Разработка урока обществознания в 6 классе по теме: "Семья"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Голубева Нина Александровна

Разработка урока обществознания в 6 классе по теме: "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_v_6_klasse_po_teme.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока обществознания в 6 классе по теме: "Семья"

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «СЕМЬЯ»

Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных с понятием семья, какие бывают семьи на основе системно-деятельностного подхода, выяснение причин создания семьи; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, отрывка из книги В. Белова «Лад», репродукции картины А.А. Пластова «Мама». Применение полученных знаний в жизни.

Задачи урока. В результате изучения темы ученики должны уметь:

давать определение понятию «семья»;

характеризовать различные виды семьи

проводить сравнительный анализ между семейным укладом прошлого и современными семьями

называть причины создания семьи

объяснять взаимоотношения семьи и государства

Ожидаемые результаты: В результате изучения темы ученики должны уметь:

давать определение понятию «семья»

характеризовать различные виды семьи

проводить сравнительный анализ между  семейным укладом  прошлого и современными семьями  

называть причины создания  семьи

объяснять взаимоотношения семьи  и государства

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: Работа с учебником, с документами (индивидуальная и коллективная).

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор для показа презентаций

План:

Что такое семья. Как она возникает? Какие бывают семьи?

Какими правами обладают несовершеннолетние дети? Каковы обязанности родителей?

Семья в прошлом и в настоящее время. Семья и государство.

Праздник: День семьи, любви и верности

Основы семейного благополучия («кирпичики» семьи)

Структура и ход урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:

- знакомы ли они с этим музыкальным произведением?;

- какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?

Далее учитель предлагает детям самостоятельно определить тему урока.

Дети узнают музыкальное произведение, называют событие:

- свадьба

- создание семьи

и подходят к ключевому слову – СЕМЬЯ.

убежденность в важности для общества семьи и брака

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений

На экране появляется первый слайд с названием темы «Семья».

Работа с названием и иллюстрацией:

-Объясните, почему семью называют ячейкой общества.

-Почему для оформления слайда я выбрала данную иллюстрацию (слайд2)

Но прежде обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (напечатано на раздатке объяснение слова ячейка)

Приложение 1

Работа над понятием семья(детям предлагается самостоятельно дать определение, что такое семья).

(слайд 3)

"Закончи пословицу"

(слайд 4)

Дети читают раздатку: ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:

«Что такое семья?»

«Семья – часть общества»

«Семья – ячейка общества»

Умение анализировать, владеть смысловым чтением, выделять главное

Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Этап выявления места и причин затруднения

Постановка проблемы: «Нужна ли человеку семья?» «Что семья дает человеку? Для чего люди создают семьи?»

Что является основой крепкой семьи?

А есть ли в нашей стране праздник, посвященный семейным отношениям? Когда его отмечают?

(слайд 5, 6)

Дети выдвигают свои версии.

- Человеку нужна семья!

- Не все люди создают семьи, значит, не всем она нужна.

- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.

- Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей.

- Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.

- Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сестрами…

-день семьи, любви и верности

Осознание важности семьи как высшей нравственной ценности

умение взаимодействовать в ходе выполнения работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

Формирование умения логически мыслить, приводить примеры

Этап построения проекта и выхода из затруднений

Сейчас, ребята я предлагаю вам практическое задание. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло?

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.

Да, семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди

Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни.

Издревле семьи были большие и дружные.

-Какие семьи были раньше?

Проверим наши ответы, всё ли мы назвали?

слайдах (7-9)?

Ответы детей

(поддержка, взаимопомощь)

Ответы детей на основе жизненного опыта: многодетные, полные, в семье живут бабушки и дедушки, в семье только одна мама и ребенок и т.д.

Обсуждение прочитанного и ответы учащихся

- однопоколенные

- двухпоколенные

-трехпоколенные

(учащиеся соотносят старые знания с новыми)

Освоение социальных норм

систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями

определение сущностных характеристик изучаемого объекта

Этап реализации проекта

Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства?

Учитель предлагает детям раздатки со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ.

Конституция РФ – ст. 38 (п.1 – 2)

Семейный кодекс РФ – ст. 54, 58, 60 и несколько статей из Конвенции о правах ребенка.

Приложение 1

Вспомните мультфильм «Золушка»

Какие права детей были нарушены в данных ситуациях?

Вы живете в семье, какие у вас есть права?

Сравните увиденное и услышанное с картиной А.А. Пластова «Мама» Какие чувства у вас возникают, когда вы рассматриваете эту картину?

В Конституции РФ записано, что семья находится под защитой государства. Государство принимает специальные законы, обеспечивающие возможность семье получить жилье, устроить ребенка в детский сад, дать детям бесплатное образование. Многодетным детям предоставляются льготы. Обеспечение материальной и социальной поддержки семей.

Отвечают на вопросы:

1. Право на жизнь.

2.Право воспитываться в семье, право на заботу.

3. Право на имущество.

4. Право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

На картине А.А. Пластова мы видим маму с двумя детьми.

Мама бережно и с любовью укладывает малыша, а девочка постарше с любопытством и осторожностью разглядывает новорожденного.

Все три фигуры написаны светлыми красками, на переднем плане.

Эта картина у нас вызывает чувства любви и заботы.

ценностные ориентиры, основанные на любви и уважении к матери

умение находить нужную социальную информацию в источнике, конкретизировать имеющиеся данные

объяснение изученных положений на конкретных примерах

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Семья в наше время и в прошлом, что-нибудь изменилось?

Дети читают отрывок из книги писателя В.Белова «Лад». (раздаточный материал приложение 2)

Что было основой семьи в прошлом?

Чему на ваш взгляд следовало бы поучиться и взять из семейного уклада прошлого?

Всегда ли семья строиться на взаимной любви и уважении?

Работа с репродукцией картины Пукирева «Неравный брак» Какой вывод вы можете сделать познакомившись с данной иллюстрацией?

Может ли современный закон защитить девушку от такого брака?

Отвечают на вопросы.

Доброта, терпимость и взаимное прощение обид. Всё это было принято в тех семьях, и хорошо бы было это перенять. А ругань, зависть и корысть считались грехом.

Ключевое слово – нравственный авторитет, которым пользовались главы семей-большухи.

Учащиеся отвечают:

- это 19 век, тогда браки часто заключались не по любви и согласию

Показывать роль и значимость семьи в жизни любого человека, т. е. то, что называют «семейные ценности».

Давать оценку событиям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме

Умение объяснять явления социальной действительности в контексте сложившихся реалий 

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель предлагает бумажные «кирпичики», на которых дети должны написать то благодаря чему в их понимании строятся и держатся семьи.

Домашнее задание:

составить генеалогическое древо своей семьи.

Дети записывают свои слова и по очереди прикрепляют их к доске, в конечном итоге будет построен дом из основополагающих «кирпичиков» семьи.

Возможные варианты ответов на «кирпичиках»:

любовь, взаимопомощь, привязанность, уважение, понимание, забота и т.д.

воспитание уважения к ценностям семьи

Владение основами самооценки

выполнение в повседневной жизни нравственных норм

Раздаточный материал:

Ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Конституция РФ

Статья 38

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Семейный кодекс РФ

Статья 54 Право ребенка жить и воспитываться в семье

Пункт 2. .Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Статья 58. Право ребенка на защиту

Пункт 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих)

Статья 60. Имущественные права ребенка

Пункт 3. Ребенок имеет право собственности … на имущество, полученное им в дар в порядке наследования…

Конвенция о правах ребенка

Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья…

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы…

Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

Василий Белов 
Лад: Очерки о народной эстетике. - М., 1982.

СЕМЬЯ. Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался обиженным судьбою и богом. Иметь семью и детей было так же необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. 

      Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или большуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю. 

      Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично невыгодны для любого члена семьи. 

      Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям по деревне, по волости, по уезду. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по английскому зыку по теме: "Семья и слава" для учащихся 10 класса

Данный материал содержит план урока и презентацию, которая используется учителем на разных этапах урока с различными целями: побуждение к высказыванию, снятие языковых трудностей, ключей для самопрове...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

Конспект урока по учебнику Кравченко А.И....

Проверочная работа по обществознанию 6 класса по теме "Семья.Семейное хозяйство"

Работа  проводится  после изучения  темы  "Семья.Семейное  хозяйство".Работа   составлена  на  основе   учебника  Л.Н.  Боголюбова...

Презентация по обществознанию 6 класс по теме "Семья"

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Семья". Изучение темы предположительно можно поделить на 2 урока....

Тест по обществознанию 5 класс по теме "Семья"

Практикум  по теме "Семья" в форме теста поможет выявить уровень знаний по данной теме...