Программы для учащихся ОВЗ.
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Данные рабочие программы разработаны и апробированы для учащихся с ОВЗ по истории, обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования (для 5-9 кл)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
на методическом совете Директор МБОУ
Протокол № 1 «Излучинская ОСШУИОП №1»
от 30 августа 2014 г __________ Н.А. Зеленская
Методист______ Т.Ф.Пушкарева Приказ №269 от 01.09.2014
Рассмотрено на МО истории
Протокол №1 от 29 августа 2014г.
Руководитель МО ______Бирук Л.П.
Рабочая программа
на 2014-2015учебный год
Предмет: обществознание 8 класс
Уровень: специальный (коррекционный)
Учитель: Бирук Людмила Петровна
Излучинск, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обществознание
для учащихся 8 -9 класса
по специальной (коррекционной) программе VIII вида
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 8 -9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М. Издательство «Владос», 2011 год, под редакцией В.В. Воронковой. Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
- Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанная ИКП РАО, 2009 г.
Курс «Обществознание» представляет собой один из рекомендованных вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта.
Цель программы: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Психологические особенности детей с ОВЗ: процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность, неустойчивость. Мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования .
II. Средства реализации целей и задач
Ведущим принципом разработанной системы планирования уроков является взаимосвязь речевых коррекционных и воспитательных задач, которые на каждом возрастном этапе реализуются в разнообразных сочетаниях. Постепенно материал каждой задачи усложняется, варьируется сочетаемость заданий, упражнений по коррекции ВПФ, их смена и взаимосвязь.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся. В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, упражнения практического характера, практические работы репродуктивного и творческого характера;
- Частично проблемно –поисковый;
- Презентации, видеофильмы с помощью мультимедийного оборудования;
- Экскурсии, предложенные в рабочей программе, дают возможность сформировать у учащихся представления о том, куда им следует обратиться при возникновении необходимости.
Преобладает фронтальная форма работы, имеет место индивидуальная, работа в парах, группах.
III. Место предмета в учебном плане
Данный курс обеспечен адаптированными текстами учебника «Ведение в обществознание», «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часов в год (1 час в неделю).
IV. Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности Граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти
Раздел I. Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел II. Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.
Раздел III. Посвящена основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
Раздел IV. В тематику раздела отдельно вносятся основы уголовного права и формирование у школьников с ограниченными возможностями интеллекта правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.
Календарно-тематическое планирование 8 класс- 35 ч. | ||||||||
№ | Дата план | Дата факт | Тема | Повторение | Словарь | Практические, работы, экскурсии |
Наглядность Оборудование ТСО
| Контрольные и диагностические материалы |
1 | 5.09 | Введение в обществознание |
| Обществоведение, общество, личность |
|
|
| |
2 | 12.09 | Гражданин. Гражданская позиция. |
| гражданство |
| Изображения символики РФ | Фронтальный опрос | |
Государство, право, мораль – 14 ч | ||||||||
Государство – 4 ч | ||||||||
3 | 19.09 | Функции государства. | Причины возникновения Киевской Руси, Московского государства | Государство, власть | Составление опорной таблицы: «Функции государства» | Таблица «Функции государства» | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
4 | 26.09 | Формы правления: монархия, республика. | Как назывались правители Руси в период с IX до н. XX в.? Какие государственные вопросы они решали? | Форма правления, монархия, республика, демократия | Составление сравнительной таблицы: «Формы правления» | Иллюстрация «Новгородское вече», таблица: «Формы правления», перфокарты | Уплотненный опрос
| |
5 | 3.10 | Правовое государство. Основные признаки и принципы . | Что такое гражданство и в чем оно выражается? | Гражданское общество, правовое государство, закон | Написание краткого конспекта
| Конституция РФ, подборка Федеральных законов: ТК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Семейный кодекс | Индивидуальная работа по карточкам по вопросу: «Государство» | |
6 | 10.10 | Политические партии. | Представители каких партий входят в состав Государственной думы РФ? | Политическая партия, многопартийность |
| Портреты лидеров партий, партийная символика | Фронтальный опрос | |
Право – 5 ч | ||||||||
7 | 17.10 | Роль права в жизни человека, общества, государства. | Чем обусловлено поведение людей, можно ли влиять на поведение? | Правило поведения, обычай, норма права | Составление опорной схемы: «Структура правовой нормы» | УК РФ, ГК РФ | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
8 | 24.10 | Право и закон. Отрасли права. | Что такое право и каковы его признаки? | Отрасль права | Составление опорной схемы «Отрасли права» | Схема «Отрасли права» | Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать связные ответы по опоре | |
9 | 31.10 | Правовая ответственность: административная и уголовная. | Какая отрасль права устанавливает преступность поступков человека, а какая регулирует отношения между органами власти и гражданами? | Уголовная ответственность, административная ответственность | Составление сравнительной таблицы: «Правовая ответственность». Анализ проблемных ситуаций | Таблица: «Правовая ответственность», УК РФ, КоАП РФ | Определение умений давать оценку ситуации
| |
10 | 14.11 | Правонарушение..Признаки преступления. | За какие поступки наступает уголовная ответственность? | Правонарушение, преступление, Уголовный кодекс РФ | Составление опорной схемы: «Состав преступления»
| Опорная схема: «Состав преступления»
| Фронтальный опрос | |
11 | 21.11 | Наказание. Презумпция невиновности. | Что такое преступление? | Презумпция невиновности | Изучение положений УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних | Конституция РФ, УК РФ | Индивидуальный письменный опрос по вопросу «назначение наказания» | |
Мораль – 4 ч | ||||||||
12 | 28.11 | Нормы морали. Функции морали в жизни человека и общества. | Беседа с учащимися о добре, зле, справедливости, о том, какие поступки они одобряют и какие осуждают. | Моральные нормы, нравы, этика |
|
| Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
13 | 5.12 | Моральная ответственность. | Какие поступки считают аморальными? | Аморальный поступок | Анализ рассказа (на усмотрение учителя) с целью оценки поступков главных героев |
| Определение уровня сформированности оценочных суждений | |
14 | 12.12 | Мораль - нравственная основа права. | Основные сведения о моральных нормах |
| Составление сравнительной таблицы «Нормы морали и нормы права» | Сравнительная таблица «Нормы морали и нормы права» |
| |
15 | 19.12 | Правовая культура. |
| Правовая культура | Написание краткого конспекта |
|
| |
16 | 26.12 | Урок обобщающего повторения по теме: «Государство, право, мораль» |
|
|
| Карточки для индивидуальной работы | Уплотненный опрос, тест по теме: «Государство, право, мораль» | |
Конституция Российской Федерации – 16 ч | ||||||||
17 | 16.01 | Конституция РФ - Основной Закон государства. | Когда в России отмечается День Конституции и каково значение этого праздника? | Конституция, референдум | Изучение структуры (оглавления) Конституции РФ | Конституция РФ | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
Основы конституционного строя – 4 ч. | ||||||||
18 | 23.01 | Статус Российской Федерации. Состав Российской Федерации. | Какие области, края, республики находятся на территории России? (работа с атласом) | Статус, федерация, суверенитет | Работа с текстом Конституции РФ (ст.ст.1, 5, 65) | Атласы, настенная карта | Фронтальный опрос | |
19 | 30.01 | Флаг, герб, гимн РФ. | Что является символом государства? | Герб, флаг (знамя), гимн |
| Изображения символики РФ, музыкальная запись гимна РФ, слова текста гимна | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | |
20 | 6.02 | Основные обязанности Российской Федерации. | В каком документе говорится об обязанностях нашего государства по отношению к гражданам? |
| Работа с текстом Конституции РФ (ст.ст.2,7) Написание краткого конспекта | Конституция РФ |
| |
21 | 13.02 | Конституция и федеральные законы. | Для чего существуют законы? | Федеральные законы |
| Конституция РФ, подборка Федеральных законов: ТК РФ, УК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, Семейный кодекс | Уплотненный опрос | |
Система государственной власти в РФ – 5 ч | ||||||||
22 | 20.02 | Законодательная власть РФ. |
| Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная Дума | Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме. Цель:определить сформированность умений давать связные ответы по опоре | |
23 | 27.02 | Исполнительная власть РФ. Институт президентства. | Кем и каким образом принимаются законы в нашей стране? | Президент, Правительство, Министерство | Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», портрет президента РФ, видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме
| |
24 | 6.03 | Судебная власть РФ. | По каким причинам граждане обращаются в суд?? | Правосудие, судебная система
| Поэтапное составление опорной схемы: «Государственное устройство РФ» | Схема: «Государственное устройство РФ», видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме | |
25 | 13.03 | Органы власти субъектов РФ. | Как называется область, в которой мы проживаем. | Губернатор, законодательный орган власти | Составление опорной схемы «Система органов власти Ярославской области» | Портрет губернатора | Фронтальный письменный опрос по карточкам
| |
26 | 20.03 | Органы местного самоуправления. | В каких случаях граждане обращаются в администрацию района? | Мэр, мэрия, территориальная администрация |
|
| Фронтальный опрос | |
27 | 3.04 | Избирательная система в РФ. | Принимают ли участие в выборах ваши родители? Как выглядят избирательные участки? | Избирательная система, избирательный участок, референдум, бюллетень | Решение кроссворда | Агитационные листы, видеоматериалы |
| |
Правоохранительные органы в РФ – 2 ч | ||||||||
28 | 10.04 | Структура и функции Органов внутренних дел. | В каких случаях граждане обращаются в милицию? | Органы внутренних дел, следственные органы | Поэтапное составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» | Опорная схема: «Правоохранительные органы», фотодокументы | Индивидуальный письменный опрос
| |
29 | 17.04 | Прокуратура РФ. Функции. |
| Прокуратура | Поэтапное составление опорной схемы: «Правоохранительные органы» | Опорная схема: «Правоохранительные органы», ФЗ «О прокуратуре РФ» | Уплотненный опрос | |
Гражданство Российской Федерации – 2 ч | ||||||||
30 | 24.04 | Способы принятия гражданства. | В чем выражается гражданство, какими правами обладает гражданин? | Гражданин, гражданство | Работа с текстом Конституции РФ (ст.6,61), ФЗ «О гражданстве» | Конституция РФ, ФЗ «О гражданстве» | Индивидуальный опрос с вызовом к доске | |
31 | 8.05 | Паспорт гражданина РФ. | В каком возрасте гражданин получает паспорт, какие сведения содержатся в этом документе? | Паспорт | Изучение извлечений из Положения о паспорте гражданина РФ; заполнение бланка заявления на получение паспорта | Экскурсия в Паспортный стол района
| Отслеживание уровня сформированности умений учащихся работать с бланками документов | |
32 -33 | 15.05 22.05 | Урок обобщения по теме: «Конституция Р Ф» Урок обобщения по теме: «Конституция Р Ф» |
|
|
| Карточки индивидуальной работы | Уплотненный опрос. Тест по теме: «Конституция Российской Федерации» | |
34-35 | 27.05 29.05 | Итоговое повторение Итоговое повторение |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа. | |
9 клаасс | ||||||||
1-2 |
| Повторение (цель: актуализация знаний, полученных учащимися в первый год обучения) |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта | |
Права и обязанности гражданина России – 30 ч | ||||||||
3 | Ответственность и обязанность государства перед гражданами | Какие обязанности несет государство перед гражданами? Защищает ли государство тех, кто не является его гражданами? | Обязанность государства | Анализ положений Конституции РФ (ст.2,7,8,15,17) на основе имеющихся знаний | Конституция РФ |
| ||
4 | Конституционные обязанности граждан | В чем заключается основная обязанность государства? Защите каких прав сейчас государство уделяет особое внимание? | Обязанность гражданина, налоги, налогоплательщик, военная служба | Работа с текстом Конституции (ст.17, 57-60). Составление памятки налогоплательщика | Конституция РФ, видеоматериалы | Фронтальный опрос | ||
5 | Основные конституционные права человека в Российской Федерации | Какими правами вы обладаете? | Права человека | Составление опорной схемы «Права человека»
| Опорная схема «Права человека», Конституция РФ, видеоматериалы | Индивидуальный опрос по опорной схеме | ||
Трудовое право – 5 ч | ||||||||
6 |
| Трудовые отношения. Порядок регулирования трудовых отношений | С какого возраста дети имеют право работать, нужно ли при этом спрашивать согласия у родителей? | Работник, работодатель, трудовые отношения | Составление опорного конспекта. Изучение положений Конституции РФ (ст.37) и основ Трудового кодекса РФ. | Конституция РФ, ТК РФ | Индивидуальный опрос по опорному конспекту
| |
7 | Заключение трудового договора. Прием на работу | Какая отрасль права устанавливает порядок отношений работодателей и работников, какой закон регулирует эти отношения? | Трудовой договор, приказ, испытательный срок | Составление заявления о приеме на работу | Экскурсия в отдел кадров предприятия
| Уплотненный опрос.
| ||
8 | Порядок расторжения трудового договора | Виды трудовых договоров | Увольнение
| Составление заявления об увольнении | ТК РФ | Контроль сформированности умений по составлению заявления | ||
9 | Рабочее время. Время отдыха | В каком документе стороны согласовывают режим работы? | Продолжительность рабочей недели, сменная работа, отпуск, календарные дни | Составление заявления о предоставлении отпуска | ТК РФ | Индивидуальная работа по карточкам | ||
10 | Дисциплина труда | Какой документ устанавливает правила поведения работника, какие это правила? | Дисциплина труда, дисциплинарное взыскание
| Составление объяснительной записки | ТК РФ | Контроль сформированности умений по составлению объяснительной записки. Тест по теме: «Трудовое право» | ||
11 | Право собственности. Способы возникновения. |
| Имущество, имущественные отношения, собственность | Составление опорной схемы на основе анализа Конституции РФ (ст. 35,36) и положений ГК РФ | Опорная схема «Возникновение права собственности» | Индивидуальный опрос по опорной схеме.
| ||
12 | Наследование. Процедура и способы наследования | Каким образом можно приобрести имущество в собственность? | Наследодатель, наследник, обязательная доля в наследстве, нотариус, нотариальная контора | Составление опорного конспекта | Опорная схема «Возникновение права собственности», карточки для индивидуальной работы | Уплотненный опрос | ||
13 | Договор. Способы защиты имущественных прав | Что такое право собственности? | Договор, иск, судебная защита | Анализ договора купли-продажи. Составление расписки в получении денег | Формы договоров: купли-продажи, дарения, | Фронтальный опрос. Контроль сформированности умений по составлению расписки | ||
14-15 | Правила обращения в суд (1 час – экскурсия) | С какой целью граждане обращаются в суд? | Государственная пошлина, исковое заявление, адвокат, юрист | Составление памятки | Экскурсия в районный суд либо судебный участок мирового судьи | Индивидуальная работа по карточкам | ||
16 | Имущественные права и ответственность несовершеннолетних |
| Имущественная ответственность, малолетний, законный представитель | Изучение положений ГК РФ по вопросу | ГК РФ, карточки для индивидуальной работы | Фронтальный письменный опрос по карточкам | ||
Семейное право – 5 ч | ||||||||
17 | Правовые основы семейно-брачных отношений |
| Семья, члены семьи, семейные правоотношения | Изучение положений Семейного кодекса РФ по вопросу | Семейный кодекс РФ | Фронтальный опрос | ||
18 | Брак. Порядок и условия заключения брака | Кто является участником семейно-брачных отношений? | Брак, брачный контракт, недействительный брак | Составление опорной схемы «Брак» | Семейный кодекс РФ, опорная схема «Брак»
| Уплотненный опрос | ||
19 | Порядок расторжения брака | Каков порядок регистрации брака, что такое фиктивный брак? | Алименты | Составление опорной схемы «Расторжение брака» | Опорная схема «Расторжение брака» | Уплотненный опрос | ||
20 | Этика семейных отношений | Какими правами обладают супруги, какие обязанности на них возлагает закон? | Взаимопомощь, взаимопонимание |
|
| Фронтальный опрос | ||
21 | Права ребенка |
|
| Ознакомление с Декларацией прав ребенка | Декларация прав ребенка | Заполнение анкеты. Тест по теме: «Семейное право» | ||
Социальные права человека – 4 ч | ||||||||
22 | Жилищное право. Общие положения. |
| Право на жилище, неприкосновенность | Анализ ст. 40 Конституции РФ Составление опорной схемы: «Осуществление права на жилище» | Конституция РФ ЖК РФ Опорная схема: «Осуществление права на жилище» | Индивидуальный опрос по опорной схеме | ||
23 | Способы приобретения жилищных прав | Какие жилищные права гарантирует государство? | Приватизация, договор найма жилого помещения |
| Экскурсия в орган исполнительной власти района | Фронтальный опрос | ||
24 | Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание | Что значит быть здоровым, от чего зависит состояние здоровья? | Страховой медицинский полис | Изучение Конституции РФ (ст. 41, 42) | Конституция РФ | Фронтальный опрос | ||
25 | Право на социальное обеспечение | С какого возраста граждане становятся пенсионерами, заботится ли о них государство? | Пенсионер, инвалид, пособие, минимальный размер оплаты труда | Составление таблицы «Формы социальной защиты граждан» | Видеоматериалы | Уплотненный опрос
| ||
26 | Политические права и свободы | Каким образом граждане принимают участие в управлении делами государства? | Избирательное право, гражданская служба, митинг, демонстрация | Анализ ст. 30-32 Конституции РФ
| Конституция РФ
| Уплотненный опрос
| ||
27 | Право человека на духовную свободу |
| Религия, свобода вероисповедания | Анализ ст. 28 Конституции РФ | Конституция РФ | Фронтальный опрос | ||
28 | Право на образование | В каких образовательных учреждениях у вас есть возможность продолжить обучение? | Образовательное учреждение | Анализ ст. 43 Конституции РФ | Конституция РФ, ФЗ «Об образовании» | Определение уровня знаний по вопросу в процессе беседы | ||
Реализация прав граждан – 3 ч | ||||||||
29 |
| Правоспособность. Дееспособность | Какими правами вы обладаете, какими правами обладают ваши родители? | Правоспособность, дееспособность | Поэтапное составление опорного конспекта по теме «Реализация прав граждан» | ГК РФ | Уплотненный опрос | |
30 | Эмансипация | Предусмотрено ли законом снижение брачного возраста, в каком законе об этом говорится? | Эмансипация | Поэтапное составление опорного конспекта по теме «Реализация прав граждан» | ГК РФ | Индивидуальный опрос по опорному конспекту | ||
31 | Равенство граждан перед законом и судом |
|
| Анализ ст.19 Конституции РФ |
| Фронтальный опрос | ||
32-33
| Урок обобщающего повторения |
|
|
|
| Уплотненный опрос. Тест по теме: «Права и обязанности гражданина России» | ||
34-35 | Повторение по курсу |
|
|
|
| Отслеживание уровня сформированности практических навыков: составления деловых бумаг, работа с текстом документа, использование опорной схемы, таблицы, конспекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...