конспект к разделу Экономика
план-конспект урока обществознания (11 класс) по теме
подробный материал по теме для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_k_razdelu_ekonomika.docx | 53.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ тема « Экономика»
Роль экономики в жизни общества:
- обеспечивает людей товарами;
- является фундаментом общества (общество может существовать только благодаря развитию производства);
- 2является основой научно-технического прогресса (в процессе решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения).
Экономика – это хозяйство страны; рационально организованная деятельность людей, направленная на создание товаров и услуг, их распределение, обмен и потребление.
Основой экономики является производство – процесс создания материальных благ для удовлетворения потребностей людей.
Основы производства:
Рабочая сила (труд человека);
Предметы труда (то, из чего де-лаются товары: дерево, металлы и др.);
Средства труда (то, с помощью чего делаются товары: орудия труда, механизмы, компьютерные программы).
Предметы труда + средства труда образуют вместе средства производства.
Средства производства +рабочая сила образуют производительные силы общества.
Производственные отношения – отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.
Производство подразделяется на:
- материальное производство (изготовление материальных благ, вещей);
- нематериальное производство (оказание услуг, выполнение работ, создание духовных ценностей).
Производство может быть:
- экстенсивное (за счет расширения производственных площадей, используемых ресурсов);
интенсивное (за счет освоения новой техники, усовершенствования технологии
Ресурсы – деньги, земля, природные запасы, рабочая сила, знания – всё то, что необходимо для производства товаров и услуг.
Проблема распределения ограниченных ресурсов и проблема выбора рождает три главных вопроса экономики.
- Что производить? (какие товары и услуги предложить потребителю).
- Как производить? (какими способами получить результат).
- Для кого производить? (кто сможет приобрести произведенные товары)
Факторы производства – это основные группы ресурсов, используемых в процессе производства:
- Земля – Природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, лес, вода, воздух, растительный и животный мир и др.).
- Труд – Трудовые ресурсы (рабочая сила, способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников).
- Капитал – Материально-технические ресурсы (средства производства: машины, станки, оборудование, здания, сооружения и др.) и Финансовые ресурсы (деньги, золото и др.).
выделяют 4 основных типа экономических систем (способа организации экономической жизни).
Экономические системы:
- Традиционная (Земля и капитал находятся в общем владении, а ресурсы распределяются в соответствии с традициями. Эту систему еще называют «натуральное хозяйство»)
- Командная Капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ресурсов осуществляется по команде (плану) центральных органов управления.
- Смешанная (Капитал и земля находятся в частной собственности, хотя на часть ресурсов имеется ограниченная государственная собственность. Распределение ресурсов осуществляется как рынком, так и при участии государства.)
- Рыночная (Капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц (частной собственности), а ресурсы распределяются с помощью рынка (рыночных механизмов).
Научно-техническая революция – скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве
Потребители – это граждане и организации, которые покупают и используют товары и услуги.
Производитель – это тот, кто создает товары и услуги.
Товар – это любой продукт, который можно продавать и покупать.
Услуги – это полезная деятельность, выполненная за деньги (напр., поездка в транспорте, стрижка в парикмахерской, ремонт часов, показ фильма в кинотеатре).
Деньги – это средство, с помощью которого производится обмен товарами, измеряется ценность товаров.
Функции денег:
- Средство обращения (играют роль посредника при обмене).
- Мера стоимости (играют роль счетной единицы – общепринятого измерителя, позволяющего сравнивать яблоки с мебелью, услуги сантехника с услугами банкира).
- Средство накопления, сбережения (накопление денег для приобретения дорогостоящей покупки).
- Средство платежа (для выплат без обмена на товары: уплата налога, внесение арендной платы и др.).
Валюта – национальная денежная единица (напр., в России – рубль, в США – доллар, в Японии – йена).
Валютный курс – цена национальной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.
Инфляция – снижение покупательной способности денег, их обесценение.
Причины инфляции:
- повышение зарплат (напр., забастовка рабочих вынудила работодателя поднять зарплату, но повышения производительности труда не произошло);
- рост цен на энергию и сырье;
- выпуск необеспеченных денег;
- увеличение налогов.
Последствия инфляции:
- падение реальных доходов населения;
- увеличение текущего потребления и снижение сбережений;
- обострение социальных проблем (рост безработицы, снижение расходов госбюджета на социальные программы и др.);
Номинальный доход – доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учета уровня цен, инфляции.
Реальный доход – доход, исчисленный с учетом изменения уровня цен, инфляции.
РД = НД – Инфляция
Купить подешевле, а продать подороже – таков основной закон бизнеса.
Предложение – это желание производителя предложить данный товар к продаже.
Величина предложения – это количество товара, которое производители предлагают на продажу по данной цене и в данное время.
Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше этих товаров предлагает производитель и, чем ниже цена, тем меньше товаров будет предложено к продаже.
Маркетинг – наука, изучающая объем спроса и предложения, насыщенность рынка товаром.
Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта получают другой продукт или деньги.
Существует два вида обмена:
- Бартер (натуральный обмен) – обмен одного товара на другой товар без посредства денег.
- Торговля (товарно-денежный обмен) – обмен одного товара на другой товар посредством денег
Торговля – экономическая деятельность по обмену, купле-продаже товаров.
Формы торговли:
- оптовая (торговля крупными партиями товаров);
- розничная (продажа товаров поштучно):
Реклама – любая информация о продукте с целью его продажи.
Международная торговля включает в себя:
- импорт (ввоз) товаров, их приобретение в других странах;
- экспорт (вывоз) товаров, их реализация на внешнем рынке;
Общая сумма экспорта и импорта – внешнеторговый оборот (сальдо) с другими странами.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена.
Рынок предполагает наличие условий, благодаря которым продавцы и покупатели находят друг друга и заключают сделки.
Признаки рынка:
- Нерегулируемое предложение (производитель сам решает: что, как, сколько и для кого производить);
- Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет: что, где, как и сколько покупать);
- Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения).
Цена – количество денег, которое платится за единицу товара или услуги.
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.
Конкуренция – экономическая борьба, соперничество между производителями, продавцами за получение максимальной выгоды.
Монополия – ситуация, когда на рынке присутствует лишь один продавец определенного товара, что позволяет ему диктовать цены.
Олигополия – рынок, на котором господствует несколько (от трех до пяти) крупных фирм, производящих одинаковый товар.
Рыночная экономика
Признаки рыночной экономики:
- равноправие всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и др.
- цены рождаются из соотношения спроса и предложения (свободное ценообразование);
- свобода экономической деятельности, предпринимательства;
- конкуренция.
Банки – это специальные учреждения, сосредоточивающее в себе деньги и предоставляющее кредиты под проценты.
Функции банков (виды их деятельности):
- приём денежных вкладов;
- выдача кредитов и ссуд;
- выполнение перечислений денег и расчетов между клиентами;
- инвестиции в производство;
Особое место в банковской системе отводится Центральному Банку России (ЦБ). Он принадлежит государству.
Функции и полномочия ЦБ (Центрального банка)
- имеет монопольное право на эмиссию (выпуск) денег;
- осуществляет обмен валют, устанавливает официальные курсы валют;
- предоставляет кредиты коммерческим банкам;
- контролирует деятельность коммерческих банков и хранит их временно свободные резервные средства;
руководит всей кредитно-денежной системой страны
Вклады – это деньги, внесенные в банк под процент.
Страхование – способ уменьшения риска путем гарантирования возмещения возможных убытков пострадавшему.
Функции страхования:
- обеспечивает уверенность в завтрашнем дне;
- выступает стимулом для создания бизнеса, связанного с риском и неопределенностью;
- увеличивает инвестиции (вложения денег) в экономику и др.
Роли государства в экономике:
- Сохранение рыночной системы, поощрение и защита конкуренции (установление «правил игры», помощь в улаживании споров, ограничение монополии и др.).
- Защита прав собственности.
- Обеспечение свободы предпринимательской деятельности.
- Защита отечественных производителей и национальной экономической безопасности.
- Стимулирование экономического роста.
- Предотвращение спада производства и смягчение последствий экономических кризисов.
- Сокращение безработицы.
- Вмешательство в процесс распределения доходов в целях сглаживания экономического неравенства между людьми.
- Защита окружающей среды (экологический контроль, вынуждение предприятий устанавливать очистные сооружения и восстанавливать разрушенную экологию, наказание предприятий, загрязняющих природу).
- Поддержание общественных институтов (содержание и поддержка секторов общества, которые не могут существовать в сфере частного бизнеса: общественные школы и больницы, дороги, милиция, армия, незащищенные слои населения и др.).
Государство и рынок являются взаимодополняющими системами. Соотношение между саморегуляцией рынка и государственным регулированием экономики постоянно изменяется. Чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше вмешательство государства. Если экономика в кризисе, то роль правительства возрастает
Государственное регулирование экономики – система экономических, политических, правовых мер, с помощью которых государство воздействует на экономику с целью её развития, защиты.
Формы (способы) государственного регулирования экономики:
- Убеждение (например, правительство призывает бизнесменов не повышать цены в период кризиса, агитирует население покупать отечественные товары и т.д.).
- Принятие законов (например, принятие антимонопольного законодательства, государственного бюджета, законов по поддержке малого бизнеса, разработка гос. стандартов).
- Кредитно-денежная политика (регулирование денежного оборота в экономике, объёма денежной массы, условий выдачи кредитов бизнесу).
- Налоговая политика (например, государство с целью развития отечественного самолетостроения снижает налоги для заводов, производящих воздушные суда или с целью поддержки российского автопрома повышает пошлины для ввозимых иномарок).
- Перераспределение ресурсов (например, чтобы не разорялись фермеры, государство устанавливает высокие закупочные цены на молоко).
- Перераспределение доходов (например, через пособия безработным, одиноким матерям, компенсации пенсионерам, субсидии малоимущим, дотации на школьное питание, льготы на проезд в общественном транспорте и др.).
Налоги – это платежи, взимаемые государством с населения и предприятий.
Виды налогов:
- Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества.
Например, предприятия облагаются налогом на при- быль, а граждане уплачивают налог на доходы и налог на имущество.
- Косвенные налоги взимаются с продажи товаров и существуют в виде надбавок к цене.
Например, налог на добавленную стоимость – НДС, акцизы, таможенная пошлина и др.
Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя.
Кроме этого, налоги делятся на:
- федеральные налоги (поступают в Москву и расходуются на общегосударственные цели: финансирование армии, внешней политики, госаппарата, поддержка экономики, науки, вузов и др.);
- региональные налоги (поступают в региональный центр и расходуются на нужды региона: строительство дорог, финансирование больниц, школ и др.);
- местные налоги (поступают в распоряжение местных органов власти и расходуются на решение проблем города или села: уборка улиц, благоустройство дворов, содержание общественного транспорта, ремонт домов и др.).
Уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан.
Уклонение от уплаты налогов является уголовным преступлением и влечёт наказание вплоть до лишения свободы.
Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства на год.
Гос. бюджет утверждается парламентом (Федеральным Собранием), после чего приобретает силу закона.
Исполняется гос. бюджет правительством (через Министерство финансов, налоговую службу, федеральное казначейство).
Структура гос. бюджета:
- доходная часть (показывает, откуда поступают деньги в бюджет);
расходная часть (показывает на какие цели направляются эти деньги
Источники доходной части бюджета:
- налоги;
- государственные займы (государство одалживает деньги у граждан и фирм через продажу облигаций гос. займа);
- эмиссия (выпуск денег);
- займы у других стран и международных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и др.).
Все займы, которые делает правительство, составляют государственный долг.
- внутренний гос. долг – это займы, сделанные внутри страны;
внешний гос. долг – это займы, сделанные за пределами страны
Статьи расходной части бюджета:
- затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и др.);
- затраты на хозяйственные нужды (вложения в производство, осуществление гос. программ и др.);
- расходы на оборону и внешнюю политику;
- административно-управленческие расходы (содержание гос. органов);
- платежи по гос. долгу.
Бюджетная система России:
- федеральный бюджет (распространяется на всю страну);
- региональные бюджеты (действует только в отношении конкретного региона – например, Самарской области);
- местные бюджеты (городские, районные, сельские, поселковые).
Гос. бюджет может быть:
- сбалансированным (расходы равны доходам);
- дефицитным (расходы больше, чем доходы);
- профицитным (доходы больше, чем расходы).
Дефицит бюджета является государственным долгом.
Способы решения проблемы дефицита гос. бюджета:
- сокращение расходов бюджета;
- привлечение доп. источников;
- выпуск (эмиссия) необеспеченных денег;
- одалживание денег (у населения и банков внутри страны либо у иностранных государств и фондов).
Семейный бюджет – денежный план семьи, состоящий из её до-ходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).
Источники доходов семьи:
- заработная плата работающих членов семьи;
- социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия, льготы и др.);
- прибыль от предпринимательской деятельности;
- доходы от собственности (например, сдача в наём квартиры и т.п.);
- банковские проценты от денежного вклада;
- дивиденды (доход от акций – часть прибыли предприятия).
Основные расходы семьи:
- питание;
- одежда;
- квартплата;
- транспорт;
- дорогостоящие пред- меты длительного пользования (бытовая техника, мебель, автомобиль и др.);
- лечение;
- образование детей;
- отдых (кино, театр, туристические поездки и др.);
- платежи по кредиту.
Основные направления экономических реформ в России:
- Либерализация экономики.
Отмена многих запретов и ограничений, а также гос. контроля во всех сферах хозяйственной жизни (например, освобождение цен от гос. регулирования, свободная купля и продажа иностранной валюты и др.).
- Изменение отношений собственности.
- создание частного сектора через осуществление приватизации;
- формирование рыночных организаций, обслуживающих рыночную экономику (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж и др.);
- разработка нового экономического законодательства (Гражданского, Трудового, Земельного, Налогового кодексов).
- Демократизация экономики и создание конкурентной среды.
- демонополизация и поощрение конкуренции, формирование равных условий для всех участников экономической жизни;
- доступ на рынок иностранных конкурентов;
- поощрение малого бизнеса.
Экономический рост – это увеличение производства товаров и услуг, произведенных за год.
- Интенсивный путь:
- создание и применение новейших технологий и принципиально новой техники;
- повышение уровня образования и квалификации работников;
- улучшение организации труда, управления производством (эффективный менеджмент);
- устранение потерь ресурсов (сырья, топлива, энергии, рабочего времени и др.).
Инновация – это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью.
Инновационная экономика – тип экономики, основанной на инновациях, на технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции и самих технологий.
Предпринимательство (бизнес) – осуществляемая на свои деньги и свой риск деятельность, направленная на получение прибыли.
Субъекты предпринимательства:
- Физическое лицо – человек, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель;
- Юридическое лицо – фирмы, предприятия, организации.
Объекты предпринимательства:
- производственная деятельность (выпечка хлеба, шитье одежды и др.);
- оказание услуг (парикмахерские услуги, ремонт электроники, химчистка, пассажирские перевозки и др.);
- торговая деятельность (торговля продуктами, одеждой, мебелью, бытовой техникой и др.);
- операции с ценными бумагами (продажа и покупка акций предприятий и др.).
Бизнес бывает:
- производственным (напр., предприятия по производству автомобилей);
- торговым (напр., магазины);
финансовым (напр., банки) и др
Виды предпринимательства
- индивидуальный предприниматель (владеет и управляет бизнесом один человек – хозяин);
- товарищество (объединение двух и более собственников, которые вносят в предприятие свои средства, совместно ведут дела и делят прибыль);
- акционерное общество (собственниками являются владельцы акций предприятия, отвечающие по обязательствам АО только в пределах стоимости своих акций; акционеры имеют право на часть доходов АО, а некоторые – и на участие в управлении АО);
- кооператив (объединение граждан для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его участниками имущественных паевых взносов).
Издержки – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
Виды издержек (затрат):
- внешние (явные) – ресурсы, приобретаемые на стороне, у других фирм и граждан (сырье, детали, энергия, рабочая сила и др.);
- внутренние (неявные) – собственные ресурсы фирмы (помещения, оборудование, земля, деньги владельца фирмы и др.).
Издержки делят также на:
- постоянные – затраты, которые не меняются от изменения объема производимой продукции (содержание помещений, обслуживание оборудования, выплаты по ранее полученным кредитам и др.);
- переменные – затраты, которые зависят от объемов выпускаемой продукции (заработная плата, стоимость сырья, материалов, деталей, энергии и др.).
Доход – это денежная сумма, полученная от продажи товара. Доход ещё называют выручкой.
Прибыль – часть дохода, оставшаяся после возмещения издержек.
Прибыль = Доход – Издержки
(Чем меньше издержки, тем выше прибыль. Поэтому предприниматели стараются снижать затраты на производство товаров, в т.ч. внедряя новые технологии.
Если прибыль превышает издержки, то фирма является рентабельной.)
Рентабельность – прибыльность, доходность фирмы.
Рентабельность = Прибыль : Издержки
Главный финансовый документ фирмы – это ее бухгалтерский баланс.
Производительность труда – продуктивность деятельности людей, которая измеряется количеством продукции, произведенной одним работником за определённое время (час, день, месяц, год).
Заработная плата – денежное вознаграждение, которое предприятие выплачивает работникам за их труд.
Формы оплаты труда:
- повременная (работник получает зарплату за фактически отработанное время); сюда относится твёрдый оклад гос. служащих, врачей, учителей и др.;
- сдельная (оплата начисляется исходя из объёма произведенной работником продукции);
- дополнительная (премии, надбавки, часть прибыли предприятия и др.)
Виды безработицы:
- фрикционная (незанятость человека в период между последним увольнением и устройством на новую работу);
- структурная (порождается различиями в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынке труда различных профессий);
- циклическая (характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства);
- сезонная (возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года: в сельском хозяйстве, рыболовстве, строительстве и др.);
- скрытая (работник даёт согласие на неполный рабочий день или сокращенную рабочую неделю).
Последствия безработицы:
- общество вынуждено искать средства для поддержки безработных (пособия, средства на переподготовку и др.);
- сокращение спроса на товары (люди, не получающие зарплату, вынуждены покупать меньше товаров);
- обострение политической ситуации в стране (причина – озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свою семью);
- рост числа преступлений (которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...