуйста , потише !

                               Пожалуйста,   потише!

                               Совсем не обязательно кричать,

                              Ведь  вас  и  так  услышат –

                              Попробуйте  всё  тихо  расскать

                              О  том , что  вы  вчера  ходили  в  гости ,

                              Что  папа  подарил   велосипед ,

                              У   дедушки  к  дождю  разнылись  кости,

                              А  между  прочим  дождика  всё  нет.

                              Пожалуйста ,потише !

      слайд.  Не  разговаривай  громко ,  не  кричи  на  улице  и  общественных  местах.                   

Ребята к нам в гости заглянули герои из мультфильмов, давайте посмотрим фрагменты мультфильмов.

Обсуждение

Знакомы вам эти герои

Все ли они обладают правилами хорошего общения

А мы с вами умеем общаться??

Хотите узнать

Да

Я  предлагаю  вам  небольшой  тест,  который  поможет  определить:  умеете вы общаться или

ТЕСТ

  1. В  классе  начался  спор  на  повышенных  тонах.  Ваша  реакция :

          1)  Не  принимаю  участия

         2)  Лишь  кратко  высказываюсь  в  защиту  той  точки  зрения,  которую      считаю  правильной

        3)  Активно  вмешиваюсь  и  « вызываю  огонь  на  себя».

  1. Часто  ли  вы  спорите  с  друзьями ?

          1)  Только  в  шутку  и  то,  если  это  люди  не  обидчивые

          2)  Лишь  по  некоторым  вопросам

          3)  Споры – это  моя  стихия

  1. Вы  стоите  в  очереди.  Как  вы  реагируете  если  кто – то  лезет  вперёд?

          1)  Возмущаюсь  в  душе,  но  молчу

          2)  Делаю  замечание – надо  же  научить  грубияна  хорошему  тону

          3)  Прохожу  вперёд  и  начинаю  наблюдать  за  порядком

  1. Дома  на  обед  подали  недосоленный  суп.

          1)  Не  буду  поднимать  бучу  из-за  пустяка

          2)  Молча  возьму  солонку

          3)  Не  удержусь  от  едких  замечаний,  может  быть,  даже  откажусь  то  еды

  1. Кто-то  в  семье  купил  вещь,  которая  вам  не  нравится.   Ваша  реакция.

           1)  Промолчу

           2)  Ограничусь  коротким , но тактичным  замечанием

           3)   Выскажу  всё , что  я  об  этом  думаю.

Оценки:   1—4балла

                 2—2балла

                 3—0баллов

Давайте  подведём  итог:

12-20б. Вы  тактичны  и  миролюбивы, уходите  от  споро и конфликтов, избегаете  критических  ситуаций. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и,  если обстоятельства  потребуют  высказывайтесь  принципиально.

8-11б.   Вы  слывёте  человеком  конфликтным,  но  это  преувеличение.  Вы  конфликтуете,  если  только  нет  друго  выхода.  Вы  способны  отстаивать  своё  мнение.  Вы  не  выходите  за  рамки,  не  унижаетесь  до  оскорблений. Всё это  вызывает  к  Вам  уважение .

Меньше 8б.   Споры  и  конфликты -  ваша  стихия.  Ведь  вы любите  критиковать  других,  а  если  услышите  замечание  в  свой  адрес – можете  съесть  человека.  Очень  трудно  приходится  тем,  кто  рядом  с  вами.  Ваша  несдержанность  отталкивает  людей.  Постарайтесь  обуздать  свой  характер.  

                       

Вот мы провели с вами тест и теперь вы знаете умеете вы общаться или нет и знаете правила хорошего общения.  и пожалуйста давайте будем соблюдать эти правила в жизни

Подарки гостям чтобы у них было хорошее настроение в общении с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Общение"

Урок по теме "Общение" предназначен для обучающихся 8 классов. Учебник: А.И.Кравченко...

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств", 9 класс, "Искусство"

Разработка урока по теме "Храмовый синтез искусств" (презентация+конспект(2 части)+тест), 9 класс, "Искусство"...

Открытый урок по теме "Общение"

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.Задачи:•           Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся...

Иигра к уроку на тему: "Общение"

Игра к уроку на тему: "Общение"  для 7-х классов...

План- конспект урока по теме: "Общение"

План- конспект урока по теме "Общение"...

Классный час для школьников средних классов на тему: «Общение - это искусство»

Классный час для школьников средних классов на тему: «Общение - это искусство»...