Деятельность как способ существования человека.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания на II курсе
Тема: "Деятельность как способ существования людей".
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
метапредметных:
— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
предметных:
— владение понятиями «деятельность», «потребности»;
— целостное представление о структуре деятельности;
— понимание связей между сознанием и деятельностью;
— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
Задачи занятия:
1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
II. Место темы в системе учебных занятий
При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
III. Литература и оборудование
Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).
Оборудование
Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка Д/З
индивидуальный письменный опрос ( карточки)
- I-вариант Соотнеси понятие с определением:
1. мораль | Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. |
2.идеал | Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. |
3. ценности | Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. |
4. совесть | Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества. |
II- вариант Верны ли суждения?
- Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?
1) экономическую; 2) политическую; 3) социальную; 4) духовную.
- Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.( деятельность)
Изучение нового материала.
Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: ( слайд 3)
- Что такое деятельность?
- Каковы её составляющие? (структура деятельности)
- Виды деятельности.
Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).
1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование.( слайд 5)( записать в тетрадь).
Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?( Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды).
Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )
- Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
- Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
Вопросы:
- Каковы были цели помещика?
- Какие он выбрал средства для их достижения?
- Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)
2. Структура деятельности
- Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
- Действия.
- Средства.
- Результат.
Мотивы деятельности.( слайд 13)
Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.
- 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор; 3 рытье траншеи.
Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.
Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) ( слайд)14
Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)
Какие мотивы вы знаете?( слайд 15)
- потребности
- интерес
- Виды деятельности
Работа с учебником, ( пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.
Параметр сравнения | Вид деятельности |
Итоги урока
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.
- Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
В.Г.Белинский - Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
А.С. Макаренко - Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
Б. Шоу - Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
Ф.Н. Глинка
Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?
Рефлексия. Вопросы:
-Что я делал на уроке?
-Что узнал нового?
-Как я узнавал новое?
-Какой этап урока мне понравился?
Домашнее задание: пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-11092-1465471998.jpg)
Презентация урока обществознания. Тема:"Деятельность-способ существования человека".10 класс.
Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на базовом уровне....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-11092-1465471998.jpg)
Разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Деятельность - способ существования человека".
Урок является логическим продолжением серии уроков блока "Духовная культура". Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-128069-1353864353.jpg)
Деятельность - способ существования человека
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме: "Деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/20/picture-189787-1374334709.jpg)
урок обществознания в логике ИКТ для 10 кл. Деятельность как способ существования людей.
Урок в логике ИКТ. Приложения к уроку: обучающая презентация для учеников; демонстрационная для учителя....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-498378-1413365277.png)
Презентация к уроку обществознания "Деятельность как способ существования людей" 10 класс
Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/09/picture-1067600-1539104018.jpg)
Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-560718-1420785224.jpg)
Технологическая карта урока по теме "Деятельность как способ существования людей"
Технологическая карта урока " Деятельность как способ существования людей" , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова)...