Конспект по разделу ,, ЭКОНОМИКА “
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект по разделу ,, ЭКОНОМИКА “
Экономика :
1) -наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.
2) -система хозяйствования, включающая отрасли материального производства( промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы ( образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.
Экономика – сфера жизни общества, направленная на создание материальных благ и удовлетворение материальных потребностей человека.
Экономика- область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов.
Уровни экономики:
- микроэкономика- деятельность отдельных действующих субъектов
( предприятие)
- макроэкономика- экономическая деятельность в пределах страны
- супермакроэкономика- мировая экономика.
Макроэкономика – это наука, изучающая такие крупномасштабные экономические явления, как :
1) экономический рост
2) инфляция
3) безработица
4) конкуренция
5) налоги
6) ВВП
7) международная торговля. и др.
Микроэкономика – это наука, изучающая деятельность экономических единиц, таких, как:
1) семейные хозяйства
2) фирмы
3) государственные предприятия и учреждения и др.
Компоненты экономики:
1. Производство
2. Распределение
3. Обмен
4. Потребление
Производство- процесс создания экономических благ.
Обмен- действие, в ходе которого мы отдаем или получаем вещь. ( бартер, централизованный( через рынок))
Распределение- выделение из общей массы созданного продукта определенной доли.
Потребление — процесс использования произведенных продуктов.
Производство включает в себя рабочую силу ( люди) и средства производства ( орудия труда и предмет труда).
Производство требует ответа на вопросы:
1. Что производить?
2. Как?
3. Для кого?
Исходная часть производства- предприятие.
Предприятие- самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке.
Отрасль- группа предприятий, производящих одинаковую продукцию, имеющих схожую технологию или одинаковое сырьё.
Виды отраслей:
добывающие обрабатывающие
- производство средств производства - производство предметов потребления
- группа А - группа В
- тяжелая промышленность - легкая промышленность
Издержки- затраты на изготовление продукции.
Виды затрат:
явные альтернативные
1. ( бухгалтерские) - ( экономические) -
стоимость ресурсов, которые стоимость продуктов, от которых
фирма приобрела у следует отказаться или
внешних поставщиков,
пожертвовать, чтобы получить
2. оплата факторов производства какое-либо количество продукта
( сырье, энергия, зарплата,
отчисления на соц.нужды,
амортизация)
прямые косвенные
стоимость товара или к предприятию в целом
услуги ( аренда, управленч.расходы)
внутренние внешние
связаны с использованием затраты на приобретение ресурсов,
собственной продукции которые в собственности тех, кт
не относится к владельцам фирмы
постоянные переменные
не зависят от объема зависят от объема производства
производства ( сырье, зарплата рабочих)
( аренда, амортизация)
Ресурсы- имеющиеся у общества возможности для производства благ и удовлетворения потребностей.
Факторы производства - ресурсы вовлеченные в производство.
Виды факторов производства:
1. труд( зарплата)
2. земля ( рента) Рента- плата за использование земли
3. капитал ( процентные платежи). К капиталу относятся станки, оборудование, здания. Основной капитал – здания, станки, оборудование. Оборотный капитал – сырьё, материалы, энергетические ресурсы.
4. Предпринимательские способности ( прибыль).
5. информация
Экономическая система – способ согласования деятельности производителей в условиях разделения
труда.
Основные типы экономических систем
Линии сравнения | Традиционная | Централизованная ( командная) | Рыночная |
1. Что производить | Продукты сельского хозяйства, охоты. рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно. | Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности ,, плановиками” | Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено. |
2. Как производить | Производят так и тем, как и чем производили предки | Определяется планом | Определяют сами производители |
3. Для кого производить ( кто получает товары и услуги? ) | Большинство людей живут на грани выживания. Добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям. | ,, Плановики “ , направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг. | Потребители получают столько, сколько хотят, производители – прибыль. |
4. Определение | Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства. | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц. |
Товар и деньги
Товар – продукт, который удовлетворяет какие-либо потребности человека и производится не для собственного потребления, а для обмена или продажи.
Свойства товара:
1. Полезность товара – способность удовлетворять какую-либо потребность
2. Способность к обмену. Формула обмена Т-Д-Т.
Деньги – особый товар, который выполняет на рынке роль всеобщего эквивалента ( измерителя стоимости всех товаров).
Деньги – товар, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.
Первоначально роль денег выполняли значимые товары, золото и серебро в слитках, монеты, бумажные деньги.
Свойства денег:
1. Портативность( легко умещаются в кармане)
2. Однородность ( 10 рублей железными = 10 рублей бумажными)
3. Стабильность
4. Узнаваемость
Функции денег
Наименование функции | Её сущьность |
1. Мера стоимости | Выражает способность денег измерить стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в денежной форме, называется ценой |
2. Средства обращения ( обмена) | Деньги могут обмениваться на любой другой товар, играют роль посредника в обмене товаров и услуг. |
3.Средства накопления ( сбережения) | Изъятые из обращения реальные деньги превращаются в различные ценности: золото, ценные бумаги, недвижимость, валюту. |
4. Средства платежа | Деньги принимаются для выплат без прямого обмена на товары : уплата налогов, внесение арендной платы и т.д. |
5. Мировые деньги | Деньги используются для расчётов на мировом рынке. |
Конвертируемость – возможность использовать валюту в международных платежах, свободно поменять
её на другую валюту.
Инфляция – снижение покупательной способности денег в виду их чрезвычайного переполнения.
Виды инфляции:
1. Умеренная или ползущая – рост цен не больше 20% в год
2. Галопирующая – до 200%
3. Гиперинфляция – до 1000%
4. Сбалансированная – цены на все товары и услуги растут приблизительно одинаково
5. Непредвиденная – от неё выигрывают заёмщики, правительство, хранящие сбережения в виде недвижимости или драгоценностей
Инфляция спроса – когда доходы населения растут быстрее, чем реальный объём товаров и услуг
Инфляция издержек.
Склонна к самопогашению. Структурная. Сочетает элементы инфляции спроса и предложения. Деньги уплывают в финансовые спекуляции, в реальном секторе – задержки зарплаты.
Деноминация – изменение номинальной стоимости денежных знаков с обменом по определённому
соотношению на новую денежную единицу.
Дефляционная политика – активная борьба с инфляцией.
Дезинфляция – замедление темпов инфляции.
Инфляционная спираль – взаимодействие повышения цены и зарплаты, при котором повышение цен обуславливает необходимость повышения зарплаты, а её повышение ведёт к росту цен.
Стагнация – нулевые темпы развития экономики.
Стагфляция – одновременный упадок производства и рост цен.
Девальвация – уменьшение золотого содержания денежной единицы
Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа.
Ценные бумаги |
Долевые | Долговые |
1. Акции | Облига-ции | Серти- фикаты | Векселя | Заклад- ные | Государст- венные каз- начейские обязательс- тва (ГКО) | Коноса- мент | ||
Обыкно-венные
| Привиле-гированные | |||||||
2. Инвестиционный пай |
I. Привилегированные и обычные акции.
Акция – самый распространенный тип ценных бумаг, который законодательно подтверждает право на долю в капитале акционерного общества (сокр. – АО) и дает возможность получить часть прибыли в виде дивидендов, части имущества при ликвидации АО, а также право на участие в управлении деятельностью АО (за редкими исключениями).
Простые (обыкновенные) акции – данный тип дает право голоса (1 акция = 1 голос) на собраниях акционеров, право на дивиденды и право на долю при ликвидации компании. Все упомянутые права, однако, обладают рядом ограничений.
Привилегированные акции – дают гарантированное право на дивиденды, независимо от полученной компанией прибыли или потери. Это основное преимущество акционеров, обладателей привилегированных ценных бумаг, но оно уравновешенно отсутствием права голоса на собрании акционеров. Данный тип акций также дает право своему обладателю на долю при ликвидации компании.
Основные различия привилегированных и обычных(простых) акций
Линии сравнения | Обычные акции | Привилегированных акции |
1. Регулярный дивиденд | Не гарантирован | гарантирован |
2. Размер дивиденда | Зависит от размеров прибыли | фиксирован |
3. Право голоса | Имеют | Не имеют |
4. Право на долю при ликвидации компании | Выплачивается в последнюю очередь, после окончательных выплат всем кредиторам компании и обладателям привилегированных акций | Первоочередность при распределении долей при закрытии акционерного общества. |
Привилегированные акции: можно поменять на обычные, их может отозвать АО.
Номинал (номинальная стоимость) ценной бумаги – величина реально вложенного капитала.
Курс – рыночная цена ценной бумаги.
Формирование цен на фондовом рынке
---------------------------------------------------- Спрос > Предложение
Номинал ___________________________________ Спрос = предложение
----------------------------------------------------- Спрос < Предложение
Преимущества обыкновенных (простых) акций:
1. Право голоса на собрании акционеров и участие, таким образом, в управлении компанией. При наличии контрольного или блокирующего пакета дает существенные преимущества перед прочими акционерами.
2. Получение дивидендов. Одним из основных доходов по такого рода бумагам считаются дивиденды, выплачиваемые, как правило, ежегодно, в размере, пропорциональном паевой доле и полученной компанией прибыли.
3. Право на долю при расформировании акционерного общества. Стоимость доли, зачастую, выражается в номинальной стоимости, которая и берется в расчет при распределении долей, в случае окончательной ликвидации компании.
Недостатки простых акций:
1. Номинальное участие в управлении, в случае миноритарного (незначительного) пакета.
2. Выплата дивидендов происходит исключительно в случае получения компанией сколько-нибудь значительной прибыли и соответствующего решения о выплате, принятом в рамках высшего органа управления АО, на общем собрании акционеров.
доля при ликвидации выплачивается в последнюю очередь, после окончательных выплат всем кредиторам компании и обладателям привилегированных акций. В более чем 200-летней истории акционерных обществ известны случаи, когда, после расчетов с кредиторами, средств на расчеты с акционерами уже не оставалось.
Преимущества привилегированных акций:
1. Гарантированное получение дивидендов. Независимо от получения компанией прибыли и решения, принятого простыми акционерами, привилегированные акции гарантируют, зачастую, фиксированную сумму дивидендов, выплаченную из прочих, нежели бухгалтерская прибыль, источников.
2. Первоочередность при распределении долей при закрытии акционерного общества. «Привилегированные» акционеры получают право на долю до окончательных расчетов с «простыми» акционерами.
Недостатки привилегированных акций :
1. Обладатели привилегированных прав на получение дивидендов взамен лишены права голоса и, таким образом, обделены возможностью участия в процессе управления АО и принятия важных для общества решений.
2. Фиксированный размер дивидендов. Часто размер дивидендов указывается при выпуске бумаг данного типа и не зависит от размера прибыли компании, что, при увеличении прибыльности бизнеса, влечет за собой пропорциональное уменьшение доходности данных ценных бумаг.
Акции могут расщепляться и консолидироваться. При расщеплении одна акция превращается в несколько. Уровень годового дивиденда рассчитывается по формуле: У = Д / Р х 100 %, где Д- годовой дивиденд; Р – цена приобретения акции.
"Золотая акция" - особая разновидность акции, предоставляющая ее владельцу - государству особые права по сравнению со всеми другими акционерами с целью государственного контроля за приватизируемым предприятием. Такая акция дает на определенный период времени государственному органу решающий голос на собрании акционеров, что необходимо для сохранения влияния государства на некоторые акционируемые предприятия.
Инвестиционный пай - именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
II. Долговые ценные бумаги
1. Облигация – долговое обязательство с фиксированным доходом и подтверждением погашения (выкупа) в определённый срок.
В сравнении с акцией облигации – более надёжное вложение капитала, но менее доходное.
Эмиссия облигаций подлежит обязательной регистрации со стороны государства, а векселей — нет;
Виды облигаций
Корпоративные | Государственные |
1. Более высокий номинал 2.Надёжность разная (зависит от платёжеспособности заёмщика) 3. Чем ниже надёжность, тем выше доходность и наоборот. | 1. Обычно имеют низкий номинал 2. Высоконадёжны, т.к. гарантированы государством 3. Не всегда высокодоходны. |
2. Сертификат – письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.
3. Вексель — письменное денежное обязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте.
( первоначально – долговая расписка).
Вексель бывает простой и переводной.
Основа простого векселя. Простой вексель появляется обычно в результате товарной сделки, когда покупатель товара не имеет в момент поставки необходимых денежных средств и вместо денег выписывает данный вексель, по которому он обязуется заплатить продавцу требуемую им сумму денег через какой-то промежуток времени в будущем. По прошествии этого времени векселедержатель предъявляет вексель покупателю (т. е. должнику по данному векселю), который платит указанную сумму денег и в обмен получает вексель («гасит» его). Простой вексель обычно выписывает должник на имя своего кредитора и передает его последнему.
Основа переводного векселя. Переводной вексель связан с «переводом» долга с одного лица на другое. Обычно тот, кто выписывает переводной вексель (векселедатель), является одновременно кредитором одного лица и должником другого лица. В переводном векселе векселедатель требует, чтобы тот, кто ему должен, заплатил бы не ему самому непосредственно, а напрямую его кредитору.
Переводной вексель имеет итальянское название «тратта» (что в переводе и означает «передача»), а векселедатель называется трассантом, должник по векселю — трассатом, векселедержатель (получатель по векселю) — ремитентом.
4. Чек - ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. Чек представляет собой разновидность переводного векселя, который выписывается только банком.
Чек – ц.б., письменное распоряжение владельца счёта банку выдать другому лицу или перевести на счёт другого лица определённую сумму денег, указанную в чеке.
5. Закладная - ц.б., документ о залоге должником недвижимого имущества, дающий кредитору право продать заложенное имущество при невыплате долга в срок
Как и другие ценные бумаги, закладная может передаваться в залог, быть объектом купли-продажи, дарения, переходить по наследству и т.д.
6. Государственные казначейские обязательства (ГКО) или официально государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации ,
— государственные ценные бумаги, эмитентом которых выступало Министерство финансов Российской Федерации. ГКО выпускались в виде именных дисконтных облигаций в бездокументарной форме (в виде записей на счетах учёта). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО выступал Центральный банк Российской Федерации. В РФ выпускались с 1993 по 1998 года.
7. Ваучер – государственная ц.б., дающая право на долю в государственной собственности
Приватизационный чек завершил свое существование к 1996 г.
8. Коносамент - ценная бумага, представляющая собой документ стандартной формы, принятой в международной практике, на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение.
В Гражданском кодексе РФ перечисляются конкретные виды документов, которые относятся к ценным бумагам:
а) в статье 143:
государственная облигация: облигация; вексель; чек; депозитный сертификат;
сберегательный сертификат; банковская сберегательная книжка на предъявителя;
коносамент; акция; приватизационные ценные бумаги;
Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Кроме того он обладает своеобразными функциями. Участниками рынка могут быть: государство, эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, депозитарии, расчетно-клиринговые организации и инвестиционные фонды.
Эмитент (англ. issuer) — организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности. Эмитентом может быть юридическое лицо, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Инвесторы - по российскому законодательству: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица.
Фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие взаимоотношения между.
Депозитарии - физическое или юридическое лицо, которому переданы на хранение депозиты;
эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.
Депозитарный банк — банк, осуществляющий хранение ценных бумаг и иных финансовых активов
клиентов, а также управление этими ценными бумагами.
Клиринг — разновидность профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Инвестиционный фонд — учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции. Суть его в аккумулировании сбережений частных и юридических лиц для совместного (в том числе и портфельного) инвестирования через покупку ценных бумаг.
Паевый инвистиционный фонд (ПИФ)- это объединённые средства инвесторов, переданные в доверительные управления управляющей компании. Акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом, а ПИФ – нет.
Фондовая биржа – биржа, на которой продаются ценные бумаги и валюта.
Биржа – регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются
сделки купли-продажи.
Бык – спекулянт, играющий на бирже на повышение цен на товары.
Медведь – спекулянт, играющий на понижение цен.
Брокер ( маклер) – отдельное лицо или фирма, специализирующиеся на посреднических биржевых операциях, за которые получают вознаграждение в форме определённого процента с суммы сделки.
Дилер – отдельное лицо или фирма, занимающиеся куплей-продажей ц.б., их прибыль формируется благодаря разнице курсов ( цен) продавца и покупателя, а также за счёт изменения цен во времени.
Банковская система
Банковская система РФ – совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.
Банковская система РФ
Центральный банк |
Коммерческие банки | Кредитно-финансовые организации |
Задачи ЦБ :
- обеспечить устойчивость национальной денежной единицы
-содействие развитию экономики
-проведение денежно – кредитной ( монетарной) политики.
Функции Центробанка :
1. Имеет монопольное право на эмиссию (выпуск) в обращение денег и ценных бумаг.
2. Осуществляет обмен валют
3. Предоставляет кредиты другим банкам
4. Контролирует, регулирует деятельность коммерческих банков и хранит их временно свободные резервные средства.
5. Изменение учётной ставки .
6. Руководит всей кредитно-валютной системой страны.
Коммерческие банки – это универсальные банки, занимающиеся непосредственным кредитованием промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли.
Кредитно-финансовые организации – выбирают для себя особые сферы деятельности.
( пенсионные фонды, страховые инвистиционные компании, специализированные банки)
Сфера деятельности специализированных банков
Сфера деятельности | Банки |
Финансирование и кредитование капиталовложений | Инвестиционные |
Предоставление кредитов под залог недвижимости – земельных участков, домов, сооружений. | Ипотечные |
Кредитование внешней торговли | Экспортно-импортные |
Сосредоточение сбережений населения и передача их в распоряжение предпринимателей. | Сберегательные |
Регулирование денежной массы в обращении осуществляется через денежную политику.
Денежная политика – это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики.
Методы денежной политики
Наименование метода | Его сущьность |
Операции на открытом рынке | Центральный банк продаёт государственные ценные бумаги (облигации и др.) на открытом рынке, выплачивая по ним высокий процент. Он привлекает средства инвесторов ( лиц, осуществляющих вложения капитала в производство или торговлю) для покрытия бюджетного дефицита. В результате количество денег в экономике сокращается. они сосредоточиваются у государства. |
Политика учётной ставки | Позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента – это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т.е. учётную ставку.( например, 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного( например, 100 %). Если Центральный банк повысит учётную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если Центральный банк понизит учётную ставку процента, то коммерческие банки понизят ставку процента своим клиентам. Таким образом Центральный банк воздействует на экономику, чтобы стимулировать или охладить деловую активность. |
Изменение норм обязательных резервов | В соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва определяет Центральный банк. Чем более высокую норму резервирования устанавливает Центральный банк, тем больше денег должны хранить коммерческие банки в качестве резервов, что ограничивает их возможности по выдаче кредитов своим клиентам. Результатом такой политики резервов является снижение количества денег в экономике. Когда снижается норма резервирования, у коммерческих банков появляются дополнительные средства для выдачи кредитов своим клиентам, и общая денежная масса растёт, способствуя повышению деловой активности. |
Учетная ставка — это процент по ссудам, которые предоставляет центральный банк коммерческим
банкам.
Банковские резервы – средства, коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии с нормами обязательных резервов.
В России Ценробанк устанавливает обязательные резервы банков в виде процентной доли от суммы привлечённых средств. Резервы банков в достаточной степени гарантируют возврат вкладов населению.
2) Кредитные организации (должны получить лицензию на деятельность от ЦБ)
а) коммерческие банки
б) небанковские кредитные организации (клиринговые центры, валютные биржи)
- привлечение денежных средств
- ведение банковских счетов
- инкассация векселей и платёжных документов
- купля-продажа валюты
- консультационные услуги
- выдача кредитов
- лизинговые операции
Ипотека – разновидность имущественного залога, кредит на приобретение недвижимости.
Лизинг – аренда средств производства, транспортных средств на условиях возвратности, платности и срочности с возможностью последующей продажи арендатору.
Функции коммерческих банков:
Пассивные Активные
- депозиты - денежные вклады от клиентов - выдача кредитов
- собственный капитал - купля-продажа ценных бумаг
- кредиты, взятые у других банков - ссуды под залог товаров или
- облигации, сертификаты недвижемости.
Политика дорогих денег – повышение учётной ставки ЦБ и увеличение норм обязательных резервов.
« + »
Стимулирование нефинансового сектора
Селекция предприятий по эффективности
« - »
Сокращение кредитования
Рост инфляционных издержек
Снижение устойчивости банковской системы
Политика дешёвых денег – снижение учётной ставки ЦБ, уменьшение норм обязательных резервов.
« + »
Увеличение общего предложения денег в экономике
Минимизация спада производства
Поддержка уровня занятости
« - »
Угроза девальвации рубля. Девальвация – официальное снижение золотого содержания.
Рост инфляции
Сокращение государственных ресурсов.
Кредитная рестрикция – ограничение кредита и эмиссии.
Кредитная экспансия – стимулирование кредита и эмиссии.
Собственность – отношения между людьми по поводу принадлежности материальных благ.
Право собственности – право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в
пределах установленных законом.( в юридическом смысле)
- отношение к принадлежащей ему вещи как к своей ( экономич.
содержание)
Юридические признаки права собственности:
Владение – возможность удерживать вещь у себя, право иметь что-то. Например, продавец в магазине
владеет какой-либо вещью, но пользоваться ею не в праве.
Пользование – извлечение из вещи полезных свойств. Например, аренда квартиры, человек пользуется
арендованной квартирой, но продать её не имеет права.
Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи – выбросить, продать, подарить.
Например, владелец квартиры, машины.
Траст – право собственника передать право управления своим имуществом другому лицу, без права
вмешательства в его действия.
Формы собственности:
1. Общая собственность – возникла при первобытно-общинном строе.( первобытно-общинная, семейная, государственная, коллективная.)
2. Частная собственность – это такая форма собственности, при которой правом владения, пользования и распоряжения обладает отдельный индивид.( собственность граждан и юридических лиц)
3. Смешанная собственность – это форма собственности, сочетающая черты частной и общей собственности.( акционерные компании, кооперативные предприятия, совместные предприятия.)
Частная, государственная и муниципальная собственность и другие формы собственности равноправны.
Способы прекращения и приобретения права собственности | |
Национализация – передача различных форм собственности государству | Приватизация – передача государственной собственности в частные руки. |
Формы собственности :
1) Корпоративная (акционерная). Ограниченная собственность, свободный выход и вход, возможность передать вещи наследникам, контрольный пакет акций даёт право на участие в управлении.
2) Индивидуальная. Полная имущественная ответственность, гибкость, мало возможностей для расширения.
3) Государственная. Стратегические отрасли, убыточные предприятия, предприятия, дающие доход.
4) Муниципальная.
5) Кооперативная. При крахе равная ответственность, простота организации.
Совместная. Смешанные предприятия.
Виды изменения прав собственности:
Национализация – передача различных форм собственности государству
Социализация – передача частной собственности в собственность коллективов
Приватизация – передача государственной собственности в частные руки.
Пучок собственности – право владения, пользования, распоряжения, управления, на доход, на продажу, изменение, уничтожение, безопасность, завещание и наследование, бессрочное обладание, взыскание, возврат полномочий собственности..
Спрос. Предложение. Равновесная цена
Рынок – механизм, который служит для сведения вместе покупателей и продавцов и обеспечения обменной операции.
Признаки рынка:
1. Нерегулируемый спрос
2. Нерегулируемое предложение
3. Нерегулируемая цена
Основной закон рынка – закон спроса и предложения.
Спрос – это желание людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Закон спроса – повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, и наоборот ( обратная взаимосвязь)
.
Кривая спроса: Р - цена, Q- величина спроса.
Факторы спроса:
1. Ценовые
2. Неценовые
- вкусы потребителей
-число потребителей на рынке
-доходы потребителей
-потребительские ожидания изменения цен и доходов
-цены на взаимосвязанные товары ( автомобиль-бензин)
-цены на взаимозаменяемые товары ( кофе-чай)
-культурные традиции, обычаи.
Взаимосвязанные товары – товары, которые не могут существовать друг без друга
Взаимозаменяемые товары – группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.
Предложение – это желание или намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определённому уровне рыночной цены на этот товар или услугу
Закон предложения – повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения, и наоборот (прямая взаимосвязь).
Кривая предложения:
Факторы предложения.
1. Ценовые
2. Неценовые
- цены на ресурсы
-технология производства
-налоги
-дотации
-цены на другие товары
-ожидания изменения цен
-число продавцов на рынке
Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.
Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса при изменении цены на 1%.
На эластичность спроса может влиять:
-наличие товара-заменителя
-удельный вес товара в потребительском бюджете
-степень насыщенности потребности
-доступность товара.
Ажиотажный спрос – особая модель потребительского поведения : слухи о росте цен- массовая скупка товаров – дефицит – рост цен
Функции рынка:
1. Информационная ( сообщает о новой продукции)
2. Регулирующая ( распределение ресурсов по отраслям)
3. Стимулирующая ( повышение качества, сокращение издержек)
4. Санирующая ( конкуренция)
5. Посредническая ( соединение производителей и потребителей
Равнове́сная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это: цена, при которой спрос и предложение равны...
На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Типы рынков:
1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений
-Рынок товаров потребления и средств производства
-Рынок рабочей силы ( биржа труда)
-Рынок капиталов ( фондовая биржа)
-Рынок информации
2) По географическому положению
-Местный
-Национальный
-Мировой
3) По характеру продаж
-Оптовый
-Розничный
4) По характеру функционирования
- Стихийный
- Регулируемый
- Теневой или нелегальный
5) По доминированию рыночных отношений
- Рынок продавцов
- Рынок покупателей
Монопсония – ситуация на рынке, когда много продавцов и мало покупателей.
6) По степени ограничения конкуренции ( Типы рыночной конкуренции)
- Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.
- Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.
Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями. Господство нескольких брендовых фирм, которые диктуют остальным цены.
- Монополия – на рынке представлен один производитель. Один производитель, нет близких заменителей товара.
- Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Конкуренция (от позднелат. – сталкиваться) – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.
Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
Обычно выделяют четыре типа рынка:
1. совершенная (чистая) конкуренция, ( идеал, который практически не существует)
2. монополистическая конкуренция,
3. олигополия,
4. чистая монополия .
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
Характерные черты основных моделей рынка
Характерные черты | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Однородный | Разнородный | Разнородный или однородный | Уникальный |
Контроль за ценами | Отсутствует | Присутствует, но в довольно узких рамках | Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре | Значительный |
Условия вступления в рынок | Отсутствие препятствий | Сравнительно легкие препятствия | Существенные препятствия | Вступление блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. | Очень типична | Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями |
Пример | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей, сельхоз-инвентаря, бытовых приборов | Местные предприятия общественного пользования |
Плюсы рыночной экономики:
- быстрый отклик на потребности в новых товарах и услугах
-уравнивание спроса и предложения
-наиболее эффективна
Минусы рыночной экономики:
-кризисы
-безработица
-инфляция
-слабо обеспечивает поддержку некоммерческих отраслей
-медленно реагирует на потребности в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые требуют больших капиталовложений и не дают быстрой выгоды.
Экономический цикл.
Рыночная экономика развивается циклически.
Экономический цикл – попеременное чередование подъёмов и спадов в циклическом развитии.
На самом графике можно выделить несколько основных элементов:
• отрезок АВ, отражающий снижение деловой активности в экономике. Этот отрезок получил название кризиса (рецессии, спада).
• отрезок ВС, когда деловая активность достигает своей низшей точки (низкий объем производства, высокий уровень безработицы, низкий уровень дохода, стабильный уровень цен) и на протяжении некоторого времени не меняется. Подобная ситуация в экономике получила название депрессии (стагнация), т.е. застой в производстве.
• отрезок СЕ — уровень экономической активности повышается. Этот отрезок можно разбить на два участка — CD (фаза оживления (экспансия)) и DE (фаза подъема).
• точка Е, в которой экономическая активность достигла наивысшей отметки.Достигнув этой точки, экономика вновь начинает сползать в кризис
•Тренд — долговременная тенденция в экономике, отражающая динамику деловой активности в обществе в течение длительного периода.
Причины циклического развития:
- численность населения
-изобретения и инновации
-войны и другие политические события
-потребление
-инвестирование
-действия правительства
Фазы экономического цикла:
1. Кризис 2. Депрессия 3. Оживление 4. Подъём
Экономический рост – постоянный сдвиг вне кривой производственных возможностей, который осуществляется благодаря приросту ресурсов и повышению технологического уровня.
Экономический рост зависит:
-от численности населения
-доли рабочего класса в численности населения
-производительности труда
-инвестиций
-специализации труда
-налогов
-благоприятной политической и культурной среды.
Достижение экономического роста возможно двумя путями: экстенсивного и интенсивного роста.
Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счёт расширения масштабов использования ресурсов.
Интенсивный рост – увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.
а) научно – технический прогресс (НТП)
б) повышение квалификации работников
в) рациональное распределение ресурсов.
г) экономия на масштабе ( крупное предприятие работает более эффективно, чем несколько мелких).
Типы экономического роста:
1. Экстенсивный ( количественные изменения)
2. Интенсивный ( качественные изменения)
Экономический рост определяется валовым национальным продуктом.
ВНП ( валовой национальный продукт)– определяется как стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг) , созданных производителями данной страны в течении года, как внутри страны, так и за рубежом.
В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.
При подсчёте ВНП не учитывается: купля-продажа ценных бумаг, приобретение товаров на вторичных рынках, операции теневой экономики, стоимость услуг, оказываемых в рамках собственного домохозяйства.
Чистый национальный продукт = ВНП – амортизация.
ВВП (Валовый внутренний продукт) – определяется как стоимость всех конечных продуктов( товаров и услуг) , произведённых в течение года на территории страны , независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Различают номинальный и реальный ВНП.
2. Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.
Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.
Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.
Измерителем инфляционных процессов в стране является дефлятор ВВП.
Дефлятор ВВП (D) или индекс Пааше показывает изменение цены единого продукта в отчетном году по отношению к базисному:
D ( дефлятор ВВП) = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП.
индекс цен
Реальный ВВП = Номинальный ВВП/ D.
Методы подсчёта ВВП:
1. По расходам: суммирование всех произведённых расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт ( разница между экспортом и импортом страны)
2. По доходам: косвенные налоги, заработная плата ( кроме зарплат госслужащих), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи.
3. По добавочной стоимости: по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта, зарплата и прибыль, суммирование стоимостей по всем отраслям и видам производства.
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации.
Стоимость продукта = материалы + энергозатраты + труд + амортизация + рента + проценты + прибыль + косвенные налоги
Добавленная стоимость = труд (с начислениями налогов и обязательных платежей) + амортизация + рента + проценты + прибыль
Национальный доход – вновь созданная стоимость за определённый период. НД= ЧНП – косвенные налоги. НД = зарплата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.
Чистый национальный продукт (ЧНП).
ЧНП = ВНП – амортизационные отчисления (стоимость износа основного капитала)
С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.
Национальный доход (НД).
НД = ЧНП – Косвенные налоги + Субвенции.
К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.
Субвенции денежная помощь со стороны государства местным бюджетам на строго определенные цели.
Национальный доход (НД) – это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.
Это – чистый «заработный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.
Личный доход (ЛД).
ЛД = НД – прибыль корпораций – взносы на социальное страхование – чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %
Причины циклического развития экономики:
1. внешние причины - мировые открытия ( изобретения и инновации) , войны, соглашения о торговле
2. внутренние причины - деятельность правительства, изменение объёмов
инвестиций и потребления
Для смягчения циклических колебаний государство использует: фискальную или бюджетно-налоговую политику ( налоги, доходы и расходы гос. бюджета)
Монетарная или денежно-кредитная политика
А) политика дорогих денег
Б) политика дешёвых денег
Рычаги государственного вмешательства в экономику:
Налоги – обязательные платежи государству, которые в установленном законом порядке выплачивают физические и юридические лица.
Функции налогов:
А) фискальная – источник поступления денег в казну
Б) регулирующая ( чем больше налог в какой – либо сфере, тем меньше желающих ей заниматься)
В) социальная ( уменьшают неравенство)
Г) конкретно-учётная (учёт доходов)
Виды налогов
1. по характеру налогового изъятия:
Прямой Косвенный
(Платят собственники дохода и имущества ) ( платят покупатели)
-Подоходный -Акциз
-На имущество (товары, имеющие
- На прибыль высокий устойчивый
спрос)
-Таможенная пошлина
- НДС
2. по целевому назначению:
- Общие
- Специальный
3. по соотношению между ставкой налога и доходом:
- пропорциональный ,
- прогрессивный ,
- регрессивный
а) Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода.
б) Регрессивные налоги -это налоги у которых налоговая ставка обратно пропорционально зависит от уровня дохода плательщика.
При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.
в) Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.
Ставка налога – размер налога на единицу налогообложения.
Кривая Лаффера показывает, что в долгосрочной перспективе с увеличением налогов сокращаются поступления в бюджет государства.
Цена – денежная форма стоимости товара.
Функции цены:
-измерительная
-регулирующая
-социальная ( от неё зависит объём и структура потребления)
Определение минимальной оплаты труда ( МРОТ)
Должна соответствовать прожиточному минимуму.
Прожиточный минимум – минимум, за пределами которого не обеспечивается потребление по минимально допустимым нормам для поддержания жизнедеятельности стандартной семьи.
Потребитель – лицо, имеющее намерение заказать, приобрести товары и услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Люди могут занимать разное положение в экономике: быть рабочими, предпринимателями, фермерами или лицами свободных профессий, но все они — потребители. В гл.1 отмечалось, что само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.
Причины неравного распределения доходов:
- различия в производительности труда
-различия в возможностях
-имущественные различия
-образовательный уровень
-удача, связи
Трансферты – безвозмездные субсидии государства, направленный на поддержание семей с низким уровнем дохода, осуществляемые за счёт госбюджета ( пенсии, пособия по безработице и др.)
Уровень жизни – мера обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными
благами и степень их удовлетворения.
Уровень жизни = ВНП / на душу населения.
Черта бедности – официально установленный минимальный уровень доходов на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей в одежде, обуви, жилье. Люди, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных.
Госбюджет – роспись доход и расходов.
Доходы:
- Налоги
- Неналоговые поступления
- Заимствования
Расходы:
- Затраты на соц.сферу
- Затраты на хозяйственные нужды
- Административно-управленческие расходы
- Оборона и внешняя политика
- Платы по государственному долгу
ГБ утверждается парламентом, а исполняется правительством.
Доходы = расходы – сбалансированный бюджет
Доходы > расходов – положительное сальдо или профицит бюджета
Доходы < расходов – отрицательное сальдо или дефицит бюджета.
Госдолг – общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным по ним процентам.
Виды госдолга:
- Внутренний ( перед своим населением)
- Внешний
Способы погашения госдолга:
1. Эмиссия – выпуск в обращение дополнительных денег ( инфляционный)
2. Сокращение бюджетных расходов ( неинфляционный)
3. Привлечение дополнительных источников ( неинфляционный)
4. Одалживание денег ( инфляционный).
Фирма в экономике.
Фирма – это коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических
ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.
Ресурсы- имеющиеся у общества возможности для производства благ и
удовлетворения потребностей.
Факторы производства - ресурсы вовлеченные в производство.
Виды факторов производства:
1. труд ( зарплата)
2. земля ( рента) Рента- плата за использование земли
3. капитал ( процентные платежи). К капиталу относятся станки, оборудование, здания. Основной капитал – здания, станки, оборудование. Оборотный капитал – сырьё, материалы, энергетические ресурсы.
4. Предпринимательские способности ( прибыль).
5. информация
Издержки производства – это затраты производителя ( владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издержки (фирмы) – это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов( трудовых, материальных, энергетических и др.) , чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Эти выплаты делятся на внутренние и внешние.
Внутренние ( или неявные) издержки – это затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы. Например, помещение, в котором располагается фирма, является собственностью её владельца; владелец фирмы использует собственный труд в качестве управляющего. ( Но, собственное помещение могло бы быть сдано в аренду и и приносило бы прибыль и т.д.)
Внешние издержки – это оплата факторов производства, не являющихся собственностью владельца фирмы. Внешние издержки очевидны и отражаются в бухгалтерских документах, поэтому их называют бухгалтерскими или явными издержками.
Различия между экономическими и бухгалтерскими издержками неизбежно приводят и к различному определению прибыли.
Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой и
экономическими издержками. ( внутренние + внешние)
Бухгалтерская прибыль – это разница между общей прибылью и бухгалтерскими
издержками.( т.е. внешними)
Издержки производства:
1. Постоянные издержки 2. Переменные издержки
Постоянные издержки – это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции. ( арендная плата за помещение, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)
Амортизация – уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа по мере их использования в процессе производственного использования) Для возмещения износа зданий, оборудования, транспортных средств, фирма делает амортизационные отчисления, которые направляются на ремонт или приобретение новых средств труда.
Переменные издержки – это часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции ( приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т.п.)
Рентабельность ( эффективность) производства = прибыль : затраты
Налоги – определённая сумма денег, которую необходимо безвозмездно уплатить
государству.
Виды налогов( по характеру налогового изъятия) | |
Прямые - налоги ,взимаемые непосредственно с какого-либо дохода или имущества в установленном размере. ( платит производитель ) | Косвенные - налоги на продажи товаров и услуг в виде надбавок к из цене. ( платит потребитель) |
1. Подоходный налог 2.Налог на прибыль 3.Налог на имущество. 4. Налог на доходы от капитала. 5. Транспортный налог 6. Земельный налог | 1. Налог с продаж 2.Таможенная пошлина 3. Акцизы ( товары, имеющие высокий устойчивый спрос) 4 Налог на добавленную стоимость (НДС) 5. Экологический налог. |
Со всех основных доходов в российской Федерации установлена единая ставка – 13 %.Уплата налогов – одна из конституционных обязанностей граждан.
Налоги , уплачиваемые предприятиями:
1. Налог на прибыль 5. Обязательное медицинское страхование и др.
2. НДС 6. Коммунальные платежи
3. Пенсионный 7. Налог на имущество
4. Социального страхования
ТРУД
Труд – использование человеческого времени, энергии и способностей для производства и распределения товаров и услуг.
Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая способностью и возможностью участвовать в трудовой деятельности.
Экономически активное население – часть населения, проявляющая трудовую активность.
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.
Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход.
Факторы, определяющие спрос на труд:
-степень насыщенности спроса на отдельные товары
- производительность труда
-использование современных технологий
-состояние экономики
-спрос на потребительские товары.
Факторы изменения спроса на труд:
-технический прогресс
-изменение цен на другие ресурсы ( изменились цены на машины, которые заменяют труд человека)
-структурные сдвиги в экономике ( быстрое распространение компьютеров, программист- престижная работа)
Факторы, определяющие предложение труда:
-численность населения
-численность экономически активного населения
-уровень квалификации
-уровень зарплаты
-социальная и налоговая политика государства
Равновесная цена труда – совпадение количества людей, готовых заняться профессией и количества
рабочих мест.
Виды труда:
- Физический - Умственный
- Простой - Сложный
- Производительный - Непроизводительный
- Квалифицированный - Неквалифицированный
Работа – использование человеческой энергии, времени и способностей для производства товаров и услуг с ожиданием эквивалентной компенсации.
Зарплата – цена за труд.
Виды зарплаты :
- Повременная
- Сдельная
- Номинальная ( сумма денег за работу)
- Реальная ( количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату)
Безработица – наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих
её.
Виды безработицы:
Фрикционная – незанятость , возникающая из-за того, что работнику, уволенному со своего предприятия
или покинувшему его по своей воле , требуется некоторое время для того, чтобы найти
новое рабочее место.
Структурная – форма безработицы, обусловленная изменениями структуры производства, когда в
результате научно-технического прогресса вытесняются одни отрасли и появляются
другие.
Циклическая – характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.
Сезонная – возникает из-за того, что некоторые виды работ могут осуществляться только в
определённый период года.
Скрытая – переход на сокращённый режим работы. ( работник дает согласие из-за невозможности другого
трудоустройства)
Фрикционная + структурная = естественная безработица или полная занятость.
Уровень безработицы = Общая численность безработных / численность экономически активного населения х100%.
Увеличение числа рабочей силы при неизменном числе безработных приведёт к понижению уровня безработицы.
Последствия безработицы:
- недоиспользование экономического потенциала общества
-понижение уровня жизни населения
-потеря работником профессиональных навыков.
Ловушка бедности – ситуация, при которой безработный, получающий пособие по безработице, прекращает поиски работы, так как возможная зарплата меньше пособия по безработице.
Пособие: первые три месяца 75%, последующие четыре- 65 %, затем – 45%. Платится не больше 12 месяцев.
Государственная политика в области занятости.
Активная политика | Пассивная политика |
- информация о рынке труда - содействие в трудоустройстве - профессиональное обеспечение безработных - общественные работы и организация временной занятости подростков. | - меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости. |
Маркетинг
Маркетинг – предпринимательская деятельность от того момента, как товар произведён до того, как товар попал к потребителю.
Этапы маркетингового исследования:
1. Изучение внешней среды ( политическая стабильность, степень благоприятности национального законодательства в предпринимательской деятельности, состояние финансовой системы, жёсткость стандартов, состояние финансовой структуры, культурные традиции, географическое положение, климатические условия).
2. Определение сегментации рынка. Сегмент рынка – группа потребителей с однотипной реакцией на товары. Согласно закону Парето или закону 20 на 80, 20 % покупателей приобретают 80% конкретного товара. Задача – вычислить эти 80%.
3. Разработка продукта. Продукт- то, что предложено потребителю. Продукт включает в себя:
А) собственно продукт – эксплутационно-технические характеристики
Б)окружение продукта – устойчивость поставки, послепродажный сервис, цена, дизайн, удобство приобретения, качество.
Согласно закону 20 на 80, на производство собственно продукта тратится 80% средств, а на окружение – 20%, но желание при покупке на 80% вызывается окружением и только на 20% собственно продуктом. Каждый продукт находится на рынке только определённое время.
Установление цены продукта.
Повышение прибыли возможно:
- повышение цены при постоянных издержках
-уменьшение издержек при постоянной цене
-уменьшение цены и издержек
-увеличение скорости оборота капитала - воздействие на потребителя.
Критерием эффективности маркетинга является рыночная доля.
Рыночная доля – доля продаж определённого продукта данной фирмы в общем объёме продаж этого продукта на рынке.
Мировое хозяйство и национальная экономика
Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных системой международных экономических отношений.
В основе мирового хозяйства лежит международное разделение труда ( МРТ).
МРТ – специализация отдельных стран на производстве определённого вида товаров и услуг, которыми страны обмениваются между собой.
Предпосылки специализации
1. природные условия страны
2. уровень экономического и научно – технического развития
3. сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров. ( Бразилия- кофе, Франция – косметика).
Тенденции в развитии мирового хозяйства:
1. Международная экономическая интеграция ( ЕС)
2. Транснационализация, выражающаяся в создании транснациональных корпораций ( ТНК).
ТНК – предприятие, имеющее дочерние фирмы за рубежом.
Формы международного экономического сотрудничества: международная торговля
А) экспорт ( это товары и услуги, которые вывозятся за границу с целью продажи на мировом рынке)
Б) импорт ( это товары и услуги. которые ввозятся в страну с целью их продажи на внутреннем рынке )
Сальдо торгового баланса – разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый
период.
Абсолютное преимущество в международной торговле – когда страна при тех же затратах производит больше, чем другие страны
Сравнительное преимущество – когда страна производит столько же, сколько и другие страны, но при меньших издержках.
Меркантилизм – вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны, с целью увеличения её военно-политической мощи.
Протекционизм – покровительство государства своей экономике. Является составной частью политики меркантилизма.
Методы протекционизма:
- тарифные ( таможенные пошлины)
а) таможенные тарифы на импорт – это пошлины на импортныё товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства.
б) экспотрный тариф – это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложении я на внутреннем рынке особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня.
-нетарифные
а) установление квот ( квотирование) - колличественные ограничения ввоза или вывоза определённого товара.;
б) эмбарго- запрет ввоза или вывоза, установленный государством полный запрет торговли с какой либо другой страной ( 1962 г. – США объявили Кубе полное эмбарго, авг. 2012 г. – эмбарго США и ЕС против Ирака ( экспорт нефти);
в) демпинг – продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутренних).
ВТО ( Всемирная торговая организация)- регулирует правила международной торговли с 1995 года. Россия вошла 24.08.2012 г.
1. кооперация производства ( совместные предприятия)
2 .обмен в области науки и техники
3. движение капиталов и зарубежных инвестиций
4 .миграция рабочей силы
5 .валютно-кредитные отношения.
Степень вовлечённости в мировое хозяйство определяется соотношением стоимости экспорта к стоимости национального продукта.
Европейский союз - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок,гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные тесты по обществознанию по разделу "Экономика"
Эти задания можно использовать на уроке по обществознанию в 8 классе,а также для подготовки к ГИА по обществознанию....
Экономические задачи к разделам Экономики 10 класса к учебнику Липсица (3 уровня сложности)
Публикация содержит задачи ко всем разделам предмета Экономика по 3 уровням сложности...
конспект к разделу Экономика
подробный материал по теме для подготовки к ЕГЭ...
Диктант по обществознанию по разделу: «Экономика». ( Часть 1).
Данная работа может быть использована как блиц-опрос по разделу "Экономика"...
Диктант по обществознанию по разделу: «Экономика». (Часть 2).
Данная работа может быть использована для контроля знаний по разделу "Экономика"...
Основные положения раздела "Экономика"
В данной таблице указаны основные темы раздела, а также термины и понятия, необходимые для успешного освоения материала. Перпечислены знания и умения, которые должны быть усвоены. Та...
Презентация раздела экономики "Что изучает экономика"
разработка уроков...